Развитие речи у обучающихся с ОВЗ на уроках трудового обучения (7-9 классы)
материал

Развитие речи в 7,8,9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_obuchayushchihsya_s_ovz_7-9_kl.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ    ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247

Сообщение

« Развитие речи  у обучающихся с ОВЗ

на уроках трудового обучения»

(7-9 классы)

                                                                Учитель: Иванова Галина

                                                                                 Николаевна

12.11. 2018 год

« Развитие речи  у обучающихся с ОВЗ на уроках

трудового обучения»

(7-9 классы)

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с ограниченными возможностям здоровья к трудовой деятельности. Предметом особого внимания является практическое воплощение одного из ведущих принципов государственной политики в области образования – принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

В настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между уровнем обученности значительной части выпускников коррекционных школ и растущими требованиями к подготовленности рабочих. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения VIII вида. Наиболее острая проблема - подготовка к жизни и труду обучающихся с нарушением интеллекта. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких воспитанников, в должной мере пока еще не обеспечиваются. В результате обучающиеся с нарушением интеллекта не только плохо овладевают материалом, но и зачастую по окончании обучения оказываются неконкурентно способными.

Требуется эффективное использование всех социальных механизмов, которые помогут в работе с детьми с интеллектуальным недоразвитием в условиях введения ФГОС.

Развитие способности к более полному пониманию учебной информации составляет одну из главных задач обучения. Это особенно необходимо для профессиональной подготовки учащихся, так как формально усвоенные знания не могут служить действенным регулятором трудовой деятельности.

Понимание речевой информации не является врожденной способностью, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими речевой информации на уроках труда и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает теоретический материал по трудовому обучению, с трудом понимает речевую инструкцию, а, следовательно, или совсем не выполняет ее, или выполняет с ошибками. Кроме того, по моим наблюдениям дети с нарушением или недоразвитием речи хуже выполняют и практическую часть работы. Они реже обращаются ко мне за помощью, не замечают ошибок в работе, крайне редко задают вопросы. Многолетняя практика работы с данной категорией обучающихся показала, что они хуже адаптируются как в школьной, так и в профессиональной среде, так как сводят свое общение до минимума.

Однако длительный опыт работы показывает, что при целеноправленной и систематической работе по развитию речи, этот дефект поддается коррекции.

Содержательную для практического обучения формулировку процесса понимания дает педагог-новатор и ученый В.Ф.Шаталов. Он считает, что понимание – это «установление смысловых связей между новыми и хорошо усвоенными ранее знаниями, имеющимися у школьников представлениями и конкретной деятельностью, а так же формирование логических, причинно-следственных, функциональных и иных связей между отдельными компонентами знаний».

В психологии выделяют следующие качества понимания: чувство понимания, правильность понимания, глубина понимания.

Для практики важно разграничить результаты процессов понимания восприятий информации и условия знаний. Из приведенных определений видно, что процесс понимания не включает закрепление воспринятого материала и, следовательно, понимание не завершает усвоение знаний. При восприятии простой информации процессы понимания и усвоения могут происходить практически одновременно. Однако в большинстве случаев обучения учебный материал для его усвоения должен закрепляться путем повторения, варьирования ситуаций, прокладывания новых смысловых связей. Только тогда он становиться ресурсом личности обучающегося.

И.И.Ильясов в своей книге «Структура процесса обучения» пишет «…понять – это лишь создать необходимую предпосылку для последующего овладения, но еще не овладеть действием». Большое внимание изучению психологических механизмов понимания речи уделено в нейропсихологических исследованиях Л.С.Цветковой. Она отмечает, что «понимание речи является не только речевым процессом, но этапом в ходе речемыслительной деятельности и структурной единицей в построении процесса мышления». Исходя из приведенной структуры, можно более дифференцированно определить слабости процесса понимания речевых сообщений учащимися с ОВЗ. Недостаточность развития фонематического слуха (а в ряде случаев остроты слуха) при олигофрении нарушает узнавание слов и, как следствие, их предметную отнесенность, отмечается скорости приема, переработки воспринимаемой информации за единицу времени, а также искажение первичной информации.

Для речи этих детей характерно скудность словарного запаса и недоразвитие анализа логико-грамматических структур, а также трудности понимания основного смысла всего сообщения и его фрагментов, слов в контексте, метафор, установление связей между фрагментами сообщения, неумение делать обобщение, выводы. Возможность понимания зависит не только от владения словесным, но и другими видами кодов.

Теперь рассмотрим понимание обучающимися теоретического материала трудового обучения. Его усвоение является главной трудностью в осуществлении профессиональной подготовки школьников с ОВЗ. В тоже время овладение теоретическим материалом, прежде всего, определяет возможность получения воспитанниками 7 – 9 классов начального профессионального образования.

Большие недостатки понимания обнаруживаются при использовании учащимися учебников по труду, несмотря на то, что предназначаемые для коррекционной школы учебники в значительной мере адаптированы к их возможностям. Учебники по труду для профессиональных училищ, куда поступают выпускники наших школ, оказываются для них еще менее доступными. Трудность понимания текстов учебников обусловлено недостатками техники чтения, малым запасом знакомых слов и словосочетаний. Характерным для текста учебников по трудовым дисциплинам является употребление технических терминов (часть иностранного происхождения), сложных предложений, обозначений латинскими буквами.

Для лучшего усвоения терминологии следует подбирать слова по темам. Это в известной мере помогает систематизации знаний. Так ученицы на уроках ведут тематические словари, в которых распределение производственных терминов по темам позволяет проводить соответствующие беседы. Например, инструменты для измерения и вычерчивания выкроек: сантиметровая лента, линейка, угольник, масштабная линейка, ластик, карандаши (простые и цветные). Нужно помнить, что составление словарей – не самоцель. Записываемые слова нужно стараться использовать в практических целях. При подготовке к урокам составляются вопросы, включающие терминологию изучаемой темы.

Разделы учебников для технических училищ содержат большое количество никоим образом не отделенных друг от друга значимых сведений. Такая семантическая «плотность» текста создает определенную трудность для его понимания выпускниками школ. В тоже время получение знаний из учебников становится одним из основных методов обучения в школе. Таким образом, развитие понимания обучающимися речевых сообщений, служит важным фактором повышения результативности как школьного, так и послешкольного профессионального обучения.

Технология развития понимания включает решение следующих задач:

  1. Обеспечение готовности обучающихся к умственной деятельности.
  2. Пополнение словаря и развитие семантических связей.
  3. Развития понимания сложных предложений и сообщение в целом.
  4. Развитие понимания причинно-следственных связей.

Рассмотрим решение этих задач в указанной последовательности.

Одним из качеств готовности школьников к усвоению учебного материала служит достаточно развитое чувство понимания или непонимания и желание задавать вопросы учителю для выполнения непонятого. Надо специально заботиться о том, чтобы научить детей с ОВЗ давать полный ответ на заданный вопрос. Ответы на уроках труда – наиболее распространенный вид упражнений по развитию речи детей. Ответы на вопросы обогащают лексику, учат осмысленному употреблению слов, прививают навыки правильного построения предложений. Для того чтобы воспитанникам было легче запоминать слова, правильно построить предложение им можно предлагать вопросы, которые заключают в себе значительную часть ответа.

Развитие самоконтроля понимания служит важной составляющей рассматриваемой проблемы. Одна из трудностей практического решения этой задачи состоит в том, что непонимание больше характерно для обучающихся с относительно низким уровнем интеллекта; они же мало способны формулировать и задавать вопросы учителю. Обучение (точнее, приучение), воспитанников задавать вопросы является необходимой составляющей всего учебного процесса.

Существенным фактором в развитие понимания учебного материала служит в определенной мере внешний контроль, активизирующий умственную деятельность обучающегося. В практике обучения контроль понимания нового теоретического материала чаще всего осуществляется путем устного опрос учащихся после или во время объяснения. Такой опрос решает некоторые дидактические задачи (развитие устной речи, запоминание), но мало показывает уровень понимания. Уровень понимания можно установить с помощью вопросов, требующих хотя бы минимального переструктурирования ранее воспринятых сведений. Уровень понимания можно выяснить с помощью тестирования. Этот прием направлен не только на самоконтроль, но и на развитие понимания, о чем пойдет речь ниже.

Задача обогащения словарного запаса, как одно из направлений развития понимания учащихся, решается в использовании всей системы учебной работы в школе. В трудовом обучении она имеет свою специфику. Всю трудовую лексику можно разделить на 2 группы. К первой относятся слова, непосредственно связаны с практической работой (название орудия труда, материалов, содержания плана работы, правил безопасности). Вторая лексическая группа отражает теоретический материал, который в практической работе используется опосредованно, в основном для более углубленного понимания информации, относящейся к первой группе. Это – устройство орудий труда, основы резание материалов, свойство и производство материалов, их классификация, сведения о функционировании производственных предприятий. Понятия обеих групп связаны и взаимообусловлены. Материал последней группы в словесной форме непосредственно при работе не используется. Кроме того, он содержит отвлечения и обобщения более высокого уровня, чем первый и, следовательно, труднее для понимания обучающимися.

Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) этих недостатков. На уроках используются следующие методики:

  • Методика «Сравнение понятий».
  • Методика «Установление последовательности события».
  • Методика «Исключение понятий».
  • Методика «Умение следовать инструкции».
  • Методика «Комбинаторика».
  • Методика «Исследование способности установить логические связи и отношения между понятиями».

Основными методами так же являются: наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрение, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же материала различными методами и приемами.

Одним из методических приемов увеличения словарного запаса и развития связи между словами служит упражнения с применением схем. В простейшем случае упражнение состоит в подборе слов, означающих свойства определенного предмета. Учащимся предлагается подбирать слова, которые «подходят» к данному слову.

Важным моментом является обучение пониманию связей частей сообщения, в том числе связей слов в предложении. В трудовом обучении особенно необходимо научить школьников пониманию таких предложений, в которых предикативные части (обозначающие действие) связаны причинно-следственными отношениями. Умение выделять такие отношения позволяет глубоко понимать свойство материалов, взаимодействие частей машин и содержание профессиональных приемов работы. От понимания причинно-следственных связей зависит умение предвидеть изменение объекта труда в результате предстоящего (планируемого) действия. На этом основан производимый в уме опережающий самоконтроль работы.

Инертность нервных процессов у аномальных детей особенно отчетливо проявляется при образовании словесных связей. Эти связи оказываются довольно бедными и косными.

Как известно, человек регулирует свою практическую деятельность посредством функционирующей в это время внутренней (скрытой) речи. У школьников с ОВЗ внутренняя речь оказывает слабое влияние и в целях активизации время от времени нуждается в преобразовании в речь внешнюю (слышимую).

Обучающиеся, выполняя трудовые задания, в свою очередь обращаются к учителю за советом или помощью. Надо требовать, чтобы они говорили при этом отчетливо, правильно строя фразы и употребляя слова.

В заключительной части урока следует обсудить проведенную учащимися работу, рассмотрев некоторые изготовленные изделия и дать им оценку. Школьники при этом должны быть не пассивными слушателями высказываний учителя, а принимать активное участие в обсуждении возникающих здесь вопросов.

Способность к пониманию речевых сообщений составляет жизненно важное качество человека. От уровня развития понимания зависит возможность регулировать свою деятельность и поведение. При отсутствии специальной направленности обучения на решение этой задачи понимание речевых способностей у учащихся с ОВЗ развивается недостаточно. В настоящее время считается, что существующая практика учебной работы обеспечивает необходимый уровень понимания обучающихся и выделять его в качестве самостоятельной цели обучения не требуется. Данный материал свидетельствует об ошибочности такого взгляда. Осуществление рассмотренных положений технологии развития понимания речевой информации позволит уточнить применение стандартов образования в школе данного типа.

В результате постоянной работы по развитию речи и обогащению словарного запаса, учащиеся в 8-9 классе могут самостоятельно справиться с составлением плана пошива достаточно сложного изделия. У них возрастает уровень самостоятельности, самоконтроля и повышается качество пошива изделий. А главное, учащиеся свободно общаются и понимают друг друга, применяя профессиональную терминологию, что способствует безболезненной  социализации в обществе, так как это навыки, которые необходимы для полноценной жизни в обществе.

Список использованной литературы:

1.Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. М., Просвещение, 1992

2. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., Педагогика, 1990 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.

Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з...

Развитие словесной речи у учащихся на уроках трудового обучения

Необходимо постоянно поддерживать интерес глухих школьников к урокам трудового обучения как средству развития их словесной речи и творческих способностей. Важную роль в этом играет использование метод...

Развитие речи учащихся на уроках трудового обучения ( 5-6 класс)

Развитие речи учащихся на уроках в 5, 6 классе...

применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ...