проект-дискуссия "Социальное партнерство в разрешении межличностных конфликтов"
учебно-методическое пособие

Козьякова Татьяна Александровна

Конфликт - явление незбежное, неотвративое, закономерное явление нашей жизни. Дискуссия имеет цель:выяснить причины конфликтов, последствия для сторон,  и  определить    способы их разрешения.

Для участия в дискуссии приглашаются  школьники, родители,  представители общественных организаций, работники правоохранительных органов, медицинские работники. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Материалы для проведения дискусиии

1. Столкновение интересов, спор, противостояние – это конфликт

2.Готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных - это Толерантность 

3. Желание командовать в посторонней для себя области есть тирания.

4. Поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям- агрессия.

5. Стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон – инцидент

6. Не конфликтуй: с умным договорись, а дурака обмани.

7. Будьте добрее, и ваша жизнь станет счастливее.

8. Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход.

9. Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.

10.Слово – серебро,  молчание – золото.

11.Решение острых проблем обычно ищут за круглым столом.

12.Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу.

Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно. (персидская мудрость)

С. Шенкман( советский и российский спортивный журналист, пропагандист здорового образа жизни) предлагал следующие способы преодоления конфликтных ситуаций:

1. Не оставаться наедине со своими неприятностями. Надо рассказать о неприятностях человеку, которому вы доверяете. В трудную минуту особенно важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах другого человека.

  1. Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой.
  2. Не ругать себя, если что-то не получается на высоком уровне. Нельзя быть совершенством во всем и всегда.
  3. Не предъявлять чрезмерных требований окружающим, принимать людей такими, какие они есть.

Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе?

- Семейные причины

Отсутствие сплоченности в семье, отсутствие близости между ребенком и родителями

- Личные причины

Трудности в учебе, недостатки воспитания, негативный характер взаимоотношений  между одноклассниками, недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.

- Ситуативные причины

Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние среды.

Конфликты подростков – это:

  • способ обратить на себя внимание, самоутвердиться
  • последствия неправильного воспитания.
  • виновата школа и общество.

        Трагедией закончилась во вторник драка двух учащихся в школе на западе Москвы. Восьмиклассник Даниил скончался от черепно-мозговой травмы.

        Компания парней 14-15 лет вдохновенно мутузит беспомощного мальчишку. Его бьют ногами по лицу, голове, спине. Паренек теряет сознание, но малолетние изверги не обращают на это внимание. Девичий голосок за кадром комментирует детали экзекуции. Слышны хохот и подбадривающие голоса «зрителей», собравшихся на спортплощадке, где происходило побоище. Восьмиклассник несколько дней провёл в реанимации.

        Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают» эмоции, люди испытывают напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

                        Ситуация в классе:

     Ученик 9 класса спровоцировал конфликт. Попросил книгу  у одноклассника, ее не вернул, потому что нечаянно порвал. После того, как одноклассник потребовал возвращения книги, ученик призвал на помощь своего знакомого, тоже учащегося  нашей школы. Завязался конфликт, на территории школы произошла драка. А группа учащихся наблюдала за избиением ученика, подзадоривая «заступника» и насмехаясь. Самое страшное, что ни один из присутствующих не вступился за жертву, не попытался прекратить драку и унижения. Моя хата с краю. Волчьи законы.

В чём вред конфликтов  между подростком и группой?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

К каким последствиям может привести такой конфликт?

Унижение, напряжение, озлобленность, разочарование, невозможность достичь цели, тревога, беспомощность, ответная агрессия, суициды, уголовная ответственность.

СИТУАЦИЯ   Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок. Как правило, остается обида. Как победить обиду?

“Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из-за этой обиды? 

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

     “Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием”. Конфуций 

      Помни: другому так же больно от его царапины, как тебе от твоей. Попробуй не  наступить, а  отступить, не  захватить, а отдать, не кулак показать, а  ладонь протянуть, не спрятать, а  поделиться, не орать, а выслушать, не разорвать, а склеить.  Мы разучились говорить друг другу «Прости». Попробуй — и ты увидишь, как интересно будет получаться.  И какое удивительное чувство   прольётся в сердце и согреет его!

                         

http://picsmap.ru/images/3698034_uklonenie-ot-konflikta.jpg

http://ppt4web.ru/images/115/17994/640/img8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения

Межличностный конфликт Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе...

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ.

Причины возникновения эмоциональных конфликтов и их виды.Методы разрешения конфликтных ситуаций.  ...

Социально-психологические условия разрешения межличностных конфликтов.

Для любой группы конфликт между двумя или несколькими ее членами- помеха нормальному общению и совместному труду…Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимо...

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...

Доклад "Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов"

Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов...

статья "Участие педагога в профилактике и разрешении межличностных конфликтов (ученик-ученик)

Подростку невозможно прожить без проблем, противоречий, конфликтов. Не всякий конфликт-зло, повод для беспокойства, если умеешь управлять конфликтными отношениями, готов к сотрудничеству или компромис...