Развитие словесной речи у учащихся на уроках трудового обучения
статья на тему

Григорьева (Наследникова) Наталья Анатольевна

Необходимо постоянно поддерживать интерес глухих школьников к урокам трудового обучения как средству развития их словесной речи и творческих способностей. Важную роль в этом играет использование метода проектов, который развивает определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность и бережливость, расширяет их речевой словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с нарушением слуха живут и трудятся наравне со слышащими, к ним предъявляются те же требования со стороны общества, что и ко всем гражданам страны. Поэтому тенденции общественного развития привели к изменению содержания обучения, расширению и углублению социальных функций школы, усилению работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи глухих детей, воспитанию творческой личности в специальной школе.

В современных условиях необходима выработка новых подходов и решений для определения правильной стратегии формирования словесной речи глухого ребенка.  Креативной является  личность, творчески мыслящая, всесторонне развитая, инициативная, самостоятельная, социально активная, то есть обладающая качествами, необходимыми во всех областях человеческой деятельности.

     Формирование словесной речи, как и творческих способностей у глухих детей происходит по общим законам детского психического развития. Дефект слуха ограничивает развитие детей только в том, что у них не могут быть сформированы способности, строящиеся на базе высокого развития слуха и речи (музыкальные способности, ораторское искусство и др.). Однако трудности речевого общения, недостатки в развитии речи, замедленность в формировании понятийного мышления создают значительное своеобразие в формировании всех способностей, которые могут успешно развиваться только при восполнении тех звеньев в психическом развитии, которые остались недоразвитыми. От всех, кто работает с глухими детьми (учителей, воспитателей, педагогов в детских садах, администрации, родителей), требуется глубокое понимание особенностей психического развития при данном дефекте и путей их компенсации, овладение индивидуальным подходом к каждому ребенку, потенциально ко многому способному. Высокие достижения глухих в различных областях трудовой, художественной, педагогической и научной деятельности свидетельствуют о больших возможностях развития их способностей и психики в целом (А. П. Гозова и др.).

У глухих учащихся в 13—15 лет и особенно в 16—18 лет (средние и старшие классы школы) формируются интересы и склонности к изобразительному, декоративно-прикладному и техническому творчеству. У отдельных подростков, юношей и девушек возникают устойчивые интересы и склонности к занятиям рисунком, живописью, лепкой. Многие учащиеся, в

основном девушки, увлекаются изготовлением художественных изделий, одежды, шитьем, вышивкой, гипюрным плетением, вязанием, ковроткачеством.

        Мы считаем, что необходимо постоянно поддерживать интерес глухих школьников к урокам трудового обучения как средству развития их словесной речи и творческих способностей. Важную роль в этом играет использование метода проектов, который развивает определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность и бережливость, расширяет их речевой словарь.

        Деятельность педагога не должна сводиться к выработке у учащихся высоких исполнительских умений и навыков и к совместному изготовлению оригинальных изделий. Учащихся следует приучать к самостоятельности, подходя к ним дифференцированно, выделяя более и менее подготовленных к данной деятельности, давая каждому посильные задания. Любое задание должно сопровождаться словесной речью. Речевой материал дается мной по каждой теме. Я использую его при объяснении нового материала и при повторении, при планировании работы, при письменном и устном инструктировании. Учебный процесс устроен так, чтобы при выполнении каждого задания я была уверена, что учащиеся выполняют словесную инструкцию, а не действуют по догадке. Для этого используются не только индивидуальные, но и коллективные формы речевого общения на уроках труда.

       В словаре по каждой теме даются необходимые слова и термины, которые используются впервые, при повторении и закреплении речевого материала -  ранее изученные. Чтобы новые слова и термины лучше усваивались, они не только заучиваются устно, но и записываются в тетрадь. Также ведется работа по восприятию их на слух с использованием коллективной и индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры.

По-моему мнению, применять новые обучающие технологии (в частности, метод проектов) в учебно-воспитательном процессе нужно при любых условиях. Это способствует не только коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимальные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. Кроме того, повышается компетенция самого учителя.

          Любому учителю, обучающему глухих детей, известно, что никакого саморазвития, самодвижения творческого процесса данных школьников нет без интенсивной помощи из вне, без непрерывной педагогической стимуляции, которая при повышенном потенциале искусственной речевой среды (специальных условий обучения) способна преодолеть обусловленное глухотой отставание в развитии.

       Дети с нарушенным слухом испытывают трудности овладения речью и общения с окружающими, что отражается на формировании творческого развития:

  1. Слабое развитие словесной речи затрудняет осмысление материала, усвоение новых понятий, понимание новых заданий.
  2. Недостаточный уровень логического мышления приводит к тому, что глухие школьники нередко усваивают знания формально, механически заучивают правила, затрудняясь применять их на практике.
  3. В процессе усвоения новых понятий глухие дети с трудом отвлекаются от конкретных представлений и переходят к обобщениям.
  4. При восприятии учебного материала глухие дети лучше понимают то, что подкрепляется показом и наблюдением самих предметов, действий, картинок, образцов, макетов и схем.

       

        В трудах Л.С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ре-бёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это про-исходит с помощью иных способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания.

      Своеобразие человека с нарушением слуха, его особенности требует специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития его личности. Определив особенности ребенка с недостатками слуха, можно ставить и решать конкретные задачи, выбирать пути обучения и воспитания.                                                                            

      Принятое в школе глухих широкое использование метода проектов, в частности на уроках трудового обучения, предполагает усиление деятельного подхода к формированию словесной речи глухих школьников, обогащению разговорного словаря, повышение познавательного интереса к урокам, а также более широкого развития их творческих способностей.

        Данный учебный процесс предусматривает специально выстроенную взаимосвязь фронтальной, коллективной и индивидуальной работы учащихся, что повышает развивающие и воспитывающие возможности учения, дает возможность учителю ориентироваться на зону ближайшего развития учащихся, обеспечивать продвижение каждого ученика до уровня достижений в коллективной деятельности. Организация взаимоотношений школьников с другими людьми, в том числе со сверстниками, моделирование определенных взаимоотношений между ними создают условия для оказания целенаправленного влияния на становление определенных сторон личности.

        В 5 классе, когда только начинаю знакомить учащихся с проектированием, первые проекты осуществляем коллективно, обучая школьников алгоритму выполнения проектов. В дальнейшем переходим к групповым или индивидуальным  проектам. Знакомлю учащихся с общими способами организации проектной деятельности, они должны овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени.

        Умение приложить технологические знания и трудовые умения к решению задач, выдвинутых житейской практикой, требует использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин: изобразительному искусству с элементами черчения, математике, химии, физике, информатике, социально-бытовой ориентировке (экономике, экологии), истории. Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующими, так и опережающими.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения у старших девочек обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса. Компьютерные  средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

На уроках при обучении учащихся проектной деятельности в старших классах я использую ИКТ. Девушки учатся печатать, оформлять свои проекты, выполняют вместе с учителем презентацию своих работ. Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Учащиеся испытывают удовольствие не только от результатов своей работы, но и от осознания того, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости.

Сделать процесс обучения более динамичным мне помогает современное оборудование, которое имеется в кабинете информатики: компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, ксерокс. Все это я использую для создания наглядных пособий. В программе Excel составляем кроссворды, орнаменты, а также схемы для вышивки крестом. Графический редактор используем при создании схем для лоскутной мозаики, при воспроизведении рисунков ткацких переплетений, выполнения рисунка для аппликации, для создания эскизов различной сложности.

              Разработанные  проекты  представлялись на школьном, городском и районном уровне: выставки детского творчества, танцевальные композиции в костюмах, созданных в результате коллективной проектной деятельности. Один из самых последних проектов – это показ моделей «Мисс осень 2011» на школьном осеннем балу. Здесь принимали участие работы девочек с 8 по 12 классы. Все модели были интересны, много труда и фантазии было вложено в каждую из них. Желание школьниц представить на суд зрителей свою работу было огромно. Подготовка и участие в конкурсе дали возможность девушкам проявить себя в проектной деятельности, что является важнейшим условием формирования личности, развития ее слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи глухих детей, воспитанию творческой личности в специальной школе.

И как итог проектной деятельности:

  • инициация творческих способностей,
  • увеличение словарного запаса,
  • развитие образного мышления,
  • мотивация к получению новых знаний,
  • формирование словесной речи,

что жизненно необходимо для социализации глухих детей в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.

Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з...

«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

Развитие речи учащихся на уроках трудового обучения ( 5-6 класс)

Развитие речи учащихся на уроках в 5, 6 классе...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....