статья "Участие педагога в профилактике и разрешении межличностных конфликтов (ученик-ученик)
статья

Кужалева Галина Борисовна

Подростку невозможно прожить без проблем, противоречий, конфликтов. Не всякий конфликт-зло, повод для беспокойства, если умеешь управлять конфликтными отношениями, готов к сотрудничеству или компромису. К, сожалению, немногие  подростки умеют оптимальным путем решать свои проблемы.  И если конфликт призошел в школе, можно обратиться за помощью к педагогу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие педагога в профилактике и разрешении межличностных конфликтов  (ученик – ученик)

     Конфликты присущи любым человеческим отношениям и встречаются в любой сфере деятельности. Очень трудно представить себе жизнь без конфликтов. Конфликты – составная часть нашей жизни, они нормальны и даже необходимы. Как утверждал американский психолог Чарльз  Ликсон: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».  Слово «конфликт» происходит от латинского Conflictus, что означает ссора, столкновение, спор. Как и у многих понятий, у конфликта имеется множество определений.  Например, понятие конфликта можно определить как  взаимодействие двух или более субъектов, имеющих противоположные взгляды, интересы, позиции, цели, и реализующие  их один в ущерб другому. Для конфликта  характерно напряжение в отношениях, он  всегда связан с отрицательными эмоциональными переживаниями.  Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. Необходимо отметить, что агрессивность и враждебность могут присутствовать в конфликте и даже быть его источником, но они не являются синонимами конфликта.

     Взаимоотношения детей и подростков также подвержены конфликтным ситуациям. В любом образовательном учреждении конфликты между обучающимися практически неизбежны. Конфликтное поведение достаточно широко распространено в подростковой среде.  Это связано  с особенностями наступления кризиса подросткового возраста.  Подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью,  агрессивностью.  Чаще всего конфликты возникают  в процессе борьбы за авторитет, лидерство в классе или группе. Также возможна ситуация, когда подросток становится объектом травли –«антилидер». В некоторых случаях  конфликт может возникнуть случайно на фоне отрицательных эмоций и личной непрязни.  Непосредственной  причиной конфликта может быть что угодно: неосторожное высказывание, комментарий, обман, сплетня, оскорбление, обида. В основе конфликта может быть несколько причин.

     Итак, в основе  любого конфликта лежит ситуация, включающая  либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу,  либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений субъектов.

     В практике социального педагога очень важно своевременно выявить проблему и  разрешить ее оптимальным способом. Профилактика конфликта – это достаточно разноплановый  вид деятельности, который включает в себя комплексное воздействие на коммуникативную ситуацию.  Чтобы предупредить  конфликт, необходимо разобраться, есть  проблема или нет в тех случаях, когда имеет  место просто противоречие.  Для эффективного решения возникающих проблем социальному педагогу  необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

     Конфликт – это процесс. Все  конфликты в своем развитии  проходят несколько ступеней:

- участники конфликта осознают  противоположность значимых для них интересов;

- возникшая ситуация становится непереносимой;

- инцидент, когда одна из сторон начинает действовать,  ущемляя интересы  другой стороны;

- управление конфликтными отношениями (участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам);

-  достижение результата.

Томас Кеннет – известный американский специалист в области психологии конфликта выделил пять основных типов поведения людей в конфликтных ситуациях: 1) соревнование (конкуренция), выражающееся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы. Выигрывает тот, кто сильнее. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего;

 2) приспособление, выступающее антиподом соперничеству, направленное на принесение в жертву собственных интересов ради другого. Эта стратегия используется в том случае, когда цена вопроса не велика или нужна пауза для принятия окончательного решения. Достоинством этой стратегии можно считать сохранение отношений, однако в этом случае ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен;

 3) компромисс – соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, временно снимающего возникшее противоречие;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к взаимодействию, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к консенсусу, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

При этом результаты разрешения конфликта  могут быть весьма различны :

- удовлетворены обе стороны,

- одна сторона не удовлетворена  итогом столкновения, разрушаются межличностные отношения,

- неудовлетворение обеих сторон итогом столкновения, ни какая из сторон не достигла желаемого.

     Предотвратить межличностные конфликты значительно легче, нежели разрешить их. Профилактика межличностных конфликтов не менее важна, чем способность конструктивно их регулировать. Она требует минимальных затрат сил, средств и времени и предупреждает возможные деструктивные последствия  неразрешенного конфликта.   Профилактику межличностного конфликта гарантирует любая работа, направленная на формирование интеллектуальной и коммуникативной культуры. В ряде случаев не требуется вмешательство педагога в разрешение конфликта, так как  подростки могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого, если  умеют строить конструктивные отношения с окружающими. Однако, неразрешенный своевременно конфликт,  спустя некоторое  время может дать серьезные осложнения. Инициатива в урегулировании  такого конфликта должна принадлежать педагогу. Педагог должен вмешаться в конфликты учеников и корректировать их, если :

- прослеживается опасная эскалация  конфликта с угрозой применения насилия;

- стороны никак не могут придти к решению, а у педагога есть возможность разрешить противоречия, удовлетворить интересы обеих сторон;

- участники конфликта сами обращаются к педагогу за помощью.

 В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может оказаться действенным просто добрый совет.   Доверительные взаимоотношения между педагогом и подростками  являются основой  одного из методов профилактики межличностных конфликтов у подростков   – метода  вмешательства «авторитетного третьего». Особенно велика роль педагога в тех случаях, когда необходимо перевести  противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт — в конструктивный.  Педагогу надлежит:

  1. Добиться адекватного восприятия сторонами конфликта  друг друга;
  2.  Снизить их эмоциональное напряжение;  
  3. Включить стороны в диалог как способ налаживания коммуникации и средство для обсуждения спорных вопросов, а также поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.
  4. Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.

Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существовавших проблем способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних противников в сотрудников и даже друзей.  Успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические условия разрешения межличностных конфликтов.

Для любой группы конфликт между двумя или несколькими ее членами- помеха нормальному общению и совместному труду…Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимо...

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...

Методические рекомендации для социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.

Методические рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и пути преодоления конфликтов в образовательной среде....

Доклад "Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов"

Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов...

проект-дискуссия "Социальное партнерство в разрешении межличностных конфликтов"

Конфликт - явление незбежное, неотвративое, закономерное явление нашей жизни. Дискуссия имеет цель:выяснить причины конфликтов, последствия для сторон,  и  определить    способы их...

Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"

Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"...

План по подготовки педагогов образовательной организации к управлению межличностными конфликтами

Подробный план подготовки педагогов образовательной организации к управлению межличностными конфликтами, который включает в себя мероприятия по подготовке педагогов к управлению межличностными ко...