Комплекс упражнений, направленных на развитие техники чтения
методическая разработка на тему

Пономарева Людмила Борисовна

Комплекс упражнений, направленных на развитие техники чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_chteniya_upr.docx996.45 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, направленных на развитие техники чтения

Пономарева Л.Б.

учитель начальных классов

ГБС(К)ОУ школа-интернат №136

Перед учителем  стоит главная задача  -   пробудить у детей интерес к учебе, желание учиться, сделать учебный процесс привлекательным и притягательным, только тогда учение будет направлено на развитие ребенка, на развитие его интеллектуальных способностей. Интерес к учению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Как известно, сформированный навык чтения включает в себя три компонента:

Для совершенствования процесса обучения чтению я предлагаю задания, которые помогут овладеть навыками грамотного чтения, что в дальнейшем будет способствовать становлению школьника как талантливого читателя.

В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:

 

Сегодня я остановлюсь на первой группе упражнений, которые способствуют развитию техники чтения.

  1. Чтение слогов, слов с изученными буквами:

БУКВА «В»

ва – ав    во – ов    ви –ив   вы – ыв   ву – ув  ово  ава   иви  уву  ывы   вас   ват   вал  вол    лив   лав   лов   лар   лор

вата                   волос            вилка              коврик                

овал                 ворон            аврал               винтик            

воин                  товар            совок               витрина          

ворот               лавка             рывок              воронка        

отрыв               висок            восток             вулкан

волан                валун            нарыв              октава        

ванна                 волна           состав              основа  

Задания, которые предлагаются к этой карточке:

  1. прочитать слоги, слова;
  2. объяснить значение незнакомых слов;  
  3.  прочитать слова с ударением на первом слоге, втором, третьем;
  4.  выделить ударный слог, безударный;
  5.  разделить на слоги;
  6. прочитать слова, в которых все согласные звуки - звонкие;
  7. прочитать слова, в которых все согласные звуки - глухие;
  8. прочитать слова, в которых все согласные звуки - мягкие;
  9. прочитать слова, в которых все согласные звуки - твердые;
  10. прочитать слова, которые отличаются одной буквой;
  11. подчеркнуть гласные;
  12. указать количество слогов

  1.  Спрятался слог:

лосилапа                    лоси  сила лапа                  

ранорамало                рано нора рама мало

жалозаря                    жало лоза заря

водачасы                    вода   дача  часы

пижамакакарета         пижама макака карета

  1. Коврики из слов:

ж

б

е

р

ё

з

а

з

к

э

и

п

о

я

г

ш

ж

е

л

ь

з

д

у

б

р

г

н

ъ

ё

ж

н

ы

у

и

ы

р

к

я

н

а

ь

ф

а

н

т

у

ь

б

а

с

л

и

п

а

ц

ш

и

л

о

о

к

г

у

е

м

а

к

о

с

с

и

ц

в

к

ы

п

й

н

а

н

т

о

п

о

л

ь

ю

я

т

а

Ребята разным цветом закрашивают квадратики с буквами одного слова. Слова подобраны по определенным темам. Тема  указана под квадратиком. Закрашивать можно по горизонтали, вертикали.  Возможны пересечения слов. Есть в этой игре и «ловушки»: слова, не относящиеся к теме, закрашивать не надо – их можно обвести простым карандашом (жизнь, оса, бас и т.д.).  Игра может проводиться в паре, группе, индивидуально.  Слова потом можно записать в тетрадь, можно на листиках соединять линией (зависит от уровня готовности ребят). Далее может проводиться  разнообразная  работа: записать слова, указать количество слогов, разделить на слоги, указать количество букв/звуков, разделить на группы, указать «лишнее» слово и т.д.

  1. Собери группу

ЦЕЛЬ: привитие интереса к чтению; знакомство с новыми словами; развитие умений анализа и синтеза; обогащение знаний об окружающем мире;

УСЛОВИЯ: карандашом или ручкой  ребята пишут название группы, далее линией соединяют название и слово.

Применяется  для индивидуальной, парной и групповой форм работы.

  ОБРАЗЕЦ:

шахматы                                                          ИГРЫ                               

молоток        1_____________

черёмуха

берёза                ДЕРЕВЬЯ

шашки        2______________

домино        

пила        ИНСТРУМЕНТЫ

клещи        3_____________

осина

Эти группы можно записать в тетрадь, указать «лишнее» слово, поставить ударение, разделить на слоги, подчеркнуть буквы гласных звуков, согласных и т.д.

  1. Собери слово

Цель: обогащение словарного запаса, развитие  умения анализировать, развитие речи, логического мышления, повторение орфограмм и др.

Условие:  вставить пропущенные буквы в словах. Выписать эти буквы по порядку. При правильном выполнении задания получится новое слово. Большинство слов подобрано к произведениям  учебника «Родная речь»  Л.Ф.  Климановой, 2 класс.

Бул__а                                       граду_

м__сло                                    с_акан

ша__ка                                       драч_н

вес__о                                          кре_ыш

цапл__                                    мр_мор        

(КАПЛЯ)                     (СТУПА)

го_ос        ко_ёл

пт_ца                                           с_лдат        

_обака                 кру_а

ук_з                   с_ль

(ЛИСА)        ста_уха

(«Лиса и тетерев»)                          (ТОПОР) («Каша из топора»)

  1. Игра «День и ночь»

Цели: знакомство с новыми произведениями и  авторами; обогащение словарного запаса; развитие внимания, памяти;  повторение орфограмм

Время проведения: в начале урока как  разминка или мобилизующий этап; в середине рока как переход к новой теме (вставить глаголы и т.д.); в конце урока как обобщение

Авторские комментарии: 

На каждое стихотворение дано три слайда:

1-й слайд: читаем, обсуждаем, называем орфограммы (если урок русского языка)

2-й слайд: «ночь» - закрываются некоторые слова; «день» – прочитать стихотворение, восстановив все слова

3-й слайд: «ночь» - еще закрываются слова; «день» - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова

попутно обсуждаются и орфограммы, и лексическое значение слов, и морфология (все зависит от цели урока)

можно вернуться к первому слайду и провести списывание или письмо по памяти; если доска интерактивная – разобрать по составу слова, выделить орфограммы

Таким образом, вся работа, направленная на развитие техники чтения, дает ощутимые результаты.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки....

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения...

комплекс упражнений,направленный на развитие самостоятельно иноязычного чтения

Данные упражнения рекомендованы учащимся 7-8 классов.Комплекс упражнений, способствует  развитию стратегий самостоятельного иноязычного чтения обучающихся основной общеобразовательной школы,повыш...

Комплекс прыжковых упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств у волейболистов 12-14 лет

Комплекс прыжковых упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств у волейболистов 12-14 лет...

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Тренировочные упражнения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...

Комплекс упражнений на развитие техники чтения в начальной школе

Комплекс упражнений на развитие техники чтения в начальной школе...