СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Торощина Светлана Анатольевна

Особое место на уроке занимает словарная работа. Работа над словом имеет серьёзное значение для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для более успешного включения его в сферу общения с окружающим.

Выделяются следующие задачи работы над словом:

1. Обогащение словаря.

2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Торощина Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

муниципального казенного специального

 (коррекционного) образовательного учреждения

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями

здоровья специальной  (коррекционной)

  общеобразовательной школы-интерната II вида

 г. Советска Кировской области

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения.

Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

В школе VIII вида урок имеет особую организацию, отличную от урока массовой школы, так как у детей с нарушением интеллекта, поступающих в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обуславливает необходимость проведения общеречевой подготовки. У них недостаточно языковых средств общения. Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.

Особое место на уроке занимает словарная работа. Работа над словом имеет серьёзное значение для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для более успешного включения его в сферу общения с окружающим.

Выделяются следующие задачи работы над словом:

1. Обогащение словаря.

2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словаря.

Данные задачи реализуются на всех уроках, но в зависимости от специфики предмета (чтение, грамматика, правописание, развитие устной речи) и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей, выступает на первый план.

Словарные упражнения в начальных классах являются одним из важнейших компонентов многогранной работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Словарная работа заслуживает не меньшего внимания, чем чисто грамматическая; она нужна для усвоения навыков, для умственного развития, для понимания многих грамматических явлений.

В ходе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной, живой речи.

Я предлагаю следующие виды словарных упражнений, которые успешно использую в своей работе.

Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова. Готовясь к словарной работе, перечитываю новый текст и выписываю слова, требующие объяснения, в две группы. К первой группе относим слова, без понимания которых дети не поймут текст при первом чтении. Эти слова включаю  во вступительную беседу или сообщение и объясняю их сама без помощи детей. Слова второй группы в какой-то мере знакомы детям и не имеют принципиального значения для понимания текста. Эти слова объясняются коллективно с помощью детей при перечитывании текста по частям.

Работа может быть проведена и иначе. Задачи активизации познавательной деятельности детей требуют, чтобы дети сами приучались замечать  новые, непонятные слова. Поэтому при самостоятельном чтении произведения эти слова ориентирую выписывать на листочек. Поиск слов вызывает у школьников интерес, повышает тонус работы на уроке.

Нуждающиеся в разъяснении слова найдены. Самый простой способ их объяснения, обычно применяемый в школе,- обратиться к тем учащимся, которые понимают значение этих слов: почти всегда находятся школьники, которые могут объяснить значение слова, привести примеры его употребления, и учителю остаётся лишь уточнить это объяснение в случае необходимости. Такой способ объяснения слов заслуживает одобрения, так как он занимает немного времени и обеспечивает активность учащихся - по крайней мере тех, которые объясняют. Однако слушающие остаются пассивными. Поэтому иногда надо прибегать к объяснению значения слова с опорой на контекст.

Особенно ценна поисковая работа самих учащихся при объяснении значений слов на основе анализа их состава или образования. Учащимся задаются вопросы: попробуйте объяснить, как произошло, как образовалось это слово? От какого другого слова оно произошло? (простодушный – бесхитростно добродушный, доверчивый).

Приёмы объяснения слов, совершенно непонятных детям:

  • показ предмета или действия (мышка живёт в норке), показ изображения предмета (булавка);
  • полное логическое определение (работа с толковым словарём);
  • рассказ о предмете или явлении (гроза);
  • пояснение нового слова с помощью примеров, сравнение (сильная воля и упрямство);
  • подбор синонимов;
  • введение непонятного слова в понятную фразу (барьер – лошадь перепрыгнула через барьер);
  • обращение к составу слова;
  • подведение частного под общее (слон -  травоядное животное);
  • расчленение общего на частные (городской транспорт – автобус, такси...);
  • использование мимики;
  • раскрытие понятия в ходе экскурсии (кучевые облака).

 Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий:

  • составить предложение со словами (трава, дрова, птичка…);
  • образовать другие части речи от слов (почтенный, диво…);
  • подобрать однокоренные слова (стряслась, понеслась, …);
  • заменить данные слова близкими по смыслу;
  • заменить данные слова противоположными по смыслу.

 Упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова.

 Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка. Цель – воспитать путём наблюдения над текстом внимание к образной стороне языка. Изобразительно-выразительные средства языка рассматриваются не только с точки зрения понимания их в тексте, но всё чаще подчёркивается их роль в создании образа, в характеристике персонажа.

Работа над образом в начальных классах  связывается с образными средствами языка. Образность – важное качество устной речи, без которого она становится сухой, неэмоциональной и невыразительной.

Художественные средства не должны заменяться синонимичными, так как теряется их дополнительный оттенок (делать в час по чайной ложке – это не только делать медленно, но и равнодушно, без души и чересчур медленно; бьётся как рыба об лёд – не находит выхода из трудной ситуации, безнадёжная ситуация).

Синоним помогает вскрыть этот дополнительный оттенок в значении и сопоставить с близким словом по значению, но не заменяет его полностью. Учащиеся должны научиться использовать эти выражения в своей речи.

На каждом уроке учителю необходимо внимательно следить за речью учеников: не проходить мимо неправильного произношения слов, неверной постановки ударения, неточного употребления слов и предложений, выяснять, как понимают дети значение того или иного слова или словосочетания.

Таким образом, выбор способа объяснения слова зависит от  типологии лексики, от возраста учащихся, от их умственных возможностей и самостоятельности. Так, наглядные способы семантизации применяются чаще всего в младших классах. Тексты, которые читают дети, описывают конкретные ситуации, близкие их опыту. Эти ситуации, как правило, позволяют широко использовать наглядные приёмы объяснения слов. Очень важно применять средства наглядности и в том случае, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства языка. На начальном этапе обучения детей знакомлю с такими образными средствами, большинство из которых основаны на переносе чувственно воспринимаемых образов с одного предмета на другой. Это даёт возможность продемонстрировать детям, а им зримо представить сходство, которое объединяет два предмета, признака, действия.

Приведённые выше упражнения можно успешно применять на уроках в массовой школе.  

 Контактный телефон автора: 8-905-870-96-81

Список литературы

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе [Текст]/ А. К. Аксенова  - Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]/  Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  3. Ильина, С. Ю. Методическое руководство к учебнику «Книга для чтения» для 2 класса специальных (коррекционных) образоват.  учрежд. VIII  вида [Текст]/ С. Ю Ильина – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 2 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы  [Текст]/ А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,

2013. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)

Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание  словарных слов, который позволяет оценить знания...

Словарная работа на уроках русского языка в школе VIII-го вида.

Основная задача - словарной работы уточнить словарь, расширить его, активизировать. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует работа с орфографическим толковым словарем....

Формирование коммуникативных УУД средствами групповой работы на уроках в начальной школе

формирование коммуникативных ууд средствами групповой работы на уроках в начальной школе...

МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Это статья об особенностях словарной работы на уроках истории в коррекционной школе для глухих и слабослышащих обучающихся....

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Статья представляет собой обобщение опыта по организации групповой работы в школе. Данный материал будет полезен учителям начальной школы....

«Словарная работа на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида » (Из опыта работы)

В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается ха...