Образовательная программа "Пишу правильно, грамотно"
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему

Горелкина Анжела Сергеевна

Дополнительная образовательная программа «Пишу правильно, грамотно» имеет интеллектуально-познавательную направленность, она предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishu_pravilno_gramotno.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Образовательная программа

« Пишу правильно, грамотно»                                                  

Возраст детей-13-14 лет

Срок реализации - 2014-2015 учебный год

Составитель: Горелкина Анжела Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4

г. Рассказово

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Пишу правильно, грамотно» имеет интеллектуально-познавательную направленность, она предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений.

ГИА учащихся предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-8 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

Актуальность образовательной программы состоит в том, что она обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучении основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее освоение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Успешность сдачи экзамена в новой форме в первую очередь определяется тем, насколько учащиеся будут к нему подготовлены.

Цель дополнительной образовательной программы «Пишу правильно, грамотно» -  обеспечение подготовки семиклассников к успешному написанию ОГЭ.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

  1. обобщить, систематизировать и углубить полученные ранее знания по правописанию;
  2. совершенствовать пунктуационную и орфографическую грамотность учащихся;
  3. направлять внимание учащихся к собственной письменной речи;
  4.  научить практическому использованию полученных знаний и умений на уроках русского языка;
  5.  развивать речь и мышление учащихся.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят  в  то, что  она усиливает вариативную составляющую общего образования. Данная программа призвана помочь учащимся повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи.

            Возрастная группа участвующих в реализации программы –  13 -14 лет.  

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2014-2015 учебный год.

Формы работы:   коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

 На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Режим занятий: в зависимости от учебной задачи используются всевозможные формы, методы, приемы и способы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы; практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование.

Общий объём учебного времени - 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

После прохождения дополнительной образовательной программы «Пишу правильно, грамотно» учащиеся должны

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Способы определения результативности: промежуточные и итоговые диагностические работы (тестовые задания, упражнения).

           Формы подведения итогов реализации программы

Итоги реализации программы подводятся в форме итогового диктанта.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Пишу правильно, грамотно»

№ п\п

Содержание учебного материала

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Орфография. Состав слова.

18

7

11

2

Раздел 2 . Морфология. Правописание частей речи.

39

7

32

3

Раздел 3. Синтаксические и пунктуационные нормы.

15

4

11

Всего

72

18

54

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Пишу правильно, грамотно»

Раздел 1. Орфография. Состав слова.

       Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание гласных в корне. Правописание чередующихся гласных в корнях. Гласные О-Ё после шипящих согласных. И и Ы после Ц. Правописание согласных. Буквы Ь и Ъ. Правописание суффиксов. Правописание приставок, оканчивающихся на З(С). Пре- и при-. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание сложных существительных и прилагательных. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Практические виды занятий: тренировочные упражнения, практическая работа  

Раздел 2. Морфология. Правописание частей речи.

       Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Обучающиеся должны знать:

  • правила правописания частей речи.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по морфологии  при анализе предложенного текста.

Раздел 3. Синтаксические и пунктуационные нормы.

Знаки препинания при однородных членах. Обособленные члены предложения. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога.

       Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Практические виды занятий: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

Методическое обеспечение программы

Наименование раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.Орфография. Состав слова.

Фронтальная работа (беседа),   групповая работа (работа в парах, дискуссия), индивидуальная работа (самостоятельная работа).

Словесный, частично-поисковый, проблемный

Карточки с заданиями, тесты, интернет, ТСО.

Выполнение тренировочных упражнений и тестов.

2.Морфология. Правописание частей речи.

Фронтальная работа (беседа),   групповая работа (работа в парах, дискуссия), индивидуальная работа (самостоятельная работа).

Словесный, частично-поисковый, проблемный

Тексты для работы на занятиях, тесты, презентации.

Написание сжатого изложения.

3.Синтаксические и пунктуационные нормы.

Фронтальная работа (беседа),   групповая работа (работа в парах, дискуссия), индивидуальная работа (самостоятельная работа).

Словесный, частично-поисковый, проблемный

Карточки с заданиями, тесты, интернет, ТСО.

Выполнение тренировочных упражнений и тестов.

Список литературы для учителя.

  1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2005.
  2. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М., 2006.
  3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.
  4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 1998.
  6. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
  7. 9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
  8. 12. Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012г

Список литературы для учащегося.

1. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. ГИА – 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012г

3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 1998.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Календарно-тематический план

на 2014-2015 учебный год

Составлен в соответствии с образовательной программой «Пишу правильно, грамотно»

Педагог  дополнительного образования Горелкина Анжела Сергеевна

Группа___7а______

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Раздел 1. Орфография. Состав слова.

1

Введение. Основные принципы русской орфографии.

1

2

Фонетический принцип.

1

3

Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.

1

4

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

5

Правописание корней с чередующимися гласными.

1

6

Правописание звонких и глухих согласных.

1

7

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

8

Правописание приставок.

1

9

Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

1

10

Правописание О-Ё-Е после шипящих в корне слова.

1

11

Правописание О-Ё-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях.

1

12

Правописание И-Ы после Ц.

1

13

Разделительные Ъ и Ь. Тест.

1

14

Правописание ь после шипящих.  

1

15

Правописание сложных слов.

1

16

Правописание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными.

1

17

Комплексные упражнения по теме: «Орфография. Состав слова».

1

18

Решение тематических тестов.

1

Раздел 2. Правописание частей речи

19

Имя существительное. Склонение. Правописание окончаний.

1

20

Правописание суффиксов существительных.

1

21

Комплексные упражнения.

1

22

Имя прилагательное. Правописание окончаний

1

23

Буквы О и Е в окончаниях и суффиксах. Правописание притяжательных прилагательных.

1

24

Н и НН в суффиксах прилагательных.

1

25

Комплексные упражнения.

1

26

Глагол. Ь знак в глагольных формах. Глагольные суффиксы. Спряжение глаголов.

1

27

Глагольные суффиксы. Спряжение глаголов.

1

28

Комплексные упражнения. Словарный диктант.

1

29

Местоимение. Правописание.

1

30

Имя числительное. Склонение. Правописание.

1

31

Причастие. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

32

Образование действительных  причастий. Правописание.

1

33

Образование страдательных причастий. Правописание.

1

34

Правописание кратких страдательных  причастий. Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

1

35

Слитное и раздельное написание

НЕ с причастиями.

1

36

Н и НН в суффиксах

страдательных причастий

 прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

1

37

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

1

38

Не с деепричастиями.

1

39

Правописание

суффиксов деепричастий.

1

40

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  –О и   -Е

1

41

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е

1

42

НЕ со всеми частями речи. Комплексные упражнения.

1

43

Н и НН в частях речи. Комплексные упражнения.

1

44

Буквы Е и  И в приставках НЕ- и НИ

1

45

Буквы  О и Е после шипящих на конце наречий.

1

46

Буквы О и А на конце наречий.

1

47

Дефис между частями слова в наречиях.

.

1

48

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.

1

49

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

50

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

51

Правописание производных предлогов. Комплексные упражнения.

1

52

Слитное написание союзов.

1

53

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

54

Правописание отрицательных частиц НЕ и НИ.

1

55

Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ.

1

56

Дефис в междометиях.  Знаки препинания при междометиях.

1

57

Диагностический диктант.

1

Раздел 3 Синтаксические

 и пунктуационные нормы.

58

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

1

59

Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

1

60

Комплексные упражнения.

1

61

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

62

Знаки препинания в предложениях обращениями.

1

63

Комплексные упражнения.

1

64

Знаки препинания в диалоге.

1

65

Знаки препинания при прямой речи.

1

66

Комплексные упражнения.

1

67

Знаки препинания

 в сложносочиненных предложениях.

1

68

                Знаки препинания

 в сложноподчиненных  предложениях.

1

69

Комплексные упражнения.

1

70

Комплексный анализ текста.

1

71

Решение тематических тестов.

1

72

Итоговый диктант.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно и грамотно написать эссе

Материал для руководителей пресс-центров...

Учебный курс для педагогических работников в рамках программы информатизации образовательного ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Предлагаемый компьютерный курс «Основы компьютерной грамотности» позволят освоить программы, необходимые для работы с ПК, и освоить азы компьютерной грамотности. Курс  рассчитан на тех, кто никог...

«Как правильно и грамотно выстраивать свои отношения с детьми»

Основа всей воспитательной работы с детьми в коррекционной школе – соблюдение принципа безусловного принятия. Первый и главный принцип воспитательной работы – безоценочное, безусловное принятие ребёнк...

Методическая разработка "Образовательная акция "Писать грамотно - это модно!"

Методическая разработка представлена для работников системы дополнительного образования....

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Рабочая программа элективного курса «Пишу правильно, грамотно»

Рабочая программа учебного курса «Пишу правильно, грамотно» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...