Уроки по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
план-конспект на тему

Курганская Ольга Андреевна
Разработанные материалы предназначены для применения в работе с детьми имеющими тяжёлые нарушения слуха и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

по РРС и ФП в 1-ом классе

Тема: 1. В столовой. Текст-задача.

            2. Словесное ударение. Звуки: Э – И.

Цель: 1. Развитие речевого слуха на речевом материале по теме «В столовой».

           2. Восприятие, различение и выполнение заданий по теме «В столовой».

           3. Формирование навыка соблюдать ударение по надстрочному знаку.

           4. Дифференциация звуков  Э – И на материале слогов, слов.

           5. Автоматизация звука С на материале слогов, слов.

           

Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, буквы,

            картинки,  материал разговорно-обиходного характера.

Конспект занятия.

   1. Организационный момент.

Восприятие вопросов РОХ:

– Как тебя зовут?

– Как твоя фамилия?

– Сколько тебе лет?

Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно звуки: С, Э – И. 

Будем учиться говорить слитно слоги и слова, будем отвечать на вопросы по теме «В столовой».

   

   2. Формирование произносительной стороны речи.

1) Будем учиться правильно дышать. (реч.материал дыхательной гимнастики)

2) Артикуляционная гимнастика.

     а) «Заборчик» (удерживание губ в улыбке, передние верхние и

          нижние зубы обнажены под счёт 5)

     б) «Дудочка» (вытягивание вперёд сомкнутых губ и удерживание

          под счёт 5)

     в) «Окошко» (спокойное открывание и закрывание рта, губы в

          положении улыбки под счёт 5)

3) Будем учиться правильно говорить звуки: Э – И.

     а) Послушай. Покажи нужную строчку. Повтори.

             э___ - и___ - э___            

             и___ - э___ - и___                

             э___ - и___ - и___            

     б) Прочитай. Послушай. Повтори.

            Ира – Эля                              это – имя                                                              

            экран – игра                          эхо – ива                                                                                                                

            игла – этаж                            поэт – носки                                             

   

   

                 

                                  Ива – это дерево.

4) Будем учиться правильно говорить звук: С.

   

     а) Прочитай,

Са-са-са        са́ни, оса́ 

Со-со-со       со́м, сок

Су-су-су       су́мка, суп

     

     б) Дополни предложение по картинке.

 

Саша рисует                           .               Соня ест                     .

                                        (суп, самолёт)

   3. Развитие речевого слуха.

В столовой.

Дополни слова.

                                          таре́лтарелка 6вилка

                                          ло́ж

        качашка

                                           ви́лложка

                                           ча́ш

Покажи и назови: 

соль

яйцо 1чай в стакане 2масло сливочное 1хлеб 3

молоко 4

супкаша

сыр 5

(суп, ка́ша, яйцо́, хлеб, ма́сло, сыр, соль, молоко́, чай,)

Ответь на вопрос.

- Ты любишь суп (чай)?

- Я люблю́ (не люблю́) суп (чай).

   4. Итог урока.

– Какие звуки повторяли?

– Звуки: Э – И, С.

– О чём мы говорили?

– О столовой.

Артикуляционная гимнастика.

     

     а) «Заборчик» (удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены под счёт 5)

     б) «Дудочка» (вытягивание вперёд сомкнутых губ и удерживание под счёт 5)

     в) «Окошко» (спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки под счёт 5)

Послушай. Покажи нужную строчку. Повтори.

             э___ - и___ - э___            

             и___ - э___ - и___                

             э___ - и___ - и___            

Прочитай. Послушай. Повтори.

     Ира – Эля                            это – имя                                                              

   экран – игра                        эхо – ива                                                                                                                

   игла – этаж                          поэт – носки                                            

   

   

                 

                    Ива – это дерево.

Прочитай,

Са-са-са        са́ни, оса́ 

Со-со-со       со́м, сок

Су-су-су       су́мка, суп

Дополни предложение по картинке.

Саша рисует                    .      Соня ест               .  

                              (суп, самолёт)

Дополни слова.

тарелка 6вилка

                               таре́л

                               ло́ж

        качашка

                               ви́лложка

                               ча́ш

Покажи и назови: 

соль

чай в стакане 2масло сливочное 1хлеб 3яйцо 1

молоко 4

супкаша

сыр 5

(суп, ка́ша, яйцо́, хлеб, ма́сло, сыр, соль, молоко́, чай)

Ответь на вопрос.

- Ты любишь суп (чай)?

- Я люблю́ (не люблю́) суп (чай).



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

По РРС и ФП  в 3 классе.

Тема:1. Голос. Звуки:  с – ш, б.

           2.Твоя учёба.

           3. Перелётные птицы.

Цель:  – закрепление навыка говорить голосом громко и нормально;

            – дифференциация звуков с – ш;

            – коррекция и автоматизация звука б.

            – ведение диалога на тему «Твоя учёба»,

            – развитие речевого слуха

            – развитие коммуникативных навыков общения.

Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, компьютер,

            картинки,  материал разговорно-обиходного характера.

Конспект занятия.

   1. Организационный момент.

Восприятие вопросов РОХ:

– Какое сейчас время года? Сейчас осень.

– Назови осенние месяцы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

– Какой сейчас месяц? Сейчас ноябрь.

Сегодня на занятии мы будем  говорить правильно звуки: с, ш, б. 

Будем говорить громким и нормальным голосом, будем отвечать на вопросы по теме «Твоя учёба», «Перелётные птицы».

   2. Формирование произносительной стороны речи.

1) Послушай, какую строку я говорю. Повтори.

     – Какой слог я говорю громче?

ПАпопупипэ

паПОпупипэ

папоПУпипэ

папопуПИпэ

папопупиПЭ

2) Будем учиться правильно говорить звуки: с - ш.

     – Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.

                     С                 Ш

D:\Школьное\стенды\фоноритмика\ш 2.jpg

3) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.

(спортивный костюм, шарф, шапка, свитер, носки, рубашка)

–  Как всё это можно назвать, одним словом?  Одежда.

4) Назови картинки. Положи их в корзины.

    В первую – со  звуком «С», во вторую – со звуком «Ш».

   

*Речевые звуки   *Звуки – «двойняшки»  *Помести в корзины.

  Звуки «С», «Ш». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)

5) Дополни предложение по картинке.

C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Мои картинки и открытки\Наши картинки\Картинки алфавит\Л - Р\письмо 3.jpg

Саша пишет                           бабушке.

У Маши красивая                    .

                         (чашка, письмо)

6) Будем правильно говорить звук: б.

    Прочитай слоги, слова, предложение.

аба       кабан                                      абу         арбуз

або      забор                                       абы        зубы

Боря приехал на автобусе

3. Развитие речевого слуха.

Твоя учёба.

Послушай вопрос и дай ответ.

1) В каком классе ты учишься?

–  Я учу́сь в третьем «Э» классе .

Как ты учишься?

–  Я учу́сь хорошо́ (не о́чень хорошо́, пло́хо).

Какой урок ты любишь?

–  Я люблю́ … . (математику, физкультуру, ритмику, развитие речи)

Как зовут твоего учителя?

– Галина Викторовна.

Перелётные птицы.

Покажи и назови: ласточка 5.jpg

аист 3.jpgскворец 5.jpg

лебедь.jpg

гусь 4.jpg

(ла́сточка, а́ист, гусь, скворе́ц, ле́бедь)

Что едят птицы?

- Пти́цы едя́т жуко́в, мух, червяко́в.

Повтори: Ла́сточка, а́ист – перелётные пти́цы.

Работа на голое ухо

Послушай, повтори: аист, едят жуков, птицы, гусь, лебедь.

4. Итог урока.

– Какие звуки повторяли? – Звуки: Б, С – Ш.

– О чём говорили? – Об учёбе. О перелётных птицах.

Оценка за урок.

КАРТОЧКИ К УРОКУ

____________________________________________________________

1) Послушай, какой ряд я говорю. Повтори.

     – Какой слог я говорю громче?

                        ПАпопупипэ

                        паПОпупипэ

                        папоПУпипэ

                        папопуПИпэ

                        папопупиПЭ

2) Будем правильно говорить звуки: с - ш.

     – Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.

                     С                 Ш

D:\Школьное\стенды\фоноритмика\ш 2.jpg

5) Дополни предложение по картинке.

C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Мои картинки и открытки\Наши картинки\Картинки алфавит\Л - Р\письмо 3.jpg

Са́ша пи́шет                           ба́бушке.

У Ма́ши краси́вая                    .

                         (ча́шка, письмо́)

3) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.

(спорти́вный костю́м, шарф, ша́пка, сви́тер, носки́, руба́шка)

–  Как всё это можно назвать, одним словом?  Оде́жда.

4) Назови картинки. Положи их в корзины. В первую – со  звуком «С», во вторую – со звуком «Ш».

   

*Речевые звуки   *Звуки – «двойняшки»  *Помести в корзины.

  Звуки «С», «Ш». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)

6) Будем правильно говорить звук: б.

    Прочитай слоги, слова, предложение

аба       кабан                                 абу         арбуз

або       забор                                 абы        зубы

Боря приехал на автобусе.

Твоя учёба.

Послушай вопрос и дай ответ.

1) В каком классе ты учишься?

–  Я учу́сь в тре́тьем «Э» кла́ссе .

Как ты учишься?

–  Я учу́сь хорошо́ (не о́чень хорошо́, пло́хо).

Какой урок ты любишь?

–  Я люблю́ … . (матема́тику, физкульту́ру, ри́тмику, разви́тие ре́чи)

Как зовут твоего учителя?

– Гали́на Ви́кторовна.

Перелётные птицы

Покажи и назови: ласточка 5.jpg

аист 3.jpg

скворец 5.jpg

лебедь.jpg

гусь 4.jpg

(ла́сточка, а́ист, гусь, скворе́ц, ле́бедь)

Что едят птицы?

- Пти́цы едя́т жуко́в, мух, червяко́в.

Повтори: Ла́сточка, а́ист – перелётные пти́цы.



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФП в 7 классе

ФПСР  Тема:  Пауза. Логическое ударение.

Цели: закреплять умение произносить речевой материал с соблюдением пауз в речи; тренировать произносить речевой материал с соблюдением логического ударения;

Оборудование: пособие по произношению, карточки;

Ход занятия.

1. Звуки: Ч-С,СЬ  (Речевой м-л по авт-ии и деф-ии звуков с. 47)

    – Прочитай слова и предложения, чётко произноси звуки: Ч-С,СЬ

2. Работа над  паузой.

   

    –  Прочитай предложения, соблюдая паузы    

   

    В я́сную пого́ду / до́мик на приго́рке бы́ло хорошо́ ви́дно. //

    К ве́черу / всё уже́ бы́ло покры́то сне́гом. //

    Дере́вья оде́лись в пуши́стые шу́бы. //  Прекра́сен лес зимо́й. //

3. Работа над  логическим ударением.

    – Прочитай предложение, выделяя слово, на которое падает логическое

       ударение. (Кто купил тетрадь и ручку в магазине.?

                          Что сделала Лена в магазине?

                          Что купила Лена в магазине?

                           Где Лена купила тетрадь и ручку?)

   

Лена купила тетрадь и ручку в магазине.

 

РРС Тема: Чистота – залог здоровья. Мой друг.

Цель: опознавание и распознавание слухо-зрительно и частично на слух материала по темам; закрепление коммуникативного общения;

Оборудование: ЗУА инд. пользования; карточка с заданиями по теме;

Ход занятия.

1.Орг. момент, установка режима усиления.

2. Восприятие вопросов РОХ:

   

 – Какое сейчас время года?

 – Назови зимние месяцы.

 – Какой сейчас месяц?

 – Какие праздники были в этом месяце? Назови их.

 – Какой месяц наступит после января?

 – Какой сейчас год?

3. Работа по теме: «Чистота – залог здоровья»C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\1_225.jpg

    – Над какой темой мы работаем? C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\_________________518a163e9aa92.jpgC:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\80799437_foto_0133.jpgC:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\4a67fd1882ccf8d1f77f01855168be48_0x0_i5917181agof.jpg

    – Какие новые слова ты узнал?

       Ответь на вопросы.

    – Зачем нужно чистить зубы?

    – Чтобы зубы не портились и не болели.

    – Сколько раз в день нужно чистить зубы?

    – Два раза в день (Утром, после завтрака и вечером перед сном).

    – Сколько раз в день ты чистишь зубы? … … .

   

 Повтори: Раз в год нужно посещать стоматолога.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\images (1).jpg

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\картинки разные\картинки январь 2014год\чистота - залог здоровья\63963174_f809765e5f67.jpg

                                                                             – Зачем нужно мыть руки?

                                                                             – Чтобы они были чистыми. 

                                                                             – Когда моют руки?  

                                                                             – Перед едой, после прогулки, …

                                                                             – Прочитай, как надо мыть руки.  

 4. Работа по теме «Мой друг».

     – Над какой темой мы работаем? Какие новые слова ты узнал?

Ответь на вопросы.

    – С кем из класса ты дружишь?H:\Мои картинки\Картинки из инета\День Матери и дети\dkp2.jpg

    – Я дружу с …   .

    – У вас дружный класс?H:\Мои картинки\Картинки из инета\День Матери и дети\eyes_full_of_sunshine_by_emeraldiris.jpg

    – У нас дружный класс.

    – У тебя есть подруга дома?

    – Да, у меня есть подруга.

    – Опиши свою подругу:

 (Имя) … ро́ста.                                  (высо́кого, сре́днего, ни́зкого)

У него́ (неё) … глаза.                        (си́ние, ка́рие, …)

У (имя) … … во́лосы.                       (све́тлые, тёмные, чёрные; прямы́е,

                                                             волни́стые, кудря́вые; дли́нные, коро́ткие)

Он (она́) … .                                       (весёлый(ая), до́брый(ая), у́мный(ая), …)

- Различение слов и фраз слухо-зрительно.

5. Итог занятия. Оценка работы ученика.



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

По РРС и ФП во 2 классе.

Тема:1. Слитность. Звуки: о, с, л.

           2. Овощи и фрукты.

Цель: 1.Работать над слитным произнесение слогов и слов; автоматизация

              Звука о в слогах и словах; постановка звука с,  коррекция звука л.

          2. Развитие речевого слуха на речевом материале по теме «Овощи и

              фрукты»

Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, зеркало, экран, буквы,

            картинки,  материал разговорно-обиходного характера.

Конспект занятия.

   1. Организационный момент.

Восприятие вопросов РОХ:

– Как тебя зовут?

– Как твоя фамилия?

Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно звуки: о, с, л. 

Будем учиться говорить слитно слоги и слова, будем отвечать на вопросы по теме «Фрукты и овощи».

   2. Формирование произносительной стороны речи.

1) Будем учиться правильно говорить звуки: о, с.

– Назови буквы. Произнеси звуки с элементами фоноритмики.

                     О                 С

D:\Школьное\школьное\Разное\Разное\фоноритмика\о.jpg

2) Послушай, Покажи нужную картинку. Повтори.

ом, сом, нос, сок)

3) Будем учиться правильно говорить звук: л.

Ла-ла-ла        лак, лапа,

Ло-ло-ло       лом, лоб

Лу-лу-лу       лук, луна

4) Будем учиться правильно говорить звуки  з – с 

   

*Речевые звуки   *Звуки – «двойняшки»  *Помести в домики.

  Звуки «С», «З». (Программа на компьютере «Учимся говорить»)

   

Зина посадила в саду  … .         мимозы

Саша принёс ветку … .             розу

4) Вспомни, как говорим безударный О в словах. Прочитай правило.

                                   Безударный О в словах говорим как А

5) Прочитай слова, соблюдая правило орфоэпии.

    со̅ро́ка                            то̅по́р                              мо̅ло̅то́к

    ко̅за́                                о́блако̅                            со̅сна́

    сто̅ло́вая                        со̅ба́ка                            по̅да́ро̅к

    по̅мидо́р                         о̅ле́нь                              кро̅ва́ть

облако%202

молоток 1топор%203

поросёнок

сорока

3. Развитие речевого слуха.

Моя семья.

Послушай вопрос и дай ответ.

– Как зовут твою маму?семья 1

– Мою маму зовут … .

– Как зовут твоего папу?

– Моего́ па́пу зову́т … .

– У тебя есть бабушка?

– У меня есть бабушка.

–У меня́ есть де́душка?

– У меня нет дедушки.

–Как зовут твою сестру (твоего брата)?

–Мою́ сестру́ (моего́ бра́та) зову́т … .

–Кто старше: ты или брат (сестра)?

–… ста́рше.

–У вас большая или маленькая семья?

–У нас … семья́.

Работа на «голое» ухо.

Послушай, повтори: бабушка, папу зовут, сестра, большая семья.

4. Итог урока.

– Какие звуки повторяли? – Звуки:О – Ё, С – З.

– О чём говорили? –О семье.

Оценка за урок.



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

по РСВ и ОП в 4 классе

Тема: 1. Уход за комнатными растениями.

            2. Голос. Звуки: з – с; ч. 

Цель:  различение и опознавание речевого материала и

             обогащение словарного запаса по теме «Уход за

             комнатными растениями»;

             развитие  навыков изменения силы голоса;

             автоматизация звука ч на материале слов, фраз;

             дифференциация звуков з – с в словах, фразах;

             развитие слухового восприятия на рабочем расстоянии;

             накопление активного и пассивного словаря.

Ход урока

1. Орг. Момент.

Какое сейчас время года?

– Сейчас осень.

Назови осенние месяцы.

– Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какое время года скоро наступит?

– Скоро наступит зима.

             

2. Формирование произношения.

     1) Голос

нормально               Ранним-рано поутру пастушок:

громко                     «Ту-ру-ру-ру! Ту-ру-ру-ру!»

нормально               А коровки в лад ему затянули:

громко                     «М_у-м_у-м_у!  М_у-м_у-м_у_!

     2) Звуки: З – С  

Прочитай слова. Правильно произноси звуки З и С.

зонт – соль                         глаза – касса

зубы – суп                          тазы – часы

ваза – бусы                         резина – осина

Дополни предложение.

Света поставила … ввазу .

Захар принёс резиновые … .

(сапоги, розы)

     3) Звук Ч 

Назови картинки. Правильно произноси звук Ч.

(грач,  ча́йник, врач, ту́ча, черепа́ха, ключ)

Придумай слова со звуком Ч 

Ручка, черешня, …, … .

Составь предложение из слов.

кла́сса, о̅тли́чно̅, четвёрто̅г̅о̅, Де́во̅чки, танцу́ют.

3. Материал  РОХ по теме «Уход за комнатными растениями».

Какие растения называют комнатными?

– Растения которые растут дома.

Назови:

(ка́ктус, традеска́нция, гера́нь, фиа́лка)

Какие цветы есть в вашем классе?

– В нашем классе есть кактус, традесканция, … .

Как нужно ухаживать за цветами?

- Цветы нужно поливать, мыть листья, рыхлить землю.

Кто поливает цветы в вашем классе?

– Воспитатель и дежурный.

У тебя дома есть комнатные цветы?

– Да, есть. (Нет).

Послушай. Повтори. (на слух)

Герань, кактус, фиалка. Цветы нужно поливать.

4. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"Дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока: "Работа над рассказом Л.Н.То...

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"   Дифференциация звуков "Ш-Ж" на материале темы "Работа по картине Саврасова "Грачи прил...

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:" Дифференциация звуков "С-З" на материале темы:"работа по картине И.И. Левитана Золотая осень"...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...