Ткани растительного происхождения.
план-конспект урока на тему

Ткани растительного происхождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naturalnye_tkani_rastitelnogo_proishozhdeniya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект    урока

1.Организационный момент.

   1.1    Упражнение для шейного отдела позвоночника:

        Наклоны головой вперёд и назад

        Наклоны головой вправо и влево

        Перекаты головой

1.2   Проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала. 

  Сегодня мы продолжаем изучать  раздел, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон. Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?

- Текстильные волокна делятся на натуральные и химические. (учитель на доске развешивает листы со схемой). Почему такое название  получили  натуральные волокна?  ( Эти волокна даёт природа)

-Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали, отгадайте загадки:

Пушист ,да не пух,

И бел, да не снег

На поле растёт замечательный мех.

(Хлопок)  (показ  слайда)

Голубой глазок, золотой стебелек (лён)   (показ слайда)

-Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?

- Лен и хлопок – это натуральные волокна.

-Какого происхождения эти волокна?

- Эти волокна растительного происхождения.

3.Сообщение  темы  урока.

Тема нашего  урока – натуральные волокна растительного  происхождения. Мы повторим изученный материал по тканям из хлопка и льна и сравним эти группы тканей.

А сейчас историческая страничка урока.

Коррекционное упражнение (слайд). Назвать  страну, где впервые зародился хлопок.  Судя по обуглившимся археологическим останкам хлопок зародился в Африке более 150-ти миллионов лет назад.

  4. Повторение пройденного материала. 

Давайте вспомним как получают х/б ткани.(Домашнее задание учеников) Собранный хлопок –сырец  поступает на хлопкоочистительные заводы для первичной обработки, где волокна отделяют от семян и различных примесей.

Сырьём для получения хлопчатобумажных тканей служит волокно хлопка, из которого вырабатывают  х/б  пряжу. Из х/б пряжи на ткацких фабриках ткут ткани. С ткацкого станка суровые  х/б ткани поступают в отделочные цеха, где улучшают их внешний вид. Ткань отбеливают, окрашивают при помощи красителей. Специальные машины наносят на неё печатный рисунок. Ткани  пропитывают различными составами для придания им определённых свойств: упругости или мягкости, меньшей сминаемости , блеска. После обработки в отделочных цехах ткань получает товарный вид.

ЗАДАНИЕ:  Расположить в правильной последовательности схему получения ткани.

 ХЛОПОК :  Семя    Растение   Волокно   Пряжа   Ткань  Одежда   Бельё .

Коррекционное упражнение (слайд) .Где было найдено самое раннее полотно из льна?

 Самое раннее полотно из льна, сохранившееся до нынешних времен, это сотканный вручную при помощи иглы шлем, найденный на территории современного Израиля, возраст которому 8,5 тысяч лет.

Как получают льняные ткани?(Домашнее  задание  учеников)

Лён убирают теребильными машинами. От стеблей отделяют семенные коробочки. Льняную солому отправляют на специальные фабрики, где она проходит первичную обработку – её мочат, сушат, мнут. треплют. После трепания льна очищенное льняное волокно поступает на прядильные фабрики. Ткань,  полученная с ткацкого станка, подвергается отделке. Её  отваривают для удаления различных примесей и отбеливают. Затем ткань окрашивают в светлые тона или наносят на неё рисунок.

 

Задание:  Расположить в правильной последовательности схему получения ткани

 ЛЁН :  Семя    Растение   Волокно   Пряжа   Ткань  Одежда   Бельё

Есть ли различия в схемах? (нет)

5. Распознавание волокон хлопка и льна.  Лабораторная  работа

При шитье изделий надо уметь отличать х/б ткани от льняных. Определить эти ткани можно по различным признакам.    

1.По внешнему виду х/б ткань шероховатая ,не имеет блеска, нити тонкие, одинаковой толщины. Льняная ткань имеет гладкую блестящую поверхность , нити более толстые, неравномерной толщины.

2. На ощупь х/б. ткань мягкая, кажется тёплой. Льняная ткань жёсткая, тяжёлая, прохладная.

3. По разрыву льняная ткань прочнее х/б. Х/б ткань легко рвётся и по основе и по утку . льняная ткань рвётся с трудом .Если разорвать х/б нить , то на разрыве мы увидим тонкие пушистые волоконца- ватку. На разрыве льняной нити виден пучок прямых волокон - кисточка.

ЗАДАНИЕ: заполнить  карточки  по материаловедению, затем поднимать руки- левая рука значит льняная ткань, правая рука – признак х/б ткани.

ЗАДАНИЕ:

 Каждая ученица получает коллекцию образцов хлопчатобумажных тканей и карточки с их названиями: ситец, бязь, фланель, байка, вельвет, бумазея, сатин, деним (джинса), муслин, саржа, марля. Каждую карточку нужно положить на соответствующий образец. После этого выполнить взаимопроверку в группах.

     Следующее задание заключается в определении ткани по описанию, произнесенному всем учителем. Учитель описывает ту или иную ткань, а ученицы поднимают нужные образцы.

Вельвет - ткань, созданная на основе хлопка . Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен.

Ткань имеет много различных наименований. Например, манчестерский вельвет, вельвет с широким рубчиком, вельвет с узким рубчиком, бархатистый вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, эластичный вельвет. Вельвет-корд имеет широкие рубчики (около 5 мм) и высокий ворс .Вельвет-рубчик с узкими рубчиками (2-3 мм) и низким ворсом. Вельвет фасонный имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности.

Очень плотная хлопчатобумажная ткань, изнаночная сторона которой гладкая, матовая. На лицевой стороне прямые рубчики из ворса – мелкие, средние или крупные.  ( Ответ: вельвет.)

Фланель- мягкая хлопчатобумажная ткань, имеет пушистый ворс с лицевой и изнаночной сторон.

Ситец - легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Используют для шитья легких платьев, женских, детских, мужских рубашек.

Марля - хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения. Получила название по городу Марли, около Версаля во Франции. Марлю окрашивали в зеленый, серый или синий цвет. Использовали для чехлов, для обтягивания оконных рам. Сейчас марля применяется исключительно в медицинских целях. Но в 1970-е годы была популярна марлевка, почти такая же редкая ткань, что и марля. Ее выпускали как однотонной, так и разноцветной.

Саржа - грубая хлопчатобумажная ткань.

Кирза – грубая хлопчатобумажная ткань.

Сатин - хлопчатобумажная очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью. 

Бязь – хлопчатобумажная, прочная, довольно грубая ткань. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья.

Деним (джинса) - очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в переводе с французского означает "из Нима". Ним - город во Франции, где создали эту ткань для рабочей одежды.

Серсукер - ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у фальшивой - благодаря химической обработке ткани.

Тик - плотная хлопчатобумажная или льняная ткань одноцветная и с широкими цветными продольными полосами. Используют для тентов, чехлов, наперников. 

ЗАДАНИЕ:

Раздать образцы льняной и х/б тканей тканей. Распознать их.

Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, по волокнистому составу, переплетению нитей, толщине, прочности, по способности  пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти особенности тканей называют их свойствами.

Свойства всех тканей зависят от волокон, из которых они изготовлены. «Каково волокно, таково и полотно»  гласит  русская  пословица. Об отдельных свойствах х/б и льняных тканей вы уже знаете. Но наиболее важные свойства  натуральных тканей – это свойства , которые влияют на самочувствие человека.

ЗАДАНИЕ:  На прошлых уроках мы изучали названия свойств тканей. На доске вывешены все свойства, но в разрезанном виде. Я буду читать определение свойства , а вы будете выходить к доске и находить правильное. (Дка,защитность, емость,тепло,гигро, ность, драпи, смина, емость, пыле, проч,, емость,уса, проница, руемость, скопичность,  осыпа, ёмкость, воздухо).

6. Повторение пройденного материала. 

Уход за тканями из хлопка и льна. (Домашнее  задание  учеников)

Стирают х/б ткани  при температуре 30- 40  градусов. Утюжат  х/б  ткани с лицевой и изнаночной сторон по долевой нити. При  утюжке терморегулятор утюга ставят на указатель «хлопок» или на 3 круга.

Стирают льняные ткани при температуре 40 градусов. Утюжат льняные ткани с лицевой и изнаночной сторон по долевой нити. При утюжке терморегулятор утюга ставят на указатель «лён» или на 4 круга  ( т.е на максимальный нагрев).

А как же быть. Если вы всё же  забыли об основных правилах ухода. На помощь придут специальные ярлыки, пришитые в боковые швы одежды. На этих ярлыках изображены различные символы по уходу за этим изделием. Эти рекомендации необходимо соблюдать, иначе изделие  испортится. Чтобы изучить их воспользуемся лото.

7. Лото по символам ухода за одеждой.

8. Итог  урока:

Выставление оценок. 

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства тканей растительного происхождения"

Заключительный урок по материаловедению в 5 классе...

Материаловедение Ткани растительного происхождения

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у...

Влияние энергетических напитков на ткани растительного и животного происхождения

Данная презентация является результатом научно-исследовательской работы учащихся. В работе раскрывается состав, история производства и вредное воздействие энергетических напитков на живые организмы....

«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»

Методическая разработка урока по теме «Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»...

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

2014 Открытый урок "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения".

В октябре 2014 г. мною был проведён открытый урок по теме "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения". Дети узнали, что все ткани различны по внешнему виду и свойствам....