Главные вкладки

    Уроки по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
    план-конспект на тему

    Курганская Ольга Андреевна
    Разработанные материалы предназначены для применения в работе с детьми имеющими тяжёлые нарушения слуха и речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия

    по РРС и ФП в 1-ом классе

    Тема: 1. В столовой. Текст-задача.

                2. Словесное ударение. Звуки: Э – И.

    Цель: 1. Развитие речевого слуха на речевом материале по теме «В столовой».

               2. Восприятие, различение и выполнение заданий по теме «В столовой».

               3. Формирование навыка соблюдать ударение по надстрочному знаку.

               4. Дифференциация звуков  Э – И на материале слогов, слов.

               5. Автоматизация звука С на материале слогов, слов.

               

    Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, буквы,

                картинки,  материал разговорно-обиходного характера.

    Конспект занятия.

       1. Организационный момент.

    Восприятие вопросов РОХ:

    – Как тебя зовут?

    – Как твоя фамилия?

    – Сколько тебе лет?

    Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно звуки: С, Э – И. 

    Будем учиться говорить слитно слоги и слова, будем отвечать на вопросы по теме «В столовой».

       

       2. Формирование произносительной стороны речи.

    1) Будем учиться правильно дышать. (реч.материал дыхательной гимнастики)

    2) Артикуляционная гимнастика.

         а) «Заборчик» (удерживание губ в улыбке, передние верхние и

              нижние зубы обнажены под счёт 5)

         б) «Дудочка» (вытягивание вперёд сомкнутых губ и удерживание

              под счёт 5)

         в) «Окошко» (спокойное открывание и закрывание рта, губы в

              положении улыбки под счёт 5)

    3) Будем учиться правильно говорить звуки: Э – И.

         а) Послушай. Покажи нужную строчку. Повтори.

                 э___ - и___ - э___            

                 и___ - э___ - и___                

                 э___ - и___ - и___            

         б) Прочитай. Послушай. Повтори.

                Ира – Эля                              это – имя                                                              

                экран – игра                          эхо – ива                                                                                                                

                игла – этаж                            поэт – носки                                             

       

       

                     

                                      Ива – это дерево.

    4) Будем учиться правильно говорить звук: С.

       

         а) Прочитай,

    Са-са-са        са́ни, оса́ 

    Со-со-со       со́м, сок

    Су-су-су       су́мка, суп

         

         б) Дополни предложение по картинке.

     

    Саша рисует                           .               Соня ест                     .

                                            (суп, самолёт)

       3. Развитие речевого слуха.

    В столовой.

    Дополни слова.

                                              таре́лтарелка 6вилка

                                              ло́ж

            качашка

                                               ви́лложка

                                               ча́ш

    Покажи и назови: 

    соль

    яйцо 1чай в стакане 2масло сливочное 1хлеб 3

    молоко 4

    супкаша

    сыр 5

    (суп, ка́ша, яйцо́, хлеб, ма́сло, сыр, соль, молоко́, чай,)

    Ответь на вопрос.

    - Ты любишь суп (чай)?

    - Я люблю́ (не люблю́) суп (чай).

       4. Итог урока.

    – Какие звуки повторяли?

    – Звуки: Э – И, С.

    – О чём мы говорили?

    – О столовой.

    Артикуляционная гимнастика.

         

         а) «Заборчик» (удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены под счёт 5)

         б) «Дудочка» (вытягивание вперёд сомкнутых губ и удерживание под счёт 5)

         в) «Окошко» (спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки под счёт 5)

    Послушай. Покажи нужную строчку. Повтори.

                 э___ - и___ - э___            

                 и___ - э___ - и___                

                 э___ - и___ - и___            

    Прочитай. Послушай. Повтори.

         Ира – Эля                            это – имя                                                              

       экран – игра                        эхо – ива                                                                                                                

       игла – этаж                          поэт – носки                                            

       

       

                     

                        Ива – это дерево.

    Прочитай,

    Са-са-са        са́ни, оса́ 

    Со-со-со       со́м, сок

    Су-су-су       су́мка, суп

    Дополни предложение по картинке.

    Саша рисует                    .      Соня ест               .  

                                  (суп, самолёт)

    Дополни слова.

    тарелка 6вилка

                                   таре́л

                                   ло́ж

            качашка

                                   ви́лложка

                                   ча́ш

    Покажи и назови: 

    соль

    чай в стакане 2масло сливочное 1хлеб 3яйцо 1

    молоко 4

    супкаша

    сыр 5

    (суп, ка́ша, яйцо́, хлеб, ма́сло, сыр, соль, молоко́, чай)

    Ответь на вопрос.

    - Ты любишь суп (чай)?

    - Я люблю́ (не люблю́) суп (чай).



    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия

    По РРС и ФП  в 3 классе.

    Тема:1. Голос. Звуки:  с – ш, б.

               2.Твоя учёба.

               3. Перелётные птицы.

    Цель:  – закрепление навыка говорить голосом громко и нормально;

                – дифференциация звуков с – ш;

                – коррекция и автоматизация звука б.

                – ведение диалога на тему «Твоя учёба»,

                – развитие речевого слуха

                – развитие коммуникативных навыков общения.

    Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, компьютер,

                картинки,  материал разговорно-обиходного характера.

    Конспект занятия.

       1. Организационный момент.

    Восприятие вопросов РОХ:

    – Какое сейчас время года? Сейчас осень.

    – Назови осенние месяцы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    – Какой сейчас месяц? Сейчас ноябрь.

    Сегодня на занятии мы будем  говорить правильно звуки: с, ш, б. 

    Будем говорить громким и нормальным голосом, будем отвечать на вопросы по теме «Твоя учёба», «Перелётные птицы».

       2. Формирование произносительной стороны речи.

    1) Послушай, какую строку я говорю. Повтори.

         – Какой слог я говорю громче?

    ПАпопупипэ

    паПОпупипэ

    папоПУпипэ

    папопуПИпэ

    папопупиПЭ

    2) Будем учиться правильно говорить звуки: с - ш.

         – Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.

                         С                 Ш

    D:\Школьное\стенды\фоноритмика\ш 2.jpg

    3) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.

    (спортивный костюм, шарф, шапка, свитер, носки, рубашка)

    –  Как всё это можно назвать, одним словом?  Одежда.

    4) Назови картинки. Положи их в корзины.

        В первую – со  звуком «С», во вторую – со звуком «Ш».

       

    *Речевые звуки   *Звуки – «двойняшки»  *Помести в корзины.

      Звуки «С», «Ш». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)

    5) Дополни предложение по картинке.

    C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Мои картинки и открытки\Наши картинки\Картинки алфавит\Л - Р\письмо 3.jpg

    Саша пишет                           бабушке.

    У Маши красивая                    .

                             (чашка, письмо)

    6) Будем правильно говорить звук: б.

        Прочитай слоги, слова, предложение.

    аба       кабан                                      абу         арбуз

    або      забор                                       абы        зубы

    Боря приехал на автобусе

    3. Развитие речевого слуха.

    Твоя учёба.

    Послушай вопрос и дай ответ.

    1) В каком классе ты учишься?

    –  Я учу́сь в третьем «Э» классе .

    Как ты учишься?

    –  Я учу́сь хорошо́ (не о́чень хорошо́, пло́хо).

    Какой урок ты любишь?

    –  Я люблю́ … . (математику, физкультуру, ритмику, развитие речи)

    Как зовут твоего учителя?

    – Галина Викторовна.

    Перелётные птицы.

    Покажи и назови: ласточка 5.jpg

    аист 3.jpgскворец 5.jpg

    лебедь.jpg

    гусь 4.jpg

    (ла́сточка, а́ист, гусь, скворе́ц, ле́бедь)

    Что едят птицы?

    - Пти́цы едя́т жуко́в, мух, червяко́в.

    Повтори: Ла́сточка, а́ист – перелётные пти́цы.

    Работа на голое ухо

    Послушай, повтори: аист, едят жуков, птицы, гусь, лебедь.

    4. Итог урока.

    – Какие звуки повторяли? – Звуки: Б, С – Ш.

    – О чём говорили? – Об учёбе. О перелётных птицах.

    Оценка за урок.

    КАРТОЧКИ К УРОКУ

    ____________________________________________________________

    1) Послушай, какой ряд я говорю. Повтори.

         – Какой слог я говорю громче?

                            ПАпопупипэ

                            паПОпупипэ

                            папоПУпипэ

                            папопуПИпэ

                            папопупиПЭ

    2) Будем правильно говорить звуки: с - ш.

         – Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.

                         С                 Ш

    D:\Школьное\стенды\фоноритмика\ш 2.jpg

    5) Дополни предложение по картинке.

    C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Мои картинки и открытки\Наши картинки\Картинки алфавит\Л - Р\письмо 3.jpg

    Са́ша пи́шет                           ба́бушке.

    У Ма́ши краси́вая                    .

                             (ча́шка, письмо́)

    3) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.

    (спорти́вный костю́м, шарф, ша́пка, сви́тер, носки́, руба́шка)

    –  Как всё это можно назвать, одним словом?  Оде́жда.

    4) Назови картинки. Положи их в корзины. В первую – со  звуком «С», во вторую – со звуком «Ш».

       

    *Речевые звуки   *Звуки – «двойняшки»  *Помести в корзины.

      Звуки «С», «Ш». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)

    6) Будем правильно говорить звук: б.

        Прочитай слоги, слова, предложение

    аба       кабан                                 абу         арбуз

    або       забор                                 абы        зубы

    Боря приехал на автобусе.

    Твоя учёба.

    Послушай вопрос и дай ответ.

    1) В каком классе ты учишься?

    –  Я учу́сь в тре́тьем «Э» кла́ссе .

    Как ты учишься?

    –  Я учу́сь хорошо́ (не о́чень хорошо́, пло́хо).

    Какой урок ты любишь?

    –  Я люблю́ … . (матема́тику, физкульту́ру, ри́тмику, разви́тие ре́чи)

    Как зовут твоего учителя?

    – Гали́на Ви́кторовна.

    Перелётные птицы

    Покажи и назови: ласточка 5.jpg

    аист 3.jpg

    скворец 5.jpg

    лебедь.jpg

    гусь 4.jpg

    (ла́сточка, а́ист, гусь, скворе́ц, ле́бедь)

    Что едят птицы?

    - Пти́цы едя́т жуко́в, мух, червяко́в.

    Повтори: Ла́сточка, а́ист – перелётные пти́цы.



    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия по РРС и ФП в 7 классе

    ФПСР  Тема:  Пауза. Логическое ударение.

    Цели: закреплять умение произносить речевой материал с соблюдением пауз в речи; тренировать произносить речевой материал с соблюдением логического ударения;

    Оборудование: пособие по произношению, карточки;

    Ход занятия.

    1. Звуки: Ч-С,СЬ  (Речевой м-л по авт-ии и деф-ии звуков с. 47)

        – Прочитай слова и предложения, чётко произноси звуки: Ч-С,СЬ

    2. Работа над  паузой.

       

        –  Прочитай предложения, соблюдая паузы    

       

        В я́сную пого́ду / до́мик на приго́рке бы́ло хорошо́ ви́дно. //

        К ве́черу / всё уже́ бы́ло покры́то сне́гом. //

        Дере́вья оде́лись в пуши́стые шу́бы. //  Прекра́сен лес зимо́й. //

    3. Работа над  логическим ударением.

        – Прочитай предложение, выделяя слово, на которое падает логическое

           ударение. (Кто купил тетрадь и ручку в магазине.?

                              Что сделала Лена в магазине?

                              Что купила Лена в магазине?

                               Где Лена купила тетрадь и ручку?)

       

    Лена купила тетрадь и ручку в магазине.

     

    РРС Тема: Чистота – залог здоровья. Мой друг.

    Цель: опознавание и распознавание слухо-зрительно и частично на слух материала по темам; закрепление коммуникативного общения;

    Оборудование: ЗУА инд. пользования; карточка с заданиями по теме;

    Ход занятия.

    1.Орг. момент, установка режима усиления.

    2. Восприятие вопросов РОХ:

       

     – Какое сейчас время года?

     – Назови зимние месяцы.

     – Какой сейчас месяц?

     – Какие праздники были в этом месяце? Назови их.

     – Какой месяц наступит после января?

     – Какой сейчас год?

    3. Работа по теме: «Чистота – залог здоровья»C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\1_225.jpg

        – Над какой темой мы работаем? C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\_________________518a163e9aa92.jpgC:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\80799437_foto_0133.jpgC:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\4a67fd1882ccf8d1f77f01855168be48_0x0_i5917181agof.jpg

        – Какие новые слова ты узнал?

           Ответь на вопросы.

        – Зачем нужно чистить зубы?

        – Чтобы зубы не портились и не болели.

        – Сколько раз в день нужно чистить зубы?

        – Два раза в день (Утром, после завтрака и вечером перед сном).

        – Сколько раз в день ты чистишь зубы? … … .

       

     Повтори: Раз в год нужно посещать стоматолога.

    C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\images (1).jpg

    C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\63963174_f809765e5f67.jpg

                                                                                 – Зачем нужно мыть руки?

                                                                                 – Чтобы они были чистыми. 

                                                                                 – Когда моют руки?  

                                                                                 – Перед едой, после прогулки, …

                                                                                 – Прочитай, как надо мыть руки.  

     4. Работа по теме «Мой друг».

         – Над какой темой мы работаем? Какие новые слова ты узнал?

    Ответь на вопросы.

        – С кем из класса ты дружишь?H:\Мои картинки\Картинки из инета\День Матери и дети\dkp2.jpg

        – Я дружу с …   .

        – У вас дружный класс?H:\Мои картинки\Картинки из инета\День Матери и дети\eyes_full_of_sunshine_by_emeraldiris.jpg

        – У нас дружный класс.

        – У тебя есть подруга дома?

        – Да, у меня есть подруга.

        – Опиши свою подругу:

     (Имя) … ро́ста.                                  (высо́кого, сре́днего, ни́зкого)

    У него́ (неё) … глаза.                        (си́ние, ка́рие, …)

    У (имя) … … во́лосы.                       (све́тлые, тёмные, чёрные; прямы́е,

                                                                 волни́стые, кудря́вые; дли́нные, коро́ткие)

    Он (она́) … .                                       (весёлый(ая), до́брый(ая), у́мный(ая), …)

    - Различение слов и фраз слухо-зрительно.

    5. Итог занятия. Оценка работы ученика.



    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия

    По РРС и ФП во 2 классе.

    Тема:1. Слитность. Звуки: о, с, л.

               2. Овощи и фрукты.

    Цель: 1.Работать над слитным произнесение слогов и слов; автоматизация

                  Звука о в слогах и словах; постановка звука с,  коррекция звука л.

              2. Развитие речевого слуха на речевом материале по теме «Овощи и

                  фрукты»

    Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, буквы,

                картинки,  материал разговорно-обиходного характера.

    Конспект занятия.

       1. Организационный момент.

    Восприятие вопросов РОХ:

    – Как тебя зовут?

    – Как твоя фамилия?

    Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно звуки: о, с, л. 

    Будем учиться говорить слитно слоги и слова, будем отвечать на вопросы по теме «Фрукты и овощи».

       2. Формирование произносительной стороны речи.

    1) Будем учиться правильно говорить звуки: о, с.

    – Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.

                         О                 С

    D:\Школьное\школьное\Разное\Разное\фоноритмика\о.jpg

    2) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.

    ом, сом, нос, сок)

    3) Будем учиться правильно говорить звук: л.

    Ла-ла-ла        лак, лапа,

    Ло-ло-ло       лом, лоб

    Лу-лу-лу       лук, луна

    4) Будем учиться правильно говорить звуки  з – с 

       

    *Речевые звуки   *Звуки – «двойняшки»  *Помести в домики.

      Звуки «С», «З». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)

       

    Зина посадила в саду  … .         мимозы

    Саша принёс ветку … .             розу

    4) Вспомни, как говорим безударный О в словах. Прочитай правило.

                                       Безударный О в словах говорим как А

    5) Прочитай слова, соблюдая правило орфоэпии.

        со̅ро́ка                            то̅по́р                              мо̅ло̅то́к

        ко̅за́                                о́блако̅                            со̅сна́

        сто̅ло́вая                        со̅ба́ка                            по̅да́ро̅к

        по̅мидо́р                         о̅ле́нь                              кро̅ва́ть

    облако%202

    молоток 1топор%203

    поросёнок

    сорока

    3. Развитие речевого слуха.

    Моя семья.

    Послушай вопрос и дай ответ.

    – Как зовут твою маму?семья 1

    – Мою маму зовут … .

    – Как зовут твоего папу?

    – Моего́ па́пу зову́т … .

    – У тебя есть бабушка?

    – У меня есть бабушка.

    –У меня́ есть де́душка?

    – У меня нет дедушки.

    –Как зовут твою сестру (твоего брата)?

    –Мою́ сестру́ (моего́ бра́та) зову́т … .

    –Кто старше: ты или брат (сестра)?

    –… ста́рше.

    –У вас большая или маленькая семья?

    –У нас … семья́.

    Работа на «голое» ухо.

    Послушай, повтори: бабушка, папу зовут, сестра, большая семья.

    4. Итог урока.

    – Какие звуки повторяли? – Звуки:О – Ё, С – З.

    – О чём говорили? –О семье.

    Оценка за урок.



    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия

    по РСВ и ОП в 4 классе

    Тема: 1. Уход за комнатными растениями.

                2. Голос. Звуки: з – с; ч. 

    Цель:  различение и опознавание речевого материала и

                 обогащение словарного запаса по теме «Уход за

                 комнатными растениями»;

                 развитие  навыков изменения силы голоса;

                 автоматизация звука ч на материале слов, фраз;

                 дифференциация звуков з – с в словах, фразах;

                 развитие слухового восприятия на рабочем расстоянии;

                 накопление активного и пассивного словаря.

    Ход урока

    1. Орг. Момент.

    Какое сейчас время года?

    – Сейчас осень.

    Назови осенние месяцы.

    – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Какое время года скоро наступит?

    – Скоро наступит зима.

                 

    2. Формирование произношения.

         1) Голос

    нормально               Ранним-рано поутру пастушок:

    громко                     «Ту-ру-ру-ру! Ту-ру-ру-ру!»

    нормально               А коровки в лад ему затянули:

    громко                     «М_у-м_у-м_у!  М_у-м_у-м_у_!

         2) Звуки: З – С  

    Прочитай слова. Правильно произноси звуки З и С.

    зонт – соль                         глаза – касса

    зубы – суп                          тазы – часы

    ваза – бусы                         резина – осина

    Дополни предложение.

    Света поставила … ввазу .

    Захар принёс резиновые … .

    (сапоги, розы)

         3) Звук Ч 

    Назови картинки. Правильно произноси звук Ч.

    (грач,  ча́йник, врач, ту́ча, черепа́ха, ключ)

    Придумай слова со звуком Ч 

    Ручка, черешня, …, … .

    Составь предложение из слов.

    кла́сса, о̅тли́чно̅, четвёрто̅г̅о̅, Де́во̅чки, танцу́ют.

    3. Материал  РОХ по теме «Уход за комнатными растениями».

    Какие растения называют комнатными?

    – Растения которые растут дома.

    Назови:

    (ка́ктус, традеска́нция, гера́нь, фиа́лка)

    Какие цветы есть в вашем классе?

    – В нашем классе есть кактус, традесканция, … .

    Как нужно ухаживать за цветами?

    - Цветы нужно поливать, мыть листья, рыхлить землю.

    Кто поливает цветы в вашем классе?

    – Воспитатель и дежурный.

    У тебя дома есть комнатные цветы?

    – Да, есть. (Нет).

    Послушай. Повтори. (на слух)

    Герань, кактус, фиалка. Цветы нужно поливать.

    4. Итог урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

    Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"Дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока: "Работа над рассказом Л.Н.То...

    презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

    Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"   Дифференциация звуков "Ш-Ж" на материале темы "Работа по картине Саврасова "Грачи прил...

    презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

    Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:" Дифференциация звуков "С-З" на материале темы:"работа по картине И.И. Левитана Золотая осень"...

    Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

    Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

    Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

    Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...

    Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

    Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....

    Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

    Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...