Как предупредить школьные трудности?
консультация на тему

Фонарева Лариса Александровна

В статье  даются рекомендации родителям по подготовке детей к успешному обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как предупредить школьные трудности?

Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться?

Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит “не подготовлен”? — удивляются они. А разве не в школе их и должны учить читать, писать и вообще — заниматься общим развитием?  

 Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками.

В современном мире очень изменился общеобразовательный уровень нашего общества, изменилась и программа общеобразовательной школы, усложнились задачи обучения. В связи с этим сроки начала обучения детей в начальной школе значительно сдвинулись. От того, как ребенок подготовлен к учебе, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе.

    А теперь посмотрим, какие трудности поджидают неподготовленных детей в начале первого и второго класса. “Лакмусовой бумажкой” послужат нам их тетради по письму. Это специфические ошибки, связанные с несформированностью фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, с нарушением звукопроизношения, лексико – грамматических категорий языка. Это: 1) пропуски букв, слогов в словах из пяти-шести букв (“коша” — кошка; “депо” — дерево; “цыпенок” — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — “све”; он — “но”); 3) замены букв: “солныско” —солнышко; “клю-чок” — крючок; “самок” — замок;; “кот-ка” — кошка; “папушка” — бабушка; “майчик” — мальчик и т. д.

   Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе  слухоречевой памяти при восприятии ситуативной речи и  еще недостаточно овладел правильным произнесением всех звуков родного языка.

                                     Как же готовить ребенка к обучению в школе?

    1. Прежде всего, не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка.

  • Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, нужно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично РИСОВАТЬ солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги.  
  • Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и треугольников, а затем и кружочков.
  • АККУРАТНО РАСКРАШИВАТЬ рисунки в   книжках-раскрасках, при этом нельзя вертеть лист во все стороны, а нужно менять направление движения карандаша.

   Первоначально “штрихи” ребенка будут выходить за границы рисунка, и ему надо показать, что начинать “работу” надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру; постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

    2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, например, часто слышишь: “Ах, ты мой хо-лёсенький” (вместо хорошенький), “дай мне лючку, дай мне нёшку” (дай мне ручку, дай мне ножку), “ты мой масенький” (маленький) и т д.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую речь.

    3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр.

      Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

      В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать “перед ближайшей публикой”: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

    4. В 5 лет ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. Четкое попеременное проговривание гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие движения своих губ.

     Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.

Во-первых, все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами. Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское “тпру”, для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.

     Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (Л, Р шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду, поставить ребенка на очередь для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже.

    В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести месяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих “домашние задания” логопеда. Поэтому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

    5. В это же время ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “слог”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук” и т. д. Он учится читать.

    6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: “девочка поет, брат и сестра поют” и определять, сколько слов в фразах “девочка поет” и “девочка и мальчик поют”.      

    Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз.

    7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма.   Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов пользуются лишь местоимениями и междометиями, и все их пересказы фильмов звучат одинаково: “Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!”. У этих детей не воспитана культура речи, очень бедный словарный запас.    

            8. В пять-шесть лет ребенка надо учить:

  • определять геометрические фигуры;
  • показать, как пишутся цифры в пределах десяти,
  • обучить его самым элементарным словам “отнять”, “прибавить”, “сложить”, “получится”, 
  • научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, кубиках, карандашах и т.д.).

9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще трудно, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.  

 10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или портфель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вредные привычки. Как их предупредить?"

Совместное собрание родителей учащихся 6-9 классов. О вреде курения (докладчик - Малинина Н.В.)...

Внеклассное мероприятие "Как предупредить переутомление? Мой режим дня"

Классный час «Как предупредить переутомление? Твой режим дня»Класс: 5 классЦели урока:Изучить причины переутомления;актуализировать и способствовать у учащихся потребность всоблюдении режима дня...

Предупредите развитие компьютерной зависимости.

В статье даются советы родителям по предупреждению компьютерной зависимости у детей....

«Легче, чем пожар тушить – нам его предупредить»

Пожар это совсем не весело. Он лишает людей домов, делает их неудачниками. И помните, что оказаться среди пострадавших может каждый, даже тот, кто думает, что ему это не грозит. ...

Памятки для родителей "Детский суицид: Как предупредить беду?"

Иногда мы не знаем ,что нам делать?Как помочь своему ребенку?  Куда и к кому обратиться за помощью? Данные памятки помогут найти выход  из сложившейся ситуации....

Брошюра "Как предупредить насилие"

Брошюра содержит классификацию видов насилия, рекомендации для детей о том, как не стать жертвой насилия, что делать, если произошел факт насилия, телефоны социальных служб, инспектора ГДНОУУ ПДНОМВД ...

как предупредить агрессивность

памятка для родителей...