семинар-практикум с родителями "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"
материал на тему

Караванова Ирина Анатольевна

помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_prakt._3-4_goda.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г.Советский.

Семинар - практикум с родителями

 

«Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений»

Караванова И.А.

учитель-логопед

Цель: помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях.

Характеристика речи ребёнка на четвёртом году жизни

На четвёртом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это? Зачем? Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи.

Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов.

В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество» (К.И.Чуковский «От двух до пяти»). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка, колоток вместо молоток и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.

Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение.

На четвёртом году жизни ребёнок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить свистящие с, з в открытых слогах (собака, сумка), но в тоже время может опускать их в словах со стечением согласных (снег =нег, змей=мей). Звук ц заменяют на звук с (светы=цветы).

В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может говорить шипящие звуки(ш, ж, ч, щ). эти звуки он заменяет на более простые – свистящие (суба, сапка).

Звуки р, рь, л заменяет на ль или й (либа, лямпа, йыба) или вообще опускает их в речи.

Такое звуковое несовершенство объясняется возрастными и физиологическими особенностями.

Сложные по строению слова ребёнок произносит искажённо. Он либо переставляет слоги, либо опускает их, в этом возрасте это допускается. Слово пингвин могут сказать как пигин, самолёт как масалёт, автобус как атобус.

К пяти годам эти несовершенства должны исчезнуть.

Для полноценного развития речи ребёнка играет огромную роль речь взрослых. Речь людей, окружающих ребёнка должна быть грамотной, чистой в звуковом отношении.

Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идет в трёх направлениях:

  1. Развитие слухового восприятия.
  2. Развитие мышц артикуляционного аппарата.
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

  1. Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих.

Игры и упражнения, которые можно порекомендовать на развитие слухового восприятия и речевого слуха будут приучать ребенка слышать и дифференцировать разные звуки, отличать на слух одни звуки от других.

  1. Игра «Угадай, что я делаю?»

Ребенок отворачивается, закрывает глаза. Взрослый производит какие-либо действия. Это может быть и движение стула, шуршание газеты, стучание по столу и т.д.:  Ребенок должен назвать действие.

  1. Игра «Угадай, где звенит»

Взрослый заводит будильник или игрушку и прячет ее. А ребенок должен отгадать, откуда раздается звук, и найти будильник.

  1. Игра «Угадай, чья это песня»

Взрослый просит малыша внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (с-с-с) и как поет комарик (з-з-з). На каждую песенку дети могут выполнять соответствующие движения.

  1. Игра «Угадай, как стучит дятел»

Взрослый имитирует стук дятла (молоточком стучит по столу) – стучит то громко, то тихо. Ребенок должен сказать, где стучит дятел – близко или далеко.

  1. Игра «Угадай, какой идет дождь»

Вспомнить, как начинается дождь. Вначале медленно, а затем быстрее.

  1. Укрепление мышц языка направлены на улучшение его подвижности и на выработку умения придумывать ему нужную форму. Это достигается путем различных упражнений, которые взрослые предлагают ребенку. Это такие упражнения как «Часики», «Лопаточка», «Змея», «Качели», «Лошадка».

Правильность и отчетливость речи во многом зависят от того, насколько ребенок овладел произнесением отдельных звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Проводится она ежедневно, чтобы выработать у детей двигательные навыки, закреплять их. Лучше ее делать перед утренней зарядкой или перед завтраком или перед занятием в течение 3-5 минут. Детям предлагается не более 2-3 упражнений. Начинают с более простых, затем переходят к более сложным упражнениям. Из выполняемых 2х-3х упражнений новым может быть одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не желательно вводить новое, нужно – отрабатывать старые упражнения.

Гимнастика проводится в игровой форме, сидя, т.к. такое положение наиболее удобное. Дети должны хорошо видеть воспитателя. Воспитатель вначале рассказывает о выполнении упражнения, затем показывает его выполнение, затем дети выполняют упражнение. Оценивать детей нужно за старание выполнения.

При проведении артикуляционной гимнастики можно использовать картинки и художественное слово.

Показ артикуляционной гимнастики.

СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»

Толстые внуки приехали в гости

С ними худые  -  лишь кожа да кости

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Поцеловать они всех потянулись

Утром проснулись - в улыбочку губы

Чистили мы свои верхние зубы

Вправо и влево,  внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим

Губы сожмём мы,  и рот прополощем

И самоваром пыхтим,  что есть мочи

Блюдца поставим  -  положат блины нам

Дунем на блинчик – не в щёки, не мимо

Блинчик    с    вареньем малиновым вкусным (СЛИЖИ ВАРЕНЬЕ)

Чашки поставим, чтоб чаю налили

На нос подули – мы чай остудили

Чаю попили – никто не обижен  (ЧАШКА ВПЕРЁД_НАЗАД) 

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

Автор: Ольга Игоревна Крупенчук

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Для того, чтобы быстрее и лучше развивалась речь ребёнка нужно обязательно развивать мелкую моторику пальцев рук. Учёными доказано, что движения руки тесно связаны с речью. Двигательные центры и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом. Между ними происходить взаимодействие.

Существует много игр для развития пальцев рук. Это могут быть и простые игры, такие как, например, «зайчик», «коза», «колечко», так и более сложные «петушок», «собака» и другие.

Так же это могут быть и специально организованные игры.

  1. «Собери снеговика»
  2. «Найди вкладыш и вставь»
  3. «Выложи домик»
  4. «Выложи флажок»
  5. «Собери яйцо по цвету»
  6. «Найди, что спрятано в горохе»
  7. «Сделай зайчика»
  8. «Выложи геометрические фигуры»
  9. «Собери дерево»
  10.  «Собери бусы» (чередуя по размеру и цвету)
  11. «Выложи портфель»
  12. «Выложи машинку»
  13. «Сложи картинку»
  14. «Сделай фигуру из шнурка» ( солнышко, туча, колесо, груша)
  15. «Весёлые прищепки»

Логопед раздаёт родителям геометрические фигуры, в соответствии с которыми они находят своё задание, разложенное на столах. Предлагает прочитать и выполнить задание.

Игра «Передай игрушку и поделись, что нового и интересного узнал».

(высказывания родителей о проведённом мероприятии)

Собери и разбери медведя

Собери птицу

Разбери кофейные зёрнышки и горох

Застегни фрукты и овощи

Помоги ежику сделать запасы

Пришей пуговицу

Выложи узор

Собери пазл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.

Цель занятия: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.Достигалась с помощью следующих задач...

семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

как помочь  родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....

Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...

Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»

Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...

Эффективное применение мелкой моторики на формирование речевых навыков на разных возрастных этапах детей с ментальными нарушениями.

Актуальность. В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа - дети с ментальными нарушениями. Ментальные расстройства – тяжелое нар...

Презентация "Игры и игровые приемы для развития артикуляционной и мелкой моторики"

В презентации представлены материалы для развития артикуляционной и мелкой моторики...