Развитие речи у старших дошкольников
статья на тему

Бондарева Елена Юрьевна

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_logopeda_bondarevoy_e.yu_.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Введение

  1. Актуальность вопроса развития речи у дошкольников и школьников.
  2. Проблема развития речи у дошкольников. Подготовка к школе.
  3. Интеграция специалистов ДОУ для развития речи у дошкольников.

Заключение.

Введение.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

  1. Актуальность вопроса развития речи у дошкольников.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из самых актуальных.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т.к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

  1. Проблема развития речи у дошкольников. Подготовка к школе.

Развитие речи в условиях дошкольного образовательного учреждения должно осуществляться различными специалистами: воспитателем в образовательной деятельности, логопедом, психологом. Только при постоянном взаимодействии данных специалистов у ребенка формируется выразительная и правильно оформленная связная речь.

Также в детском саду необходимо создать условия для успешного речевого развития ребенка:

  • одобрять желание детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
  • побуждать детей к речевому общению между собой;
  • демонстрировать образец правильной литературной речи;
  • обеспечивать развитие звуковой культуры речи в соответствии с возрастными особенностями детей (следить за правильным произношением звуков речи, организовывать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать на занятиях чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения, наблюдать за темпом и громкостью речи детей);
  • обеспечивать детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей (включать названия предметов и явлений в игру и предметную деятельность, помогать ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, обеспечивать развитие образной стороны речи,  знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами);
  • создавать условия для овладения детьми грамматическим строем речи (учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения);
  • развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей (поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания, организовывать диалоги между детьми и  взрослыми);
  • уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции;
  • создавать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями (стимулировать детей комментировать свою речь, упражнять в умении планировать свою деятельность);
  • приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Ещё более серьёзно встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

С первого дня пребывания в школе ребёнку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой.

Для своевременного развития речи ребенка имеет большое значение отношение к нему родителей, т.к. внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

К сожалению, в наши дни родители все меньше времени уделяют непосредственно общению с ребенком. Сказывается постоянная занятость на работе, ускоренный темп жизни в большом городе. Как следствие ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, а все больше у телевизора, компьютера, планшета. Он редко слышит рассказы от родителей, а еще реже сам рассказывает или обсуждает какую-либо ситуацию с ними.

  1. Интеграция специалистов ДОУ для развития речи у дошкольников.

Отдавая ребенка в детский сад, родители полагают, что специалисты дошкольного учреждения решат проблему развития связной речи у дошкольника. И часто это действительно так. Ведь в дошкольном учреждении над этой проблемой работает комплекс специалистов: воспитатель, логопед, психолог, музыкальный руководитель.

Как правило, именно логопед выявляет низкий уровень развития речи ребенка. В условиях логопункта начинается работа по расширению активного и пассивного словаря существительных, прилагательных и глаголов, тренировка в правильном употреблении различных грамматических конструкций, совершенствование произнесения слов с различной слоговой структурой.

Непосредственно на занятиях по развитию речи логопед формирует у ребенка общее представление о высказывании, говорит о правильном порядке слов в предложении. Усваиваются такие формы связной речи, как:

  • пересказ по серии сюжетных картин;
  • пересказ по сюжетной картинке;
  • пересказ на основе прослушанного произведения (рассказа, сказки);
  • самостоятельный рассказ по серии сюжетных картин;
  • самостоятельный рассказ по сюжетной картинке;
  • самостоятельный рассказ на предложенную тему (рассказ-описание, повествование).

В процессе логопедических занятий к развитию речи подключаются такие специалисты ДОУ, как воспитатель, психолог, музыкальный руководитель. На своих занятиях они помогают дошкольнику, стимулируя его к связной монологической и диалогической речи. Успех ребенка становится еще заметнее, если к работе комплекса специалистов детского сада подключаются родители и повторяют весь усвоенный дошкольником материал дома.

Статистические данные в дошкольном отделении "Цветик-семицветик" подтверждают, что работа специалистов в данном направлении имеет положительные результаты.

Заключение.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

  1. быть психически и соматически здоровым;
  2. иметь нормальные умственные способности;
  3. иметь полноценный слух и зрение;
  4. обладать достаточной психической активностью;
  5. обладать потребностью в речевом общении;
  6. иметь полноценное речевое окружение.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический семинар на тему: «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников».

«Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников»....

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

Совершенствование коррекционной работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР

В данном методическом материале описана система коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие связной речи у старших дошкольников  с  ОНР, определены основные задачи логопедич...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...

"Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Чистая, грамотная речь – одна из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. В современном обществе существует проблема в речевом развитии детей. К сожалению, в дошкольных организациях ко...