Беседа "Труд есть жизнь"
презентация к уроку (9 класс) по теме

Парамзина Елена Дмитриевна

Презентация и сценарий беседы "Труд есть жизнь" предназначены для коррекции представлений подростков о труде. У воспитанников с интеллектуальными нарушениями отношение  к труду,  как тяжелой повинности, данное мероприятие и презентация, взятые из системы мероприятий по профориентации, призваны изменить представления подростков о туде и отношение к труду с целью дальнейшей успешной социальной адаптации их в обществе.

Система мероприятий состоит из 9 занятий: презентаций, бесед, а также фильмов к ним.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

выполнила магистрант 6 курса дефектологического факультета Парамзина Е.Д Труд есть жизнь человека

Слайд 2

« Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека». Вольтер

Слайд 3

Антон Павлович Чехов «Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Слайд 4

Трудитесь, пока позволяют силы и годы. Овидий Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения. Екатерина Великая Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут. Абу Шукур

Слайд 5

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. Гельвеций Назначение человека — в разумной деятельности. Аристотель Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу. Плавт Самые выдающиеся дарования губятся праздностью. Мишель Монтен ь

Слайд 6

С.И. Ожегов

Слайд 7

« Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Труд – работа, занятие. Труд – усилие, направленное к достижению чего – либо. Труд – привитие умений и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности».

Слайд 8

Владимир Даль

Слайд 9

Труд – это «работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы».

Слайд 10

Труд создал человека. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Люби дело – мастером будешь. Землю солнце красит, а человека – труд. О человеке судят по его труду. Ремесло - золотой браслет на руке.

Слайд 11

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. Без дела жить – только небо коптить. Была бы охота – заладится всякая работа. Кто не работает, тот и не ест. Станешь лениться, будешь с сумой волочиться .

Слайд 12

Труд человека кормит, а лень портит. Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться. Поле труд любит. Кто не работает, тот и не ест. Землю солнце красит, а человека – труд. «Все волшебство в труде. Трудом чудеса рождаются».

Слайд 13

Вывод Труд это – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Это средство развития и способ получения средств для жизни человека. «Без труда мечта мертва», а «где охота и где труд, там поля цветут».

Слайд 14

Литература: В мире профессий. Народная мудрость о труде, мастерстве и профессиях. [Режим доступа: http :// zanimatika . narod . ru / Narabotki 14_2. htm , Дата обращения: 15.04.2014]. . Забытые профессии на Руси. [Режим доступа: 1 http :// zema . su / blog / zabytye - professii - na - rusi , Дата обращения: 15.04.2014]. Презентация на тему: Профессии 2 класс. [Режим доступа: http://ppt4web.ru/ okruzhajushhijj-mir / professii-klass.htm , Дата обращения: 15.04.2014l].

Слайд 15

Сказка о Ремесле. [Режим доступа: http :// www . chitalnya . ru / work /741839/, Дата обращения: 15.04. 2014]. Стихи о труде [Режим доступа: http :// zanimatika . narod . ru / Narabotki 14_1. htm , Дата обращения: 15.04.2014]. Стихи о труде [Режим доступа: http :// zanimatika . narod . ru / Narabotki 14_2. htm , Дата обращения: 15.04.2014].



Предварительный просмотр:

БЕСЕДА:

C:\Users\Машенька\Pictures\222.jpg

Выполнила:

магистрант 6 курса

дефектологического факультета

группы М 1

Парамзина Е.Д.

Курск 2014

Наглядный материал:

  1. Презентация «Труд есть жизнь»;
  2. мультфильм «Хлеб»;
  3. выставка книг о труде;
  4. выставка рисунков о труде.


Цели:

  1. Довести до сознания детей о необходимости трудиться;
  2. Раскрыть понятие труда;
  3. Показать взаимосвязь труда и жизни человека;
  4.  Коррекция мышления, памяти, внимания, речи;

Воспитывать уважительное отношение к труду


« Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека».

Вольтер

Ребята, наше мероприятие посвящено труду.

Сегодня мы продолжим разговор о важности труда в жизни человека.

Это здорово уметь:

Сеять хлеб и песню петь.

Стог метать, дрова колоть,

Грядку чисто прополоть.

Это здорово: строгать!

Делать стол или кровать.

Бак лудить, трамвай водить,

Дом на зорьке возводить.

Сталь ковать, деталь точить.

Мастерству других учить.

Сад лелеять, хлебы печь,

Матерей от бед беречь,

Добрым быть, друзей иметь,

Это здорово уметь!

О важности труда, его роли в человеческой жизни писали многие великие люди.

Антон Павлович Чехов сказал: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

(слайды) 

Ребята, объясните высказывания великих людей о труде:

  1. Трудитесь, пока позволяют силы и годы.

Овидий

  1. Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения.

Екатерина Великая

  1. Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут.

Абу Шукур

  1. Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Гельвеций

  1. Назначение человека — в разумной деятельности.

Аристотель

  1. Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.

Плавт

  1. Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Мишель Монтень

Так сложилось на Руси, что люди не могут жить без труда, т.к. труд кормит и поит и, оказывается, приводит к счастью человека.

Сказка о Ремесле.

Эта история произошла в одной далекой стране. Так повелось, что первый ее король был очень властным человеком, любил порядок и полное повиновение со стороны своего народа. Главной целью его правления было создание образцового королевства: богатого, чтобы с ним считались соседи, законопослушного, чтобы хорошо жилось его подданным, и покорного, чтобы отрадно было самому королю. Так и было в течение многих лет. Правителем стал уже внук первого короля, а жители той страны неустанно трудились, принося пользу себе и королевству. У каждого были свои обязанности: одни обрабатывали землю и собирали урожай, другие шили одежду, третьи строили жилища, четвертые изготавливали разную утварь. Но неизменным было одно: все они продавали плоды своего труда, получали за них деньги, содержали свои семьи и платили налог королю. Так передавалось из поколения в поколение.

Яккоб был сыном пекаря. Его мать выращивала овощи. Втроем они жили на окраине, в маленьком уютном домике с небольшим садом. Отец хотел, чтобы сын тоже стал пекарем, но когда тот немного подрос, его определили подмастерьем к одному старому сапожнику. Он был очень старательным учеником, имел золотые руки и вскоре уже сам чинил обувь и получал плату за свою работу. Яккоб редко разговаривал. В детстве у него не было друзей, мальчишки всегда смеялись над ним и не хотели играть вместе. А дело было вот в чем. Однажды мать Яккоба, как всегда работая в саду, отвлеклась ненадолго и оставила кусочек земли необработанным. Маленький Яккоб подошел поближе и увидел, что сквозь сорную траву пробился маленький лиловый цветочек, лепестки его были еще закрыты. Мальчик подумал, что сейчас мама вырвет его, а он так и не увидит, как этот цветочек распустится. Тогда он аккуратно сорвал его и посадил в другом месте, там, где мама не сможет найти. На следующий день цветочек раскрылся, серединка у него была желтая, а сам он издавал приятный аромат. Яккоб представил, как хорошо было бы иметь целый сад таких цветов. Он набрался смелости и попросил у матери небольшой клочок земли, где начал выращивать цветы. Постепенно они занимали все больше и больше участков, и вот уже добрая половина сада пестрела розами, ирисами, ромашками, гладиолусами и множеством других цветов. Родители сына не одобряли, но перечить ему не стали. А вот соседские мальчишки стали подтрунивать над Яккобом, тыкали на него пальцами. Они не понимали, что это за работа, если за нее нельзя получать деньги. Ведь кто будет покупать цветы? Какая от них польза?

Шли годы. Яккоб работал сапожником, но выращивать цветы не перестал. В его саду прибавлялись все новые и новые их виды. Одним прекрасным утром Яккоб по обыкновению шел в сапожную лавку. Дорога к ней проходила через Главную площадь, и когда юноша оказался на ней, то увидел толпу любопытствующих людей, которые образовали круг. В центре стоял человек и что-то оживленно рассказывал. Яккоб прислушался.

- Король уже совсем руки опустил. Не поправляется наша бедная принцесса Агнесс. Какие только лекари у нее не бывали! Все без толку… Тоской, говорят, заболела, ничто ее излечить не может.

И тут по брусчатке застучал конский топот. Всадник поравнялся с толпой. Это был королевский глашатай.

- Слушайте все! Указ короля! Кто сможет вылечить принцессу, получит ее руку или любую другую награду, о которой попросит! Во дворец приглашаются все желающие!

Толпа на площади одобрительно загудела. Яккоб продолжил свой путь. По дороге он обдумывал все услышанное на площади, и сердце его стиснулось от жалости к несчастной принцессе. «Бедная принцесса Агнесс, - подумал он. – Как бы мне хотелось ей помочь. Но что я могу для нее сделать?»

Все королевство суетилось. Толпы желающих вылечить принцессу ехали с самых отдаленных уголков. Кто вез целебные травы, кто знал магические заклинания – всех принимал королевский дворец, только все было безрезультатно. Принцессе Агнесс становилось лишь хуже. Она целые дни проводила в постели, отказывалась от еды, забросила свои ежедневные прогулки и даже забыла про свою любимицу – маленькую собачку Лулу.

Тем временем все юноши, которые жили на одной улице с Яккобом, тоже захотели испытать счастье. Они не имели знаний, которые помогли бы им излечить несчастную принцессу, поэтому решили принести ей полезные вещи – плоды своего труда, и тем самым хоть немного развеселить. Комнату принцессы заставили разнообразной утварью: тут была и глиняная посуда, и скатерти с коврами, резные столы и стулья, всякие кушанья, а сколько новых платьев ей принесли – не перечесть. Но все это нисколько не обрадовало принцессу Агнесс. Среди этого изобилия она не нашла ничего, чего бы не видела раньше. Король, ее отец, с детства окружал дочь роскошью. Ничто не могло удивить принцессу. В конце концов она окончательно измучилась и велела никого к себе не пускать.

Яккоб каждый день наблюдал, как множество разочарованных юношей возвращались домой и множество девушек, чьи надежды тоже были обмануты, тихо перешептывались о чем-то между собой. Тогда он решил принести принцессе свой подарок. Яккоб пошел в сад, сорвал самые красивые свои цветы, сделал из них огромный букет и понес его во дворец. Узнав, что в королевские покои ему не пройти, он оставил букет под окном принцессы и ушел.

Принцесса Агнесс лежала в постели и смотрела вдаль отсутствующим взглядом. Тоска полностью ей завладела. Фрейлины суетились рядом и не переставали озабоченно причитать. Вдруг одна из них подошла к окну. Заметив что-то на земле, она распахнула окно настежь, чтобы лучше рассмотреть неизвестный ей предмет. В комнату влился блаженный аромат, который издавали цветы Яккоба. Принцесса Агнесс повернула голову, несколько раз глубоко вдохнула, а потом встала и сама подошла к окну.

- Берта, Маргарита, что это там?

- Это цветы, ваше высочество.

- Цветы? А что это такое? Почему я раньше их никогда не видела?

Берта не знала что сказать, Маргарита решила ответить вместо нее.

- Цветы – это как яблоки, только их есть нельзя. Я видела их много-много лет назад, когда была еще моложе вас, ваше высочество. Их и тогда было немного, а потом они вовсе пропали. Король приказал своему народу изготавливать только полезные вещи, а цветы никакой пользы не приносят.

- Принесите мне их сейчас же! – скомандовала девушка.

Фрейлины повиновались. И вот принцесса уже держала в руках причудливый букет, и не было в нем двух одинаковых цветков, каждый благоухал по-своему. Принцесса Агнесс словно проснулась от длительного сна. Ничего подобного она не видела раньше.

- Велите найти того, кто оставил здесь эти цветы!

На следующий день Яккоб стоял перед принцессой. Она долго расспрашивала юношу про его искусство выращивать прекрасные цветы, он отвечал, а король только удивлялся, как такие бесполезные растения, которые сами завянут через несколько дней, смогли излечить его дочь, но, впрочем, был очень этому рад. Через несколько дней играли свадьбу.

Яккоб со своей женой стали жить в маленьком уютном домике на окраине и были очень счастливы. Соседские ребята, которые некогда дразнили Яккоба, теперь смотрели на него с уважением. Один из них однажды спросил:

- Яккоб, как могло получиться, что ни одно лекарство, ни одни наши дары не смогли излечить принцессу, а твои цветы, выращивание которых даже не является ремеслом, сделали это?

Яккоб в ответ лишь пожал плечами:

- Не всегда важно получать деньги за свой труд, главное – это делать его с любовью.

Ребята, вы прослушали сказку, скажите, благодаря чему Яккоб стал счастливым?

(дети дают ответы)

Он стал счастливым благодаря своему труду, Яккоб трудился с любовью и такой труд принес ему счастье.

Это сказка.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Не ленитесь трудиться, любите свой труд и он принесет свои плоды.

Так что же такое труд?

Посмотрим в словарь С. И. Ожегова.

«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

Труд – работа, занятие.

Труд – усилие, направленное к достижению чего – либо.

Труд – привитие умений и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности».

Согласно «Толковому словарю» Владимира Даля, труд – это «работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы».

(читает ученик)

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышен грохот под землёй,

Рудокоп пошёл в забой.

Без работы, без труда

Не появится руда. 

Экскаватор зашагал,

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не пойдёт в поле вода.

В корпусах станки стучат

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживёшь».

Без труда человек не проживет интересную, счастливую жизнь.

Отсюда и поговорки, которые живут в памяти народной.

Прочтите и объясните поговорки:

Труд создал человека.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Люби дело – мастером будешь.

Землю солнце красит, а человека – труд.

О человеке судят по его труду.

Ремесло - золотой браслет на руке.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Без дела жить – только небо коптить.

Была бы охота – заладится всякая работа.

Кто не работает, тот и не ест.

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

Посмотрите мультфильм «Хлеб» и ответьте на вопросы:

В чем волшебная сила зерен?

Что спасло Ильмена от голода?

Выберите поговорки, которые подходят к содержанию мультфильма и объясните почему вы выбрали эту поговорку:

Труд человека кормит, а лень портит.

Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

Поле труд любит.

Кто не работает, тот и не ест.

Землю солнце красит, а человека – труд.

Как вы понимаете слова Ильмена: «Все волшебство в труде. Трудом чудеса рождаются».

(отвечают дети)

(Отвечают дети)

Заполните кроссворд.

(слайд)

  1. Что человека кормит? (труд)
  2. Без чего не выймешь рыбку из пруда? (труд)
  3. Что портит человека? (лень)
  4. Как называют человека, который умеет делать то, что не умеют другие? (мастер)
  5. Какое слово пропущено?

Делу … всегда пригодиться. (учиться)

  1. Что главное сейчас для вас? (учиться)
  2. Что главное для вас в будущем? (трудиться от слова труд)

Вывод: Давайте послушаем стихотворение «Кто на свете самый главный?» и сделаем вывод по нашему разговору.

Кто он, как его зовут?

Кто на свете самый главный,

Самый добрый. Самый славный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд! (все вместе)

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто

На все века и годы

Настоящий

Царь природы?

Царь полей,

Заводов,

Труд?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд! 

Вам, ребята, в жизни предстоит узнать много нового, интересного, полезного. Но для этого потребуется от вас терпение, желание хорошо учиться. Труд помогает человеку стать профессионалом в своем деле, научиться жить в коллективе. Ведь «без труда мечта мертва», а «где охота и где труд, там поля цветут».


Литература:

  1. В мире профессий. Народная мудрость о труде, мастерстве и профессиях. [Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_2.htm, Дата обращения: 15.04.2014].
  2. . Забытые профессии на Руси. [Режим доступа: 1 http://zema.su/blog/zabytye-professii-na-rusi, Дата обращения: 15.04.2014].
  3. Презентация на тему: Профессии 2 класс. [Режим доступа: http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/professii-klass.htm, Дата обращения: 15.04.2014l].
  4.  Сказка о Ремесле. [Режим доступа:http://www.chitalnya.ru/work/741839/, Дата обращения: 15.04. 2014].
  5. Стихи о труде [Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_1.htm, Дата обращения: 15.04.2014].
  6. Стихи о труде [Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_2.htm, Дата обращения: 15.04.2014].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Открытый урок по самопознанию "Семья есть жизнь и в этом суть..."

Цель: показать ценности семьи и семейные; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей понимания родных и близких людей и уважительного отношен...

Движение -это жизнь, жизнь есть движение. Исследование двигательной активности учащихся.

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое  хочется узнать, всему научиться. В  школьной программе  появились  новые  предметы: экол...

Психологическое занятие для подростков "Самое ценное, что у меня есть....жизнь" для 8-11 классов

Цель занятия: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу."Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет ник...

Добро есть жизнь

Пока будет существовать человек, он не престает размышлять над проблемой добра и зла.  Четкое определение добра и зла осложняется многозначностью обоих этих понятий. Что же такое добро и зло?...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....