Главные вкладки

    Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
    методическая разработка ( класс) на тему

    Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обучающихся с  использованием адаптированной тестовой методики Т. А. Фотековой. Используемая  методика предназначена для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости. По результатам мониторинга строится речевой профиль, который позволяет отследить сформированность всех компонентов речевой системы ученика, и использовать полученную информацию для разработки индивидуальной коррекционной программы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл testy.docx66.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обучающихся с  использованием адаптированной тестовой методики Т. А. Фотековой. Используемая  методика предназначена для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости.

    По результатам мониторинга строится речевой профиль, который позволяет отследить сформированность всех компонентов речевой системы ученика, и использовать полученную информацию для разработки индивидуальной коррекционной программы.

    Речевой профиль обучающегося 2 класса

    А. Дениса

    Названия проб

    1 – фонематическое  восприятие;

    2 – артикуляционная  моторика;

    3 – звукопроизношение;

    4 – слоговая структура слова;

    5 – грамматический строй речи;

    6 – словарь и словообразовательные процессы;

    7 – понимание логико-грамматических отношений;

    8 навыки языкового анализа и синтеза

    Общая успешность выполнения речевых проб в %

    Начало года – 54%

    Конец  года – 76%

     

    Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

             I.1.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ              сентябрь/май 2011 -2012 уч. год

    Ф. И.

    I.Фонематическое  восприятие

    II.Артикуляционная моторика

    Ба - па -  ба               па - ба – па Да-та-да

    Са -ша- са               ша -са- ша

    Ша-жа-ша

    Жа-ша-жа

    Ца -са -ца

    Са –ца -са

    Ра –ла -ра

    Ла –ра -ла

    Всего

    баллов

    5

    Губы в улыбке

    Язык «лопаткой»

    Язык «иго-лочкой»

    «Маятник»

    «Улыбка – трубочка»

    Всего

    баллов

    5

    Оценка:

    1балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

    0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

    0 баллов – отказ  от выполнения, полная невозможность  воспроизведения  пробы.

    1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

    0,5 балла– замедленное и напряженное выполнение;

    0,25балла –  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

    0 баллов – невыполнение движения.

    I.2.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

    Ф. И.

    III.Звукопроизношение

    IV. Звуко-слоговая структура слова

    Собака – маска – нос,  замок – коза,

    зима –цапля – овца – палец

    Шуба – мышка – камыш, жук – ножи, ,щука – вещи –лещ,, чайка – очки – ночь

    Рыба –гора - топор, река – Марина- дверь

    Лапа – молоко – пол, лето-колесо-соль

    К-г-х, Й, дефекты озвончения.

    Всего

    баллов

    15

    Дрозд, флаг, хвост, кнут

    Танкист, клумба, гнездо

    Космонавт термометр

    Сковорода, аквариум табуретка

    Велосипе-дист, кораб-лекрушение

    Всего

    баллов

    5

    Оценка:

    3 балла– правильное произношение  звука  в любых

    речевых ситуациях;

    1,5 балла – недостаточно автоматизированы;

    1 балл – искажается или  заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте;

    0 баллов – искажаются или  заменяются все или несколько звуков группы.

    1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

    соответствием всех характеристик движения предъявленному;

    0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение;

    0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

    0 баллов – невоспроизведение  пробы

    II.1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    

            

    Ф. И.

    1.   Образование существительных множественного числа в именительном падеже

    Инструкция: один – дом, а  если их много, то это дома.

    2.   Образование существительных множественного числа в родительном падеже

    стол

    стул

    окно

    звезда

    ухо

    Всего

    баллов

    5

                                                        столы

    стулья

    окна

    звезды

    уши

    Всего

    баллов

    5

            

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – форма образована неверно;

    0 баллов – невыполнение

    II.2.   ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    

    Ф. И.

    3.  Употребление падежных конструкций

    Работа с сюжетной картинкой «Ферма»

    4.   Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже

    Инструкция.  Назвать изображенный предмет и его цвет.

    Кого видит

    Дима? (В. п.)

    Кому Дима даёт корм?

    ( Д. п.)

    О ком Дима заботится?

     (П. п.)

    За  кем  Дима ухаживает? 

    (Т. п.)

    У кого

    есть рога, копы-

    та, клюв, крылья?

     (Р. п.)

    Всего

    баллов

    5

    Жёлтое платье

    Зелёные сапоги

    Белый платок

     Синяя сумка

    Красное ведро

    Всего

    баллов

    5

            

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – форма образована неверно;

    0 баллов – невыполнение

    Домашние животные, домашние птицы и их детёныши, изображённые на сюжетной картинке «Ферма»: корова – телёнок, лошадь - жеребёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, свинья – поросёнок, кролики – крольчата, индюк – индюшата, курица – цыплята, гусыня – гусята, утка – утята.

                                                          II.3.    ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  

    Ф. И.

    5.  Согласование существительных с числительными

    • Инструкция.   Посчитать предметы от 1 до 5

    6.Употребление предлогов

    Игра «Прятки»

    Где находится ручка?

    Откуда я достаю ручку?

    дом

    ручка

    стул

    платье

    окно

    Всего

    баллов

    5

    над   книгой

    на столе

    под книгой

    из – под стола

    из – за книги

    Всего

    баллов

    5

            

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – форма образована неверно;

    0 баллов – невыполнение

    III.1.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

    Ф. И.

    1. Детёныши диких животных

    Работа с предметными картинками

    Инструкция:у лисы – лисята, а у…

    2.Называние частей предмета

    Работа с предметными картинками

    лиса

    зайчиха

    волчица                                

    медведица                                  

    лосиха

    Всего

    баллов

    5

    Стул

    Чайник

    Шкаф

    Человек

    Окно

    Всего

    баллов

    5

            

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – выполнено неверно;

    0 баллов – невыполнение

                                                III.2.     ИССЛЕДОВАНИЕ  СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ  СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

    Ф. И.

    3. Уровень обобщений

    4.Образование существительных в уменьшительной форме

    Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы.

    Птицы

            Транс-

    порт

    Деревья

    Насеко-мые

    Посуда

    Всего

    баллов

    5

    окно

    стул

    дерево

    дверь

    платок

    Всего

    баллов

    5

            

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – выполнено неверно;

    0 баллов – невыполнение

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;  

    0,25 балла – форма образована неверно;  

    0 баллов – невыполнение.

                                                III.3.     ИССЛЕДОВАНИЕ        СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

     

    Ф. И.

    5. Подбор антонимов

    Инструкция.  - Скажи наоборот:

    6. Образование прилагательных от существительных

    Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая.

    высокий

    широкий

    толстый

    добрый

    весёлый

    Всего

    баллов

    5

    компот из яблок

    стул из дерева

    сумка из кожи

    дом из кирпича

    стакан из стекла

    Всего

    баллов

    5

            

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – выполнено с большим количеством  неверных ответов;

    0 баллов – невыполнение

                               IV.  ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    Ф.И.

    Покажи:

    Нарисуй:

    Что  верно?

    Кто меньше ростом?

    Кто

    драчун?

    Кто

    впереди?

    Что Вова сделал  вначале?

    Всего

    баллов

    10

    ключ, каран-даш

    каран-дашом – ключ

    каран-даш – ключом

    круг под крес-том

    крест

     под

    кругом

    (над)

    Весна-перед летом, лето - перед весной

    Ваня выше Пети

    Рому

    ударил Саша

    Нина догоняет Диму

    Вова вымыл  руки после того, как пообедал

            

            Оценка:

    1 балл – правильное выполнение;

    0,5 балла – самокоррекция;

    0 баллов – неверный  ответ

    V.    ИССЛЕДОВАНИЕ  НАВЫКОВ   ЯЗЫКОВОГО  АНАЛИЗА

    (для 1-3классов)

    Ф. И.

    Сколько слов в предложении?

    Сколько слогов в слове?

    Определи место звука в слове

    Сколько звуков в слове?

    Всего

    баллов

    10

    Мальчик рисует ракету.

    Летом ярко светит солнце.

    Кот

    Карандаш

    Первый звук в слове крыша

    Третий звук в слове рука, школа

    Послед-ний в слове стакан

    Дом

    Сумка

    Карман

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ с первой попытки;

    0,5 балла – правильно со второй попытки;

    0,25 балла – правильно с третьей попытки;

    0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

                                    РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     сентябрь/май 2011 – 2012 уч.год

    Ф.  И.

    I. Исследование сенсомоторного уровня речи

    II. Исследование грамматического строя речи

    III. Исследование словаря и  навыков слово-образования

    IV. Исследова-ние понимания логико-грамма-тических отношений

    V. Исследование навыков язы-кового анализа и синтеза

    Успешность

    Обучающихся

    Всего:

    Бб

    %

    ББ

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Всего:


    Результаты обследования устной речи обучающихся

    сентябрь/май 2011-2012 уч. года

    Ф.И.

    Фонемати-ческое восприятие

    1

    Артикуляционная моторика

    2

    Звукопроиз-ношение

    3

    Слоговая структура слова

    4

    Граммати-ческий строй речи

    5

    Словарь

    6

    Пониманиелогико-грам- матических

    отношений

    7

    Успешность

    обучающихся

    Всего:

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

    Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

    Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим

    Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...

    Обследование устной речи детей 6-7 лет, поступающих в школу

    Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Представлена подборка диагностичесих заданий, составленных на основе методики  Фотековой Т.А., направленных...

    Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

    Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

    Календарно-тематическое планирование для детей с системным недоразвитием речи.

    Предлагаемый материал может быть использован в работе учителями-логопедами в детских отделениях психиатрических стационаров и образовательных учреждениях для детей с интеллектуальным недоразвитием име...

    Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

    Обучающиеся 1 класса, посещающие   логопедические  занятия, испытывают значительные  трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...

    Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

    В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...