Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка на тему

Воронова Анна Валентиновна

исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В.Воронова (Москва)

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

1.Актуальность проблемы и темы исследования

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений появилась в 90-е годы ХХ столетия, когда резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами уровень здоровья обучающихся.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования.

Смена образовательной парадигмы, новые образовательные концепции, новые подходы управления образованием – все это направлено на реализацию данной задачи.

Появилось и широко используется понятие “личностно-ориентированное образование”, в рамках которого разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные технологии.

У учителей появился большой стимул по внедрению инновационных технологий в школьную практику. Это, несомненно, огромный плюс. Однако, недостаточное владение теоретическими основами, неграмотное обоснование выбора инноваций в педагогике может привести к плачевным результатам. Причем, в результате реализации современных подходов в образовании к ребенку предъявляют жесткие и высокие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья.

2.Валеологизация учебного процесса.

Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, валеологизации учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план.

Современное состояние здоровья детей и молодежи требует приоритетного внимания, что можно достичь формированием здорового образа жизни, опираясь в своей деятельности на новую науку – валеологию.

За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности.

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59). Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей (51).

Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова, 1999). 
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. 
Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. 
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы 8-го вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. 
Основным из средств реализации этой задачи является формирование 
культуры здорового образа жизни (ЗОЖ). 
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни (Е. И. Торохова, 1999). 
Н. Н. Куинджи (2000) дает следующие определения данных показателей: 
«Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. 
Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей». Нетрудно догадаться, что оба эти показателя образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи. 
Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности. 

Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. 248с

Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с.

Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового

образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников,

поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. 

Выполнение указанной задачи представляется достаточно трудным из-за заметного расслоения современного общества по уровню и качеству жизни. Несмотря на изначально разные материальные возможности у отдельных школьников, их оздоровительно-педагогическое воспитание должно противопоставить философской концепции «бытие определяет сознание» коррекционно-оздоровительный принцип «сознание определяет бытие». Иными словами, выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным (Н. Н. Куинджи, 2000). 
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и, в первую очередь, специальная (коррекционная) школа 8-го вида) должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. 

Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Н. К. Зайцева, «это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным». 

Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, ______________

Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153. 

по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.

Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы 8-го вида (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях). 

По словам Б. Н. Чумакова, « купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями». Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. 

Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью. 

I  глава. Анализ литературы по теме,теоретических подходов и учений

Во все времена проблема здоровья человека была первостепенной и жизненно важной, привлекавшей внимание ученых. Многие отечественные педагоги и методисты (Ю.К. Бабанский, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, В.В. Краевский, В.М. Кроль, Л.И. Маленкова, А.Н. Мягкова, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.) рассматривают в своих работах проблему формирования здорового образа жизни учеников. Авторы уточняют цели и задачи воспитания здорового образа жизни, определяют их функции, содержание и критерии успешности воспитательной работы.

Теоретико-методическую основу исследования составили теоретические основы валеологии (Р.И.Айзман, Г.Л.Апанасенко, И.А.Аршавский, И.И.Брехман, И.М.Воронцов, В.П.Казначеев, В.В.Колбанов, В.П.Петленко, А.Г.Щедрина и др.); комплекс идей и научных положений, обусловленных концепцией формирования здоровья детей (Л.С.Выготский, И.И.Брехман, И.А.Аршавский, и др.); концепция валеологического образования (В.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, М.Г.Колесникова и др.); комплекс идей и научных положений в области педагогического направления валеологии (В.Г.Воронцова, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татарникова и др.); идеи гуманизации школьного образования (ША.Амонашвили, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, И.А. Колесникова, А.К. Колеченко и др.); принципы валеопрактики (И.И. Брехман, В.В. Колбанов, В.И. Сыренский); опыт реализации принципа интеграции в образовательном процессе (И.Ю. Алексашина, Н.Н. Болгар, И.А. Колесникова, В.Н. Максимова, А.И. Субетто и др.); принципы

________________

Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Педагогическое общество России, 2000, 115с.

валеологической диагностики и прогнозирования здоровья индивида (Г.Л. Апанасенко, В.В. Колбанов и др.); общая методология валеологической диагностики (Л.А. Башарина, К. Ингекамп, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др.); психолого-педагогические основы повышения квалификации учителей (СВ. Алексеев, Т.Г. Браже, В.Ю. Кричевский, Г.С. Сухобская и др.).

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

•   «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
•   
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Современная педагогическая теория признает целесообразность разработки и внедрения педагогической технологии обучения в практику, не соглашаясь, однако, с механическим переносом производственной технологии в школу.

Понятие “технология обучения” в ранних изданиях учебников педагогики не встречается, оно появилось только с 1994 года. По направлению модернизации традиционной системы выделяются следующие группы технологий (Г.К.Селевко):

-Педагогическая технология на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и гуманистической направленностью содержания. К ним относится педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.

-Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Например, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова

-Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, Инге Унт, В.Д.Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дьяченко), компьютерные и другие технологии.

-Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева, технология “Диалог культур” В.С. Библера и С.Ю.Курганова, система “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича и др.

Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; технология М. Монтессори и др.

Структуру педагогической технологии Г.К.Селевко видит в следующем составе:

1. Концептуальная основа;

2. Содержательная часть обучения;

цели обучения – общие и конкретные;

содержание учебного материала;

3. Процессуальная часть – технологический процесс;

организация учебного процесса;

методы и формы учебной деятельности школьников;

методы и формы работы учителя;

деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

диагностика учебного процесса.

                                                                           

II  глава

1.Основы здоровьесберегающей деятельности  специальной ( коррекционной)

Школы VIII вида.

Основы здоровьесберегающей деятельности ОУ - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Задачи:
•   Создать здоровьесберегающую инфраструктуру школы.
•   Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса.
•   Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу.
•    Использовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
•    Организовать системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.
•    Активизировать медицинскую профилактику мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная отличительная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в нашей  школе, здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья учащихся и педагогов, но формирование и укрепление здоровья школьников, воспитание у них и у учителей культуры здоровья.

Практически здоровых уч-ся нет. Возложение на школу и учителя, такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами: -во - первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Это касается и здоровья. Именно в школе под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени. Если придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача; - во-вторых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Мы видим задачу  школы - сохранить и укрепить здоровье. В нашей школе используются практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников .

Мы ставим следующие:

 цели здоровьесберегающей деятельности в нашей школе:

  •  Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.
  •  Предоставить каждому субъекту ОП возможность личностного развития без потери здоровья
  • Сформировать у всех участников образовательного процесса культуру здоровья

задачи здоровьесберегающей деятельности:

  • обеспечить безопасную и здоровую среду в образовательном учреждении
  • осуществлять медико-психолого-педагогическое сопровождение ОП и всех его участников
  • обеспечить взаимодействие всех участников ОП в вопросах здоровьесбережения
  • привести все элементы образовательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями учащихся и педагогов
  • осуществлять формирование и развития ЗОЖ и культуры здоровья участников образовательной среды

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

1.    Целостность - воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирование личности.

2.    Комплексность - вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).

3.    Триединое представление о здоровье - обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и социального здоровья.

4.    Безопасность - тщательный отбор информации, представляемой школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье.

5.    Возрастная адекватность - содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска.

6.    Социокультурная адекватность - учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем.

В своей работе педагоги используют здоровьесберегающие технологии, которые объединяют в себе все направления деятельности школы  по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. 

1.1.Педагогическое    направление.

Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. 
С позиции здоровьесбережения на уроке просматриваются следующие аспекты. 
Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. 


                       
1.2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем.

 К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. 
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7 – 10 минут. 

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок. 

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра и др.); методы, направленные на самопознание и развитие эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др. 

 Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. 

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. 
Эффективным методом является периодическая смена поз (перевод детей из позы сидя в позу стоя). 
Учитель планирует построить урок с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. 

Кратность подъемов и продолжительность однократного пребывания в положении стоя зависит от характера урока. Наиболее удобно вставать тогда, когда ученики слушают объяснения педагога или ответы товарищей. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления. 

1.3.  Проведение оздоровительных минуток.

За урок учитель проводит две - три оздоровительные минутки. Оздоровительные минутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. 
Комплексы упражнений состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Время выполнения 1-3 минуты на каждом уроке, после завершения какого-либо этапа. 
Упражнения выполняются сидя и стоя. Комплексы оздоровительных минуток подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. 

Состав комплекса оздоровительных упражнений на уроке: 

  • упражнения на коррекцию положения тела, формирование осанки;
  • упражнения на укрепление мышц туловища;
  • упражнения на потягивание и развитие гибкости позвоночника;
  • упражнения на развитие подвижности суставов;
  • дыхательные упражнения;
  • 2-3- упражнения для глаз.

Упражнения проводятся в различных формах: с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др. Для пальчиковой гимнастики используем массажные мячики. Игольчатые выступы, воздействуя на активные точки ладоней и пальцев рук, обеспечивают быстрый хороший эффект. Использование массажных мячей в течение 2-3 минут во время урока значительно улучшает кровоток в утомленных мышцах, психо-эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, что положительно сказывается на результатах их образовательной деятельности. 

Учителя включают в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Это демонстрация примеров; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. 
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. 
                                   

1.4.Благоприятный психологический климат на уроке.

Заряд позитивных эмоций, полученных учениками, говорит о позитивном воздействии школы на их здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т. п. проявления, как со стороны учителя, так и учеников, свидетельствует о преобладании на уроке здровьеразрушающих тенденций. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. 

1.5.Темп и особенности окончания урока.

 К нежелательным показателям относятся: 

* неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность»; 

*отсутствие времени на вопросы учащихся; 

*необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. 
Все это - ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. 
Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно – деловое, удовлетворительное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное». 

Также и на специальных коррекционных занятиях: социально-бытовая ориентировка, логопедия, корригирующая гимнастика, ЛФК учащиеся получают знания, связанные со здоровым образом жизни. 
                                1.6.Физкультурно-оздоровительное направление

В режим дня включили следующие мероприятия: 

-утренняя гимнастика до уроков; 

-физкультминутки на уроках, самоподготовке; 

-организация учебных занятий в режиме динамических поз; 

-уроки физкультуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся; 

- уроки ритмики в начальных классах, в старших -

–занятия спортивной секции объединения дополнительного образования; 

 -проведение дней здоровья; 

- профилактика и коррекция нарушения зрения; 

- конкурсы, конференции, защита социальных проектов по профилактике вредных привычек;

- турниры по пионерболу, футболу; 

- соревнования по лыжам и другим видам спорта. 

Наиболее эффективным активным отдыхом для детей являются праздники, они проводятся раз в четверть. 

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

2. Педагогика здоровья.

2.1.Культура здорового образа жизни личности

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие:

  • отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки, на которой должна базироваться система образования, которая нацелена на обучение, воспитание и развитие без потерь здоровья, способствующее повышению уровня здоровья детей и подростков.

2.2.Технология  валеологизации обучения.

Результатом такого образования должна быть валеологическая культура человека, предполагающая знание своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих. Технология валеологизации обучения предусматривает формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью через обновление образовательного процесса, а именно включение в процесс эффективных организационно-управленческих форм и технологий обучения, использование профилактических, оздоровительных реабилитационных мероприятий, способствующих достижению суммы знаний, умений и навыков с параллельным формированием валеологической культуры всех субъектов образовательного процесса.

Под управлением валеологизацией процесса образования целесообразно рассматривать достижение качественного результата учебно-воспитательного процесса с сохранением здоровья всех его субъектов. В связи с этим необходимо говорить о необходимости решения данного вопроса.

            3. Система управления здоровьесберегающим образовательным процессом в школе.

Управление валеологизацией образовательного процесса не может нести стихийный характер, так как от умелого взаимодействия всех структур и зависит эффективность введения технологий, качество образовательного процесса. В реальной педагогической действительности валеологизация учебно-воспитательного процесса носит цикличный характер. Каждый цикл процесса представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев.

Реализация управления валеологизацией образовательного процесса определяется следующими принципами:

  • стратегической выдержанности;
  • конструктивного взаимодействия субъектов;
  • структурирования;
  • создания собственного пространства.

Обновление управления валеологизацией образовательного процесса возможно при использовании следующих условий:

  • планомерном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса;
  • сочетание организационно-педагогических, правовых и валеологических форм и методов деятельности;
  • системном и рациональном учете и контроле деятельности.

В свою очередь функции управления заключаются в: прогнозировании, планировании, программировании, организации, регулировании, контроле, анализе, коррегировании, стимулировании.

3.1.Планирование деятельности педагогического коллектива при создании  здоровьесберегающего пространства

Первым блоком в системе управления является планирование.

Планирование деятельности при валеологизации УВП в образовательных организациях опирается на Закон “Об образовании”, нормативные документы.

Генеральной целью должно стать создание здоровьесберегающих условий для обучения, воспитания и развития здорового человека.

Для организации непрерывного валеологического образования необходимо опираться на диагностику, прогноз и реабилитацию функционального состояния детей и подростков, а также педагогов, оказание методической помощи родителям в образовательных организациях.

Образовательные организации взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, организациями, осуществляющими информационное и научно-методическое обеспечение системы образования.

Реализация такой концепции предполагает: инновационные варианты учебного расписания; деление обучающихся детей на группы по принципу психологической совместимости, что будет способствовать созданию условий для интеллектуального, познавательного труда ученика, его воспитания, образования, формирования культуры, развития сенсорности.

                                       3.2. Комплексно-целевая программа

Следующим этапом планирования является создание комплексно-целевой программы, которая служит источником создания благоприятных условий для обеспечения здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Комплексно-целевая программа рассматривает педагогическую систему как устойчивое и прочное объединение компонентов.

Валеопедагогическая деятельность – это совокупность целей, задач, содержания здоровьесберегающих форм и методов взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на формирование здоровья субъектов образовательного процесса.

При формировании валеопедагогической деятельности в образовательных организациях необходимо предусмотреть цепь взаимодействия директора, педагога, учащегося, родителя, которая формируется через совещания, педагогические советы, консилиумы, семинары и конференции; классно-урочную, внеклассную, внешкольную работу с учащимися, родителями и педагогами.

Основным фактором эффективности валеопедагогической деятельности является целостность валеологизации образовательного процесса, то есть неразрывность связно валеообучения, валеовоспитания и валеоразвития. Данный компонент можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие субъектов образовательного процесса;
  • использование здоровьесберегающих методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание здоровьесберегающих условий для всех субъектов образовательного процесса;
  • осуществление разнообразных мер стимулирования по формированию мотивизации к профессиональному труду и учебной деятельности;
  • обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Важную роль осуществления валеопедагогической деятельности играет взаимообратная связь, служащая основой принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь- основа качества управления процессом, её развитию и укреплению необходимо придавать приобретенное значение, в то же время опираясь на результативность обратной связи удается найти рациональное соотношение управления и самоуправления.

Логически завершающим в системе управления процессом валеологизацией образовательного процесса является учет и контроль, который при тщательном анализе создает возможность для коррекции валеодеятельности и координации взаимодействия субъектов педагогического процесса. Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей, а особенно, в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью.

4. Программа здоровьесбережения ГБОУ СКОШ № 309

Программа здоровьесбережения в нашей школе предполагает 7 основных направлений:

1) образование детей в сфере здоровья

2) программы и практические руководства по физической активности

3) школьное питание

4) медицинские услуги в школе

5) психологическое и социальное консультирование

6) повышение квалификации педагогов в области ЗОТ

7) активное участие семьи и общественности

Мы предполагаем получить следующие результаты для

- образовательного учреждения

• повышение имиджа школы;

• обеспечение стабильности педагогических кадров;

 • сохранность контингента обучающихся.

- педагогов

• повышение интереса к своей профессии;

• персональная ответственность за свою профессиональную деятельность;

 • повышение профессионального мастерства;

• рост креативности и инициативы;

• повышение уровня гуманитарной культуры;

• концептуальность в профессиональной деятельности.

• работа по сохранению и поддержанию

• здоровья; - учеников

• повышение инициативы и творческой самореализации, наличие мотивации;

 • повышение качества знаний учащихся;

• развитие способности к исследовательской и проектной деятельности;

• способность разрешать конфликтные ситуации;

 • осознанное стремление к ЗОЖ

 • улучшение самочувствия и здоровья учащихся

В школе проводится следующая работа:

  • Ознакомлен  коллектив учителей с основной концепцией здоровьесберегающих технологий.
  • Создаётся  база ресурсного обеспечения процесса здоровьесбережения.
  • Проводится систематизация и подбор программного обеспечения по теме, подбор психологического инструментария и др. психологических методик, мультимедийное программное обеспечение по всем предметам.
  • Разрабатывается  система стимулирования педагогов и классных руководителей.
  • Познакомлен коллектив учителей и МОП с требованиями СанПинов.
  • Разрабатываются оценочные показатели эффективности деятельности классного руководителя, учителя-предметника по воспитанию и здоровью.
  • Организован учебный процесс в соответствии с требованиями СанПиНа
  • Обеспечивается научно-методическая и управленческая поддержка профессиональной переподготовки учителей в области здоровьесберегающих технологий
  • Выполнение педагогами практической части
  • Написание проектов классными коллективами в области здоровьесбережения
  • Проведен семинар классных руководителей по оформлению классных проектов в области здоровьесбережения.
  • Проведена диагностика познавательных возможностей обучающихся 4-10 классов
  • Разрабатываются единые требования к уроку по здоровьесберегающим технологиям
  • Повышение профессионального уровня педагогов в области ЗОЖ.
  • Внедрение  здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс
  • Организована  система мониторинга результатов внедрения здоровьесберегающих технологий

В школе используются следующие здоровьесберегающие  технологии:

I.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;

1.Содержание помещений школы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами (СанПиН)

2.Оснащение медицинского кабинета, учебных кабинетов, спортивного зала необходимым оборудованием и инвентарем

3.Необходимое оснащение школьной столовой и организация качественного питания;

4.Необходимый и квалифицированный состав специалистов ОУ;

II.Рациональная организация учебного процесса;

1.Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся;

2.Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся ;

3.Строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований  безопасности (помещения школы, территория,  использование ТСО, станкового оборудования  в учебных мастерских)

4.Рациональная  и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;                                                        

5.Индивидуализация обучения, дифференцированный подход;

6.Психологическая помощь.

7.Логопедическая помощь.

III.Организация физкультурно-оздоровительной работы;

1.Эффективная работа с учащимися всех групп здоровья на уроках физической культуры, в секциях, внеурочное время;

3.Создание условий и организация работы спортивных секций;

4.Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;

IV. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

1.Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

3.Проведение спортивных праздников, конкурсов;

V.Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями;

1. Консультации, лекции по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, положительных и отрицательных факторов, влияющих на здоровье;

2.Подбор необходимой научно-методической литературы;

3.Совместная работа педагогов и родителей учащихся по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек; совместное обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья.

VI. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.  

1.Использование методов профилактики заболеваний (витаминизация, профилактика нарушений осанки, зрения);

2.Анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья учащихся, результатах динамического наблюдения за состоянием здоровья с целью  анализа динамики заболеваемости, выявления причин и  принятия необходимых мер;

3.Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям;

4.Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

Каждый специалист  в  своей профессиональной деятельности реализует установки, выраженные в соответствующих нормативно-программных документах федерального, регионального, местного уровня, в распоряжениях руководства. Выполняя данные установки на практике, он неизбежно сталкивается с необходимостью самостоятельно определять конкретные действия, направленные на достижение поставленных перед ним целей. Его деятельность становится осмысленной и поисково-творческой. Однако при этом работникам общеобразовательного учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого необходимо создать прогнозируемую модель личности ученика.

Это физически, нравственно, духовно здоровый человек, образованный и адаптированный к условиям нестабильного социума.

Для него необходимы осознание здорового образа жизни, стойкий интерес к познавательной и двигательной активности, устойчивое стремление к регулярным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, самоконтроль и личностное саморазвитие.

Каковы же ожидаемые конечные результаты реализации данной программы?

Это повышение функциональных возможностей учащихся, рост уровня физического развития школьников и осознание ими приоритета здорового образа жизни, повышение самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

А также рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников и поддержку родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

 На этапе реализации здоровьесберегающего подхода сотрудники школы имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры её соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые определены на предыдущих этапах: целеполагания и проектирования.

Заключительный этап управленческой деятельности связан с анализом и оцениванием результатов достижения целей.

Речь идёт об анализе деятельности школы по осуществлению на практике мероприятий, направленных на создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения.

Оценка результатов достижения целей состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания с появившимися после осуществления деятельности по здоровьесбережению изменениями в соответствии с прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами. 

Реализация данного направления  направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

- культуру физическую (способность управлять физическими движениями);

- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

-культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Базовыми компонентами на всех ступенях реализации программы являются:

 - формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления и оказания доврачебной помощи себе и другому человеку;

- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями и различными видами спорта.

Реально решаются серьезнейшие проблемы: такие, как

- грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня);

- внедрение методик преподавания учебных дисциплин, основанных на здоровьесберегающих технологиях;

-внеурочная занятость детей, организация их досуга, дополнительного образования;

- создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата и формирования сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов;

- просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья школьников можно решить лишь объединёнными усилиями школы и родителей.

Для этого в школе должна быть хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы. Спортивный зал, оборудованная площадка, игровая площадка для детей, тренажерный зал, зал психологической разгрузки, кабинет ЛФК, медицинский кабинет. Учебно-воспитательный процесс школы необходимо представлять двумя блоками: учебно-педагогическим и оздоровительно-воспитательным.

Учебно-педагогический блок ставит перед собой цели:

- создание условий для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья (I-IV классы);

- создание условий для познания своих психических, физиологических, психологических и умственных способностей, понимания сущности здоровья, здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своего здоровья и развития (V-X классы);

- оказание помощи в выработке способов здорового образа жизни и обучение управлению состоянием своего психического, физического и нравственного здоровья ( IX-X классы).

Оздоровительно-воспитательный блок должен стремиться

- привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом,

-пропагандировать здоровый образ жизни,

-создавать условия для нормального физического развития учащихся,

- развивать органы ученического самоуправления.

Мы в нашей школе стараемся организовать деятельность по двум направлениям.

Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребёнка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья.

На уроках и во внеурочной работе применяются здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа.

Второе направление включает в себя комплекс оздоровительно-воспитательной работы со всеми учащимися.

С целью повышения их двигательной активности:

- прогулки на свежем воздухе после окончания уроков,

- спортивные часы, занятия хореографией,

- посещение детьми спортивных секций,

- динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех класс.

Процесс обучения в нашей школе реализуется на основе индивидуально-типологических особенностей обучающихся с использованием индивидуальных и групповых форм работы. В школе реализуются 2 программы: 1.Программа  индивидуального психологического консультирования ребёнка " Подддержка". Цель данной программы: психологическое сопровождение сложных случаев. Формат: психологическое консультирование детей и подростков, родителей, педагогов по запросу. 2. Программа психологического сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями " Творческая мастерская". Цель данной программы: коррекция детско-родительских отношений. Задачи: 1.Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы ребёнка. 2.Развитие творческих способностей ребёнка. 3. Развитие совместной деятельности в диаде ребёнок - родитель. Формат: детско-родительская группа.

Программы актуальны и целесообразны, так как нацелены на развитие познавательных способностей ребёнка, развитие его адаптационных возможностей, способностей к разным видам деятельности и определяются  наиболее оптимальных путей их развития и социализации.

В рамках реализации и в соответствии с календарным планом «Программы профилактики аддиктивного поведения подростков» в ГБОУ СКОШ № 309 проведены  ряд лекционных   и   консультационных  мероприятий. Проведенная профилактическая и превентивная работа с подростками оказалась эффективной, что позволило значительно снизить численность группы риска (те, кто еще не пробовал, но хотел бы попробовать). Та часть выборки испытуемых, которые имели тестовые пробы алкоголя и табачной продукции в своей обратной связи утверждает, что не имеет желания повторить имеющийся опыт. Демонстрация фильмов, а также занятия со специалистами сыграли значимую роль в принятии подростком решения: пробовать или нет? 100% учащихся приняли осознанное решение никогда не пробовать наркотики.

Проведённым исследованием доказано, что превентивное психологическое просвещение подростков в вопросах формирования и развития зависимого поведения является эффективным и действенным пропедевтическим и коррекционным инструментом. Комплекс    проведенного пропедевтического психологического просвещения    и    консультирования    оказался    эффективным    средством снижения имеющихся тенденций   в формировании зависимого поведения у подростков, а также достаточно эффективным механизмом предотвращения негативного психологического явления. Данная работа (комплекс лекционных, консультативных, диагностических мероприятий) позволяет не только реализовать превентивные задачи, но и носит объемный и высококачественный просветительско-воспитательный характер, освещая значимые для подростков темы, прорабатывая сферы социального взаимодействия молодого человека, с которым он сталкивается в реальной жизни. Подростку предоставляются реальные механизмы и стратегии поведения.

Такая комплексная работа школы способствует решению поставленных  образовательных, коррекционных, воспитательных задач: повышение уровня знаний  обучающихся, формирование интереса к школьным предметам через внеклассные мероприятия, стремление приобрести новые знания об обществе и окружающей среде, совершенствование коммуникативных навыков,  повышение уровня социальной адаптации и  социализации, воспитание положительных качеств личности, привитие  общечеловеческих  нравственных  ценностей, формирование активной жизненной позиции. Так, за прошедший период 2011-2012 уч.г. по сравнению с тем же периодом прошлого учебного года повысились показатели качества знаний - в среднем по школе -с 73 % до 78%,уровень обученности -с 57% до 63% .  Количество обучающихся, пропускающих школу по сравнению с отчётным периодом прошлого учебного года снизилось на 3,5 %. Обучающихся, совсем  не посещающих школу, нет. Развитие  художественных,  творческих  способностей  обучающихся, воспитание чувства коллективизма и ответственности. Так, только за прошедший период 2011-2012 уч.г. - ученики  школы участвовали и заняли призовые места в конкурсах для всех общеобразовательных учреждений города. Значительно повысилось качество  работы по профилактике правонарушений среди обучающихся школы. Так, за отчётный период по сравнению с  прошлым учебным годом, количество учеников, состоящих на внутришкольном учёте,  уменьшилось в 2 раза:  в 2010-2011уч.г. таких учеников было 12 человек, в 2011-2012 уч.г.-6 человек. Совместная профориентационная работа способствует повышению профессиональной   компетенции обучающихся, помогает определиться в выборе будущей профессии. Все выпускники школы продолжают обучение  в 10 классе ГБОУ СКОШ № 309 либо в выбранных ими учебных заведениях - колледжах, Центрах соц.реабилитации и т. д.

Большая физкультурно – оздоровительная работа способствует укреплению здоровья обучающихся, совершенствованию моторно-координационных навыков, пропагандированию здорового образа  жизни, профилактике простудных  заболеваний. Так, увеличилось на 2,3% количество учеников с основной группой, соответственно, уменьшилось количество учеников с подготовительной и специальной медицинскими группами. На 3 % улучшились такие показатели, как патологии опорно-двигательного аппарата, состояния зрения, дыхательной системы.   На 3,4 % уменьшилось количество простудных заболеваний. Результаты такой совместной деятельности  показательны: В 2009-2010 уч.г. -школа заняла по г.Москве 17 место, а уже в 2010-2011 уч.г. - 9 место. Значительно повысился интерес  учеников школы к занятиям физкультурой и спортом: так, если за прошедший учебный год  положительное отношение к таким занятиям проявляли 49% обучающихся , то в текущем учебном году  - 63%. Отмечается повышение уровня развития пространственно - временных понятий , координации и точности движений. Прослеживается положительная динамика уровня физического развития и физической подготовленности. Так, за отчётный период 2011-2012 уч.г. ученики школы участвовали и занимали призовые места  в районных окружных  соревнованиях  по различным видам спорта.

Становится нормой жизни выполнение правил личной гигиены, применение закаливающих процедур, соблюдение правил техники безопасности в быту и в школе, правил дорожного движения. За последние годы нет случаев травматизма.

Конечно, приобщение к здоровому образу жизни – дело серьезное и необходимое. Эта ежедневная работа, растянувшаяся на годы, требует от педагога душевных сил, творческой энергии, безупречного профессионализма и, конечно же, здоровья. Но вместе с тем – это необычайно благородная и благодарная работа. Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен!

III.Заключение.

Т.О. важным аспектом работы школы является  создание организационно-педагогических условий для здоровьясбережения учащихся и сотрудников школы.

  • Профессиональная жизнеспособность учителя в аспекте здоровьесбережения предполагает: устойчивое проявление личной культуры здоровья и ведение здорового образа жизни;
  • готовность видеть и принимать проблемы здоровья учащихся, соизмеряя собственную деятельность с принципами здоровьесохранения;
  • умение определять уровень сформированности культуры здоровья учащихся, оценивать образ их жизни, разрабатывать решения, направленные на повышение качества образования в аспекте здоровьесбережения;
  • способность самостоятельно осуществлять (и даже определять) здоровьесберегающую и здоровьеформирующую программу без постороннего руководства;
  • способность брать на себя ответственность, проявлять инициативу, руководствуясь знаниями и здравым смыслом;
  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
  • способность осваивать знания о способах и принципах здоровьесбережения по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
  • умение принимать решения на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию

    Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития государственной образовательной политики. Современная педагогика призвана найти такие пути построения образовательного процесса, которые имеют в своей основе главное – сбережение природы Ребенка, который приходит в школу не только готовиться к жизни: он уже живет и имеет право быть здоровым. Становление Человека проходит через главную ось его восхождения к своей индивидуальности – здоровье. Таким образом, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся становится одним из главных направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе. Современное образование столкнулось с двумя глобальными проблемами: продолжается снижение уровня здоровья школьников — в школу приходит все меньше здоровых детей, но при этом система общего образования базируется не на валеологических, а на информационных принципах.

Цели современной организации учебно-воспитательного процесса должны определять принципы обучения, которые бы отражали насущные общественные потребности. Мы в своей работе используем разнообразные принципы здоровьесберегающей педагоги. С опорой на систему валеологических принципов, организация современного учебно-воспитательного процесса как в общеобразовательной, так и в коррекционной школе стала бы на качественно новый уровень развития.

Учитывая современное состояние проблем валеологии, актуальным направлением является валеологическое сопровождение образовательного процесса. Школьному учителю надо обращаться к тем педагогическим средствам, которые не будут вести к ухудшению здоровья учащихся. Его задача заключается в том, чтобы проанализировать валеологические возможности своего учебного предмета, технологии обучения, разработать свои средства, реализующие валеологическую функцию, определить свое видение проблемы валеологического сопровождения образовательного процесса.

Эффективность валеологизации образовательного процесса будет выражаться в формировании валеологического мышления детей, учителей, родителей; структурировании учебного процесса на основе валеологической доминанты; интеграции учебных курсов в едином поле знаний на основе учебно-тематических блоков-модулей; введении в учебный процесс валеологических технологий; осуществлении опытно-экспериментальной работы на валеологической основе; частичном изменении управленческих функций за счет введения валеологического анализа уроков и валеологической экспертизы учебного процесса. Валеологическое сопровождение всей системы образования предусматривает, что каждый урок и воспитательное мероприятие должны содержать оздоровительный эффект, именно это обеспечит каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на основе его возможностей, склонностей, состояния здоровья, поможет учителям обучать без перегрузок и школьных стрессов, формировать индивидуальный стиль в работе как один из ведущих способов адаптации ребенка к учебной деятельности.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности. Школа обязана способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Более того, она должна воспитывать у них потребность расти здоровыми и формировать здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Принципы здоровьесбережения.Технологии оптимальной организации учебно...

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

"Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"

Выступление на МО учителей обществоведческого цикла  МАОУ СОШ № 13 г.Тамбова  с углубленным изучением отдельных предметов "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процесс...