Корреционно-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения
статья

Деревяшкина Ирина Геннадьевна

Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Особенно важным является восстановление зрения у детей со зрительной патологией с помощью специальных медицинских аппаратов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

К АППАРАТНОМУ ЛЕЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Особенно важным является восстановление зрения у детей со зрительной патологией с помощью специальных медицинских аппаратов.

Сопровождение начинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ и обеспечивается системой профессионального взаимодействия специалистов разных профилей: врачей и педагогов. Работа направлена на создание психолого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития, лечения детей с нарушением зрения.

 Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения осуществляется поэтапно:

1 этап – диагностический, подготовительный. Он включает в себя:

  • изучение документации: записи, сделанные ПМПК; медицинские и офтальмологические карты;
  • пропедевтический курс: подготовка детей к проведению офтальмологического обследования (знакомство с элементами таблиц  для определения остроты зрения, знакомство с элементами цветотеста для определения характера зрения и ведущего глаза);
  • дефектологическое обследование дошкольников: выявление уровня развития зрительного восприятия и уровня развития когнитивной сферы;
  • составление индивидуальных программ развития.

2 этап – основной реабилитационный. На втором этапе работа тифлопедагога направлена на организацию образовательного процесса с учетом недостатков зрения:

  • подготовка дошкольников к аппаратному лечению (тренировка зрительно – моторной  координации,  обучение слиянию и  совмещению изображений);
  • активизация, стимуляция и развитие зрительных функций направленная на усиление эффекта лечения: развитие фиксации и локализации,  расслабление (усиление) конвергенции,  усиление аккомодации,  укрепление и развитие, глазных мышц;
  • развитие когнитивных способностей.  Для эффективности лечения на специальных медицинских аппаратах дети с нарушением зрения должны овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения методик лечения.

3 этап – итоговый, заключительный.

  • Работа направлена на проведение диагностических исследований по определению динамики развития и лечения детей со зрительной патологией; установление количественно-качественного анализа и оценки результативности работы.
  • Определение общей готовности выпускников к систематическому обучению в условиях массовой школы.
  • Составление рекомендаций по охране зрения.

Медицинская коррекция предусматривает организацию лечения глазных заболеваний. Коррекционно-педагогическая работа тесно связывается с офтальмологической работой и организуется в соответствии с периодами лечения:

  • плеоптический период (повышение остаточного зрения, развитие монокулярного зрения);
  • ортоптоптико-диплоптический (восстановление бинокулярного зрения);
  • стереоскопический период: расширение полей зрения, выработка стереоскопического зрения.

             Периоды лечения будут зависеть от остроты и характера зрения, а также применяемого метода лечения. Коррекционно-педагогическое сопровождение предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, умение воспринимать сложные объекты и их изображения, развитие зрительного внимания и памяти, образного мышления, т. е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах. Поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогами совместно с врачом-офтальмологом и входит в комплексную программу сопровождения ребенка с нарушением зрения.

Подготовка ребенка к проверке остроты зрения входит в обязанности тифлопедагога, поскольку первые трудности в лечебно-восстановительной работе возникают на этапе проверки зрительных функций. Дети часто не узнают изображения, которые представлены в таблице определения остроты зрения Е. М. Орловой. Это может быть связано с отсутствием практического опыта узнавания изображений, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире, а также несформированностью речевой функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия.

В подготовительный период используются разнообразные игры и упражнения, помогающие компенсировать эти недостатки. Например, в дидактическом упражнении: «Наложи силуэтное изображение на контурное», дети учатся узнавать и называть предметы в разных модальностях, соотносить силуэтные и контурные изображения. Такая предварительная подготовка детей помогает более точно определить остроту зрения у дошкольников.

Плеоптический период – это лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии. Для первого этапа характерны медицинские мероприятия, направленные на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии, коррекции очками, всевозможные раздражения сетчатки глаза с помощью различных стимулов. Для выработки бинокулярного зрения острота хуже видящего глаза должна быть не менее 0,3-0,4 и выше. Только в этом случае возможна  нормальная совместная работа глаз. Без повышения остроты слабо видящего глаза невозможно перейти к следующей стадии лечения косоглазия.

В период плеоптического лечения тифлопедагог использует  игры и упражнения, способствующие активизации, стимуляции и развития зрительных функций амблиопичного глаза. Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения. Так, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Педагог предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото и т. д.), заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания.

           Ортопто-диплопический период  – это использование синоптических аппаратов и компьютерных программ, восстанавливающих бинокулярную деятельность обоих глаз. В этот период лечения тифлопедагог проводит с детьми специальные упражнения по подготовке к лечению на аппаратах. Дети выполняют упражнения на развитие различительной способности:

• по цвету (цвета и оттенки),

• по форме (различные и сходные),

• по величине (относительно эталону),

• сравнение предметов по признакам,

• рассматривание и узнавание движущихся предметов,

• прослеживание взглядом за движущими предметами,

• прослеживание пути по дорожкам (лабиринты разной сложности),

• наложение контурных и силуэтных изображений на оригинал.

    Ортоптические упражнения обычно выполняют на приборах с механическим разделением полей зрения, важнейшим из которых, является «Синоптофор». С помощью аппарата можно проводить лечебные упражнения, направленные на развитие нормальной подвижности глаз и  стабилизацию бинокулярного зрения. Парные объекты раздельно предъявляют обоим глазам. При отсутствии косоглазия рисунки сливаются. При косоглазии рисунки ребенок видит раздельно. Упражнения: «Посади цыпленка в яйцо», «Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком», «Спрячь лисичку в норку», «Положи звездочку на флажок»,  «Найди пару» формируют целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений; учат овладевать счетными операциями, узнавать предмет в разных модальностях.

         Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции  зрительных  функций ребенка: упражнения «Тир», «Погоня», «Крестики», «Паучок» и др. способствуют развитию  содружественной деятельности глаз при косоглазии; развитию локализационных способностей зрительной системы. На первых порах детям с нарушением зрения предлагаются следующие игровые задания на слияние: «Соедини два колечка в одно», «Спрячь красный круг».

Затем можно предложить задания на совмещение: «Собери пирамидку», «Расставь кегли», «Надень кольца на штангу», «Разложи детали на кораблике», «Собери машинку красного цвета». Упражнения «Закрой фишкой геометрическую фигуру», «Составь узор из геометрических фигур», «Из каких фигур состоит предмет, назови фигуру» направлены на узнавание, называние и различение круга, квадрата, треугольника; сравнение двух геометрических фигур по величине, выражая результаты сравнения словом.

         Стереоскопический период – восстановление стереоскопического зрения в естественных условиях, в ходе которых глаза будут передавать единую полноценную картинку, позволяющую различать объем предметов в изображении и его общую глубину. Важно использовать игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Используются такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в ворота». Для развития прослеживающих функций можно предложить детям настольные игры: «Футбол», «Бильярд», «Набрось кольцо», подвижные игры «Попади в цель», «Сбей кеглю», а также задания: «Что выше?», «Что ближе?».

Лечение амблиопии и косоглазия довольно длительный и трудоемкий процесс. Оно требует большого терпения и настойчивости со стороны медицинского персонала и педагогов.

  Благодаря коррекционно-педагогическому сопровождению у детей с нарушением зрения развивается умение сосредотачивать внимание на заданном объекте, повышается точность узнавания объектов, наблюдается более легкая адаптация к таким сложным лечебным аппаратам как синоптофор и др. Дети спокойно общаются с врачом-окулистом, медицинской сестрой кабинета охрана зрения, ими быстрее достигается понимание задачи во время лечения. У детей с нарушением зрения повышается острота зрения, улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания. Подавляющее большинство детей в результате комплексного сопровождения получают возможность обучаться в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Эта работа будет полезна логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения

Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...

Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....

«Использование электронной лупы при реабилитации детей с нарушениями зрения»

       Благодаря современным технологическим разработкам становится возможным обеспечить доступность восприятия текстов, таблиц и изображений различной сложности слабо...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения

В статье рассматриваются формы глазной патологии, психологическая диагностика ребенка с нарушением зрения, рекомендации родителям по принятию и развитию ребенка с особенностями в развитии...

Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.

Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...