Конспкт урока по ОРКСЭ тема "Добро и зло"
план-конспект урока на тему

Соломко Марина Васильевна

Урок по курсу ОРКСЭ .

Модуль: Светская этика.

Тема: Добро изло.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ

                                                                                                                                                                           Авторы урока: Немцова Е.И.

                                                                                                                                                                                                       Башкова С.Е.

                                                                                                                                                                                                       Канаева А.С.

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: Добро и зло.

Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло» .

Задачи:

Образовательная: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно ;

Развивающая: развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах; оценивать себя и других с точки зрения понятий;

Воспитывающая : воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, к чужому мнению;

Метапредметные  результаты

В результате урока учащиеся смогут :

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения

Организация урока

Дидактическая

структура

урока (хронометраж)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Организационный момент

-Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

  1. Мотивационный этап

-Начнём наш урок сегодня необычно. Послушаем притчу

Притча о Добре и Зле

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Сильнее Я» сказало Зло

«Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: « Может быть,

Но только я могу любить 

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

-О чем притча?

-Кто главные герои притчи?

-Об этих понятиях мы сегодня будем говорить на уроке.

(Записать тему урока на доске)

-Как мы можем  помочь разрешить этот спор?

-Значит, цель урока…?

Учащиеся слушают притчу.

Учащиеся отвечают на вопросы

-О споре добра и зла

-Добро и зло

-Разобраться что такое добро и зло, чем отличаются эти понятия

  1. Информационный этап

Структурирование информации.  Ответы на вопросы. Работа в группах (составление интеллект-карты).

- Что можете сказать об этих двух словах?

-Ребята, а что такое добро и зло для вас?

-Сейчас вы в группах поработаете с этими понятиями и покажете как вы понимаете что такое добро и что такое зло.

Вынесение понятий на доску. Установление связей между понятиями с помощью системы вопросов.

-Заслушаем 3 группу, которая работала со словарями

- Антонимы.

Ответы учащихся

1 группа работает с понятием «добро» (составляет интеллект-карту со словом «добро»)

2 группа работает с понятием «зло» (составляет интеллект-карту со словом «зло»)

2-3 человека работают с толковыми словарями С.И. Ожегова, В. Даля

Защита работ: раскрытие понятий, вынесение понятий на доску

И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.

Формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

Объяснять понятия: добро, зло.

Извлекать информацию из разных источников

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Аналитический этап. Работа групп над проблемным заданием.

-Какими словами из словаря мы можем дополнить наши понятия ?

Работа с учебником «Основы светской этики». Изд. «Просвещение», урок 5, стр.12-13

- А теперь познакомимся как  эти понятия раскрываются в учебнике

-Найдите в тексте на стр. 12 определение понятия «добро», на стр.13- понятие «зло».

-Какими словами из учебника мы можем дополнить наши понятия ?

-Давайте, глядя на таблицу, еще раз проговорим, что такое добро и ,что такое зло.

Самостоятельная работа (Составление синквейна со словами «добро», «зло»)

- На протяжении всей истории человечества идет между добром и злом.

-Кто по вашему мнению в этом споре?

Предлагают слова для дополнения списка слов в таблице, раскрывающих понятия «добро» и «зло».

Комментированное чтение

Предлагают слова для дополнения списка слов, раскрывающих понятия «добро» и «зло».

Составление «Синквейна» со словами «добро», «зло».

Учащиеся формулируют определение понятий «добро», «зло».

Составляют синквейн

1. ДОБРО                                                                                                                  

2. душевное, сердечное

3. Исцеляет, помогает, вдохновляет

4. Добро сближает людей.

5. Радость

  1.  Зло
  2.   Страшное, плохое
  3. Калечит, обижает, убивает
  4. Зло влечёт за собой горе и вражду.
  5. Горе

Развитие навыка сотрудничества

Для выполнения учебных заданий, умеет отбирать из своего опыта нужную информацию

Давать определения понятиям

Извлекать информацию из текста

Рефлексия

  • … я нашел подтверждение тому, что…
  • Что я могу сделать , чтобы наш мир стал добрее?

Дополняют фразы

Домашнее задание

  1. Подумать, какие добрые поступки вы совершили , записать их на листочке, для составления «Дерева добра».
  2. Составить «галерею образов»

Организация самостоятельной работы

 



Предварительный просмотр:

                                  Урок по курсу  ОРКСЭ.
Модуль «Светская этика».

Тема: Дружба.

Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества

Задачи: показать ценность и необходимость  дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование:  мультимедийная презентация, записи детских песен «Если с другом вышел в путь», « От улыбки станет всем светлей»; карточки со словами-нравственные качества человека, кейсы, индивидуальные листочки для самооценки.

                                           Ход урока.

  1. Организационный момент:

-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной  одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. А начнём мы с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания:

-Скажите, какую тему вы обсуждали дома  с родителями? ( Ответы детей).

-Какие термины усвоили?

-Как поняли что такое альтруизм? Эгоизм?    

-Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?

-И какие примеры разумного эгоизма можете привести?

3. Введение в новую тему.

Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующую песню. (Звучит песня Шаинского «Если с другом вышел в путь») - Слайд №1.

-О чем эта песня?

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.

-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).

- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре. (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. По т.словарю С.И. Ожегова.)

-Послушайте, как о дружбе говорят поэты. ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба»)

              ***

« Что такое дружба?»- Слайд №2 (картинки)

Спросила я у птицы.

-Это, когда коршун

Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:

« Что такое дружба?»

- Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

« Дружба что такое?»

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,

Вместе играют.

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?

- А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?

-Действительно, как сказал древний философ Цицерон « Без истинной дружбы жизнь-ничто.»

4.Беседа.

- Какие пословице о дружбе вы  знаете? ( Ответы детей.)

Учитель предлагает  ряд пословиц. (Слайд №3):

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

« Взаимное доверие - основа дружбы».

« Человек без друзей, что дерево без корней».

« Старый друг, лучше новых двух».

«Настоящая дружба не знает зависти».

«Не богатство друг, а друг-богатство».

( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

5. Физ. минутка.  (физические упражнения под музыку) – Слайд №4

6. Притчи    (краткий иносказательный поучительный рассказ).

А сейчас я предлагаю вам послушать притчи и сказать, какой смысл кроется в них.

А)                                   ПОСТУПОК  ДРУГА.

Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:

- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?

- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.

- Конечно, - ответил человек.

- Тогда подойди к нему  и спроси  прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или  глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.

- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?

- Не держать обиды,- сказал учитель.

-С каким вопросом обратился человек к учителю?

-Что посоветовал мудрец человеку?

Б)         НАСТОЯЩИЙ  ДРУГ.

Высунув  голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

- Мама, что это за птицы? – спросил он.

- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.  

Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

- Ай- ай, они украли у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас  не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

- О чем спросил сын мать-орлицу?

- Что ответила мама на вопрос сына?

- Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей?

- Чем добываются почет и уважение?

7. Разбор ситуаций в группах, дискуссия. (Двум группам раздаются карточки с текстом .)

Ситуация № 1 (для первой группы.)

Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят  ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
  2. Знаете ли вы такие примеры?         
  3. Какие качества вы цените в друге?  

Ситуация № 2 (для второй группы.)

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке,  в школьной столовой, на улице. Олег и  Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками  которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот  день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что случилось с Мишей?
  2. Почему он повел себя так?
  3. А как бы вы повели себя в такой ситуации?
  4. Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
  5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой,  но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Часто дружба,

К своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком- то градусе.

Кто сказал:

Человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

   

  Вывод.  

- Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг?

8.       Работа в группах. 

- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие  нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества  личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Слова на карточках:  доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.  

 -Перечислите, какими качествами  обладает настоящий друг. (Слайд № 5)

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

9. Рефлексия.

- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите  листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.

- Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

- Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.

- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если  все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)

- А от кого это зависит?

Предлагаю закончить наш урок дружным чтением  стихотворения В. Можной  «Дружба – это…»

(Слайд № 6)        Дружба – это теплый ветер,

        Дружба – это светлый мир,

        Дружба – солнце на рассвете,

        Для души веселый пир.

        Дружба – это только счастье,

        Дружба у людей одна.

        С дружбой не страшны ненастья,

        С дружбой жизнь весной полна.

        Друг разделит боль и радость,

        Друг поддержит и спасет.

        С другом -  даже злая слабость

         Вмиг растает и уйдет.

        Верь, храни, цени же дружбу,

        Это высший идеал,

        Тебе она сослужит службу.

        Ведь дружба – это ценный дар!

10. Итог.

-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?

- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?

- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

11.  Д. задание:   прочитать стр. 32 – 33, составить небольшой  рассказ по рисункам на стр. 32 или написать небольшой рассказ о своем друге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспкт урока «Государственные преобразования Петра I», 7 класс

Конспект урока истории  России, 7 класс по теме "Государственные преобразования Петра I".  УМК:Е.В. Пчелов. Программа курсов «История России  с древнейших времён до конца XVIII Века» Дл...

Урок по ОРКСЭ модуль"Основы светской этики". Тема урока "Добро и зло"

В начальной школе важно не только обучать ребят общеучебным умениям, давать знания по предметам, но и формировать у детей представления об общечеловеческих ценностях, моральных нормах, гражданской поз...

План-конспкт урока "Какой он, мой родной город" (с использованием метода проектов) 8 класс

Приводится разработка урока английского языка  в 8 классе с использованием метода проектов "Какой он, мой родной город"...

Обобщающий урок по ОРКСЭ 1-20 урок в виде игры "Своя игра"

Обобщающий урок по ОРКСЭ 1-20 урок в виде игры "Своя игра"...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества

В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока...