Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков
учебно-методический материал на тему
Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков, на этапе автоматизации звука, по дифференциации звуков, при дизартрии и при коррекции ОНР III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков.
Тема: «Постановка звука …».
Цели:
Образовательные: (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель»...).
Коррекционные:
развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки. Артикуляционный профиль, различные схемы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Артикуляционная зарядка:
- общие артикуляционные упражнения;
- специальные артикуляционные упражнения;
- упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
- Объявление темы занятия.
- Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
- Анализ артикуляции по плану:
- положение губ;
- положение зубов;
- положение языка (кончика, спинки, корня);
- участие голосовых складок;
- характер выдыхаемой струи.
- Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
- Развитие фонематического слуха:
- опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;
- в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;
- в словах;
- в предложениях;
- в тексте.
- Закрепление произнесения звука в слогах.
- Итог занятия:
- повторение, какой звук отрабатывался на занятии;
- анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
- заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
- Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука.
Тема: «Автоматизация звука...»
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: ...
Коррекционные:
Развитие и укрепление речевой моторики.
Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад.
Закрепление правильного произношения фонемы «...» в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы.
Обучение звуко-слоговому анализу.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь, карандаш.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
- Объявление темы занятия.
- Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
- Анализ артикуляции по плану.
- Характеристика звука (гласный - согласный, глухой - звонкий, твердый – мягкий).
- Связь звука с буквой.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
- Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
- Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
- Закрепление звука в тексте.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков.
Тема: «Дифференциация звуков ... - ...»
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.
Коррекционные:
Совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука.
Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков.
Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте.)
Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью.
Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.
Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
- Объявление темы занятия.
- Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
- Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.
- Характеристика звуков.
- Связь звуков и букв.
- Развитие фонематического слуха.
- Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.
- Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- Дифференциация звуков в тексте.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия при дизартрии.
Тема: «Звук...»
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.
Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых отражается без нарушений.
Ход занятия.
- Организационный момент с психотерапией.
- Общее расслабление.
- Развитие мелкой моторики.
- Массаж лица.
- Развитие мимических мышц.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Работа над развитием дыхания и голоса.
- Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
- Формирование лексико-грамматической стороны речи.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия по коррекции ОНР III уровня.
Тема: (по плану)
Цели: (то же).
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
- Развитие зрительно-пространственной ориентации:
- развитие общей моторики;
- развитие мелкой моторики.
- Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие дыхания, голоса.
- Объявление темы:
- активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме;
- задания на обобщение и классификацию по теме.
- Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).
- Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
- Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.
- Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятиях.
Примечание: цели, структура и объем занятий могут варьироваться в зависимости от структуры дефекта и возможностей ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-627310-1429892172.jpg)
Тема занятия: «Помоги Щенку». Постановка звука [Р] ( по подражанию).
Тема занятия: «Помоги Щенку». Постановка звука [Р] ( по подражанию).Цели:· Коррекционно-образовательные:Закрепить правильное выполнение артикуляцио...
Конспект индивидуально логопедического занятия на этапе автоматизации звука (Ш) в словах, предложениях. "На лесной опушке"
Материал для автоматизации звука (Ш) для учащихся 2 класса....
Индивидуальное логопедическое занятие на этапе автоматизации звука [Л]
мАТЕРИАЛ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА И РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕКОГО СЛУХА...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-728964-1520195842.jpg)
Логопедическое занятие: «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».
Логопедическое занятие по теме «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-998913-1638636254.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап.
Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/02/picture-1372785-1714630845.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Постановка звука С"
Формирование правильного произношения звука [С]....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-248946-1366982273.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Постановка звука [C]" в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
laquo;Постановка звука [С]», индивидуальное занятие (на уровне ДОУ)....