Конспект урока чтения
план-конспект урока (5 класс) на тему

Степанова Нина Викторовна

Представлен конспект урока чтения для 4 класса специальной (коррекционной) школы. "Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seraya_sheyka.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С. ИЛИР

665746 Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Строителей № 1, тел: 408-430, факс: 8 (3953) 408-430, E-mail: ogou@bk.ru

Конспект урока  чтения   в 4 классе

учителя Степановой Нины Викторовны

Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка».

Тип урока: изучение нового материала

Цели:   формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста;

коррекция речи через построение развернутого высказывания на вопросы учителя;

способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.

 

Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, «Словарь настроений»; учебник чтения 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель З.Ф. Малышева. Москва «Просвещение» 2012; карточки самооценки обучающихся.


  Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг.момент

Цель: включение детей в деятельность

Эмоциональный настрой на урок

 

Игра «Подари солнышко»

Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра (слайд – солнышко).

Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной:

Я есть любовь,

Я есть воля,

Я есть сила,

Я есть добро,

Я есть всё прекрасное.

Я - Человек,

Всё зависит от меня,

Всё в моих руках.

У вас на партах солнышки, подарите их друг другу, улыбнитесь. Мысленно пожелайте добра и удачи

- Каким вы хотите, чтоб был наш урок?

- Что для этого необходимо?

Давайте постараемся и сделаем всё, что от нас зависит.

Звучит музыка «В мире много сказок».
Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.

Слушают учителя

Дети, улыбаются, смотрят друг на друга, кладут руку на сердце, повторяют за учителем

Смотрят  на слайд, улыбаются, протягивают руки к представляемому лучику солнца. Закрывают глаза, мысленно желают гостям и одноклассникам хорошего настроения.

Дети дарят солнышки друг другу, улыбаются.

Отвечают полным ответом на вопросы учителя

Слушают музыку и учителя

II. Подготовка к восприятию нового материала.

(Слайд-портрет писателя) На прошлом уроке мы познакомились со 2 частью сказки Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». Посмотрите внимательно на иллюстрацию (слайд) и вспомните, какую главу мы обсуждали на прошлом уроке.

Расскажите, как жилось Серой Шейке одной? (Ей было одиноко, т.к. жизнь на реке и возле реки с приходом зимы замерла. Река была пустой, и холод старался сковать её льдом сонную.

Рассматривают слайд.

Отвечают на вопросы учителя

Игра «Первый снег»

Дыхательная гимнастика

Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. (Музыка, слайд со снегом)

Дети под музыку представляют, что идет снег, выполняют упражнения на дыхание.

Теперь можем работать дальше. (Слайд ) Как произошло знакомство Серой Шейки с Зайцем? (Чтение отрывка по ролям)

Прочитайте, что рассказал Заяц о своей жизни. (Чтение отрывка.)

Объясните слова автора: «Река точно засыпала, и холод старался сковать её льдом сонную»

Дети находят отрывок, зачитывают

Отвечают полным ответом

III. Изучение нового материала

Чтение учителем текста. (Слайд с отрывком из мультфильма.)

Рассматривают слайд, слушают учителя

 Словарная работа.

 А) С чем автор сравнивает тёмный лес? Объясните слово «стража».

Б) Каким сравнением автор пользуется, говоря о замёрзшей реке? Посмотрите, что такое зеркальное стекло и представьте лёд на реке.

В) Прочитайте строку о месяце. Объясните, как вы понимаете это предложение? Обливать – значит, освещать сверху до низу. 

Рассматривают слайд, отвечают полным ответом на вопросы учителя.

Зачитывают отрывок.

  Первичное закрепление  изложенного

Игра - драматизация

А) Какое настроение у вас вызывает это описание природы? (Тревога из-за неизвестности.)

Б) Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы? Используйте карточку - подсказку (показываю)

В) Почему Серая Шейка была в отчаянии? Какая опасность ей угрожала? 

Г) Какое настроение ощущаем у себя мы? (грустное, тоскливое, печальное)

Д) Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. (Карточки – подсказки.)

- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

Б) Каким тоном разговаривала Лиса с Серой Шейкой? Была ли она ласковой на самом деле?

Разыграем разговор Лисы с Серой Шейкой

В) Озаглавьте 3 часть. (Встреча Серой Шейки с Лисой.)

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, используя карточку-подсказку

 Обучающиеся участвуют в игре-драматизации, стараясь передать характеры героев

Физминутка-игра «Утята».

Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему.  
На носочки встанем
Облачко достанем
На корточки присели
Травушку погладим
Руками - крыльями взмахнем,
Как утята поклюём
В стайки соберемся
Друг другу улыбнемся
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.

Выполняют движения

V. Итог урока.

Какой же основной итог этой части?
Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.
Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания. На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье.

(Дети вытягивают по одному листочку с буквами, складывают и получают слово СКАЗКА)

САМООЦЕНИВАНИЕ

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Дети поднимают карточки соответствующего цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...

конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"

На данном  уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"

Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора.  Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...