Социализация детей с ОВЗ через профильно-трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида
статья ( класс) на тему

Цыпылов Евгений Борисович

Подготовка к труду детей с интеллектуальным недоразвитием направлена на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе и занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы VIII вида. Обеспечение ребенку с ОВЗ доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsializatsiya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ОВЗ через профильно-трудовое обучение

в коррекционной школе VIII вида

Цыпылов Евгений Борисович,

учитель столярного дела

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

№ 3 VIII вида» 

Подготовка к труду детей с интеллектуальным недоразвитием направлена на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе и занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы VIII вида. Обеспечение ребенку с ОВЗ доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.

Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями тесно связано с жизнью и производительным трудом. Главными задачами трудового обучения в коррекционной школе являются: овладение учащимися системой технологических знаний, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы им для работы по определенной специальности, подготовка работников физического труда, способных самостоятельно выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. При этом большое внимание уделяется такому важному вопросу как развитие самостоятельности, активности и социализированности учащихся.

Трудовая подготовка и профессиональная ориентация мальчиков в 5-9 классах проходит по профилю – столярное дело, где учащиеся приобретают первоначальные навыки и знания владения столярным инструментом, его назначением, знакомятся с основными операциями по обработке древесины.

По данному профилю в школе созданы три мастерские столярного дела, в каждой имеется шесть рабочих мест для учащихся. В мастерских имеются необходимое оборудование наглядные пособия для прохождения программного материала. Рабочие учебные программы по столярному делу составлены с учетом познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, направлены на развитие личности учащихся и способствуют их адаптации и социализации в обществе. В них четко прослеживается принцип коррекционной направленности обучения, конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития детей и овладения ими трудовыми навыками.

С целью трудовой и социальной адаптации и реабилитации учащихся с ОВЗ организована практика по столярному делу с выходом на производство. Базу для прохождения практики в течение многих лет предоставляет ООО «ВудМастер», с которым заключен договор о сотрудничестве. Хорошее оснащение оборудованием и инструментами позволяет вести разнообразную работу по привитию профессионально-трудовых навыков. Трудовая деятельность учащихся в учебной или производственной мастерской всегда отличаются от труда на производственном предприятии. Отличия проявляются не только в технологическом процессе, но и в организации труда (распределении заданий, контроль, учёт, время работы). Главное условие, характеризующее практику на производственном предприятии, состоит в том, что учащиеся включаются в сферу взаимоотношений коллектива и бригады. Это позволяет подготовить выпускников к преодолению возникающих в ходе профессиональной деятельности трудностей, сформировать у них умение правильно оценивать поступки окружающих людей и делать для себя верные практические выводы эти задачи производственной практики не менее важны, чем овладение трудовыми навыками. Таким образом, при организации производственной практики мы продумываем задачи по адаптации школьников к технологическому процессу, к условиям труда на данном производстве, а также к тем отношениям, которые сложились в коллективе предприятия.

Система профильно-трудового обучения реализуется через внеклассные мероприятия и систему дополнительного образования: классные часы, беседы, экскурсии, кружки.

С целью развития творческих способностей обучающихся, повышения и поддержания у них познавательного интереса, самовыражения и самоопределения, успешной реабилитации и социализации детей в школе работают кружки по столярному делу: «Умелые руки» и «Столяр». Темы занятий в кружках основываются на традициях народных промыслов народов Забайкалья, что помогает воспитанию толерантного отношения ко всем национальностям нашей республики. Занятия в кружках способствуют проявлению и развитию индивидуальных способностей и практических навыков учащихся, повышают их статус, обогащают социальный опыт, позволят развивать личность, что приводит к коррекции нежелательных форм поведения и психологических проблем, снижает отрицательное воздействие улицы.

Ученики нашей школы систематически принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, так в 2012 году учащиеся нашей школы на республиканском конкурсе «Лучший по профессии» заняли призовые места (Птицин А.-1 место; Злыгостев М.-2 место), в 2014 году учащийся 9 класса Лысых Н. принимал участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в городе Ставрополь, в 2015 году на республиканской олимпиаде по столярному делу занял 2 место. В феврале 2016 года учащийся 6 класса Богданов Никита принимал участие в Y республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» для учащихся интернатных учреждений с практико-ориентированным проектом по технологии «Разделочная доска для рыбы» и занял 1 место.

Ежегодно работы учащихся выставляются на выставке предметной недели трудового цикла и детского творчества среди учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида города и Республики Бурятия.

В школе ведется целенаправленная систематическая работа по профориентации воспитанников - организуются экскурсии на предприятия города, в СУЗЗЫ, проводятся классные и воспитательские часы.

На основе договоров осуществляется сотрудничество с ГБОУ СПО «БРИЭТ» и «УУТПиПП», где выпускники нашей школы продолжают свое обучение. Ежегодно инженерно-педагогические коллективы техникумов встречаются с ребятами школы, проводят для них Дни открытых дверей.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).

Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Календарно-тематическое планирование 1 класса для надомного обучения, коррекционная школа VIII вида

планирование для надомника по предметам: обучение грамоте, письмо, счет, изобразительное искусство (включает в себя и трудовую деятельность тоже)...

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Специальные коррекционные школы VIII вида как одна из моделей эффективной социализации детей с ОВЗ.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в об...