Конспект индивидуального занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.
план-конспект по теме

Ирина Леонидовна Лакизо

 

 

  Цель занятия:

 формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

Достигалась с помощью следующих задач:

 

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  • развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  • формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  • развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
  • формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
  • совершенствование умения рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цвета (кр.,зел.,жел.)
  • воспитание интереса к совместной деятельности.

 

Занятие относится к 1-ой  ступени речевого развития ребенка , которая предполагает формировать вербализованные представления об окружающем мире дифференцированного восприятия предметов и явлений ,элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметов  становится базой для развития активной речи. Параллельно идёт формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития  общей, ручной, артикуляционной моторики.

Данное занятие с ребенком, имеющего в заключении МПК следующий диагноз:F.72., F.90., G.80.Органическое поражение ЦНС (синдром Агика).Врожденная аномалия гол.мозга,врожденная гидроцефалия,врожденная аномалия кистей и ступней,смешанный тетрапарез,грубая задержка психомоторного развития.

Логопедическое заключение:Стойкое нарушение речи системного характера обусловленное органическим поражением головного мозга и ЦНС.Дизартрия.

Ребенок посещает логопедические занятия 2 раза в неделю третий год. За этот период ребенок научился вступать в контакт со взрослыми,понимать и выполнять элементарные инструкции на слух,научился работать с мелкими деталями (мозайкой), складывает элементарный ряд, активный словарь более 5 слов (да,вот,нет,на,привет,пока) ещё 10 слов аморфные, знает 4 буквы(а,о,у,и);умеет механически считать до 5; различает 5 цветов (син.,зел.,кр.,жел,бел.).Различает понятия большой-маленький,тихо-громко,круглый-квадратный.Классифицирует предметы по размеру,цвету. Классифицирует  птиц - животных, овощи - фрукты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   индивидуального занятия с ребенком

 

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

 Задачи:

  1. развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  2. развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  3. формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  4. развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
  5. формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
  6. совершенствование умения рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цвета (кр.,зел.,жел.)
  7. воспитание интереса к совместной деятельности.

Оборудование:

Карточки для глоб.чтения (Ира, Гриша, привет, пока,стена,стол,стул,дверь);

Игрушка Чипполино

Массажный мячик

Игрушки-символы:  Лягушка, слон,змейка,лошадка,цветы (2)

Маски медведей (2)

Цветы

Корзина с цв.крышками

Сенсорная тропинка

Альбом, кисти, краски (желтая,красная,зеленная)

Предварительная работа

Приветствие ребенка в группе, приглашение его на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия.

Ход занятия:

1.Орг.момент.

Вырабатывать стереотип ритуальных действий на занятии:

Глобальное чтение (методика Г.Домана)

Чтение слов ( Привет,Гриша, Ира ) и определение своего места на занятии.

Приветствие игрушек. Обводка букв своего имени.

2. Введение в тему. Сообщение темы.

Вызвать  положительные эмоции  и интерес к предстоящей деятельности:

Садись поудобнее…

Мотивация на предстоящую деятельность 

-Раз,два, три! Слушай и смотри. Три,два,раз! Мы начнем сейчас.

- Сегодня на занятии мы отправимся в гости к Чипполино с которым будем играть в разные игры .А для начала выполним   гимнастики для рук и язычка.

3. Основная часть занятия.

        Логопедический массаж:

Массаж рук массажным мячом.

Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс  «Разминка» (по методике Крупенчук):

побудить ребенка к повтору  движений за взрослымза взрослым

Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдает, брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..

Молодец,Гриша! Чипполино очень понравилась наша разминка.

- А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.

Массаж лица и пассивная артик.гимнастика (по методике Крупенчук,Воробьевой)

  1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
  2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
  3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
  4. стимуляция проприоцептивных ощущений
  5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
  6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
  7. формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

5. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» (по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми  и дыхательными упражнениями.

- Но перед тем как отправиться играть, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:

-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).

Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок

отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.

Упр. «Слоник»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)

Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.

Упр. «Змейка».

Подражаю я змее с ней я буду наравне,

Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)

Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же  сел  на лошадку и поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:

Дыхательное упр-ние:

Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):

-Ах! – ах,

- Ох!- ох,

- Эх!- эх,

- Ух!- ух.

Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.

На этом  наша прогулка тоже окончена.

6.  Музыкальная пауза «Ладушки» (по методике Железновых).

7. А теперь  пойдем к Чипполино, он нас уже заждался:

 - Привет,Чипполино!

-Поздоровайся с Чипполино, скажи «привет».

Чипполино приготовил для тебя интересные задания, смотри:

  1. «Покажи, что шуршит?»

У Чипполино в коробочке лежат разные «шумелки» (газета, пакет, бумага). Чипполино будет шуршать, шелестеть, а ты угадывать, что это шуршало, согласен? Скажи «Да».

  1.  «Цветная тропинка слов и звукоподражаний» (выкладывание  заданного  цветового порядка  в сочетании со звукоподражанием),

Чипполино предлагает тебе выложить звуковую дорожку к следующему заданию. Вот корзинка с цветными крышками. Нам потребуются крышки только красного и желтого цветов. Вот такие (показываю крышки). Крышечки будут шагать друг за другом   вот так: красная-желтая-красная-…какая следующая, но прежде, чем  уложить крышечку на тропинку мы пропоем с тобой слово:

Ау.На.Дай.Мама.А-ня.О-ля.Та-та.Па-па.Тут.Спи.Иди.Пей.Там.Ля-ля.Ба-ба.

  1. Глобальное чтение.

Давай покажем Чипполино, как ты умеешь читать слова.

Слова:Стул.Стол.Стена.Мяч.

  1. Рисование красками «Яблоко».

Давай вместе с тобой нарисуем для Чипполино яблочко.Я нарисую желтое, а ты красное, а вместе нарисуем зеленое.

8. Заключительная часть. Подведение итогов.

Какие красивые яблочки у нас получились. Чипполино, какое тебе больше нравиться, выбирай. (Чипполино выбирает яблочко нарисованное ребенком, хвалит его , благодарит и прощается.)

Сегодня ты был с язычком на прогулке  в зоопарке. Ходил в гости к Чипполино.Т ебе понравилось, ты придёшь ещё?

А сейчас наше занятие окончено. Ты молодец! Давай прощаться с игрушками (словом и жестом).

Глоб.чтение слова «пока». Увод ребенка в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

как помочь  родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....

семинар-практикум с родителями "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях...

Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»

Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и  восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.  Развитие синтаксической...

Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»

Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...

Презентация "Игры и игровые приемы для развития артикуляционной и мелкой моторики"

В презентации представлены материалы для развития артикуляционной и мелкой моторики...


 

Комментарии

Ирина Леонидовна огромное спасибо за конспектВы конечно профессионал с большой буквы. Не могли бы Вы поделиться описанием массажа с мячом по методике Крупенчук. Заранее благодарна.

Ирина Леонидовна Лакизо

Суть в следующем: ребенку предлагается поиграть с массажным мячом-колючка, размером с детскую ладошку (не крупный и не мелкий) , посжимать сильно-сильно,пощипать, потрогать каждым пальчиком, покрутить каждый пальчик на мяче, покатать мячь по столу , прокатить по своим рукам (тыльной части ладони) сопровождая все стихотворным текстом и на начальном этапе прием "рука в руке", затем по показу совместное выполнение движений под сопроводительный текст логопеда, а затем уже ребенок сам выполняет все движения под стихотворное сопровождение и музыку.Классно, все ребятишки любят текстурные материалы, игрушки.Постараюсь закачать в группу эту книгу (для ознакомления).Выложила бы видео, но боюсь Астахов посадит.....

Ирина Леонидовна большое спасибо, в принципе всё понятно,но с книгой с удовольствием познакомлюсь. А видео это конечно - всё сразу расставит по своим местам.....