Занятие для неречевых детей с использованием пиктограмм
методическая разработка по теме

Ильчуркина Валентина Викторовна

С помощю пиктограмм общение с окружающими людьми становится более доступным для "особого" ребенка и возможным развития приобретенных вербальных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающим и развитие речи.

 Тема занятия: Признаки зимы. *Как котенок зиме удивился*

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за изменениями в живой и неживой природе зимой, беседа по теме.

Цель: формирование необходимых для жизни социально значимых навыков,

игрового  взаимодействия,  развитие речи, эмоциональное развитие.

Задачи:

Образовательная: 

закрепить представления детей о признаках зимы,

- продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по картинке с использованием пиктограмм.

Коррекционно – развивающая:

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (продолжать формировать умение доводить начатое дело до конца)

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение и заботливое отношение к животным

Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года.

Наглядно – дидактический материал:

- сюжетная картинка о зиме, пиктограммы.

Оборудование:

- кусочки ваты для дыхательной гимнастики, карточки с заданиями по теме, фломастеры.

Ход занятия.

Организационный момент: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с отгадкой:

Все вокруг белым- бело

Снегом землю замело

И деревья и дома

Это к нам пришла …(зима)

 Игровая мотивация: к нам в гости пришел котенок, он ни разу не видел зиму и не знает, что это такое.

Коррекционно – развивающий блок.

1 этап: беседа

- Какое сейчас время года?...(зима )

- Как мы это узнали ?...( на улице холодно, лежит снег и т. д. )

Правильно на улице много снега. Давайте покажем, как он летает.

Дыхательная гимнастика *Снег падает *

/ на ладошку положим  кусочек ваты и на медленном выдохе дуем на нее /

2 этап: основная работа

Молодцы, а теперь давайте посмотрим на картинку. Кто мне расскажет, что на ней нарисовано?

/составление описательного рассказа по картинке с использованием пиктограмм /

Ребенок на предложенной сюжетной картинке рассматривает и показывает знакомые ему предметы, затем из пиктограмм выбирает те, которые обозначают эти предметы и последовательно выкладывает их на специальном планшете.

После проделанной работы воспитатель предлагает детям отдохнуть.

Музыкально – двигательные упражнения: дети делают движения согласно тексту.

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки

Хлоп – хлоп – хлоп

Ножки тоже мы погреем

И потопаем скорее

Топ – топ – топ

Рукавички мы наденем

Не боимся мы метели

Да – да – да

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились

Ля – ля – ля

Заключительный этап:

- Отдохнули? Теперь давайте проверим, как хорошо мы с вами все поняли

/ индивидуальная работа на карточках с заданиями по теме /

Д / игра  * Соедини правильно*

Задания: соединить предложенную пиктограмму с определенным символом с его реалистичным изображением на картинке.

Д / игра  * Найди одинаковые картинки *

Задания: выбор такой же пиктограммы из множества других.

Рефлексия: вместе с детьми вспомнить все, что делали на занятии и похвалить всех за активную работу.

                                                                                       Составила и провела Ильчуркина В. В.

Список литературы.

Н. А.Карпухина Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: И П. Лакоценин С.С., 2009.

Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. -2-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.

Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Для детей 3-4 лет / Н. В. Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2008.

Ознакомление с окружающим и развитие речи.

Тема: продукты питания «Завтрак в детском саду»

Цель занятия: формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, культуры поведения, развития речи, игрового взаимодействия.

Задачи

Образовательная:

- знакомитть детей с правилами поведения за столом, закреплять знания о продуктах питания

- продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картинке с использованием пиктограмм

Коррекционно-развивающая:

- развивать эмоционально- волевую сферу (продолжать формировать умение доводить начатое дело до конца )

- развивать зрительную память

Воспитательная:

- учить детей в процессе общения говорить слова: спасибо, пожалуйста

Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года

Наглядно – дидактический материал: сюжетная картинка по теме, пиктограммы, куклы.

Оборудование: стол, скатерть, посуда для сервировки завтрака, продукты       ( хлеб, сыр, сахар,чай )

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель читает стихотворение:

Есть у нас плита на кухне

И кастрюля – суп варить

Ложка есть с тарелкой, чашка

Чтоб компот в нее налить

Приготовим суп и кашу

И накормим куклу Сашу

Игровая мотивация:

- Скажите мне, пожалуйста, вы сегодня уже позавтракали

- А ваши куклы

 - Я думаю, их нужно накормить завтраком

Коррекциоонно-развивающий блок:

1 этап: беседа по картинке

Рассмотрим с детьми сюжетную картинку «дети обедают»

- Где сидят дети

- Какие тарелки на столе

- Где лежит бутерброд

- Где стоит кружка

- Как девочка пьет чай .

Дыдательная гимнастика «Дуем на горячий чай» (вытянуть губы широкой трубочкой – вдох, подуть на горячий чай – выдох )

- Молодцы, а теперь давайте расскажем обо всем, что мы с вами видим на картинке

(составление описательного рассказа покартинке с использованием пиктограмм )

Ребенок рассматривает и показывает на картинке знакомые предметы, затем выбирает пиктограммы, обозначающие эти предметы и последовательно выкладывает их на специальном планшете.

2 этап: С/ ролевая игра «Куклы завтракают»

Воспитатель предлагает накормить кукол завтраком

Игра проходит под наблюдением воспитателя (коррекция последовательности игровых действий)  В процессе игры воспитатель побуждает детей во время общения использовать вежливые слова, учит уступать друг другу, не ссориться, называть друг друга по имени.

Музыкально – двигательные упражнения:

Хоровод

Пошел котик на Торжок

Купил котик пирожок

Пошел котик на улочку

Купил котик булочку

Самому ли съесть

Или Машеньке снесть

Я и сам укушу

Я и Машеньке снесу!

Заключительный этап:

- Отдохнули, теперь давайте проверим, какие продукты мы с вами знаем

Д/ игра «Угадай по вкусу» (упражняем в дифференциации продуктов питания по вкусовым качествам )

Ребенок с завязанными глазами откусывает продукт, узнает его и выбирает пиктограмму, соответствующую этому продукту.

Рефлексия:

Вместе с детьми вспоминаем все, что делали на занятии. Воспитатель отмечает работу каждого и хвалит всех за активность и старание.

                                                                Составила и провела Ильчуркина В. В.

Список литературы.

Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста/ Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. М.: Дрофа, 2007.

Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Для детей 3-4 лет/ Н. В. Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2008.

Занятие по ознакомлению с окружающим

и развитию речи.

Тема занятия: времена года (сравнение признаков зимы и лета)

Цель занятия: формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, игрового взаимодействия, развития речи, эмоциональное развитие.

Задачи.

Образовательная:

закрепить представления детей о признаках зимы и лета

- продолжать уточнять понимание знака-символа

- формировать умение подбирать группу пиктограмм по заданному признаку

- продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по картинке с использованием пиктограмм.

Коррекционно – развивающая:

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (продолжать формировать умение доводить начатое дело до конца)

Воспитательная:

- учить детей в процессе общения говорить слова: спасибо, пожалуйста

Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года.

Наглядно-дидактический материал: пейзажные картинки зима, лето; сюжетная картинка лето; пиктограммы.

Оборудование: оценочные смайлики (хорошо, подумай, не балуйся), сумочки-дневники под смайлики.

Ход занятия.

 Организационный момент (работа с интерактивной доской – закрепление представлений о режимных моментах и природных явлениях).

Воспитатель: Давайте посмотрим с вами: что мы делали?  (ребенок показывает пиктограмму с изображением предыдущего режимного момента).

-Что мы будем делать сейчас? (ребенок показывает пиктограмму с изображением предстоящего режимного момента).

- А что мы будем делать после занятия?  (ребенок показывает пиктограмму с изображением последующего режимного момента).

- Еще мы с вами наблюдаем за погодой. Давайте посмотрим в окно и отметим, какая сегодня на улице погода. (ребенок выставляет на интерактивной доске пиктограммы с соответствующими погодными явлениями).

-Молодцы. (воспитатель дает поощрительные смайлики детям, которые участвовали в работе).

Коррекционно-развивающий блок.

1 этап:

          Закрепление представлений о временах года

- Давайте посмотри с вами на эти красивые фотографии и с помощью своих карточек вы мне скажете, какое время года изображено на каждой из картинок. ( дети выбирают пиктограммы соответствующие каждому времени года)

            Уточнение понимания знака-символа.

- В каждом времени года есть свои природные явления, но прежде чем мы с вами будем  рассказывать об этом, давайте поиграем.

Д/ игра «Я назову, а ты покажи»

(Воспитатель называет явления природы, а дети показывают пиктограммы с соответствующими изображениями).

            Подбор группы пиктограмм по заданному признаку.

- А теперь мы расскажем, какие природные явления бывают в разное время года.

Д/ игра «Когда это бывает»

(Воспитатель показывает одну из предложенных ранее фотографий с изображением времени года, а дети выбирают из общей массы пиктограмм те, которые соответствуют этому времени года).

- Почему же так бывает, какое самое главное изменение происходит в природе  и меняются времена года? (воспитатель вместе с детьми делает вывод, что самое главное -  это греет солнышко или нет)

В процессе работы за правильные ответы воспитатель хвалит детей и дает им поощрительные смайлики.

- Вы очень хорошо поработали, и теперь пришло время отдохнуть.

Музыкально – двигательные упражнения.

- Сейчас на волшебном  паровозике мы поедем с вами на чудесную полянку.

(звучит музыка из м/ фильма «Дед Мороз и лето»)

Под песенку Деда Мороза из мультфильма «Дед Мороз и лето» дети выполняют ритмические  упражнения  за воспитателем.

2 этап:

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке «Лето» с использованием пиктограмм.

- Пока мы играли на чудесной полянке, на доске появилась вот такая замечательная картинка. Давайте с помощью наших карточек расскажем, что на ней изображено.

( дети в специально подготовленные кармашки последовательно выкладывают пиктограммы, соответствующие данной сюжетной картинке ).

Заключительный этап:

Воспитатель отмечает работу каждого ребенка, побуждая эмоционально реагировать на успехи свих друзей остальных детей.

- Давайте посмотрим на заработанных вами веселых человечков. Посмотрите, как их много. Значит, сегодня на занятии вы все работали очень хорошо.

Рефлексия:

Вместе с детьми вспомнить все, что мы делали на занятии и похвалить всех за старательную и активную работу

                                                                                        Составила и провела: Ильчуркина В. В.

Список литературы.

Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л. Г. Нуриева. Изд. 6-е. М.: Теревинф, 2012.

Фрост, Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. М.: Теревинф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекв...

использование пиктограмм в работе

роль пиктограмм в жизни человека, а особенно в жизни безречевого ребенка...

Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью  комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии  детей.Одним из таких универсальных многофу...

Использование пиктограмм в обучении

Пиктограммы в обучении....