Главные вкладки

    Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени
    методическая разработка по теме

    Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной речи, что в конечном итоге позволяет получить более объективные данные анализа коррекционной логопедической работы.

    Основной контингент составляют обучающиеся с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

         Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с данными детьми  используется адаптированная тестовая методика Т.А Фотековой. Удобные таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале и в конце учебного года.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


               

    I.  ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ         сентябрь/май 2011  - 2012 уч. год  

    Ф. И.

     

    Фонематическое  восприятие

    Артикуляционная моторика

    Ба – па-                  па – ба -

    Са – ша                 ша – са

    Ша-жа-ша

    Жа-ша-жа

    Ца-са-ца

    Са-ца-са

    Ра-ла-ра

    Ла-ра-ла

    Всего

    баллов

       5

    Губы в улыбке

    Язык «лопаткой»

    Язык «иголочкой»

    «Маятник»

    «Улыбка – трубочка»

    Всего

    баллов

       

        5

    1.

     

     

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    Оценка:

    1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

    0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

    0 баллов – отказ  от выполнения, полная невозможность  воспроизведения  пробы.

    1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

    0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

    0,25 балла –  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

    0 баллов – невыполнение движения.

                                                                 

                                              ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ          (2)                            

    Ф. И.

     

    Звукопроизношение

    Звуко-слоговая структура слова

    Собака – маска – нос, сено - замок – коза, зима –цапля – овца – палец

    Шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи –лещ, чайка – очки – ночь

    Рыба – корова топор, река – дверь

    Лампа – молоко – пол, лето-колесо-соль

    К-г-х, Й, дефекты озвончения.

    Всего

    баллов

        15

    Дрозд, флаг, хвост, кнут

    Танкист, клумба, гнездо

    Космонавт термометр

    Сковорода, аквариум табуретка

    Велосипе-дист, кораб-лекрушение

    Всего

    баллов

        5

    1.

     

     

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    Оценка:

    3 балла – правильное произношение  звука  в любых

    речевых ситуациях;

    1,5 балла – недостаточно автоматизированы;

    1 балл – искажается или  заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте;

    0 баллов – искажаются или  заменяются все или несколько звуков группы.

    1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

    соответствием всех характеристик движения предъявленному;

    0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение;

    0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

    0 баллов – невоспроизведение  пробы

                                                           

    II.   ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    (1)

                                           

    Ф. И.

     

    1.   Образование существительных множественного числа в именительном падеже

    Инструкция: один – дом, а  если их много, то это дома.

    2.   Образование существительных множественного числа в родительном падеже

                                                        стол

    стул

    окно

    звезда

    ухо

    Всего

    баллов

        5

                                                        столы

    стулья

    окна

    звезды

    уши

    Всего

    баллов

        5

    1.

     

     

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

            

            Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – форма образована неверно;

    0 баллов – невыполнение 

                                             ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    (2)

    3.  Употребление падежных конструкций

    4.   Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже

    Инструкция.   Назвать изображенный предмет и его цвет.

    Кого любит Петя? (В. п.)

    Кому Петя даёт корм?

    ( Д. п.)

    О ком Петя  заботится? (П. п.)

    За  кем  Петя ухаживает? (Т. п.)

    У кого

    есть рога,

    копыта, клюв? 

     (Р. п.)

    Всего

    баллов

    5

    Белое полотенце

    Черные перчатки

    Красный флаг

     Синяя сумка

     Зелёное ведро

    Всего

    баллов

        5

    1.

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

            

            Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – форма образована неверно;

    0 баллов – невыполнение

                                             

                                          ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ   (3)

    Ф. И.

     

    5.  Согласование существительных с числительными

    • Инструкция.   Посчитать предметы от 1 до 5

    6.   Употребление предлогов

    Игра «Прятки»

    - Где находится ручка?

    Откуда я достаю ручку?

    ухо 

    ручка 

    стол 

    помидор 

    окно 

    Всего

    баллов

        5

    над   коробкой 

    на столе 

    под книгой

    из – под стола 

    из – за коробки

    Всего

    баллов

        5

    1.

     

     

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

            

            Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – форма образована неверно;

    0 баллов – невыполнение

                                           

                                III.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ   (1)

                               

    Ф. И.

     

    1.  Детеныши животных

    Инструкция:  у кошки – котята, а у…

    2.   Называние частей предмета

    козы

     собаки

    волка                                

    курицы                                  

    коровы

    Всего

    баллов

        5

    Стул 

    Чайник 

    Шкаф 

    Человек 

    Окно 

    Всего

    баллов

        5

    1.

     

     

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

            

            Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – выполнено неверно;

    0 баллов – невыполнение 

                                    

    ИССЛЕДОВАНИЕ        СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (2)

    Ф. И.

     

    3. Уровень обобщений

    4.   Образование существительных в уменьшительной форме

    • Инструкция:  большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы.

    Игрушки

    Овощи        

    Фрукты

    Одежда

    Посуда

    Всего

    баллов

        5

    дом

    стул

    гриб

    кофта

    платок

    Всего

    баллов

        5

    1.

     

     

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

            

            Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – выполнено неверно;

    0 баллов – невыполнение 

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;  

    0,25 балла – форма образована неверно;  

    0 баллов – невыполнение.

    ИССЛЕДОВАНИЕ        СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (3)

    Ф. И.

     

    5. Подбор антонимов

    Инструкция.  - Скажи наоборот:

    6. Образование прилагательных от существительных  

    Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая.

    высокий

    широкий

    толстый

    добрый

    веселый

    Всего

    баллов

        5

    Компот из яблок

    Стул из дерева

    Сумка из кожи

    Дом из кирпича

    Стакан из стекла

    Всего

    баллов

        5

    1.

     

     

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

            

            Оценка:

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – выполнено с большим количеством  неверных ответов; 

    0 баллов – невыполнение 

                                             

    IV.    ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

     

                Ф.И.

    Покажи:

    Нарисуй:

    Что  верно?

    Кто меньше ростом?

    Кто

    драчун?

    Кто

    впереди?

    Что папа сделал  вначале?

    Папа прочел газету после того, как позавтракал.

    Всего

    баллов

    10

    ключ, карандаш

    карандашом-ключ

    карандаш-ключом

    круг под крестом

    крест

     под

    кругом

    Весна -перед летом, лето - перед весной

    Ваня выше Пети

    Сашу

     ударил Коля

    Охотник

     бежит

     за

    собакой

    1.

     

     

    2.

     

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

            

            Оценка:

    1 балл – правильное выполнение;

    0,5 балла – самокоррекция;

    0 баллов – неверный  ответ

                                               V.    ИССЛЕДОВАНИЕ  НАВЫКОВ   ЯЗЫКОВОГО  АНАЛИЗА

    Ф. И.

    Сколько слов в предложении?

    Сколько слогов в слове?

    Определи место звука в слове

    Сколько звуков в слове?

    Всего

    баллов

       

        10

    Маша гуляет.

    Машина едет по дороге.

    Дом

    Карандаш

    Первый звук в слове крыша

    Третий звук в слове школа

    Последний в слове стакан

    Рак

      Сумка

     Карман

    1.

    2.

    3

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

                Оценка:

    1 балл – правильный ответ с первой попытки;

    0,5 балла – правильно со второй попытки;

    0,25 балла – правильно с третьей попытки;

    0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

     сентябрь/май 2011 - 2012_уч._год

    ФИО

    I. Исследование сенсомоторного уровня речи            

    II. Исследование грамматического строя речи

    III. Исследование словаря и  навыков словообразования

    IV. Исследование понимания логико-грамматических отношений

    V.Исследование навыков языкового анализа и синтеза

    Бб

    %

    ББ

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    Бб

    %

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

                   Всего:



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

    Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

    Обследование устной речи детей 6-7 лет, поступающих в школу

    Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Представлена подборка диагностичесих заданий, составленных на основе методики  Фотековой Т.А., направленных...

    Календарно-тематическое планирование для детей с системным недоразвитием речи.

    Предлагаемый материал может быть использован в работе учителями-логопедами в детских отделениях психиатрических стационаров и образовательных учреждениях для детей с интеллектуальным недоразвитием име...

    Тестовая методика комплексного обследования устной речи детей со сложной структурой дефекта

    В данной методике представлен диагностический материал для обследования датей со сложной структурой дефекта...

    Конспект занятия по теме: «Один и много» ( для детей с системным недоразвитием речи 1 уровень)

    Цель: формировать понятия «один», «много». Развивать способность к словоизменению имен существительных.Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы множественного числа имен...

    Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

    Обучающиеся 1 класса, посещающие   логопедические  занятия, испытывают значительные  трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...

    Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

    В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...