Главные вкладки

    использование пиктограмм в работе
    методическая разработка на тему

    Хайбуллина Альбина Асафовна

    роль пиктограмм в жизни человека, а особенно в жизни безречевого ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл piktogrammy.docx31.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе к детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности – детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (по МКБ – 10:  F71, F72). В ходе обучения данной категории учащихся школ VIII вида решаются следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности (Людмила Борисовна Баряева,  Ирина Магомедовна Бгажнокова, Александр Рувимович Маллер, Елена Антоновна Стребелева, Людмила Михайловна Шипицина, Галина Викторовна Цикото). И решение одной из задач не возможно без решения остальных. Таким образом, они взаимосвязаны и перетекают одна в другую.

    При социализации лиц с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.

    В целом вводимое мною понятие «речевая коммуникация», «общение» рассматривается как явление не только сугубо речевое. Раскрывая и затрагивая сущность этих понятий, предполагается в их внутренней структуре два компонента. С одной стороны, владение ребенком определенными личностными качествами, необходимыми для полноценной реализации общения, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями коммуникативной ситуации и особенностями партнера по общению; с другой стороны – это владение речью как средством общения. И если один из компонентов (или оба одновременно) в силу определенных причин недоразвит, мы говорим о том, что ребенок нуждается в специально организованной коррекционно-педагогической помощи по формированию речевой коммуникации.

    В таких случаях нарушение в сфере общения сказываются на развитии личности. Искажено представление детей о себе, затруднено осознание ребенком себя как личности, что ведет к трудностям налаживания межличностных отношений и осложняется процесс адаптации такого ребенка в школе, в последующем в обществе, а также усвоение им программного материала.

    Немаловажной составляющей рассматриваемой проблемы является грубое системное недоразвитие речи в структуре дефекта при умеренной и тяжелой умственной отсталости. Характер недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития, в ряде тяжелых случаев речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 – 25% (Л. М. Шипицина 2004).

    Поэтому необходимо развивать «речевую коммуникацию» у детей с умеренной  и тяжелой степенью умственной отсталости, так как это:

    - необходимый фактор развития личности;

    - играет важную роль в когнитивном (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика) и эмоциональном развитии;

    - необходимо для своевременной и успешной социализации данной категории детей в обществе.

    Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой полиморфный контингент. Людмила Михайловна Шипицына выделяет три уровня сенсорного недоразвития:

    - К первому уровню отнесены дети, непонимающие речи посторонних людей, но воспринимающие речь ближайшего окружения.

    - Второй уровень сенсорного недоразвития имеют дети, понимающие речь окружающих в виде коротких фраз.

    - К третьему уровню отнесены дети, воспринимающие речь, но не понимающие сложные речевые конструкции и тексты.

    Ограниченное понимание обращенной речи затрудняет установление первичного контакта. И при установлении контакта, он  не продолжительный.

    Особенности развития активной речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью также разнородны по степени тяжести проявления. Людмилой Михайловной Шипициной выделено три уровня развития речи:

    -  «безречевые» дети;

    - дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;

    - дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.

    Все чаще в составе первых классов коррекционных школ обнаруживается группа «безречевых» детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Данная группа составляет 20 - 25% среди детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и является разнородной по своему составу:

    - дети с полным отсутствием голосовой активности;

    - дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;

    - дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.

    Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:

    - отсутствие мотивации к общению;

    - неумение ориентироваться в ситуации;

    - разлаженность в поведении;

    - негибкость в контактах;

    - повышенная эмоциональная истощаемость.

    Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

    Таким образом, речь детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости не обеспечивает в полной форме «коммуникативную» функцию. А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива коммуникации принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей (сводить в туалет, переодеть, накормить, напоить, поменять положение, вывести на прогулку). В связи с тем, что понять «неговорящего» ребенка очень трудно, он чаще всего лишен возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора». (Л.М. Шипицины ««Необучаемые» ребенок в семье и в обществе» С-Петербург 2005 год с. 146 – 477) До недавнего времени таким детям не оказывались образовательные услуги. Им ставился диагноз «необучаемый» и они находились в семье. В настоящие время и данную категорию детей обучают и довольно продуктивно, используя разнообразные средства невербальной коммуникации.

    Невербальные средства коммуникации являются ведущими в общении у «безречевых» детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Возникает необходимость обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средств стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей         с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

    Невербальная коммуникация - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

    К невербальным средствам общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, относятся:

    - жесты;

    - мимика;

    - система символов (пиктограммы).

    Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.

    Роль мимики, как средство невербального общения, очень значима, «так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Способность выражать свои мысли и чувства посредством мимики может заменить обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет лучше понимать своего собеседника и привносить определенную живость в общении друг с другом» (Л.М. Шипицына).

    (Мимика без слов может сообщить много информации, например, улыбка сообщает то, что у ребенка хорошее настроение, он радуется, его ничего не беспокоит, а сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится, либо тоже самое «безречевой» ребенок может понять по лицу своего собеседника). Но чаще всего у детей с нарушением интеллекта встречается бедная пантомимика, и они не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние или его понять, вследствие чего этому нужно обучать данную категорию детей.

    Жесты, как и мимика, могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние человека. но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому жесты бывают разные:

    - условные;

    - указывающие;

    - подчеркивающие;

    - показывающие;

    - эмоциональные.

    Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания, с помощью движения головы или с помощью других посильных ему движений. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации (обратить на себя внимание – помахиванием руки) или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.

    Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.

    Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

    Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запонимания, известно со времен неолита (2 тыс. лет до н. э.) – наскальная живопись.

    Принцип пиктограмм до сих пор применяет широко и в нашем современном мире:

    - международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки;

    - для обозначения опасных веществ и предметов;

    - условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;

    - система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;

    - на упаковке товаров;

    - в системе знаков программ компьютера и тд.

    Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми.

    Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:

    - как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;

    - как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;

    - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

    - как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);

    - как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).

    Методика «Пиктограмм» была разработана в начале 30-х годов 20 века (1935 г. Л.С. Выготский) и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности.

    Немецким специалистом Райнхольдом Лёбом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Эта система охватывает 60 символов с напечатанными рисунками значениями слов.

    В системе выделяются следующие разделы:

    - общие знаки взаимопонимания;

    - слова, обозначающие качества;

    - сообщение о состоянии здоровья;

    - посуда, продукты питания;

    - предметы домашнего обихода;

    - личная гигиена;

    - игры и занятия;

    - религия;

    - чувства;

    - работа и отдых.

    С помощью разработанной системы знаков, у человека появлялась возможность общаться с другими людьми.

    Также есть система пиктограмм для детей, страдающих речевым недоразвитием, разработанная Баряевой Людмилой Борисовной, Логиновой Екатериной Тофиковной, Лопатиной Людмилой Владимировной, которую я использую в работе с «неговорящими» детьми, а также с детьми с умеренной степенью умственной отсталости для развития речи.  

    В системе данных пиктограмм выделяются следующие разделы:

    - Я - ребенок;

    - Ребенок и явления природы;

    - Ребенок в семье;

    - Ребенок и мир животных;

    - Ребенок и его игрушки;

    - Ребенок и мир растений;

    - Ребенок и его дом;

    - Ребенок в школе.

    Каждая серия состоит из системы пиктограмм, изображающими предметы (на голубом фоне), действия с предметами (на красном фоне), признаками предметов (на зеленом фоне). Чаще такие цвета и встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

    Таким образом, содержание данной серии пиктограмм обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.

    В ходе работы можно размещать пиктограммы в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики. И если с помощью пиктограмм ребенок сможет общаться со своими товарищами, это будет самым большим достижением.

    Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающихся в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.

    Таким образом, данную систему работы можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.

    Таким образом,  использование метода пиктограмм:

    - вызывает у ребенка желание пользоваться речью;

    - уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;

    - по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;

    - создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;

    - развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие для неречевых детей с использованием пиктограмм

    С помощю пиктограмм общение с окружающими людьми становится более доступным для "особого" ребенка и возможным развития приобретенных вербальных навыков....

    «Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).

    Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...

    «Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».

    В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекв...

    Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

    Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

    Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ

    В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью  комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии  детей.Одним из таких универсальных многофу...