Задержка речевого развития
материал ( класс) на тему

Задержка речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речевого развития

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.

Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.

Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!

Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.

Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:  

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Конкретный случай из практики.

Ребенок: Руслан 2012 г.р.

Клинический диагноз: Последствия перинатального поражения головного мозга. Синдром вегето-висцеральных дисфункций. Астено-невротический синдром. Задержка речевого развития.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).

  • При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения».
  • Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них также есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность.

У Руслана наблюдается гипердинамическая астения. Поведение ребенка отличается гиперактивность, он импульсивен и не сдержан.

Вегето –висцеральный синдром это одно из последствий поражения перинатальной нервной системы в период внутриутробного развития (26 нед) или после рождения малыша до 7 суток.

Данный синдром может сочетаться с гипервозбудимостью ребенка или угнетением его нервной системы. Основными причинами перинатального поражения ЦНС и развития синдрома вегето –висцеральных нарушений являются состояния гипоксии, т.е. нехватки кислорода. Это может привести к развитию хронической патологии у плода и в последующем развитием нарушения питания тканей. Нервная система ребенка к моменту рождения до конца не успела сформироваться и поэтому влияние таких факторов, как нехватка кислорода, родовые травмы, прием лекарственных средств мамы в момент лактации или беременности, вредные привычки мамы, нарушение микроклимата малыша, могут привести к ее поражению.

У Руслана вегето-висцеральный синдром сочетается с гипервозбудимостью. Он является следствием гипоксии и родовой травмы, а также приема лекарственных средств мамой в момент беременности.

Руслан проходил лечение: диета, лекарственные препараты, электрофорез. Самочувствие ребенка улучшилось. Он стал контактным, команды выполняет. Речевой дефицит сохраняется.

Ребенок поставлен на Д учет у невролога и продолжает прием лекарственных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

Родительское собрание "Причины задержки речевого развития".

В данном материале рассматриваются причины и коррекция  задержки речевого развития....

пять мифов о задержке речевого развития

консультация для воспитателей и родителей...

Буклет к родительскому собранию по теме: "Задержка речевого развития".

В буклете представлены практические советы для родителей по теме " Задержка развития речи".Практические материалы помогут родителям сделать речь ребёнка богаче и разнообразней через игры....

Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.

Данная статья будет полезна  педагогам коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой речевого развития....

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос:  задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...