Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени
методическая разработка по теме

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной речи, что в конечном итоге позволяет получить более объективные данные анализа коррекционной логопедической работы.

Основной контингент составляют обучающиеся с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

     Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с данными детьми  используется адаптированная тестовая методика Т.А Фотековой. Удобные таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале и в конце учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:


           

I.  ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ         сентябрь/май 2011  - 2012 уч. год  

Ф. И.

 

Фонематическое  восприятие

Артикуляционная моторика

Ба – па-                  па – ба -

Са – ша                 ша – са

Ша-жа-ша

Жа-ша-жа

Ца-са-ца

Са-ца-са

Ра-ла-ра

Ла-ра-ла

Всего

баллов

   5

Губы в улыбке

Язык «лопаткой»

Язык «иголочкой»

«Маятник»

«Улыбка – трубочка»

Всего

баллов

   

    5

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Оценка:

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ  от выполнения, полная невозможность  воспроизведения  пробы.

1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла –  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

                                                             

                                          ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ          (2)                            

Ф. И.

 

Звукопроизношение

Звуко-слоговая структура слова

Собака – маска – нос, сено - замок – коза, зима –цапля – овца – палец

Шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи –лещ, чайка – очки – ночь

Рыба – корова топор, река – дверь

Лампа – молоко – пол, лето-колесо-соль

К-г-х, Й, дефекты озвончения.

Всего

баллов

    15

Дрозд, флаг, хвост, кнут

Танкист, клумба, гнездо

Космонавт термометр

Сковорода, аквариум табуретка

Велосипе-дист, кораб-лекрушение

Всего

баллов

    5

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Оценка:

3 балла – правильное произношение  звука  в любых

речевых ситуациях;

1,5 балла – недостаточно автоматизированы;

1 балл – искажается или  заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте;

0 баллов – искажаются или  заменяются все или несколько звуков группы.

1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

0 баллов – невоспроизведение  пробы

                                                       

II.   ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    (1)

                                       

Ф. И.

 

1.   Образование существительных множественного числа в именительном падеже

Инструкция: один – дом, а  если их много, то это дома.

2.   Образование существительных множественного числа в родительном падеже

                                                    стол

стул

окно

звезда

ухо

Всего

баллов

    5

                                                    столы

стулья

окна

звезды

уши

Всего

баллов

    5

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

        

        Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение 

                                         ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    (2)

3.  Употребление падежных конструкций

4.   Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже

Инструкция.   Назвать изображенный предмет и его цвет.

Кого любит Петя? (В. п.)

Кому Петя даёт корм?

( Д. п.)

О ком Петя  заботится? (П. п.)

За  кем  Петя ухаживает? (Т. п.)

У кого

есть рога,

копыта, клюв? 

 (Р. п.)

Всего

баллов

5

Белое полотенце

Черные перчатки

Красный флаг

 Синяя сумка

 Зелёное ведро

Всего

баллов

    5

1.

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

        

        Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

                                         

                                      ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ   (3)

Ф. И.

 

5.  Согласование существительных с числительными

  • Инструкция.   Посчитать предметы от 1 до 5

6.   Употребление предлогов

Игра «Прятки»

- Где находится ручка?

Откуда я достаю ручку?

ухо 

ручка 

стол 

помидор 

окно 

Всего

баллов

    5

над   коробкой 

на столе 

под книгой

из – под стола 

из – за коробки

Всего

баллов

    5

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

        

        Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

                                       

                            III.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ   (1)

                           

Ф. И.

 

1.  Детеныши животных

Инструкция:  у кошки – котята, а у…

2.   Называние частей предмета

козы

 собаки

волка                                

курицы                                  

коровы

Всего

баллов

    5

Стул 

Чайник 

Шкаф 

Человек 

Окно 

Всего

баллов

    5

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

        

        Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение 

                                

ИССЛЕДОВАНИЕ        СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (2)

Ф. И.

 

3. Уровень обобщений

4.   Образование существительных в уменьшительной форме

  • Инструкция:  большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы.

Игрушки

Овощи        

Фрукты

Одежда

Посуда

Всего

баллов

    5

дом

стул

гриб

кофта

платок

Всего

баллов

    5

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

        

        Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение 

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;  

0,25 балла – форма образована неверно;  

0 баллов – невыполнение.

ИССЛЕДОВАНИЕ        СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (3)

Ф. И.

 

5. Подбор антонимов

Инструкция.  - Скажи наоборот:

6. Образование прилагательных от существительных  

Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая.

высокий

широкий

толстый

добрый

веселый

Всего

баллов

    5

Компот из яблок

Стул из дерева

Сумка из кожи

Дом из кирпича

Стакан из стекла

Всего

баллов

    5

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

        

        Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено с большим количеством  неверных ответов; 

0 баллов – невыполнение 

                                         

IV.    ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

            Ф.И.

Покажи:

Нарисуй:

Что  верно?

Кто меньше ростом?

Кто

драчун?

Кто

впереди?

Что папа сделал  вначале?

Папа прочел газету после того, как позавтракал.

Всего

баллов

10

ключ, карандаш

карандашом-ключ

карандаш-ключом

круг под крестом

крест

 под

кругом

Весна -перед летом, лето - перед весной

Ваня выше Пети

Сашу

 ударил Коля

Охотник

 бежит

 за

собакой

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

        

        Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный  ответ

                                           V.    ИССЛЕДОВАНИЕ  НАВЫКОВ   ЯЗЫКОВОГО  АНАЛИЗА

Ф. И.

Сколько слов в предложении?

Сколько слогов в слове?

Определи место звука в слове

Сколько звуков в слове?

Всего

баллов

   

    10

Маша гуляет.

Машина едет по дороге.

Дом

Карандаш

Первый звук в слове крыша

Третий звук в слове школа

Последний в слове стакан

Рак

  Сумка

 Карман

1.

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

            Оценка:

1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильно со второй попытки;

0,25 балла – правильно с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

 сентябрь/май 2011 - 2012_уч._год

ФИО

I. Исследование сенсомоторного уровня речи            

II. Исследование грамматического строя речи

III. Исследование словаря и  навыков словообразования

IV. Исследование понимания логико-грамматических отношений

V.Исследование навыков языкового анализа и синтеза

Бб

%

ББ

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

               Всего:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

Календарно-тематическое планирование для детей с системным недоразвитием речи.

Предлагаемый материал может быть использован в работе учителями-логопедами в детских отделениях психиатрических стационаров и образовательных учреждениях для детей с интеллектуальным недоразвитием име...

Тестовая методика комплексного обследования устной речи детей со сложной структурой дефекта

В данной методике представлен диагностический материал для обследования датей со сложной структурой дефекта...

Конспект занятия по теме: «Один и много» ( для детей с системным недоразвитием речи 1 уровень)

Цель: формировать понятия «один», «много». Развивать способность к словоизменению имен существительных.Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы множественного числа имен...

Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Обучающиеся 1 класса, посещающие   логопедические  занятия, испытывают значительные  трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

"Психологические особенности детей с системным недоразвитием речи"

Собрание состояло из 2-х частей: теории и практики. Каждая часть была освещена и подкреплена визуально для лучшего понимания....