Современные образовательные технологии: «Технология развивающих игр».
методическая разработка по теме

Современные образовательные технологии: "Технология развивающих игр ". Методическая разработка предназначена для воспитателей, учителей-дефектологов, психологов  детских садов. Представлены развивающие игры для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Цель: «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста и создание условий для опережающего развития способностей детей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии: Технология развивающих игр

                                                            Учитель-дефектолог О. М. Кавьяр

                                                              ГБДОУ детский сад  №39  

                                                             компенсирующего вида

                                                             Фрунзенского района  г. Санкт Петербург

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опаздывайте и, помогая... думайте сами. Б.П. Никитин

Задачи: 

Образовательные: 

-  Расширение  познавательной деятельности.

- Применение ЗУН в практической деятельности.

- Формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

-  Развитие трудовых навыков.

Коррекционно-развивающие: 

-  Развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания;

-  Развитие зрительной и слуховой памяти;

- Развитие ассоциативного мышления;

- Развитие воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения;

- Развитие мотивации учебной деятельности.

Воспитательные: 

- Воспитание умения действовать по заданию педагога.

- Воспитание самостоятельности, воли.

  Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

  Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Интерес к игре вызван  с одной стороны,  развитием педагогической теории и практики, с другой стороны, это обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.

             Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

Развивающие игры или интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. В первую очередь они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Во-вторых, они учат родителей активно участвовать в процессе развития и воспитания детей. И, наконец, позволяют это делать в самое лучшее время, когда ребенок наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном возрасте. Цель развивающих  игр - развитие ребенка. 

Технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами и т.д.    

   

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом ребенка.  Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, рисунка, инструкции и т.д. Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

 Задачи  располагаются в порядке возрастания сложности: от доступных 2-3 летнему малышу, до несложных взрослому ребенку. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Большинство игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяют детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх удалось объединить один из основных принципов обучения, от простого к сложному, с принципом творческой деятельности, самостоятельно по способностям, где ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Процесс действия с развивающими играми обеспечивает выполнение 5 основных условий развития способностей:

  1. развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  2. их задания – ступеньки создают условия, опережающее развитие способностей;
  3. поднимаясь, каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок развивается более успешно;
  4. развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  5. не вторгаясь в игру ребенка, взрослый создает тем самым условия для развития детской самостоятельности.

Развивающие игры Никитина способствуют развитию внимания, памяти, воображения, творческих, логических и математических способностей.

Никитин утверждал, что игры являются самым сильным воспитательным средством, которые есть у общества.

Задания игр, создают такие условия, при которых опережается развитие способностей. Когда ребёнок самостоятельно решает всё более сложные задачи, развитие происходит наиболее успешно. Игры Никитиных очень разнообразны и создают атмосферу свободного творчества.

«Сложи узор»

В игре с кубиками дети выполняют разные виды заданий.  

Самые простые узоры-задания складываются из четырех кубиков, их можно давать, малышам начиная с 2-3 лет. Сначала дети  учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков (путем наложения).

 Затем дети смотрят на узор и рядом со схемой делают точно такой же.

Старшим детям предлагаем более  сложные узоры. На следующем этапе придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в схемах, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий.

 В этой игре хорошо развивается способность детей к мыслительным операциям и умению комбинировать.

Усложнение узоров происходит постепенно.

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития.

 

«Кубики для всех»

Это занимательная, логическая игра для детей от 3 лет и старше. Она развивает внимание, зрительную память, пространственные представления, конструктивные способности, воображение, логическое мышление. Ребенок создает образ, называет его, преобразует, фантазирует.

Детям младшего возраста предлагается сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшим  детям – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.

«Сложи квадрат»

Игра состоит из квадратов, разрезанных на кусочки различной формы.

Игра представлена тремя уровнями сложности, причем чем выше уровень, тем больше составных частей в квадрате.

 На первом уровне надо складывать квадрат всего из 2-3 деталей. На последующих уровнях изменяется форма и количество частей квадратов. Когда все  задачи освоены, можно усложнить игру, высыпав и перемешав детали двух или трех наборов. 

Игра поможет развить у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу - понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат. Кроме того, развивается мелкая моторика пальчиков; а так же фантазия, творческие и комбинаторные способности детей.

Уровни сложности                                     1            2          3

Кол-во частей                                           2-3         3-5        4-7

Рекомендованный возраст                     3-4г.      4-5л.      6-7л.

             Развивающие игры Воскобовича развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить математические понятия, учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения. Развивающие игры Воскобовича будут интересны,  не только дошкольникам, но и младшим школьникам. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.

«Геоконт»

В народе ее называют "дощечкой с гвоздиками". На  гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле "Геоконта", нанесена координатная сетка).

В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

С помощью Геокона формируются первые математические представления, происходит знакомство с геометрическими фигурами

              «Чудо соты»

              Игра способствует:

- развитию воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);

- развитию внимания, памяти, мышления, речи;

- тренировке мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов;

- освоению количественного счета, пространственных отношений.

Из различных по форме деталей конструктора ребенок сначала складывает "соты" непосредственно в рамке или на столе, а затем конструирует фигуры по схемам из альбома (с различными уровнями сложности) или по собственному замыслу.

Игру можно представить тремя уровнями:

1 – ребенок  знакомится с геометрически-ми фигурами, их признаками, понимания отношения целого и части.  

2 – ребенок находит многоугольники, называет их, складывает соты в рамку поля.

3 – ребенок конструирует самостоятельно и  складывает фигуры из элементов сот, дает им свои названия.

 Возраст: 4-6 лет

             «Квадрат Воскобовича»

              "Квадрат Воскобовича" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету т.д.

Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур.

               Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат развивает воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности.

           «Волшебный квадрат»

            Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру, выделение основных признаков  объекта, воображение, зрительно-моторную координацию.    Умение работать по правилам.

           Для детей 4 лет осваивать игру лучше с использования головоломки в качестве геометрической мозаики (построение фигуры из нескольких  деталей).

           Детям  с 5-6 лет можно предложить  собрать картинку по «уменьшенному» изображению, на котором прорисовано расположение деталей головоломки.

Головоломка позволяет  собирать не только предложенные картинки, но и придумывать свои.

           Предлагаются и другие развивающие игры.

          «Математический планшет»

           Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют образное и логическое мышления, воображение. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. «Нацепляя» резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук. А если он делает это еще и по координатам, то улучшает внимание.

           «Блоки Дьенеша»

            Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. В наборе каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Блоки развивают у детей логическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).

Заключение

В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

 Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными,  по – своему желанию общаются со сверстниками,  реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

Таким образом, технология развивающих игр играет основную роль в  развитии дошкольника. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический семинар «Современные образовательные педагогические технологии»

Педагогический семинар«Современные  образовательные педагогические технологии»Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии»....

Современные образовательные педагогические технологии

Педагогический семинар«Современные  образовательные педагогические технологии»Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии»....

Современные образовательные педагогические технологии

Данная работа содержит краткую характеристику современных образовательных педагогических технологий...

Современные образовательные педагогические технологии

Данная работа содержит краткую характеристику современных образовательных педагогических технологий...

"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе"

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офис...

«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»

Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....

Современные образовательно-оценочные технологии в обучении химии

Основными параметрами современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся являются:·        понимание «образовательных достижений&ra...