Пишем грамотно
консультация на тему

Лукашина Оксана Анатольевна

Игровые методы и приемы для развития и формирования необходимых функций успешного усвоения письменной речи младших школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishem_gramotno.docx56.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пишем грамотно!

Можно много и долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрения различных технологий, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается год от года. Почти четверть детского населения страны не владеет родным языком! Еще более печально знать, что трудности письма и чтения, которые испытывают школьники, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными.

Прежде всего, надо понять, из каких аспектов состоит грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности. Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается картинка:

  1. Нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, т.е. достаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма;
  2. Социально-педагогический. Важно учитывать характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению;
  3. Психологический,  который предполагает определенный уровень мотивации ребенка к занятиям письму, чтению и обучению вообще.

Все три блока взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

Оказывается, что ребенок с нормальным интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, того или иного предмета или слова, а левое — за правильное его называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано: не такой уж редкий случай — активный школьник с ярким воображением и абсолютно неграмотный!

Если вспомнить слова основоположника отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия о том, что «акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного "центра"; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга», то можно представить, что трудности овладения письмом для этой группы детей вполне объяснимы.

Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто происходят не из-за детской лени, а от особенностей их нейропсихологического развития, характерных для сегодняшнего дня? Попробую популярно объяснить, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.

Все отделы мозга А. Р. Лурия условно разделяет на три блока.

I. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такие дети зевают на уроках, быстро перестают воспринимать информацию, вертятся, роняют карандаши и ручки, строят рожи и мешают другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

II. Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Также,  второй блок мозга обеспечивает развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, необходимые для правильного различения букв.

III. При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила—любые — и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются правила учебные — ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами: правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Во-вторых, он не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

Согласно концепции системной динамической организации высших психических функций (ВПФ) и созданного на этой основе учения о психофизиологической структуре письма, продолженной в современных разработках, характер ошибок, особенно в тетрадях по русскому языку, позволяет судить о функциональном состоянии трех блоков головного мозга. Это хорошо видно в таблице .

Функциональная система письма и чтения.

2. БЛОК ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Фонематический слух, вербальная память

Смешение и замена букв, обозначающих оппозиционные согласные (б—п), трудности удержания в кpaтковременной памяти информации для написания, отчуждения смысла слов при чтении.

Кинестетический анализ

Смешение и замена букв, обозначающих гоморганные артикулемы, т.е схожие по артикуляционному укладу  (л—н—д), нарушение кинестетического анализа графических движений, (схемы движений, соответствующих образу буквы)

Зрительный гнозис и зрительная память

Смешение и замена перцептивно близких букв (т – г, ж – х); распад графемы, зрительных образов букв (особенно прописных) и слов: тенденция к фонематическому письму («радасно!—«радостно»), замены рукописных букв печатными.

КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ

1. БЛОК РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА И БОДРСТВОВАНИЯ

Поддержание активного тонуса коры при письме и чтении

Микрография и колебания нажима, высоты и наклона букв на письме, несоразмерность интервалов, медленное письмо, задержанная автоматизация процесса письма, трудности удержания рабочей позы, дисфония при чтении.

Устойчивость активного состояния

Резкие колебания темпа и успешности письма и чтения на протяжении занятия.


Несформированность навыков автоматизированного письма, раздельное написание букв внутри слова или приставки отдельно от корня, слова слитно с предлогом

Пространственный гнозис и синтез, пространственная память, зрительно-моторная координация

Зеркальность (з—е), трудности ориентации элементов буквы (у—ц), удержания строки в пространстве, смешение пространственных деталей буквы (ш—щ), несоответствие элементов букв по размеру, игнорирование части зрительного поля и трудности в нахождении начала строки при письме и чтении

Аналитическая стратегия при чтении (целостное и «глобальное» письмо и чтение)

ААААААА А

А

А

А

Неспособность гибкого перехода от восприятия элемента буквы (А) или слова к целостному образу Т или наоборот, от целостного образа к анализу элементов

3. БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ

Кинетическая (серийная) организация движений при письме и чтении

Персеверации букв, слогов, слов, элементов буквы; нарушения последовательности букв в слове, («коно»—«ОКНО»); слитное написание слов, акцентологические ошибки при чтении

Планирование, инициация и контроль действий письма и чтения

«Глупые»  ошибки, пропуски гласных в ударных позициях, несоблюдение прописной буквы, загадывающее чтение, трудности кинестетического программирования графических движений

Особенности ошибок в тетрадях по русскому языку настолько ярко демонстрируют структуру дефекта, что, проанализировав образцы отрывков текстов с учетом изложенного в таблице, можно отметить наиболее характерные из них и провести связь между типом ошибок в письме и дефицитарностью тех или иных функций:

  • ошибки «на правило», что говорит либо о трудностях усвоения правил, либо о неумении применить знакомое правило в письме; фонематическое письмо («как слышу, так и пишу»), несоблюдение прописной буквы, опускание окончаний слов, пропуски гласных в ударных позициях, что свидетельствует о несформированности функции произвольности;
  • замена перцептивно близких букв, зеркальное написание букв, слитное написание существительных с предлогом, неумение соблюдать поля, интервал между словами, что говорит о несформированности зрительно-пространственных функций;
  • микрография, колебание высоты букв и цифр и успешности письма, несоблюдение положения строки на странице (письмо либо падает вниз, либо резко уходит вверх), что говорит о нестабильности умственной работоспособности;
  • нечитаемый почерк, что говорит о несформированности праксиса.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем (то есть по мере создания благоприятных условий для развития ребенка) созреют, но, когда это произойдет, ребенок упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи.

При каких условиях это может произойти?

         Во-первых, если ребенок живет за городом в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей.

Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополнятся по ходу игры.

В-третьих, занимается активными физическими упражнениями.

Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или прогрессируют.

Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему учителю и любящему родителю, желающим научить родному языку ребенка? Постоянно напоминать о его «глупых» ошибках и отвратительном почерке? Нарисовать страшную картину будущего всех безграмотных людей? Нанять репетитора или стать им? Засадить за дополнительные занятия?

Могу сказать заранее: ни один из вышеперечисленных способов не поможет. Более того, подобные действия к тому же нанесут ребенку моральную травму: к трудностям овладения родным языком прибавится еще и страх, еще и ненависть к предмету, еще и досада на учителей и родителей...

Существует еще одна наиважнейшая проблема, признаваемая по законам психологии важной составляющей грамотности. Л. С. Выготский писал:

«Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он еще в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему»

Оказывается, ребенок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родителями он может объясниться устно. Так встает перед нами проблема мотивации, над которой предстоит много работать. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаем их нужность. И наоборот, самые простые вещи кажутся немыслимо сложными, если мы не испытываем в них острой необходимости. Как же внушить ребенку мысль о необходимости грамотно излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством?

Конечно, в решении мотивационных проблем помощь окажут специалисты-психологи, но самостоятельно в этой области можно много чего достичь. Вот несколько несложных практических советов для повышения уровня мотивации к письму.

- Организуйте письменное общение. Дома это может быть деловая и одновременно остроумная переписка между детьми и работающими родителями. В школе — специальные записки-рекомендации учителей с просьбой письменного ответа. Кстати, появился дополнительный стимул: E-Mail и SMS-письма. Правда, существует парадокс: ребенок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому, что при печатании слова исчезает один из элементов письма — моторика.

- Верните из прошлого поздравительные открытки, адресованные бабушкам и дедушкам, тетям и дядям в другие города и страны. Теплые слова, написанные красивыми ровными буквами, да еще и без ошибок! Одним приятно, другим полезно!

Отыщите неленивого знакомого или родственника, который вступит в переписку с вашим чадом. Получать письма любят все, а пересылать их необязательно по почте.

- Наладьте выпуск домашней еженедельной газеты или журнала, в которых будет сообщаться о ваших семейных новостях. Эдакая хроника семьи для грядущих поколений. И компьютер тут пригодится, и фотоаппарат, и бумага с ручкой. В школе тоже когда-то выпускали классные газеты. Если это трудно делать регулярно, то можно выпускать их хотя бы четыре раза в год и посвящать ученикам, чьи дни рождения приходятся на разные сезоны.

Неудачи в овладении письмом приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо. У большинства детей длительное переживание школьных неудач влияет на настроение, способствует развитию депрессивных состояний, отчаянию, стремлению к самоизоляции.

Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать?

Вы не поверите- ИГРАТЬ! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы, и, в частности, для грамотного письма. В методах, которые я хочу представить, предусматривается, прежде всего, развитие всех необходимых функций, особенно произвольности (именно эта функция отстает особенно в связи с отсутствием групповых ролевых игр) и одновременно достигается дидактическая цель. В ходе занятий ребенок проходит все стадии игрового развития — от предметной до ролевой игры, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление — одним словом, все, что необходимо для овладения русским языком.

«И ПАЛЬЦЫ ТЯНУТСЯ К ПЕРУ...»

Прежде всего, следует убедиться, что руки вашего ученика уже готовы выполнять такую трудную и утомительную работу, как письмо. Если ребенок жалуется, что у него рука «устает», что он не успевает писать диктанты вместе со всеми, если вы замечаете, что написание букв дома и в классе, в начале письма и к концу, сильно разнится, есть смысл поработать над развитием моторики, укреплением мышц пальчиков и кисти.

Предлагаемые упражнения помогут справиться с решением этой простейшей, но очень важной проблемы.

  1. Кольцо. Купите резиновое жесткое кольцо. Пусть ребенок постоянно носит его при себе и сжимает при возможности.
  2. «Мешочек». В любой непрозрачный мешок положите 8—10 различных мелких предметов, желательно, чтобы они различались по фактуре, размеру, форме, но хорошо бы, чтобы часть предметов имела схожие признаки, например: ракушка и макаронина-ракушка, пуговица и монета. Ребенок опускает в мешочек по очереди то правую, то левую руки и угадывает предмет, не вынимая его из мешка, то есть на ощупь. Предметы надо менять как можно чаще, оставляя те, которые плохо угадываются. Есть данные, что игра с мешочком непосредственно перед диктантом, помогает получить высокий результат.

  1. Узелки. Взять кусок толстой крепкой веревки, не меньше 40 см. Требуется завязать 8—10 любых узлов, затем развязать их. Узлы надо завязывать как можно крепче. Можно купить специальную книжку, обучающую, как завязывать узлы, и по ней научиться вязать различные узлы. Полезно и интересно для мальчика.
  2. «Спирограф». Это такая игра-тренажер в виде пластмассовых кругов с отверстиями, с помощью которых рисуются различные узоры. Продается в канцелярских отделах. Детям очень нравится.
  3. «Час молчания». (для родителей) Договоритесь, что в какой-то час суток, например с 18 до 19 часов, вы не разговариваете, а общаетесь друг с другом только письменно. Писать нужно обязательно гелевыми ручками разных цветов. Сначала такой «час молчания» можно устроить только раз в неделю, потом делать его чаще. На ошибки при письме особого внимания не обращайте, делайте замечания по поводу неверного написания в такой, примерно форме: «Что-то я тут не могу прочитать...».

ЕСЛИ ВМЕСТО «КРОТ» ПОЛУЧАЕТСЯ «КОТ»

Одна из главных проблем правописания — необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях достаточно только привлечь внимание ребенка к неверно написанному слову, как он хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких «глупых» ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?

В каждом частном случае пропуска букв причины разные, но, в общем, ответ один — у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале, перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.

Значит, пропуск букв может возникнуть, прежде всего, по следующим причинам:

  1. ребенок первый раз слышит слово;
  2. ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
  3. ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.

Иногда ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например, в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:

а)        ребенок не обладает достаточным объемом внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца;

б)        ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

 Предлагаю игры и задания, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные  упражнения помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.

«Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок...

Можно собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно и будем здесь собирать слова на -ина, на -ка, на -ик, на -ет.

Эту игру мы обычно начинаем такими фразами:

«Собираемся в лесок, наполняем кузовок

«Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина).

«Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка).

«Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик).

«Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет).

Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.

«Арабское» письмо»

Учитель диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед. При нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живёт необычная рыба — рыба-ёж» написанное «по-арабски» должно выглядеть так: «жё-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные (вода, море), затем возьмите слова потруднее, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.

Письмо «по-древнерусски»

Учитель диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные точками. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: «.тв.жн.й М.ш. б.ж.т  .т м.ш.». Сразу предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: «о..а..ый   .и.а  .е.и.  о.  .ы.и».

При выполнении упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.

Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо также советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

«Неудачный робот»

Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый — конструктором.

Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит только какую-то определенную часть, а пропущенное отмечает черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова.

При выборе материала и способа записи учитель должен исходить из имеющейся проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — только две средние буквы. Например, слово понедельник при пропуске букв в середине слова может выглядеть так: - - - - де - - - - -, а в конце: - - - - - - - - ик

Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

«Словесный мяч»

Упражнение появилось из известной и популярной детской игры «города».  Ее можно изменить  следующим образом:

  1. во-первых, мы действительно используем мячик, кидая его вместе со словом;
  2. во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому захочется. Такая игра быстро и в увлекательной форме позволяет развить у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

Приобретя первоначальный опыт этой игры, можно перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только I склонения, (вариации на каждую теоретическую тему), а учитель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужно придумывать слова.

 «Виселица» («Балда»)

Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую или последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово АПЕЛЬСИН

будет выглядеть так: А- - - - - - Н. Другой игрок называет любые

буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова БАЛДА. Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово БАЛДА. Играя со взрослым, ребенок должен побывать как на месте загадывающего слово, так и на месте отгадывающего, так как для него полезно и то и другое.

«Путанки»

Ребенку предлагается карточка, на которой написан ряд слов на определенную тему, буквы в каждом слове переставлены местами, требуется восстановить их правильный порядок и записать.

Пример слов на карточке: отгадай названия 10 деревьев: буд, пила, резабе, тольпо, насос, анисо, пкилэват, абабоб, бянира, силвецитан.

Отгадай имена 6 сказочных героев: санКлор, ушЗокал, раБонути, ябаб-аЯг, вушИнака-чокурда, мЗей-рыГочон.

Отгадывая слова, ребенок должен «уложиться» в заранее оговоренный промежуток времени. Например, 10 минут. Кроме формирования образа слова эта игра, таким образом, научит еще и «чувствовать время», что чрезвычайно актуально для многих школьников.

«Вордики»

Для этой игры используются только трехсложные слова (собака, корова, пароход, самолет). Каждое слово разбивается на слоги и записывается на карточки так, чтобы каждый слог занимал отдельную карточку. Карточки, на которых записаны слоги из одного слова, должны быть одного цвета. Можно поместить на каждой из них изображение называемого предмета. Можно изобразить предмет один раз, но так, чтобы он занимал плоскость всех трех карточек, то есть на каждой будет только часть. Карточки раскладываются на плоскости рубашкой вверх. Первым ходом игроки выбирают себе по одной карточке, которая является частью какого-то слова. За каждый последующий ход игрок может перевернуть одну карточку. Если она помогает ему составить слово, он оставляет ее себе, если нет, кладет на прежнее место рубашкой вниз. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Особенность предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Они эффективны для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о «глупых» ошибках.        

ЕСЛИ ВМЕСТО «КОТ» ПОЛУЧАЕТСЯ «КИТ»

Путаница и замена одной буквы другой на письме на практике встречается довольно часто, причем не только у учеников младших классов. Некоторые замены стойко сохраняются на протяжении всей школьной жизни и даже позже. Ребенок может путать буквы по разным причинам. Наиболее частыми являются следующие:

несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б—д, и—у, тп, шщ, уд и пр.);

несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: вф, б—п, д—т):

отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё);

несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико- артикуляционным свойствам: а—я, у—ю, ё—ю, о—у).

Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной и сведется к выполнению упражнений, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае — на фонетико-фонематическое различение, в третьем и четвертом случае — на создание ясного образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим.

Смешение букв по зрительно-пространственному сходству.

        Прежде всего надо уточнить, насколько у ребенка сформированы

пространственные представления, насколько четко он различает понятия:

право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше - меньше, выше — ниже, шире — уже. Для этого предлагаем следую        щие игры и упражнения.

        1. «Потерянный объект» . Ведущий прячет какой-нибудь пpeдмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо,  опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д.

  1. «Исполнитель» Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, мелкие игрушки. На отдельных листка; написаны задания, например: «положи карандаш справа от коробки», «посади куклу перед чашкой», «положи ручку слева от мишки» и т. д. Эти листки лежат перед ребенком «рубашкой» вверх, он вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С особенным удовольствием задания выполняются, когда они смешные.
  2. «Зеркальные рисунки». Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги поделен пополам на два поля. Учитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например, у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок — справа. Задача ребенка — воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу — у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.
  3. После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву б и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе «БаБушку» выше, чем «ДеДушку», он никогда не забудет, что у буквы б — хвостик вверх, а у буквы д — хвостик вниз.
  4. Напишите «волшебный» диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные — черточками. Например, слово шуба будет выглядеть так: ш - - -. В другом варианте волшебного диктанта, можно сначала «записать» все буквы точками, а при повторной диктовке попросить ребенка обозначить проблемные буквы разными цветами, например, д написать синим, а б — красным.
  5. Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает буквы на ощупь. Например, букву о можно сложить из арбузных семечек, букву ц — из скрепленных между собой канцелярских скрепок или из цепочки. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д.

Смешение звуков по фонетико-фонематическому сходству. 

Все предложенные ниже упражнения должны следовать в строго определенном порядке: услышали — произнесли — отличили — записали. Эти упражнения являются базой для вашего творчества. Например, звонкие звуки можно прохлопывать, а глухие — протопывать; звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие — низким и опускать руку. Вообще, чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

1. Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то это звук — глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б—п — это «взрывные» звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы «взрырает» губки, т—д — «толкающиеся» звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении звуков ч—ш язычок «катается с горки» и т. д.

  1. После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий — плюс голос, глухой — минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак плюс, соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук, на второй — знак минус который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать у карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отра- ботать сразу все пары звонких и согласных звуков.
  2. Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, в правый —  с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких—глухих.
  3. Заготовьте лист плотного картона, на который наклейте парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала написана соответствующая буква и название материала. Например, б — бархат, п — пенопласт, д — дерматин, т — тесьма, в — вельвет, ф — фланель, г — глянцевая бумага, к — картон, ж — наЖдак, ш — шелк, з — зеркальце, с — ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

Смешение низкочастотных звуков и звуков по акустико- артикуляционным свойствам.

 При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв важна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. Для этого можно использовать все упражнения, которые предложены ниже.

При отработке конкретного проблемного звука и буквы читайте различные слова, ребенок должен за вами повторять только те слова, которые начинаются с отрабатываемого звука.

После того как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее упражнение: ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например:

ю—ла        X — леб

ю — бка        X — руст

Ю — ля        X — одить

Ю — рий        X — итрость

Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть звуки ц или ч, но сделайте эти слова с пропуском звука. Вместо звука можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например, мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник, мелъни(сту!к)а, (стук!)апля

Пишите «волшебные» диктанты по забавным текстам, предлагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например:

«Ученица цапля мечтала стать отличницей.

Но учитель сыч считал, что она — озорница.

Поэтому у цапли часто было печальное лицо, как будто она чистит луковицу.

В четверг цапля выучила, как пишутся слова цыпленок, цыган, акация, мыльница, чаща, и в пятницу получила отличную оценку».

В заключении я хочу сказать, что все новое это хорошо забытое старое. И я надеюсь, что предложенные способы решения данной проблемы помогут всем участвующим в процессе обучения сторонам прийти к общему согласию, понять самим и дать понять ученику, какое это счастье - в полной мере владеть родным языком. А главное, что это совсем не трудно, а очень интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...

Говорим и пишем грамотно (тест по культуре речи)

Тест проверяет лексические и грамматические нормы русского литературного языка...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».

Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...

Презентация проекта "Зри в корень -пиши грамотно"

OЦель:достижение высоких результатов орфографической грамотности учащихся через внедрение в образовательный процесс эффективных технологий....

Образовательная программа "Пишу правильно, грамотно"

Дополнительная образовательная программа «Пишу правильно, грамотно» имеет интеллектуально-познавательную направленность, она предназначается не столько для формирования определённых теоретических...

Пишем эссе грамотно.

Советы учащимся 11-х классов по написанию эссе....

Рабочая программа дополнительного образования (кружок по русскому языку) "Пишу грамотно. Культура речи"

Программа составлена на основе тем, изучаемых в 6 классе. Даёт возможность отработать темы, вызывающие трудности в процессе изучения....