МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ.
статья по теме

 

Причины возникновения эмоциональных конфликтов и их виды.Методы разрешения конфликтных ситуаций.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_konflikty_detey_i_ih_razreshenie.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ.

Причины возникновения эмоциональных конфликтов и их виды.

       В межличностных конфликтах важную роль играют индивидуальные качества участников, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта у ребёнка, который является наиболее сложной и трудноразрешаемой формой межличностного противоборства. В детском коллективе межличностные конфликты протекают в форме соперничества (стремления к доминированию) и споров (разногласий по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем).

Таким образом, можно выделить основные причины межличностных конфликтов в детском коллективе: ,

•      несовместимость характеров;

•      столкновение противоположных мотивов, потребностей и интересов

•      внутриличностные противоречия;

•     соперничество (конкуренция).

В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды :

1

Стиль

Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

 

 

 

Соревнование (конкуренция)

Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Уклонение (избегание)

Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму.

 

3   

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили. Решение откладывается

 

4

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие

интересы.

Нет резерва времени.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

 

 

 

 

 

 

 

Другие стили неэффективны

 

 

5

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Есть время. Решение важно обеим сторонам.

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность

 

Методы разрешения конфликтных ситуаций.

Если воспитателю не удалось предотвратить конфликт между детьми, то возникает необходимость его урегулирования и разрешения.  Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между детьми противоречий. При разрешении конфликтной ситуации воспитателю следует определить реальные проблемы и интересы обеих сторон. Ключом к решению является определение истинных интересов сторон по основным направлениям: каковы скрытые желания и интересы сторон; что требуется для удовлетворения этих скрытых желаний и интересов.

Существует два способа получения этих сведений.

 Первый состоит в их открытом обсуждении.

 Второй предполагает использование интуиции для того, чтобы заглянуть в скрытую сущность происходящего.

Способность прогнозировать поведение детей помогает предсказать возможные варианты их поведения в конфликтной ситуации.

Прояснение конфликтной ситуации, оценка обстоятельств, характеров, мотивов и интересов, вовлеченных в конфликт, а также собственных целей, интересов, нужд — первый шаг на пути его разрешения. Учитывая, что в конфликты всегда вовлечены эмоции участников, то следующим шагом в разрешении конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций — собственных и эмоций детей. Поэтому, прежде чем принимать какое-то решение, воспитатель должен попытаться понять причины возбужденного состояния участников конфликта и постараться их успокоить.

После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.

     В решении проблемы необходимо учитывать нужды каждого; использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему — в возможность открыть для себя и для других нечто новое.

Основные подходы в разрешении конфликтов

•      развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к

сближению;

•      оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

•      высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

•      нейтрализовать борьбу за власть;

•      учить детей управлять эмоциями;

•      формировать готовность к самостоятельному разрешению

конфликта;

•      вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками, должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1.    Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.

2.    Оценка целей конфликтной ситуации:

•    утверждение личных притязаний,

•    навязывание своего стиля поведения,

•    умаление достоинств другой стороны,

•    корыстные устремления.

Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в понимании целей, которые преследовал каждый из них в ссоре. Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

•    применить меры воспитательного воздействия;

•    выдвинуть определенные жесткие требования;

•    указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

3.    Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.

4.    Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.

5.    Оценка особенностей участников конфликта

6.    Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:

•    Тебе хочется   находиться в нашем классе?

•    Почему?

•   Чем ты любишь заниматься в свободное время?

•    Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

•    Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

•    Можно нарушать эти правила?

•    А что будет, если я нарушу эти правила?

•    Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

•    Как ты думаешь, конфликт и ссора — это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.

•    Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как

поступишь?        

Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано, особенно в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность и жестокость.

Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации. Это целесообразно делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений, особенно в ситуациях, когда последствия конфликта являются результатом сознательных действий ребенка, связанных с опасностью для него самого или других детей, а также асоциального поведения, проявляющегося во вспышках агрессии, актах насилия, требующих немедленной реакции воспитателя на эти действия. Этот вид сообщений не должен включать простую критику этих действий и их запрет. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, должно включать следующие компоненты:

•      описание произведенного им действия;

•      описание возможного или (неизбежного) результата этого действия;

•      предложение альтернативного варианта поведения.

Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться одним объяснением, почему так делать нельзя, а предложить детям другой вариант поведения в этой ситуации. Схема позитивного сообщения, которое предлагает ребенку изменить свое поведение, может выглядеть, например, следующим образом:

1)    Когда ты …

2)    Может случиться, что …

3)    Лучше …

 Схему предложил доктор Дж. И. Кларк

 

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:

вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; оказать помощь пострадавшему;

сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже; позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;

избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не предут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения

Межличностный конфликт Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе...

Социально-психологические условия разрешения межличностных конфликтов.

Для любой группы конфликт между двумя или несколькими ее членами- помеха нормальному общению и совместному труду…Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимо...

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...

Доклад "Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов"

Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов...

проект-дискуссия "Социальное партнерство в разрешении межличностных конфликтов"

Конфликт - явление незбежное, неотвративое, закономерное явление нашей жизни. Дискуссия имеет цель:выяснить причины конфликтов, последствия для сторон,  и  определить    способы их...

Классный час на тему: «Межличностные конфликты и пути их разрешения»

Классный час на тему:«Межличностные конфликты и пути их разрешения»...