Карта взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем по теме:"Домашние животные и птицы
методическая разработка по теме

Чичиланова Рита Ильинична

Рекомендации учителя - логопеда воспитателю группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в рамках лексической темы:" Домашние животные и птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_s_vospitatelem.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

месяц ___________                                                                                                                                                                             подготовительная группа

  неделя __________                          Тема:   Домашние животные  и  птицы

Общая и мелкая    

     моторика

     Обогащение и

активизация словаря

        Грамматические

             категории

      Связная речь

          Другие виды

   коррекционной работы

Пальчиковая гимнастика

«Уточка»

Шла уточка по бережку,

Шла серая по крутому,

Вела детей за собою

( «идти» двумя пальцами по столу)

И малого и большого,

( загибать безымянный и большой пальцы)

И среднего и меньшого.

( средний и мизинец ),

И самого любимого

( загнуть указательный)

    « Петух»

Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чистит лапой

( ладонь вверх, указательн

упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны 

« Гусь»

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет!

У гусенка босы лапки

Он носить не любит тапки.

Любит он в воде плескаться

И нырять и кувыркаться.

( ладонь согнута под прямым углом; пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу; указательный палец согнут и упирается на большой ).

« Собака »

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

( правая ладонь на ребро на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. мизинец попеременно опускается и поднимается )

   « Кошка »

А у кошки ушки на макушке.

Что бы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

( средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх )

      « Коза»

У козы торчат рога,

Может забодать она.

( внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим

 

слова – названия:

курица, петух, цыплята, цыпленок, утка, утята, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, голубь, голубка, голова, шея, крылья, перья, пух, клюв, яйца, ноги, хвост, шпоры, перепонки, гребешок, хохолок, коготки, гнездо, курятник, голубятня, птичница, насест, пуховик, подушка, одеяло, мясо….

корова, лошадь, свинья, собака, кошка, кролик, осёл, верблюд, коза, овца, баран, бык, олень,

теленок, жеребенок, поросенок, котенок, крольчонок, осленок, верблюжонок, козленок, ягненок, олененок.

стадо, пастух, ферма, конура, хлев, клетка, доярка, скотник, конюх, конюшня, коровник, свинарник, сено, трава, луг, корм, кость, колючки,

туловище, рога, хвост, грива, копыта, вымя,

молоко, творог, сыр, сметана, кефир, масло, мясо, шерсть, …

слова – действия:

ходить, клевать, летать, плавать, ощипываться, нести (яйца), кудахтать, кукарекать, гоготать, шипеть, ворковать, крякать, высиживать, заботиться, кричать, чистить, хлопать, бегать, махать, переваливаться, оберегать, налетать,

пасутся, щиплют, жуют, грызет,  ржет, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусает, бросаться, бодает, царапает, лягает, облизывается, лежит, ухаживать, заботиться..

слова – признаки:

домашние, перьевой, пуховый, овальное

( яйцо), гордый, голосистый, важный,

красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, быстрый, большой, пестрый, рябая, длинный, острый

сторожевая, охотничья, пожарная, злая, мягкий,

санитарная, рогатая,

бодливая, пушистая,

Д/и « Подбери признаки»: 

петух( какой?) – красивый, голосистый, гордый, важный, …

собака ( какая?) – сторожевая, умная, преданная, охотничья, игривая, шаловливая, …

Д/и « Подбери действия»

утка ( что делает?) – плавает, крякает, откладывает (яйца), выводит (птенцов), заботится

(о потомстве), …

собака ( что делает?» - лает, кусает, сторожит, охотится, охраняет, спасает, лижет, грызет,…

Д/и « Один – много»

гусь – гуси – гуся - гусей

  цыпленок – цыплята - цыплят

бык – быки- быков

кошка – кошки - кошек

«Назови ласково»

петух- петушок, курица – курочка

кошка – кошечка, корова –  ….

Подбор родственных слов

голубь- голубок, голубка,     голубиный,…

собака – собачка, собачья, собаковод, собачиться, собачища, собачонка, собаководство, …

« Кто как голос подает?»

  корова – мычит, собака – лает,

  кошка -

Подбор предметов

   собачий – нос, хвост, глаз, …

  собачья – шерсть, морда, будка…

  собачье – ухо, сердце, …

 петушиный – крик, хвост, гребень

петушиная – песня, шпора, …

петушиное- пение, крыло …

 Д/и «Кто где живет?»

   голуби – в голубятне

   куры – в курятнике, …

Корова живет в коровнике.

свинья, собака, кролик, лошадь …

Д/и « Кто как передвигается?»

   Утка – ходит, плавает, летает

   курица - ходит

   голубь -  ….

« Кто как ест?»

Кролик грызет морковку.

Собака грызет косточку.

Верблюд жует колючки.

Д/и « Посчитай »

один   петух  голубь  кролик

два       …          …         …

пять      …          …         …

Д/и « У кого что?»

(существит. родит.п. с предлогом)

Рога у коровы, быка, барана, …

Шерсть у собаки, кошки, овцы,…

Д/и « Чей? чья? чьё?»

хвост ( чей?) – собачий. …

шерсть (чья?) – кошачья …

туловище (чьё?) – коровье….

Д/и « Кто кем был?»

( употребление сущ-х в творит.п.)

   Собака была щенком.

   Овца была ягненком….

Утка была утенком …

Петух был цыпленком

Составление рассказа

Рассказ- описание:

 * название птицы

 * внешний вид ( размер,   окрас перьев, строение ),

 *  как подает голос?

 * чем питается?

 * как передвигается?

 * где живет?

 * птенцы

 * какую пользу приносит?

Рассказ- описание:

 * название животного

 * части туловища

 * чем покрыто туловище

( шерсть, щетина, …)

 * чем питается ?

 * как ест ( грызет, лакает,..

 * где живет?

 * как голос подает?

 * как передвигается?

 * детеныши

 * какую пользу приносит?

Пересказ

  Ефименкова Л.   «Найда»

  Это собака Найда. Она белая с рыжими пятнами. Уши у Найды рыжие, хвост пушистый, глаза большие и добрые, но зато острые зубы.

  У Найды есть щенята. Щенята тоже белые, с рыжими пятнами.

А один щенок белый, с черной спинкой. Щенята похожи на Найду. Найда и щенята живут в конуре. Конура у них большая и теплая. Найда грызет кости, а щенята лакают молоко

  « Злой мальчик»

Володя был во дворе. Собака Найда грызла кость. Володя стал отнимать у нее кость. Найда заворчала. Володя взял палку и бросил в собаку. Найда вскочила и укусила Володю за ногу. Володя закричал и побежал к маме домой. Мама сказала: « Сам виноват и терпи. Найде тоже больно. Надо жалеть животных».

         « Кролик»

Папа купил кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и быстро- быстро грызет морковку.

Чтение детям

Петушок и бобовое зернышко

(русская народная сказка)

Андерсен Г.Х. Гадкий утенок

Ушинский К. « Козел»;

 Чарушин Е. «Корова»,»Коза»,

«Баран», « Кролик», «Свинья»;

Маршак С. «Сказка о глупом мышонке»

Толстой Л. «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»

Гарин – Михайловский Г.

« Тема и Жучка»

Рисование

Лепка.

Аппликация

(из геометрических фигур, из листьев)

Подвижные игры:

« Прогони курицу»

« Жили у бабуси», украинская мелодия в обр. Н.Метлова

«Курочка и петушок» р.н.м. в обработке Т.Фрида

Слушание музыки

«Цыплята», муз.А,Филиппенко

«Песенка утят» муз. Ж.Колодуб

«Гуси-гусенята» укр.нар.песня в обр.А.Александрова

Пение

Прибаутка «Петушок» в обраб. М.Красова

  Считалка

       « Коза»

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

За перила зацепила, Прямо в реку угодила.

Загадывание загадок

( в каталоге )

Заучивание наизусть:

( в каталоге )

Знакомство с приметами:

Кошка моется – гостей зазывает

Кошка в печурку – стужа на двор.

Кошка свернулась клубком – к морозу.

Конь ржет – к добру.

Конь храпит – к вьюге.

Конь ложится и катается – к теплу.

Свинья чешется – к ненастью.

Собака ест траву – к дождю.
Собака по снегу валяется – к вьюге.

Собака мало ест, много спит -

к ненастью.

Дидактические игры

  « Отгадай по описанию»

  « Четвертый лишний»

  « У кого кто?»

  « Что изменилось?»

  « Запомни, положи»

  « Цепочка»        

« Птичий двор»

« Кто как кричит?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями старшей группы для детей с ТНР

Данный файл содержит набор игр, заданий и упражнений, а также пальчиковые гимнастики по лексическим темам на учебный год...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем старшей группы для детей с ТНР

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем старшей группы для детей с ТНР...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР

Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР...