Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Конспект группового логопедического занятия в 5 классе на закрепление понятия предложения  как   группы слов, выражающих  законченную мысль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozhenie_kak_gruppa_slov_vyrazhayushchaya_.doc726 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Цель. Развивать навык выделения предложения как смысловой единицы речи.

Задачи:

образовательные:

- учить различать набор слов, словосочетание и предложение;

- упражнять в дополнении предложений подходящими по смыслу словами,

   выделять предложение, как смысловую единицу из сплошного текста;

коррекционные:

- развивать слуховое и зрительное внимание, память на линейный ряд,  

  словесно-логическое мышление;

- развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку;

- проводить коррекцию аграмматизмов согласования и предложно-падежного

  управления;

- расширять словарь антонимов, синонимов;

воспитательные:

- воспитывать любовь к родному языку, осознание его богатства и

  разнообразия.

Формирование УУД:

регулятивные: понимать учебную задачу, оценивать результаты выполненного задания;

познавательные: проводить анализ предъявленного материала;

коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками и учителем-логопедом при выполнении задания;

личностные: понимать значимость приобретенных знаний и уметь использовать их при решении учебной задачи на занятиях по предметам.

Оборудование: компьютерный слайд «Речевой домик», плоскостное изображение «речевого домика» на доске, карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с текстом «Прощальная песенка», таблица с квадратами для зрительной гимнастики и птицей на магните (игра «Птичка»), предметные картинки «скворец, скворечник», ручные массажеры «Су-Джок», тетради, авторучки, зеленые ручки, смайлики «улыбка, грусть».

Ход занятия

  1. Оргмомент

Упражнение на положительный психо-эмоциональный настрой (коснуться ладошек друг друга, почувствовать тепло и поддержку).

Проверка логопедом готовности к занятию.

  1. Самоопределение к теме, актуализация знаний предыдущего занятия

1. Актуализация знаний предыдущего занятия

На экране монитора компьютера слайд «Речевой домик»

Вопросы: Как строится наша речь?

                 Какая самая маленькая единица нашей речи?

                 Какая самая большая единица «речевого домика»?

2. Самоопределение к теме

На доске плоскостное изображение «речевого домика». Ученики убирают лишние полоски, оставляя полоску со словом «предложение».

Вопрос: Почему мы оставили эту часть? (На занятии будем работать с предложением.)

  1. Работа по теме

Задание №1. Прочитать запись на доске. Определить, что это (набор слов).  

                      Составить и записать предложение.

Березки,  платья,  золотые,  надеть.  (Березки надели золотые платья.)

Рассуждение:  это предложение, потому что слова стоят по порядку, связаны  

                         по смыслу, мысль закончена.

Вывод (проговаривают по очереди): предложение выражает законченную мысль, слова в предложении связаны друг с другом.

Задание №2.(работа на карточках) Найти и подчеркнуть зеленой ручкой предложения.

К.№1

Ранней осенью. Цветы увяли. Кудрявая травка. Наступила осень. Пожелтела трава. Гнёзда птиц. Промочило дождём. Замолкли птицы. Идут дожди.

                                (Проверка.)

Задание №3. (работа на карточках) Дописать в предложения подходящие по смыслу слова.

К.№2

1. Жёлтые листья падают на влажную  __________________________.

2. Солнце закрыла тёмная  _______________________.

3. Капли дождя застучали по  _____________________.

4. Сильный  _____________________  гнул деревья к земле.

                                   (Проверка по цепочке.)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

                              Упражнение «Птичка»

На доске большой лист картона, расчерченный на квадраты. В центральном квадрате на магните – птичка. На каждую команду логопеда (вверх-вниз-вправо-влево) дети глазами передвигают птичку на один квадрат, а затем выходят к доске и передвигают в тот квадрат, где она должна оказаться после того, как логопед остановится.

Задание №4.

Игра на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления

«Верно-неверно»

Инструкция. Послушайте внимательно предложения. Если есть ошибка, исправьте ее и скажите предложение правильно.

                       Осенью шубка меняет белку.

                       Ноги шуршат под мокрой листвой.

                       Птицы собираются в стаи.

                       Пища ищет на ветвях рябины птичек.

                       Гнездо устроило под кустом ежиху.

Задание №5. Работа с текстом: чтение, деление на предложения.

Инструкция: Посмотрите внимательно на текст. Какую особенность вы заметили? (Он не разделен на предложения.).

Объясните порядок работы над текстом:

- читать, отделяя предложения точками и выделяя начало предложения большой буквой (работают зеленой ручкой).

К.№3

Прощальная песенка

Наступила осень  поредела на берёзах листва  сиротливо качается на голом стволе скворечник  вдруг прилетели два скворца  скворчиха скользнула в скворечник  скворец сел на веточку и тихонько запел  песня кончилась  скворчиха вылетела из скворечника  

Птицы прощались с домиком  весной они опять прилетят сюда  а теперь им пора в далёкий путь

Задания по тексту (работа с лексикой).

  1. Подобрать к данным словам противоположные по смыслу:

- осень -   (весна)

- прилетели -    (улетели)

- вылетела -    (влетела)

- далекий -  (близкий)

2) В выражении «скользнула в скворечник» заменить первое слово близким по значению (юркнула, шмыгнула).

Задание №6. Самомассаж ладоней ручными массажерами «Су-Джок», раскрыть их и прочитать задание: выписать из текста третье предложение, объяснить значение выражения «сиротливо качается скворечник».

  1. Итог занятия

1.Закончить предложение:

- Сегодня на занятии мы работали с …  (предложением).

- Предложение выражает …  (законченную мысль).

- Слова в предложении связаны по  … (смыслу).

- В предложениях мы повторяли приметы …  (осени).

2.Ученики оценивают свою работу и настроение при помощи смайликов «улыбка, грусть».

Использованная литература и Интернет-ресурс

Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., «Просвещение», 1992, стр. 77.

www.myshared.ru>slide/119721/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация" Предложения с вводными словами,словосочетаниями и предложениями."

Цели данной презентации:активизировать понятие о вводных словах;расширить знания о вводных конструкциях; познакомить с правилами оформления вводных слов, словосочетаний и предложений, а также дать пон...

Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.

Цели занятия.Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.Отрабатывать приёмы аргументации.Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.Учить коррек...

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...