Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» Базовый уровень для 3 класса
рабочая программа ( класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса.Базовый уровень.. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) с задержкой психического развития (далее- ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 343.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 59 Приморского района Санкт – Петербурга
«Рекомендована к использованию» на заседании методического объединения начальных классов Протокол № 1 от «28» августа 2015г. ____________ Руководитель методического объединения Козлова Лариса Ростиславовна | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ Ясюченя Татьяна Александровна «31» августа 2015г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ №59 _______ Морозова Татьяна Аркадьевна Приказ от 31.08.2014 №48/2 |
Рабочая программа по предмету
«Окружающий мир»
Базовый уровень
для 3 «б» класса
Составитель: учитель начальных классов Мартынова Елена Владимировна
(высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 27 лет)
Санкт-Петербург
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №59 Приморского района Санкт- Петербурга (далее- ГБОУ школы № 59) по предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) с задержкой психического развития (далее- ЗПР) в соответствии со следующими документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Уставом ГБОУ школы № 59, утвержденным Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.04.2015 № 1877-р;
- Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ школы № 59 ( Приказ № 48/64 от 31.08.2015 г.)
- Учебным планом на 2015/2016 учебный год ГБОУ школы №59 от 11.06.2015 №42.
В соответствии с ФГОС НОО, в рабочую программу включено умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, презентация информации). Содержание данной работы отражается в тематическом планировании предмета «Окружающий мир».
Концепция программы
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания, а также ежеурочное использование ИКТ- технологий и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
II. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
III. Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)».
В 3 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю- из обязательной части учебного плана.
Всего за год: 65 часов.
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Характеристика результатов формирования УУД
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 -м классе является формирование следующих умений:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающийся научиться:
Человек и природа
·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Человек и общество
·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающийся получит возможность научиться:
Человек и природа
·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
V. Основное содержание курса «Окружающий мир».
Раздел учебного курса | Количество часов | Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля | Дата |
Как устроен мир | 7 | Проверочная работа №1 | 21.09 |
Эта удивительная природа | 19 | Проверочная работа №2 | 03.12 |
Мы и наше здоровье | 10 | Проверочная работа №3 | 21.01 |
Наша безопасность | 8 | Проверочная работа №4 | 18.02 |
Чему учит экономика | 12 | Проверочная работа №5 | 07.04 |
Путешествие по городам и странам | 11 | Проверочная работа №6 | 19.05 |
Выполнение практической части:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год | |
Практическая работа | 4 | 3 | 4 | 1 | 12 |
Проектная деятельность | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Проверочные работы | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
ИКТ | СД-16 | СД-11 | СД-16 | СД-12 | СД-55 |
VI. Контроль предметных результатов
В 3 классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание с выставлением бальной отметки. Контрольных работ в 3-ем классе нет.
Цель текущего оценивания - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т. д.).
Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для 3 класса. Обучающиеся выполняют работу самостоятельно, а потом могут проверить себя по ответам на тесты в конце тетради.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность третьеклассника в решении разнообразных проблем.
Критериями оценивания являются:
1. Соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоение образовательной программы начального общего образования ФГОС;
2. Динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий (УУД).
VII. Календарно - тематическое планирование (Приложение №1)
VIII. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно- методическое:
- Плешаков, А. А. и др. Окружающий мир. Тесты для обучающихся 3 класса начальной школы / А. А. Плешаков. – М. Просвещение, 2015г.
- Плешаков, А. А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012г.
- Детская энциклопедия «Я познаю мир»- М.: АСТ: Люкс: Харвест, 2008г.
- Голубева О.Н. «Лесная мозаика» - М: Просвещение.1993г.
- Круглов Ю. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» - М: Просвещение.1990г.
- Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»: в 3 т. – М.: Педагогика- Пресс, 1994г.
Дидактический материал:
Глобус. Карты.
Техническое оснащение:
- Телевизор
- DVD проигрыватель
- Магнитола
- Мультимедийный проектор
- Ноутбук
IX. Список литературы:
1. Для обучающихся
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс в рамках программы «Школа России»:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012г.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015г.
2. Для учителя
Литература, которая использовалась при составлении Рабочей программы
- Сборник рабочих программ «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2011г.); 3 класс УМК «Школа России» М.: Планета, 2012г.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М., «Школьная пресса», 2004г.
- Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс к УМК «Школа России» А.А. Плешакова. М.: «ВАКО», 2013г.
3. Электронные ресурсы
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
1. Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
2.Тематические аудиокассеты.
Интернет- ресурсы.
1. Электронная версия газеты «Начальная школа».- Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php
2. Уроки технологии: человек, природа, техника. 3 класс.- Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Urok-tehnologii_1kl/index.html
3. http://ru.wikipedia.org/wiki
4. http://www.proshkolu.ru
5. http://kalashnikovavf.ucoz.ru/load/okruzhajushhij_mir/prezentacii/20
6. http://pedsovet.su/load
VII. Календарно - тематическое планирование (Приложение №1)
1 четверть (17 часов)
Дата по плану | Дата по факту | №ур в четв. | №ур по теме | Тема урока | Домашнее задание | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) |
03.09 | 1 | 1 CD | Как устроен мир (6 часов) Природа. Ценность природы для людей. | Уч. с.4-9 Р.т. с.6-9 | Обучающиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп, знать/ понимать классификацию природы. Уметь работать в паре и в группе Анализировать текст, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку. -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке, определять цель проекта. | |
07.09 | 2 | 2 CD | Человек. Ступеньки познания. Проект №1 «Богатства, отданные людям» ИКТ | Уч. с.10-17 Р.т. с.9-13 | ||
10.09 | 3 | 3 CD | Общество. | Уч.- 18-23 Р.т. с.14-16 | ||
14.09 | 4 | 4 CD | Что такое экология. | Уч. с.24-28 Р.т.с.17-18 | ||
17.09 | 5 | 5 CD | Природа в опасности! Охрана природы. | Уч. с.29-34 Р.т. с.18-21 | ||
21.09 | 6 | 6 | Проверь себя и оцени свои достижения по разделу «Как устроен мир». Пр. раб. №1 | Р.т. с.22 | ||
24.09 | 7 | 1 CD | Эта удивительная природа (19 часов) Тела, вещества, частицы. | Уч. с.36-40 Р.т. с.23-24 | Обучающиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности , взаимоотношениях с людьми , отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека. -работать в паре : наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; Обсуждать , как возникают богатства внутреннего мира человека. моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке, -распределять обязанности по проекту в группах -собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в интернете. подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды. презентовать проект). оценивать результаты работать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
28.09 | 8 | 2 CD | Разнообразие веществ. Практ.р. №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» | Уч. с.41-45 Р.т. с.25-26 | ||
01.10 | 9 | 3 CD | Воздух и его охрана. | Уч. с.46-50 Р.т. с.27-29 | ||
05.10 | 10 | 4 CD | Вода. Практ.р. №2 «Исследуем свойства воды» | Уч. с.51-54 Р.т. с.29-32 | ||
08.10 | 11 | 5 CD | Превращения и круговорот воды. | Уч. с.55-58 Р.т. с.33-34 | ||
12.10 | 12 | 6 CD | Берегите воду! | Уч. с.59-63 Р.т. с.35-36 | ||
15.10 | 13 | 7 CD | Что такое почва. Практ.р. №3 «Исследуем состав почвы» | Уч. с.64-68 Р.т. с.36-38 | ||
19.10 | 14 | 8 CD | Разнообразие растений. | Уч. с.69-73 Р.т. с.39-41 | ||
22.10 | 15 | 9 CD | Солнце, растения и мы с вами. | Уч. с.74-78 Р.т. с.42-44 | ||
26.10 | 16 | 10 CD | Размножение и развитие растений. Практ.р. №4 «Изучаем способы распространения плодов» | Уч. с.78-81 Р.т. с.45-46 | ||
29.10 | 17 | 11 CD | Охрана растений. | Уч. с.82-86 Р.т. с.47-49 |
2 четверть (14 часов)
Дата по плану | Дата по факту | № ур в четв. | № ур тема | Тема урока | Домашнее задание | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) |
09.11 | 1 | 12 CD | Разнообразие животных | Уч. с.87-93 Р.т. с.50-54 | Обучающиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. определять место человека в мире характеризовать семью, народ, государство как часть общества, обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества. Соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. формулировать выводы из изученного материала , оценивать достижения на уроке. Обучающиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. -понимать учебную задачу и стремиться её выполнить -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей , их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу , сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий. сопоставлять (по фото в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу. | |
12.11 | 2 | 13 CD | Кто что ест. | Уч. с.94-97 Р.т. с.55-57 | ||
16.11 | 3 | 14 | Проект №2 «Разнообразие природы родного края» ИКТ | Уч. с.98-99 Р.т. с.58-59 | ||
19.11 | 4 | 15 CD | Размножение и развитие животных. | Уч. с.100-105 Р.т. с.60-62 | ||
23.11 | 5 | 16 CD | Охрана животных. | Уч. с.106-111 Р.т. с.63-66 | ||
26.11 | 6 | 17 CD | В царстве грибов. | Уч. с.112-117 Р.т. с.66-68 | ||
30.11 | 7 | 18 CD | Великий круговорот жизни. | Уч. с.118-120 Р.т. с.69 | ||
03.12 | 8 | 19 | Проверь себя и оцени свои достижения по разделу «Эта удивительная природа». Пр.раб. №2 | Р.т. с.70 | ||
07.12 | 9 | 1 CD | Мы и наше здоровье (10 часов) Организм человека. Практ.р. №5 «Измеряем свой рост и массу тела» | Уч. с.122-125 Р.т. с.71-73 | Рассуждать о том , почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств. Объяснять , какое отношение к природе можно назвать ответственным, примеры такого отношения из современной жизни. -моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. -обсуждать , как каждый может помочь природе .работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в городе. -участвовать в природоохранной деятельности. Оценивать правильность или неправильность предложенных ответов. Выступать с подготовленными сообщениями наблюдать за жизнью грибов и рассказывать о своих наблюдениях; использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; понимать и рассказывать о великом круговороте жизни на Земле; | |
10.12 | 10 | 2 CD | Органы чувств. | Уч. с.126-129 Р.т. с.73-74 | ||
14.12 | 11 | 3 CD | Надежная защита организма Практ.р. №6 «Исследуем нашу кожу» | Уч. с.130-133 Р.т. с.75-76 | ||
17.12 | 12 | 4 CD | Опора тела и движение. | Уч. с.134-137 Р.т. с.76-77 | ||
21.12 | 13 | 5 CD | Наше питание. Практ.р. №7 «Изучаем состав продуктов» | Уч. с.138-141 Р.т. с.78-79 | ||
24.12 | 14 | 6 | Проект №3 «Школа кулинаров» ИКТ | Уч. с.142-143 Р.т. с.80-81 |
3 четверть (19 часов)
Дата по плану | Дата по факту | № ур четв. | № ур тема | Тема урока | Домашнее задание | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) |
11.01 | 1 | 7 CD | Дыхание и кровообращение. Практ.р. №8 «Учимся измерять пульс» | Уч. с.144-146 Р.т. с.82-84 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; группировать объекты неживой природы; определять тела, вещества, частицы; наблюдать и анализировать содержание крахмала в продуктах; обсуждать необходимость бережного отношения к воздуху; Наблюдать и анализировать свойства воды и её очистку с помощью фильтра; наблюдать круговорот воды в природе; рассказывать о своих наблюдениях; обсуждать необходимость экономии воды; наблюдать за жизнью растений и животных, рассказывать о своих наблюдениях; наблюдать и анализировать плоды и семена растений, определять признаки их приспособленности к распространению ветром и животными; рассказывать с помощью рисунков в учебнике о разнообразии растений и животных; обсуждать необходимость бережного отношения к ним; составлять экологический прогноз: различать природные объекты с помощью атласа- определителя; устанавливать взаимосвязь в природе; составлять цепи питания; экологические пирамиды; высказывать по темам урока свои предположения; формулировать правила поведения в природе; Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; составлять правила безопасности при обращении с огнём, газом и водой; формулировать основные правила дорожного движения и правила поведения пешехода, безопасная дорога в школу; анализировать возможные опасные ситуации в жизни каждого человека; наблюдать и анализировать устройство и работу бытового фильтра. рассказывать о правилах здорового питания. наблюдать и анализировать содержание питательных веществ в различных продуктах; Использовать дополнительную литературу; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий или рисунков; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
14.01 | 2 | 8 CD | Умей предупреждать болезни | Уч. с.147-149 Р.т. с.84-85 | ||
18.01 | 3 | 9 CD | Здоровый образ жизни | Уч. с.150-153 Р.т. с.86-87 | ||
21.01 | 4 | 10 | Проверь себя и оцени свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье». Пр.раб. №3 | Р.т. с.88 | ||
25.01 | 5 | 1 CD | Наша безопасность (8 часов) Огонь, вода, газ. 2 часть | Уч. с.4-7 Р.т. с.3-5 | ||
28.01 | 6 | 2 CD | Чтобы путь был счастливым | Уч. с.8-13 Р.т. с.6-9 | ||
01.02 | 7 | 3 CD | Дорожные знаки | Уч.- 14-17 Р.т. с.9-11 | ||
04.02 | 8 | 4 | Проект №4 «Кто нас защищает» ИКТ | Уч. с.18-19 Р.т.с.12-13 | ||
08.02 | 9 | 5 CD | Опасные места | Уч. с.20-24 Р.т. с.14-15 | ||
11.02 | 10 | 6 CD | Природа и наша безопасность | Уч. с.25-30 Р.т. с.15-19 | ||
15.02 | 11 | 7 CD | Экологическая безопасность Практ.р. №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды» | Уч. с.31-36 Р.т. с.19-21 | ||
18.02 | 12 | 8 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность». Пр. раб. №4 | Р.т. с.22 | ||
20.02 | 13 | 1 CD | Чему учит экономика (12 часов) Для чего нужна экономика. | Уч. с.38-41 Р.т. с.23-25 | ||
25.02 | 14 | 2 CD | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Уч. с.42-45 Р.т. с.26-27 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обосновывать необходимость защищать и укреплять свой организм, использовать информацию учебника о болезнях и умение их предупреждать; наблюдать и анализировать внешнее строение кожи человека; моделировать ситуации оказания экстренной помощи; объяснять назначение органов чувств, дыхания и кровообращения; измерять пульс на кисти руки; формулировать основные правила гигиены; составлять режим дня школьника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать наблюдать и анализировать образцы полезных ископаемых наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях в растениеводстве и животноводстве; наблюдать культурные растения, составлять устное описание рассмотренных растений. сравнивать и различать бюджет государственный и семейный; | |
29.02 | 15 | 3 CD | Полезные ископаемые. Практ.р. №10 «Исследуем полезные ископаемые» | Уч. с.46-50 Р.т. с.28-31 | ||
03.03 | 16 | 4 CD | Растениеводство. Практ.р. №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» | Уч. с.51-55 Р.т. с.32-34 | ||
10.03 | 17 | 5 CD | Животноводство. | Уч. с.56-59 Р.т. с.34-37 | ||
14.03 | 18 | 6 CD | Какая бывает промышленность. | Уч. с.60-63 Р.т. с.38-41 | ||
17.03 | 19 | 7 | Проект № 5 «Экономика родного края» ИКТ | Уч. с.64-65 Р.т. с.42-43 |
4 четверть (15 часов)
Дата по плану | Дата по факту | № ур четв. | № ур тема | Тема урока | Домашнее задание | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) |
28.03 | 1 | 8 CD | Что такое деньги. Практ.р.№12 «Изучаем российские монеты» | Уч. с.66-70 Р.т. с.44-46 | составлять план семейных расходов и доходов; составлять экологический прогноз в экономике; формулировать выводы в соответствии с заданием; выполнять тестовые задания учебника Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию Наблюдать и анализировать образцы современных российских монет; и семейный; составлять план семейных расходов и доходов; составлять экологический прогноз в экономике; формулировать выводы в соответствии с заданием; выполнять тестовые задания учебника; работать в паре, группе; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила поведения в магазине; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о городах России; о ближайших наших странах – соседей; работать со взрослыми: выступать с подготовленными сообщениями; | |
31.03 | 2 | 9 CD | Государственный бюджет. | Уч. с.71-74 Р.т. с.46-48 | ||
04.04 | 3 | 10 CD | Семейный бюджет. | Уч. с.75-78 Р.т. с.48-50 | ||
07.04 | 4 | 11 CD | Экономика и экология. | Уч. с.79-84 Р.т. с.51 | ||
11.04 | 5 | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика». Пр. раб. №5 | Р.т. с.52 | ||
14.04 | 6 | 1 CD | Путешествие по городам и странам (11ч) Золотое кольцо России. | Уч. с.86-91 Р.т. с.53-55 | ||
18.04 | 7 | 2 CD | Золотое кольцо России. Проект № 6 «Музей путешествий» ИКТ | Уч. с.92-99 Р.т. с.56-61 | иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления обучающихся; устанавливать связь между европейскими странами, образом жизни людей, архитектурой и природными условиями; работать с физической картой Мира, находить и показывать изучаемые географические объекты; актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей, обществе, в котором живём; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке и достижения других обучающихся. сравнивать и различать бюджет государственный и семейный; составлять план семейных расходов и доходов; составлять экологический прогноз в экономике; формулировать выводы в соответствии с заданием; выполнять тестовые задания учебника; сравнивать и различать бюджет государственный и семейный; составлять план семейных расходов и доходов; составлять экологический прогноз в экономике; формулировать выводы в соответствии с заданием; выполнять тестовые задания учебника; наблюдать и анализировать образцы современных российских монет; работать в паре, группе; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила поведения в магазине; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |
21.04 | 8 | 4 CD | Наши ближайшие соседи. | Уч. с.100-105 Р.т. с. 62-66 | ||
25.04 | 9 | 5 CD | На севере Европы. | Уч. с.108-117 Р.т. с.67-72 | ||
28.04 | 10 | 6 CD | Что такое Бенилюкс. | Уч. с.118-124 Р.т. с.73-75 | ||
05.05 | 11 | 7 CD | В центре Европы. | Уч. с.125-131 Р.т. с.76-79 | ||
12.05 | 12 | 8 CD | По Франции и Великобритании. | Уч. с.132-141 Р.т. с.80-85 | ||
16.05 | 13 | 9 CD | На юге Европы. | Уч. с.142-148 Р.т. с.86-90 | ||
19.05 | 14 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по городам и странам» Пр. раб. №6 | Р.т. с.91-96 | ||
23.05 | 15 | 11 CD | По знаменитым местам мира. Презентация проектов. ИКТ |
\
Лист корректировки
Дата | Содержание | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и програ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-720666-1449512945.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» (базовый уровень) для 5 - 9 классов
Рабочая программа предназначена для учителей английского языка, работающим по УМК "Английский в фокусе"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-754059-1455184020.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС
Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/28/picture-800665-1530192469.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык» базовый уровень 10-11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык» базовый уровень 10-11 класс, согласно рекомендациям МинобразованияАннотация к рабочей программе по предмету "Английский язык" 10-11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-385440-1390735038.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «математика (геометрия)» (базовый уровень) для 10 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-473186-1586637352.jpg)
Рабочая программа по предмету «Английский язык» (базовый уровень) 5а класс (ФГОС)
РАбочая программа по английскому языку для 5 класса по учебнику Spotlight...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-838908-1643528233.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА базовый уровень 1-4 класс
Планируемые результаты По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении...