Тайны чайной церемонии
план-конспект урока на тему

Лаптева Нонна Артуровна

Конспект и самооанализ интегрированного занятия по технологии и СБО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие урок СБО и обслуживающий труд

Тема: Чай пить  - приятно жить. Тайны чайной церемонии  

Цель: Тема данного урока является комбинированной, цель занятия знакомство с бытом и традициями европейцев, россиян и народов Дальнего Востока через изучение культуры употребления чая.

Задачи:

  • формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;
  • сохранение национальных традиций чаепития;
  • познакомить детей с правилами заваривания чая;
  • привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребление чая;
  • научить школьников правильно сервировать стол к чаю.
  • формировать навыки коммуникативного общения старшеклассников, через развитие инициативной речи глухих школьников;
  • практическое применение полученных знаний;
  • умение и использовать при подготовке к уроку различные источники

подготовительный этап занятия

подготовлены костюмы для чайной церемонии. Фразы даны на отработку сурдопедагогу (для соблюдения ударения и правил орфоэпии)

Оборудование, посуда и инвентарь, продукты : Самовар, электрочайник, подстаканник со стаканом, чайный сервиз, китайский чайный сервиз, комплект для китайской чайной церемонии, сушки, баранки на связке, пряники, конфеты, молоко в молочнике, прозрачные стеклянные чайники, пиленый сахар, мед, варенье нескольких видов, туесок из бересты, конфетница, сахарница, лимон, вилочка под лимон, щипчики для колки сахара, щипчики под сахар. Сорта чая, деревянные подставки под чайник, скатерть, салфетки льняные, салфетки бумажные, халва.

Компьютер, проектор, доска,

Ход занятия

I.Организационный момент

В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая, а не на огромный пир. Поэтому и цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, его родине, сортах и видах чая, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как принять гостей дома, накрыть стол и чем их угостить.

НАСТРОЕНИЕ УЧАЩИХСЯ (состояние эмоциональной сферы учеников)

Но прежде чем начать работу по этой теме, я бы хотела узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:

- желтый - спокойствие;

- красный - возбуждение, активность;

- синий - безразличие, ни то, ни се;

- черный - совсем плохое, скука.

Табличка на доске

“Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

И если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе.

II. Проверка домашнего задания

Назовите пословицы о чае:

  • Выпей чайку - забудешь тоску.
  • Чай не пить, так на свете не жить.
  • Чай пить – не дрова рубить.
  • Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
  • За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем.  

III.Основная часть

3.1. Что такое чай ?

  • Чай – это прекрасный, полезный напиток;
  • Чай -  утоляет жажду, снимает усталость;
  • Чай – улучшает пищеварение;
  • Чай -  придает бодрость, поднимает настроение.
  • Чай – это прекрасный, полезный напиток;
  • Чай -  утоляет жажду, снимает усталость;
  • Чай – улучшает пищеварение;
  • Чай -  придает бодрость, поднимает настроение.
  • Чай – не просто бодрящий и ароматный напиток, которым

мы привыкли радовать себя каждый день.

  • Чай - это искусство и традиции, существующие во многих странах мира и развивавшиеся на протяжении тысяч лет.
  • Чайный куст – это вечно зеленое растение, которое требует большого ухода.
  • Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа.
  • Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги.

3.2. История

Откуда пришёл чай?

  • Чай зародился в Китае
  • Но нет сейчас такой страны в мире, где не пили бы чай
  • Только в каждой стране свои обычаи, свои традиции (слайд 7)

3.3 Тайны чайной церемонии

  • ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ — искусство приготовления и питья чая.
  • ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ — не терпит суеты
  • (Чай пьют спокойно. Беседуя. Наслаждаясь приятным вкусом)

3.4.

1)  Чайная церемония по-китайски

(Леша)

-Мы Вас будем в гости звать чаем по-китайски угощать

(Яна)

-Воспроизвести полный чайный ритуал по-китайски, пожалуй, не под силу европейцу. Китайцы пьют зеленый или жёлтый чай. К чаю не подаются ни сахар, ни варенье, ни мёд, исключение делают лишь для сушеных фруктов. Вся церемония чаепития происходит в полном молчании, гости, и хозяева никогда не ведут бесед.

(Леша)

-Считается, что именно это придает церемонии чаепития особую красоту.

Сервируют стол для китайской чайной церемонии

2) Чайная церемония по-английски

  • - Если вы хотите придать чаепитию особую торжественность, организуйте чайный вечер по-английски.

(Настя К)

-Мы Вас будем в гости звать чаем по-английски угощать.

(Саша С)

- Распространенная в Европе традиция пить чай в определенное время, чаепитие является традиционной формой родственных, дружеских и коллегиальных встреч.

Сервируют стол для английской чайной церемонии

3) Чайная церемония по-казахски

«Чай с уважением» - так говорят когда угощают, чаем по-казахски.

(Алсу)

-Мы Вас будем в гости звать чаем по-казахски угощать

(Витя)

-Казахи,  татары, башкиры пьют чай с молоком, наливают в пиалу половинку в знак большого уважения к гостю, подают к чаю национальные блюда, чак-чак, баурсаки.

Сервируют стол для казахской чайной церемонии

 

4) Чайная церемония по-русски

(Кристина )

-Мы Вас будем в гости звать русским чаем угощать

(Саш Б)

-Необходимым атрибутом русского чайного стола является самовар. К столу подают баранки и бублики, конфеты и печенье, варенье и мёд. Нет ничего щедрее и богаче русского стола. Главное в русском чаепитие — это разговор.

Сервируют стол для чаепития в русском стиле

IV.Практическая часть

Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай?

  •  Довести воду до кипения
  • Ополоснуть заварочный чайник кипятком
  • Насыпать чай
  • Долить кипятка на 2/3 от объёма чайника, закрыть крышкой
  • Дать настояться
  • Черный чай настаивают 3-5 мин., зеленый - 5-8 мин.,
  • Затем чайник доливают кипятком.

Соблюдай правила техники безопасности (слайд)

Учащиеся заваривают чай,  подают на стол,  приглашают гостей к чаепитию (здесь развивается инициативная речь глухих школьников)

Яна У

Посекретничаем?

  • Я хочу открыть секрет
  • И полезный дать совет:
  • Если хворь с кем приключится,
  • Чаем можете лечиться
  • Чай всех снадобий полезней,
  • Помогает от болезней,
  • Чай в жару нас освежает,
  • А в морозы согревает.
  • И сонливость переборет,
  • И с усталостью поспорит,
  • Сокрушит любой недуг.
  • Чай здоровью – лучший друг.

ОБО ВСЕМ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

Дети пьют чай, ведут беседы

V.Заключительная  часть

Занятие наше закончилось, подведем итоги (за экраном)

-Что мы делали

-Что вы узнали нового и интересного?

- Поднимите кружочек, который соответствует вашему настроению после проведения внеклассного мероприятия



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого интегрированного урока

Обслуживающий труд и СБО 8-11 классы.

Тема урока:  Тайны чайной церемонии.  Данный урок относится к разделу: Технология- кулинария, СБО- трудовое воспитание, коммуникативная культура. Этот урок,  интегрированный проведен в рамках предметной недели, как открытое внеклассное мероприятие.

Цель урока: знакомство с бытом и традициями европейцев, россиян и народов Дальнего Востока через изучение культуры употребления чая:

Задачи:

  • формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;
  • сохранение национальных традиций чаепития;
  • познакомить детей с правилами заваривания чая;
  • привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребление чая;
  • научить школьников правильно сервировать стол к чаю.
  • формировать навыки коммуникативного общения старшеклассников, через развитие инициативной речи глухих школьников;
  • практическое применение полученных знаний;
  • умение и использовать при подготовке к уроку различные источники

Занятие проводилось с учащимися 8-11 классов(11 человек). Дети с разной степенью нарушения слуха, ( 5уч-ся с СНТ, 6 уч-ся с диагнозом 2-х глухота).  Дети  совершенно разные у одних хорошая устойчивая память, инициативная речь, проявляется интерес к любому виду деятельности, повышенная мотивация, и другой замедленное выполнение технологических операций, нет концентрации внимания, поэтому при подготовке к занятию  я использовала дифференцированный подход.

Данный тип занятия: комбинированный. Происходит и повторение пройденного материала, и процесс усвоения нового материала, и его закрепление.

Вид урока: урок-практикум.

 Данное занятие  имеет тесные межпредметные связи с историей. При планировании и проведении занятия  соблюдались программные требования. Это программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида под редакцией  Матвеева, «Трудовое обучене». И программа СБО под редакцией Э.Н.  Хотеевой   т.е уч-ся должны знать: виды горячих напитков, сорта чая и их вкусовые достоинства, требования к качеству готовых напитков, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями; должны уметь: работать с кухонными оборудованием, горячими жидкостями, сервировать на стол, подать на стол, вести беседу, правильно пригласить гостей к столу.

При проведении занятия  для реализации целей я использовала такие методы обучения как: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.

Средства обучения.

 Компьютер, кухонное оборудование, кухонная посуда, кухонная утварь из истории русского быта (самовар, деревянные ложки), атрибутика китайской культуры (веер, китайские палочки) и т.д.  .

Применены такие принципы:

-принцип наглядности

-принцип доступности

Порядок и структура моего урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Выступления учащихся

5. Практическая работа «Сервировка стола, приготовление чая и подача на стол»

6. Подведение итогов урока.

Форма работы учащихся: фронтальная и парами  

Осмысленность и целостность восприятия учениками материала достигалась в результате изложения в определённом порядке. Во время работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы, проводились мини отчеты о выполняемой работе.

При подготовке к открытому занятию придерживалась коррекционных требований:  фразы заранее были отданы сурдопедагогам на отработку, велась работа за экраном, исправлялись дефекты произношения. Также при проведении занятия использовались КТД: дети составили необходимый перечень продуктов для каждой чайной церемонии, и самостоятельно их закупили, оформили эстетично класс к открытому занятию.

Я думаю, что цель урока была достигнута. Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика. На уроке учитель и учащиеся хорошо понимали друг друга. Новый материал был доведён до всего класса на уровне понимания. В классе благоприятный психологический климат, который был, достигнут за счёт активной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чайная церемония

Данный урок рассказывает об истории появления чая, его распространении на территории земного шара, культуре пития чая, традициях чаепития разных страран. Но наибольшее внимание уделяется русским тради...

Урок МХК "Чайная церемония"

Урок МХК "Чайная церемония" в 8 классе посвящен японскому традиционному ритуалу. Полную версию с презентацией см.http://ifolder.ru/26149630...

Русская чайная церемония

Материал подготовлен в рамках проекта "Национальные особенности чайной церемонии" и может быть использован как на занятиях по МХК, так и во внеклассной работе....

Урок английского языка в 9-м кл."Чайная церемония"

Урок обощение по теме обычаи и традиции Великобритании....

Внеклассное мероприятие "Чайные церемонии"

Мероприятие посвящено чайным церемониям в различных странах:Китай, Япония, Англия, Росссия. Мероприятие предназначено для учащихся 10 классов, рассчитано на 45 минут. Мероприятие развивает межкультурн...

Внеклассное мероприятие "Чайная церемония".В рамках проект "Великий чайный путь"

Внеклассное мероприятие "Чайная церемония" призвано способствовать формированию и расширению знаний учащихся о традициях и обычаях народов, прививать уважение к национальным культурам....