"Психологические особенности детей с системным недоразвитием речи"
статья на тему

Миноченкова Ирина Юрьевна

Собрание состояло из 2-х частей: теории и практики. Каждая часть была освещена и подкреплена визуально для лучшего понимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие — результат комплексной работы слуха, артикуляционного аппарата, коры головного мозга и речевого окружения. Нарушения речи происходят по ряду различных причин, обусловленных сложным механизмом.
Особенности развития детей с речевыми нарушениями заключаются в сложности формирования личностных и психологических процессов, нуждающихся в коррекционной работе.

Внимание.

• неустойчивый характер внимания;

• более низкий уровень произвольного внимания;

• трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;

• трудности переключения;

• трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);

• частые отвлечения от задания;

• низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).

Восприятие.

       Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. Ребенок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственного ориентира (понятий «право» и «лево», дезориентация понятий частей тела).

Память.

Зрительная память практически не отличается от нормы. Слуховая память весьма снижена. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия, не спросит еще раз, что делать. Относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.

Мышление.

  • отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);
  • трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;
  • недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;
  • недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;
  • трудности в установлении причинно-следственных связей.

Воображение.

  • низкий уровень продуктивного воображения;
  • быстрая истощаемость процессов воображения;
  • для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;
  • Сложно выполнять творческие задания или сочинять и перерабатывать тексты (сочинения). Словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны).

Общая моторика тела и рук. Изобразительная деятельность.

Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильна, скорость и ловкость весьма снижены. 

• нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;

• бедность сюжетов, узость тематики. Учебная деятельность:

• низкая общая организованность;

• неустойчивость;

• рассеянность внимания;

• слабость переключения внимания;

• уход от трудностей;

• низкий самоконтроль;

• трудности в анализе образца;

• механические приемы выполнения заданий.

Игра.Особенности развитие детей с речевыми нарушениями игры

• большая вариабельность в зависимости от формы речевой патологии;

• трудности взаимодействия со сверстниками;

• трудности в играх с правилами;

• часто игры носят подражательный характер;

• речевое общение затруднено;

• игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.

  • Сюжетно-ролевые игры упрощенные, без применения словесных комментариев.
  • Нежелание играть с детьми, умеющими говорить.
    Эмоции. Негативизм, низкая мотивация и наблюдательность, раздражительность, обидчивость, снижен самоконтроль, плохо заводит дружбу.

Особенности развития детей с речевыми нарушениями заключаются в осложнение такими синдромами: церебрастенический (нестабильность психики); гипертензионно-гидроцефалический (отсутствие работоспособности и усидчивости); двигательных расстройств (слабая координация и равновесие).

Выделяют такие основные причины речевого повреждения:

  1. Наследственность;
  2. Поражение головного мозга плода в период беременности и осложненная родовая деятельность;
  3. Нарушение работы артикуляционного аппарата;
  4. Задержка психического и физического развития;
  5. Повреждение слуховых органов;
  6. Социальный фактор (отсутствие речевого общения родителей с ребенком);
  7. Тяжелые формы заболевания в раннем возрасте;
  8. Отсутствие полноценного питания.

Логопед, психолог и педагог — квалифицированная помощь этих специалистов незаменима в решении проблем, связанных с особенностями развития детей, имеющих речевые нарушения.

       Единого мнения врачей по этому вопросу нет. Приведенная ниже классификация является общепринятой.

Поражение в центральной нервной системе:

  • Алалия (повреждение речевого аппарата до его созревания);
  • Афазия (изменение работы мозга, отвечающего за речь);
  • Дизартрия (неправильная работы мускулатуры речевого аппарата).

Изменения в центральной нервной системе:

  • Мутизм (псевдонемота, отсутствие каких-либо нарушений речевого аппарата);
  • Заикание (повтор или прерывания речи);
  • Сурдомутизм (временная утрата слуха и речи).

Дефекты речевого аппарата:

  • Ринолалия (наличие расщелины неба);
  • Дислалия механическая (изменение строения полостей рта и носа).

Лечение нарушений развития речи у детей.

Существует несколько лекарственных препаратов, которые практикуют при коррекции речевых нарушений.
Энцефабол — для улучшения кровообращения в головном мозге. Помогает в глюкозном обмене и насыщении клеток кислородом.
Глицин — нормализует целостность работы нервной системы. Улучшает сон и повышает работоспособность у детей.
Ноотропы — облегчают процесс запоминания, повышают умственную деятельность, улучшают интеллектуальную деятельность.
Фенибут — нормализует обмен веществ в мозге. Убирает чувство раздраженности и тревоги.
Пантоган — противосудорожный препарат мягкого действия. Стимулирует умственную и физическую работоспособность.
Церебролизин — активизирует процессы запоминания, улучшает внимание, восстанавливает познавательную функцию.
Семакс — работает над совершенствованием процесса запоминания, усиливает внимание при анализе информации.
Церепро — отвечает за кровообращение и обмена веществ. Применяется при лечении сосудистых изменений.
Кортексин — назначается для восстановления процессов и функций мозга, активизирует обучение и память.

Все особенности развития детей с речевыми нарушениями учитывает врач-невропатолог при назначении индивидуального лечения.

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ:

  • С появлением гуления малыша нужно поддерживать доброжелательную атмосферу, улыбаться и радоваться, говорить мягко.
  • Лепет — один из первых проявлений речи, подражайте ребенку, говорите с ним на его языке.
  • С 6 месяцев слова родителей произносятся четко и с интонацией. Начинайте работу по развитию моторики пальцев.
  • Годовалому малышу необходимо пополнять словарный запас. Обучение в игровой форме будет проходить интересней.
  • Если в 2 года словесные игры были упрощенные, то после они должны содержать правильное произношение слов.
  • Важную роль в развитие речи оказывают потешки, сказки, считалки.
  • Нарушения речи лучше поддаются коррекции в дошкольном возрасте.

Дети с речевыми нарушениями, патологиями характеризуются как дети, которые имеют проблемы с речью, при том, что у них нет проблем со слухом, а также сохранен интеллект. Разновидностей речевых нарушений очень много. Они проявляются в виде проблем в произношении, грамматического скелета речи, скудностью словарного запаса, а также проблемы с нарушением темпа и плавности речи. Степени тяжести речевых нарушений также бывают разными. При некоторых видах подобных нарушений, ребенок может спокойно обучаться в обычной школе. Однако более сложные формы требуют специализированного обучения. Но и в обычных школах, дети, имеющие нарушения с речью, должны быть обеспечены специализированной помощью. Традиционными являются логопедические группы во многих детских садах и школах. В таких кабинетах с детьми работают логопеды и воспитатели, имеющие специальное образование. Если говорить о детских садах, то здесь кроме коррекции речи, с детьми работают над развитием памяти, повышению внимательности, общей моторикой, а также и мелкой моторикой, а также обучают математике. Со школьниками работают специалисты логопедических пунктов, которые расположены при средних общеобразовательных школах. В такие пункты отправляют детей, которые имеют проблемы с произношением, нарушением письменной речи, которые, в свою очередь, недоразвитием речи, как указывает Т.В. Ахутина.

У многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л. Крылова, Л.Г. Ефремова и др.)

Дети с нарушениями речи

Ощущение и восприятие Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи. Зрительное восприятие отстает от нормы, характеризуется несформированностью целостного образа предмета. Оптико-пространственный гнозис находится на значительно низком уровне, чем у детей с нормой. Низкий уровень развития буквенного гнозиса, они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы наложенные друг на друга, трудности в сравнении букв сходных графически, называние букв данных в беспорядке. К школьному возрасте дети оказываются не готовыми к овладению письмом. Стойкое нарушение пространственных отношений, трудности в ориентировки в собственном теле. Исследование лицевого гнозиса показывают зависимость между выраженностью лицевого гнозиса и тяжестью звукового произношения.

Внимание характеризуется неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий. У детей с ОНР (общее недоразвитие речи) ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы. Все виды контроля за деятельностью (упреждающей, текущей, последующей) являются несформированными.

Память при исследовании запоминания методикой «10 слов» обнаружено, что дети медленно ориентируются в условиях задачи. Результаты низкие. Допущенные ошибки воспроизведения дети не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение, низкое у всез детей. Дети забывают сложные инструкции, опускают их элементы, меняют последовательность их заданий. У детей имеются сохранные возможности смыслового логического запоминания.

Мышление и воображение  Обнаруживается  недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах, функциях предметов действительности. Трудности в усвоении причинно-следственных связей. Нарушение самореализации обусловлено недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Проявляются в психофизической расторможенности или в заторможенности и отсутствии интереса к заданию. Отстают в развитии наглядно-образного мышления. Без специального обучения овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего и умозаключением по аналогии. Для них характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Речь и общение наблюдается снижение в потребности общения, не сформированность форм коммуникации.

Особенности поведения не заинтересованность в контакте, не умение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Среди «неприятных и изолированных» оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами. Находятся в состоянии неуспеха во всех видах деятельности. их попытки общения со сверстниками нередко приводят к вспышкам агрессивности. Слабая ориентация дошкольников на сверстников в ходе совместной деятельности. низкий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков сотрудничества. У них несформирована культура общение: фамильярны со взрослыми, отсутствует чувство дистанции, интонации, крикливы, резкие, назойливы в своих требованиях. Дети замыкаются в себе, редко обращаются к старшим, избегают контакта с ними. Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития детей приводит к их изоляции в коллективе сверстников. Требуется специальная работа по развитию и коррекции всех компонентов речевой, коммуникативной и познавательной деятельности, в целях эффективности адаптации в социуме.

Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы в результате исследований по методике Люшера «Цветовых выборов» выявили, что дети свойственны к пассивности и к спонтанному поведению. Выделяется 3 варианта эмоциональных отношений заикающихся к своему дефекту по С.С. Липидевскому: безразличное, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное.

3 варианта волевых усилий по борьбе с ним: их отсутствие, их наличие, перерастание в навязчивые действия и состояния.

В.И. Селиверстов выделяет степени фиксированности детей на дефекте:

  1. нулевая степень фиксированности
  2. умеренная степень компенсирует степень речевого общения с помощью уловок
  3. выраженная степень – дети постоянно фиксированы на недостатке, характерен уход в болезнь, самоуничтожение, навязчивые мысли, выраженный страх пред речью. Расстройства эмоционально-волевой и личностной сфер ухудшают работоспособность детей, приводит к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации. Необходима дифференцированная профилактика и психокоррекция особенностей личностно-эмоционального развития.

Особенности деятельности  Игровая - нарушение общей и речевой моторики. Вызывает быстрое утомление ребенка в игре и могут переключаться с одного вида деятельности на др. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дети проявляют фантазию, не критичны к своему поведению.

Изобразительная – узость тематики рисунка (алалики) и многократное повторение темы, отсутствие способов изображений и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, не умение овладеть ножницами. Снижена критическое отношение к чужой и к своей работе. Изменение привычных условий приводит к неустойчивости деятельности, рассеиванию внимания. Для заикающегося характерны неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль. Предпочитают заучивать , а не осмысливать прочитанное.

Таблица составлена  по учебному пособию:  Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2003

Речевые игры: моя игровая копилка интересных приемов развития речи детей.

Идея «Сундучок». Обычно я провожу речевые игры со словами так. Беру красивую коробочку (из-под чая или сундучок от новогоднего подарка). И начинаем с ребенком или с группой детей заполнять наш волшебный сундучок словами. Если подобрали слово — то кладем в наш сундучок фантик (камушек, ракушку или то, что есть у Вас под рукой). В конце игры со словами у нас в шкатулке целый ворох фантиков! Вот как много слов мы подобрали! Вот какие мы молодцы! Дети видят при таком проведении речевой игры наглядный результат своих действий: одно слово — это один фантик.  Кроме того, они сами часто знают, «где чье слово в сундучке лежит» (вот это Машиной слово, а это Петино). Если же просто подбирать слова, то часто дети теряют интерес к упражнениям.

Идея «Лесенка». Есть и другой игровой прием — перед проведением речевой игры нарисуйте  на листке бумаги лесенку из ступенек (например,  20 ступенек — в зависимости от количества заданий и числа детей). Каждой подобранное слово — это одна тупенька вверх. Наша задача дойти до самого верха лестницы, где нас ждет приз, то есть подобрать много слов. Призом может быть наклейка, ребус, загадка, приз, смешная рожица, маленький листочек с раскраской — придумайте, чему порадуется Ваш малыш.

Игры для развития речи

igry dlia razvitiia rechi detei

Сегодня я хочу познакомить Вас, дорогие родители, с играми для развития речи детей Татьяны Барчан – одной из читательниц «Родной тропинки», педагога — практика. Что Вы найдете в статье:

Как получить игры из статьи?

Все эти игры и другие игры можно получить прямо из рук автора без всяких наценок и еще и со скидкой 10%. Для этого нужно написать письмо по адресу: rebus_igra@mail.ru. И назвать те игры, которые Вы выбрали. Для получения скидки, которую сделает Татьяна для читателей «Родной тропинки» Вам нужно в письме написать кодовое слово: родная тропинка.

Выбрать игры можно на сайте под названием Игротека Ребус. Игры Татьяны Барчан.igry_dlia_razvitiia_rechi1

Игра 1.  «Где мой хвостик?» (для детей 3-7 лет)

Развитие грамматического строя речи, связной речи (умение строить диалог и монолог), ознакомление с природой (тема «Домашние и дикие животные»), развитие внимания и восприятия.

Что входит в игру:

Эта игра – это домино с самопроверкой. Она состоит из 42 карточек  с замечательными и веселыми иллюстрациями  разных зверюшек, сделанными художником – мультипликатором Людмилой Двининой.  На одной половине карточки нарисовано животное, к нему нужно найти вторую половину – потерявшийся хвостик.

Игра автодидактическая, т.е. с самопроверкой правильности выполнения задания. Если хвостик найден правильно, то слева и справа от зверюшки будут нарисованы одна и та же фигурка (жук, бабочка, орешек, божья коровка и т.п.)

igry_dlia_razvitiia_rechi2

Игра в коробке одна, а вариантов игр с ней – море. В эту игру можно играть долго и в самых разных вариантах!

Как играть:

Перед игрой познакомьте детей с карточками домино. Рассмотрите всех героев игры (их изображения даны на вкладыше к игре), назовите их, а потом найдите каждому его хвостик на карточках домино. Рассмотрите внимательно все хвостики – чем они похожи, легко ли их перепутать, чем они отличаются.

Варианты игры от автора:

Для самых маленьких.

Вариант 1. Лото для самых маленьких.

Задача игрока – найти животного по его хвостику.

Ход игры. Игроки (или ребенок, если играет пара) получает несколько картинок с животными из домино (как получают обычно карты для лото). Взрослый показывает картинку с хвостиком, а ребенок/дети ищут,  чей этот хвостик, есть ли это животное на их карточке. Если есть, то ребенок получает картинку и проверяет, правильно ли он нашел хозяина хвоста, называет, чей это хвостик. Выигрывает тот, кто первым нашел все пары к своим карточкам.

Вариант 2.  Собери команду.

Задача игрока – собрать «команду», правильно найдя хвостики.

Ход игры. Собирается команда самого хитрого (или смелого, или робкого и т.д.) зверя. Ставится его карточка в центр стола и подбираются хвостики.  Когда заканчиваются подходящие хвостики, то собирается команда для нового животного – самого веселого или самого красивого – здесь Ваша фантазия предложит Вам Ваши варианты.

Вариант 3. Для детей 4 лет и старше.

Дети играют в домино по традиционным правилам этой игры. Выигрывает тот, кто быстрее всех остался без карточек. Карточки подбираются не только горизонтально, но и в поворотные стороны (см. фото).

Возможности этой игры для познавательно – речевого развития малышей безграничны. Вот несколько моих вариантов игры с ней.

Мои варианты игр и заданий для развития речи детей с карточками этой игры — домино:

А. Грамматическая игра — загадка «Чьи ушки?», «Чей хвостик?», «Чьи лапки?» (для детей с 5 лет и старше).

Задача речевой игры. Ребенок упражняется в словообразовании — употреблении притяжательных прилагательных (беличьи, медвежьи, тигриные, лошадиные, собачьи, лисьи, заячьи, мышиные, поросячьи, слоновьи, кошачьи). Малыш пробует создать свое слово по аналогии  и экспериментирует с частями слов, у ребенка благодаря этому развивается языковое чутье – основа успешного освоения не только родного языка, но и иностранных языков в будущем.

Как играть.

Вырежете из бумаги силуэт дерева или дома (можно взять обычный квадрат бумаги). Спрячьте за силуэт изображение зверюшки так, чтобы были видны только ушки. Спросите ребенка: «Чьи это ушки? Догадайся».

В этой игре развивается языковое чутье малышей – ребенок пробует придумать – создать свое слово по аналогии: « ММм… мыший – мышины – мышьи – мышиные – мышечьи. Нет, не так! А! Мышиные!» и т.д.  Если ребенок ошибается, то нельзя его ругать или говорить: «Ты неправильно сказал. Нужно вот так». Нужно ответить ему: «Ты молодец! Придумал замечательное слово. Оно могло бы быть в русском языке. Но люди называют эти ушки по-другому. Попробуем догадаться, как?». И в конце после угадывания можно дать правильный вариант.

Иногда дети не могу угадать, чьи это ушки. Тогда внимательно рассмотрите с ребенком картинки всех зверюшек из домино (такая картинка  есть во вкладыше в игру) и найдите такие же ушки. Назовите их вместе с малышом. Сравните ушки всех  зверюшек друг с другом – у кого они круглые, у кого с кисточками, у кого длинные, у кого – короткие.

Игру повторяем несколько раз с разными зверюшками. Можно меняться ролями (ребенок загадывает Вам загадки). Если игра идет с группой детей, то они загадывают загадки друг другу.

Главное в игре – словотворчество ребенка, побуждение его к экспериментированию со словами и их частями. Именно словотворчество развивает и интеллект, и языковые способности детей.

Аналогично проводится игра «чей хвостик», «чьи лапки», «чей носик» — только детям показывается другая часть тела животного.

Б. Игра для развития связной речи «Лесное радио» – описание картинок домино (для детей с 4 лет)

Задача игры – развитие связной речи, т.е. умения последовательно и выразительно описывать картинку.

Как играть – сложите из карточек домино изображение всех зверюшек, которые есть в наборе (зверек + его хвостик). Выберите ведущего.

В первой игре ведущий – взрослый.  Расскажите малышу историю о том, как зверюшки пошли в лес погулять, очень далеко зашли и заблудились. Сидят и плачут и не знают, как добраться домой. К счастью, в лесу есть «Лесное радио». Мамы зверюшек пришли на радио чтобы сделать объявление. Нужно внимательно прослушать объявление, найти животное, которое в нем описывается, и «привести» его к маме.

Сначала «объявление по радио» дает взрослый ( первые 2 -3 раза), потом — ребенок. Например: «Внимание! Внимание! Потерялся мой сынок. У него  четыре очень толстые и крепкие ноги, очень длинный нос, который называется хобот. У моего сына очень большие уши, похожие на листья лопуха. И добрые глаза – белые, круглые, а в серединке – черные. Я – мама – жду своего сыночка у пальмы. Кто его найдет – приведите его пожалуйста».

Другой пример объявления: «Дорогие слушатели! У меня сегодня пропала дочка. Она рыженькая и пушистая. У нее очень большой пушистый красивый хвост. Когда она прыгает с ветки на ветку, она им рулит как рулем. И еще для нее хвостик – это одеяло, которое ее греет в морозы. Особые приметы. У нее ушки с кисточками, носик – черный, круглый, блестящий как ягодка. Приводите ее к дереву с дуплом. Там ее ждет ее мама».

Полезный совет:

- Если Вашему ребенку 3-4 года, то когда он «делает объявление» в игре, задавайте ему начало фраз, а малыш их будет продолжать вслед за Вами: «Потерялся…. Он… У него ушки…. Хвостик… Он любит…. Он очень…». Достаточно 5-9 предложений.

- Дети 5-6 лет с хорошим уровнем  развития речи могут описать зверюшку сами.

- Дети 6-7 лет способны при описании – объявлении внести творческие моменты в свою речь (придумать необычное имя для зверька, его увлечения, добавить факты из жизни этого животного в природе и т.д.), поощряйте их в творческих идеях и самостоятельных мыслях, не требуйте делать описание по шаблону! Творчество приветствуется.

В. Задание – классификация картинок «Домашние и дикие животные»

Задача игры – развитие мышления ребенка и речи – рассуждения. Ознакомление с понятиями «домашнее животное» и «дикое животное»

Как играть.

Разделите с ребенком карточки на три группы: а) кто живет в лесу, б) кто живет рядом с человеком, в) кто живет в зоопарке и жарких странах. Можно разложить картинки на столе в три группы. А можно нарисовать/разложить под ними маленькие листочки бумаги со значками. Значок «дом» = это домашнее животное.  Значок «елка» = дикое животное. Значок «пальма» = животное далеких стран, у нас не живет, у нас его можно встретить только в зоопарке.

Если ребенку 4-5 лет, то обсудите, что будет с домашними животными, если отправить их жить в лес – смогут ли они выжить? Почему? А что случится, если лесные животные окажутся у нас в квартире? Смогут ли у нас дома они выжить? Почему? (Обратите внимание на характер передвижения животного, его питание, образ жизни – возможно ли воссоздать такие условия в квартире, чтобы животному было хорошо и удовлетворялись все его потребности). Обсудите, каких животных можно назвать домашними, а каких – дикими. И почему? Найдите и назовите домашних животных и диких животных на карточках домино.

Г. Игра в загадки для развития связной речи детей «Кто это?»

Задача игры – развитие связной речи и мышления ребенка, умения сравнивать.

Как играть:

Выложите перед ребенком на столе всех персонажей игры (соединив обе половинки – найдя нужные хвостики). Вместе с ребенком загадайте один персонаж. Придумайте о нем простую загадку. Самые простые загадки строятся по следующей схеме:

«Он.. , а не… Он…, а не… Он умеет…, а не.. Кто это?»

Например: «Он серый, а не мышка. Он пушистый, а не белка. Он прыгает, а не лягушка. Кто это?» (заяц). Или «Он коричневый, а не собака. Он большой,  а не слон. Он ходит, а не лось. Кто это?» (медведь). Первые загадки сочиняйте вместе с детьми. Запишите вместе с ребенком его загадки.

В дальнейшем Вы сможете меняться ролями – то Вы загадываете ребенку, то он – Вам.

Из моего опыта проведения игр для развития речи с детьми. Очень рекомендую завести отдельную красивую тетрадь (выберите ее вместе с ребенком в магазине) и в нее записывать рассказы детей, придуманные ими загадки, небылицы, приклеивать иллюстрации – картинки. Эта книжка показывает ребенку, что для Вас очень значимо его творчество, а это очень важно! Загадки из книжки Вы сможете загадать на семейном празднике Вашим домочадцам, дать почитать книжку с речевым творчеством ребенка в семью друзей ребенка.

Д. Игра для развития речи малышей по теме «Детеныши животных» (с 2- 3лет) «Угадай-ка»

Задача речевой игры – освоение детьми названий детенышей животных (медвежонок, лисенок, бельчонок, слоненок, тигренок и другие)

Как играть.

Попросите ребенка помочь всем персонажам игры найти свои хвостики. У Вас на столе получится вертикальный ряд карточек (зверек + хвостик). Назовите каждое животное, обсудите, чем оно питается, что любит, что не любит, кто его друзья, а кто – враги (из сказок ребенок это знает).

Затем ребенок закрывает листом бумаги одно животное (либо забирает себе двойную карточку: животное + его хвостик). Все остальные игроки угадывают, кто это и спрашивают: «У тебя слоненок? У тебя теленок? У тебя зайчонок?», пока не угадают животное.  Кто угадал – то в следующей игре становится ведущим и выбирает себе зверюшку для угадывания.

Словарь игры: (согласно перечню животных из домино): слоненок, медвежонок, зайчонок, тигренок, жеребенок, бельчонок, теленок, котенок, щенок, львенок, поросенок, лисенок.

Идея: Эту игру можно провести с картинками хвостиков  с детьми 5 лет и старше. Тогда вопрос в игре будет звучать так: «Ты нашел беличий хвостик? Медвежий хвостик?». И тогда в игре  будут осваиваться не названия детенышей животных, а притяжательные прилагательные: заячий, лисий, медвежий и другие.

Е. Игра для развития речи и пространственных представлений (с 3 лет)

Задача: развитие пространственных представлений, развитие умения точно употреблять слова « левее», «правее», «выше», «ниже», «между».

Как играть:

Когда Вы выложите карточки домино на столе и закончите игру, и у Вас получится примерно такая картина, как на фото ниже. С получившимся «лабиринтом» тоже можно поиграть. Мы будем угадывать животных по их месту расположения в  «лабиринте домино»: «Мое животное находится выше, чем слон и ниже, чем лиса» или «Этот зверек стоит правее мышки, левее поросенка», «стоит между двумя мышками и двумя поросятами»).

igry_dlia_razvitiia_rechi3

Угадывание происходит в диалоге:

- Этот зверек стоит правее мышки, левее поросенка. Отгадай, кто это?

- Это котенок?

- Нет, эта картинка ниже, чем картинка с котенком.

- Это зайчонок?

- Угадал! Это зайчонок.

Тот, кто угадает, тот будет ведущим в следующей игре (будет загадывать картинку).

Играть можно как с группой детей, так и с одним ребенком.

Ж. Игра – диалог. Сочиняем сказку.

Сочините вместе с ребенком сказку с повторяющимися эпизодами сюжета (по типу сказок «Колобок», «Теремок») под названием «Как мышонок свой хвостик искал».

Малыши будут продолжать Ваши фразы («Жил-был….кто? Один раз он… И вдруг…»). А старшие дошкольники могут сочинять сказку вместе с Вами с помощью Ваших вопросов – подсказок.

Пример сказки: «Жил – был мышонок. И был он очень веселый и очень рассеянный. Как-то раз гулял он и вдруг видит: хвостик потерялся. И пошел он его искать. Долго шел он по лугу и услышал тоненький голосок:

- Здравствуй. Ты кто?

- Я мышонок. А ты кто?

- А я щенок. Куда ты идешь?

- Я свой хвостик потерял. Иду его искать.

- И я тоже потерял. А какой у тебя хвостик?

- У меня хвостик очень длинный и тоненький, серенький. А у тебя?

- А у меня хвостик коричневый, пушистый, лохматый, а на самом кончике – белый.

Возьмешь меня с собой?

И пошли они дальше вместе». Сюжет продолжается дальше – они встречают других персонажей карточек игры. И в конце концов находят свои хвостики! Львенок – рядом с двумя бабочками (здесь и далее названа фигурка из самопроверки), бельчонок – возле орешков,  жеребенок  — у гусениц.

igry_dlia_razvitiia_rechi4

Совместное сочинение сказок с детьми учит малыша договариваться, обсуждать сюжет, отстаивать свое мнение, приводя аргументы или, наоборот,  уступать,  когда это нужно;  развивает воображение, учит вести диалог. Эти умения нужны не только в игре, но и прежде всего в жизни,  во взаимодействии с другими людьми.

З. Познавательное развитие. Зачем нужны хвосты? Почему хвосты разные? Учимся сравнивать и рассуждать, искать закономерности и делать выводы.

Рассмотрите с детьми все хвосты зверюшек из игры — домино. Они разные – найдите длинные и короткие хвостики, пушистые и гладкие, прямые и закрученные. А почему они разные? Что будет, если хвосты перепутаются?   Получить ответ на этот вопрос помогут детские познавательные сказки и рассказы – они даны ниже. Прочитайте их и обсудите вместе с ребенком.

Сказки для детей по теме речевой игры – домино «Где мой хвостик?»:

А) Прочитайте сказку В. Бианки «Хвосты» (она есть и в Интернете, и в детских библиотеках) и обсудите ее с малышами:

- Для красоты ли хвосты нужны животным? А для чего?  Зачем хвост нужен лисе, корове (обсудите всех персонажей сказки)?

- Почему у всех животных хвосты разные? Что бы случилось, если бы у лисы был хвост как у коровы? (аналогично – с другими животными)

Б) Прочитайте и обсудите русскую народную сказку «Хвосты».

- Какой хвост выбрала себе корова? Лиса? Конь? Белка? Слон? Свинья?  Почему у зайца такой короткий хвост?

- Зачитайте из сказки описание хвоста и предложите детям отгадать, чей это хвост:

«Хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. Хорошо им мух и слепней отгонять».

«Хвост гладкий, как веревочка. Не понравился он ей вначале. Завила она его колечком — такой красивый показался — лучше всех!» — это о ком написано?

«Хвост с длинными волосами. Ну и хвост! Помахивает — до самого уха хватает! Хорошо им мух отгонять!» — а это о ком?

Обратите внимание детей на выразительные слова из сказки – как красиво сказано в сказке о хвостах! (наверняка, если Вы уже попробовали поиграть и описать хвост, то столкнулись с тем, что нам явно не хватает выразительных слов! А в сказке дан красивый выразительный образец описания хвоста, который можно и нужно использовать в своей речи!) Найдите этих персонажей на карточках домино и еще раз сравните их хвосты, использую слова из сказки: «Какой хвост у теленка! Длинный как палка и с метелкой на конце. А у кого еще на картинках хвост с метелкой?»

 

Хвосты
Русская народная сказка

«Прошел по-лесу слух, что всем зверям будут хвосты раздавать. Полетели сороки-белобоки во все стороны по лесам, по полям, по лугам и всем объявили:
—  Приходите, все звери, завтра на большую поляну получать хвосты!
Заволновались звери: «Хвосты? Какие хвосты? Для чего хвосты?» Лисичка-сестричка говорит:
—  Ну, какие — никакие, а раз дают, надо брать; после разберем, для чего они!
С утра потянулись звери на большую поляну: кто бегом, кто скоком, кто лётом — каждому хотелось хвост получить.
Зайчик тоже собрался идти — высунулся из норки и увидел, что дождик сильный идет, так по мордочке и хлещет. Испугался зайчик: «Забьет меня дождик!» — спрятался в норку. Сидит и слышит: «тууп-тууп-тууп!» Земля трясется, деревья трещат. Медведь идет.
—  Дедушка    медведь,— просит зайчик,— будут там   хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
—  Ладно,— говорит медведь,— коли, не забуду — захвачу!
Ушел медведь, а зайчика раздумье взяло: «Старик он, забудет про меня! Надо кого-нибудь еще попросить!»
Слышит он: «туп-туп-туп!» — волк бежит. Высунулся зайка и говорит:
—  Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать,— выбери и мне какой-нибудь!
—  Ладно,— говорит волк,— принесу, если останется! — и убежал.
Сидит зайка в норке, слышит: трава шуршит, метется — лисичка бежит.
«Надо и ее попросить!» — думает зайчик.
—  Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать,— принеси и мне хвостик!
—  Ладно,— говорит лиса,— принесу тебе, серому, хвостик! — и убежала.
И много же зверей собралось на поляну!
А там, на больших сучьях хвосты развешаны, и каких там только нет: и пушистые-распушистые, и веером, и метелкой, есть а гладкие, как палка, есть кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие — ну всякие-превсякие!
Лиса первая поспела, выбрала себе хвост пушистый, мягкий, пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется.
Конь прибежал, выбрал себе хвост с длинными волосами. Ну и хвост! Помахивает — до самого уха хватает! Хорошо им мух отгонять! Пошел конь довольный.
Подошла корова, ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. Довольна корова, по бокам машет, слепней отгоняет.
Белочка прыгала по головам, по плечам, схватила себе хвостик пушистый, красивый и ускакала.
Слон топтался, топтался, всем лапы оттоптал, копыта отдавил, а когда подошел, то остался только хвост, как шнурочек, со щетинкой на конце. Не понравился он слону да ничего не сделаешь, другого нет больше!
Свинья подошла. Она поднять голову-то кверху не может, достала, что пониже висело хвост гладкий, как веревочка. Не понравился он ей вначале. Завила она его колечком — такой красивый показался — лучше всех!
Медведь опоздал — по дороге на пчельник зашел — пришел» а хвостов-то уже нет! Нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью, и взял себе как хвост, —  хорошо, что черный!
Все хвосты разобрали, идут звери домой.
Зайчик сидит в норке, ждет, не дождется, когда ему принесут хвостик, слышит — медведь идет.
—  Дедушка медведь, принес мне хвостик-то?
—  Куда тебе там хвост! Я   себе-то   вон   какой   обрывок достал! — и ушел.
Слышит зайчик  волк бежит.
—  Дяденька волк, принес ли мне хвостик-то?
—  Не до тебя там, косой, было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее,— сказал волк и убежал.
Бежит лисичка.
—  Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? — спрашивает зайчик.
—  Забыла,— говорит лиса.— А  посмотри,  какой  я  себе  выбрала!
И начала лиса вертеть хвостом во все стороны. Обидно зайчику стало! Чуть не заплакал.
Вдруг слышит шум, лай, писк! Глядит — кошка с собакой ссорятся, у кого хвост лучше. Спорили, спорили, подрались. Собака у кошки отгрызла кончик хвоста. Зайчик подхватил его, приставил к себе как хвост и доволен, стал — хоть маленький, а все-таки хвост!»

Информация для любознательных:

Хвост нужен животным не для красоты, а для жизни, для приспособления к среде обитания.

У многих животных, живущих в земле (например, кротов) хвоста практически нет –он очень крохотный.  А что было бы, если бы у крота хвост  был  как у лисы? Длинный хвост очень бы мешал ему в узких подземных коридорах, можно было бы зацепиться за что-то, пушистый мех был бы всегда грязный.

У белок, прыгающих по веткам, хвост – это   и парашют,  и руль (как у канатоходца в цирке). А еще  хвост белки защищает ее от ветра. Сидит белка на ветке, ест шишку. А сидит она спиной к ветру, чтобы хвост ее защищал.  Спит белка тоже спиной к ветру, защищая себя хвостом и укрываясь им как одеялом.  Так делает не только белка, но и другие звери с большими пушистыми хвостами.

Для кенгуру хвост – это и балансир, и руль, который позволяет не падать. И даже – стул, на который можно опереться и удержать равновесие.

Для животных, которые лазают по деревьям, хвост – это жизненная необходимость. Дятел опирается на хвост, когда долбит дерево. Он сидит на своем хвосте, как мы сидим на стуле. Для опоссумов и обезьян хвост – это возможность зацепиться за ветку дерева и повиснуть на ней. Для них хвост – это еще одна рука.

Хвост – еще и средство общения. Присмотритесь к кошкам и собакам. Как много может рассказать нам их хвост и его движения! Понаблюдайте с детьми этот необычный язык жестов  хвостами во время прогулки во дворе. Что нам говорит хвост собаки, если она им виляет? А если кошка бьет хвостом по полу – это что означает?

Для многих животных хвост – это одеяло. Они прикрываются своим хвостом в зимние морозные дни. Ляжет лисица на снег, прикроет свой нос теплым хвостом, подожмет под себя лапы- и ей не холодно.

Вот как много рассказали нам обычные хвосты! И самое обычное детское домино с хвостиками! Точнее, необычное, ведь все игры Татьяны таят в себе сюрпризы и секреты для самых внимательных игроков. Они интересны не только детям, но и взрослым, т.к. позволяют и нам развиваться вместе  с малышами.  Первую игру я описала очень подробно, чтобы Вы могли увидеть, что ЛЮБУЮ ИГРУ  можно обыграть в самых разных вариантах и придумать много своих заданий. Следующие игры опишу более кратко.

Игра 2 для развития речи детей «Не только кошкин дом»

Тема игры: «Домашние животные и их жилища. Детеныши животных»

Игра состоит из 12  больших карточек с изображением жилищ домашних животных: конюшня, крольчатник, птичник, курятник, овчарня, козлятник, свинарник, конура, коровник, домик человека. На  большой карте под домиком есть три рамки – окошечка. В них нужно поселить семейство, которое живет в этом доме. На карте есть маленькая картинка – подсказка о том, кто живет в этом доме.

igry_dlia_razvitiia_rechi5

К этим картам прилагаются 38 маленьких карточек, на которых нарисованы семейства домашних животных: папа, мама и малыш. Например, петух, курица и цыпленок; кот, кошка и котенок; козел, коза и козленок; бык, корова и теленок; индюк, индейка и индюшонок; овца, баран и ягненок.

Задача ребенка – поселить семью в свой домик, назвав всех нарисованных животных и их дом.

Карточки из игры с животными и их семьями можно рассматривать даже с самыми маленькими детишками (какие игры  для развития речи можно провести с малышами — см. ниже).

Вам кажется, что это игра только для малышей? Как бы не так! Принимая детей в первый класс и проводя стандартные методики обследования речи и выявления готовности к школьному обучению, почти у каждого второго/третьего  современного ребенка слышишь, что у лошади детеныш – «лошаденок», а у собаки – «собачонок», а у овцы – «овечонок». А иногда и говорят, что у яблони есть детеныш – это «яблочонок» :) .

Если малыш поиграет в эту игру, таких проблем с правильным называнием домашних животных  у него не возникнет никогда. И не в 6 лет, а даже в 4 года!

Как играть в игру?

Для самых маленьких деток раннего возраста (до 3 лет) используются карточки с известными ему животными, которые  он видел или которые часто встречаются в сказках и детских стихах и потешках для малышей: петух, курица и цыпленок; кот, кошка и котенок; козел, коза и козленок; бык, корова и  теленок; конь, лошадь и жеребенок.

Для детей постарше 3-4 лет можно использовать весь набор маленьких картинок. Главной задачей  игры в этом возрасте будет правильное называние папы, мамы и детеныша.

Для детей 5-7 лет – другая задача в игре. Они уже хорошо знакомы с названиями домашних животных (если с ними проводились занятия для развития речи и игры, конечно). Поэтому этим детям ставится задача не только назвать всё семейство, но правильно назвать жилища животных.

Варианты игры от автора:

igry_dlia_razvitiia_rechi6

Вариант 1. Собери семью (игра в лото)

Самые маленькие детки играют в игру как в обычное лото, но с называнием всех зверюшек.  Взрослый ведет игру в лото, называя животных: «У кого ягненок? У кого бык?». Выигрывает тот, кто первым собрал у себя всю семью.

Детки чуть постарше могут, собрав семью, в конце игры рассказать о ней: что это за животные, чем питаются, где живут, что любят, кого  боятся, как разговаривают, что дают людям, как люди за ними ухаживают.

Вариант 2. Игра в прятки («Парочки», «Мемори»). Игра для развития внимания, памяти.

Перед игрой Вам нужно отобрать 6 пар картинок (по принципу «мама – малыш» или «папа — малыш» или «мама — папа»). Для старших детей и взрослых можно взять и большее количество картинок – 12 пар картинок.

Цель игрока – открыть как можно большее число парных карточек. Выигрывает тот игрок, кто набрать больше всех парных карточек за игру.

Мое примечание по проведению – из моих секретов интересных обучающих игр для развития речи детей: Когда я провожу игру в «Мемори» с целью развития речи детей, то всегда ввожу дополнительное правило:

Для малышей правило в игре звучит так: чтобы получить карточку (парные карточки), нужно правильно назвать то, что на ней нарисовано.

Для старших детей 6-7 лет люблю вводить другое правило игры – интригующее, спортивно-азартное.  Нужно успеть за 30 секунд (полминутки) сказать 5 предложений об этом животном. Время отслеживается очень жестко.  Сначала дети говорят: «Мы ни за что не сможем этого сделать!» и очень боятся приступать к заданию. Но как же они радуются и прыгают до потолка, когда им это удается! К 7 годам мы успеваем и 10 предложений составить по картинке за полминуты! Да-да! Это реально! И это такой восторг!

Вариант А. Игра «Путаница» Перепутайте картинки в парах «мама+малыш»  и попросите малыша исправить ошибки. Скажите ему, что малыши – зверюшки перепутали своих мам и нужно помочь им найти свою маму. В игре комментируйте все действия вслух — называйте мам и их детенышей: «Кто это? Маленькая лошадка. Да, эту лошадку называют как? Жеребенок. А кто мама жеребенка? Правильно, мама — лошадь. Где же она? Помоги жеребенку найти маму – лошадь».

Вариант Б.  Сюжетная игра «Прогулка». Разыграйте с картинками сценку, в которой нужно помочь маме найти своего малыша. Например, такую.

«Вышли мамы и папы со своими малышами во двор погулять. Вот мама-курица и папа? Кто это? Да, папа – петух. А вот их малыш – кто это? Цыпленок! А вот другая мама – кто это? Лошадь. И папа – конь. И их малыш – кто это? Жеребенок.(Так «выводим гулять» 3 — 4 пары животных). Стали малыши в прятки играть. Где же цыпленок спрятался? А где жеребенок? А где котенок? А где щенок? Вдруг загрохотал гром: ррррррр. И пошел дождь: шшшшш. Промокнут сейчас малыши! Нужно их домой позвать. Давай позовем малыша кошки. Как его зовут? Да, котенок. Котенок! Иди домой к маме- кошке! Котенок! Иди, иди» Бежит котенок по лужам к маме: шлеп-шлеп-шлеп, шлеп-шлеп-шлеп. Подбежал к маме и говорит: «Мяу». Как он сказал?» Так «собираем» в домики – карты малышей к их мамам.

В игре с самыми маленькими детьми используем звукоподражания, чтобы ребенок их повторял за взрослым.

Игра для развития речи для детей старшего дошкольного возраста «На ферме» (словотворчество, развитие языкового чутья, освоение словообразования).

На ферме работают много людей. Их называют «животноводы». Как ты думаешь, почему их так называют?  Животных много, и профессий у животноводов тоже много. И названия у них очень похожие.  Рассмотрите карты к игре и назовите профессии людей, которые ухаживают за этими животными.

Те люди, которые разводят коней, называются коноводы.

А как называются люди, которые разводят коз? Попробуй догадаться (Козоводы) .

Люди, которые разводят свиней называются…? (свиноводы)

А те люди, которые разводят кроликов? (кролиководы)

А те, кто разводит овец? (овцеводы)

А кто разводит пчёл? (пчеловоды)

А кто разводит птиц? (птицеводы)

Эта игра направлена на развитие экспериментирования со словом, на то, чтобы малыш попробовал сам придумать новые слова по аналогии. Радуйтесь его словотворчеству, ведь период «лингвистической гениальности» (термин К.И. Чуковского) так быстро проходит. Если малыш никак не может догадаться – подскажите первую часть слова, например: «козо… (воды)».

Главное в этой речевой игре – радость творчества и придумывания, а не скучное перечисление профессий. Особенно трудный вариант для детей – «овцеводы». Дети говорят: «Овечеводы», «овечководы», «барашководы», «ягненководы» и т.д. Не смейтесь над этими словами. Просто скажите малышам: «Такие слова могли бы быть в русском языке, но люди договорились называть эту профессию по-другому. Давай еще поугадываем, как».

В играх с пособием хорошо использовать стихи. Вот некоторые из них

Стихи к занятиям по этой речевой игре

Кто где живет

«Воробей живет под крышей.
В теплой норке – домик мыши.
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки – в саду.
– Эй, цыпленок, где твой дом?–
Он у мамы под крылом».(Т. Волжина)

«Хлев – вот дом для поросят,
Там они все спят, едят.
Любят выходить во двор
И в грязи валяться днём.

А у кур и петушков
Дом уже совсем готов.
Дед курятник смастерил.
Всем тепло там будет им.

В коровниках живут коровы,
Всегда накормлены, здоровы.
В загон выходят только днем,
Чтоб подкрепиться чем-то в нём.

Живут овечки все в хлеву,
А днем пасутся на лугу.
Еще в загоне могут быть -
Там можно их отгородить.

Улей — в нём живёт пчела,
Но она там не одна.
Вся семья там с ней живёт,
Делает для нас медок.

Дом для птиц – это гнездо.
Вот на дереве оно.
Может и на крыше быть.
Могут на земле сложить».(Н. Мажирина)

«Любопытный Тимка-кот
Хочет знать, кто где живёт.
В сад котёнок прибежал
И скворечник увидал.
- Чудеса, — подумал кот, -
Дом на дереве растёт!
В доме том живут скворцы -
Голосистые певцы.

Услыхав пчелиный гул,
Тимка в улей заглянул.
Пчёлы над котом жужжат,
Укусить его хотят.
- Не кусайтесь, — просит кот, -
Я не ем пчелиный мёд!
Да, теперь котёнок знает:
В ульях пчёлы проживают.

Муравьишка шёл домой
В муравейник — домик свой.
Тим сказал: — Я не пойму:
Дом большой зачем ему?
Засмеялся муравей:
- У меня есть сто друзей!
И под крышей под одной
Мы живём большой семьёй!

Возле будки невзначай
Тим услышал чей-то лай.
Сунул котик в будку нос,
Глядь — а там сердитый пёс!
Если б Тим об этом знал,
Нос бы в будку не совал!

Поглядите, ну и ну, -
Тим забрался на сосну!
И сказал: — Вот повезло:
Я нашёл в сосне дупло!
А в дупле, добавил кот, -
Белка рыжая живёт!
Вот теперь-то Тимка-кот
Знает, кто и где живёт!» (Ирина Солнышко)

Кто как кричит?

«Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить!
Воды попить.
Мур-р-мурр…
Пугаю кур.
Кра-кра-кра!
Завтра дождь с утра.
Му-у, му-у!
Молока кому?»

 

«Наши уточки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га.
А индюк среди двора — бал-бал-бал, балды-балда.
Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко.
А как петя-петушок,
Раным-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!»

И. Гамазкова «Путаница»
«Сидит ворон на суку
И кричит …
ку-ка-ре-ку!
Над селом взошла заря,
Петухи запели …
кря!
Не пойму я, почему
Запищал цыпленок …
му-у-у!
Гуси- гуси, все ко мне!
Отвечают гуси …
ме-е-е!
Всех прохожих напугав,
Зажужжали пчёлы …
гав! «

 

 

Игра для развития речи 3.  Где мышонок?

Тема: Ориентировка в пространстве: «слева», «справа», «между», «на», «под», «за». Названия геометрических фигур

Очень интересная игра с прекрасными юмористическими иллюстрациями! Вас встретят забавные веселые мышки и их любимый сыр! Ломтики сыра разной формы – квадратные, овальные, в форме трапеции, прямоугольника, круга. С помощью этих ломтиков сыра малыш легко научится отличать друг от друга разные геометрические фигуры. Мышки тоже необычные. Они прячутся то за фигуру, то под ней, то слева, то справа, то между фигурами. И они помогут детям легко освоить такие сложные темы, как знание геометрических фигур и ориентация в пространстве. Играть можно как  с одним малышом, так и с группой детей.

igry_dlia_razvitiia_rechi9

Что входит в эту интересную игру:

Игра состоит из 12 больших карт и 36 круглых маленьких карточек – воздушных шариков, на которых нарисован мышонок и сыр. Нужно определить и назвать, где находится мышонок, например: на круглом кусочке сыра, за квадратным кусочком сыра, между кругом и овалом.

Это игра – лото с самопроверкой. Обратные стороны карточек разного цвета. Если карточка определена и названа правильно, то цвет маленькой круглой карточки – шарика (обратной ее стороны) и цвет хвостика  этого шарика на  большой карте совпадут. Если они не совпали – значит, допущена ошибка. И нужно ее найти и исправить.

igry_dlia_razvitiia_rechi13

Нужно учитывать, что решать две новых задачи одновременно – называть предлоги места и учить геометрические фигуры – задача, слишком трудная для ребенка. Поэтому нужно перед игрой провести предварительное ознакомление с темой.

Познакомьте ребенка с геометрическими фигурами, рассмотрите, чем они похожи и чем отличаются, сколько у них углов, сторон. Сравните между собой прямоугольник, трапецию, квадрат и ромб: что у них общего, чем отличаются.

Найдите геометрические фигуры на больших картах. Поищите, где мышонок сидит на фигуре, где спрятался под фигурой, где находится между фигурами. Познакомьте ребенка с предлогами – проверьте, правильно ли он их употребляет (по возрасту)

Как играть в игру-лото «Где мышонок?»:

Варианты игры в лото в зависимости от уровня развития детей

Уровень 1. Для самых маленьких. Взрослый показывает круглую маленькую карточку – шарик, называет месторасположение мышонка. Дети ищут аналогичную картинку на своих больших картах.

Уровень 2. Взрослый не показывает детям карточку –шарик, только называет ее, например: «Мышонок спрятался за квадратом». Дети – игроки определяют на слух, есть ли у них аналогичная карточка на их больших картах лото. Если есть, то они получают карточку и проверяют, правильно ли они ее подобрали (по совпадению цвета хвостика шарика и самого шарика).

Уровень 3. Ведущий показывает карточку –шарик детям. Дети сами называют местоположение мышонка на ней. Если ребенок назвал правильно, то получает карточку.

Уровень 4 – дети могут играть сами в эту игру-лото друг с другом!

Хитрости игры

В игре есть ловушки, которые требуют от игроков наблюдательности. Например, фигура может быть дана в необычном положении, и ее еще надо узнать!

Для маленьких детей можно использовать только часть карт и карточек из игры.

Задание 2 к игре.  Придумываем название: развитие мышления и речи.

Очень рекомендую придумать вместе с детьми названия больших сюжетных картинок из набора.  Это очень полезное упражнение для развития мышления и речи ребенка. Из названия должно быть понятно, о чем говорится на картинке, что на ней изображено. Название есть у всех фильмов, мультфильмов, книг.  Придумывание названия позволяет ребенку выделить главное на картинке – признак, по которому ее можно будет узнать среди других картинок. Например, название «Про девочку» или «Мышка» нам не подходит, т.к. на многих картинках нарисована девочка, а мышки есть на всех картинках.  Просмотрите с ребенком книги на его полке, их названия, вспомните названия любимых мультиков. Убедитесь в том, что по названию легко определить, о чем говорится в книге или мультфильме и отличить их от других.  А потом придумайте названия к картинкам из игры.

Задание доступно для детей от 5 лет и старше, малыши не могут придумать точные названия и отвлекаются на несущественные детали картинки.

Задание 3 к игре. Рассматривание сюжетных картинок.

Сюжетные картинки (большие карты из игры) очень хороши для выполнения заданий по развитию речи – рассматривания картинок, описания, придумывания рассказа или сказки.

Картинка – карта к игре «Приключения Петрушки».  Сочиняем сказку.

По этой картинке очень удобно и интересно придумывать сказку о Петрушке. Один раз девочка взяла Петрушку с собой на прогулку, быстро побежала и не заметила, как его выронила. Что дальше случилось с Петрушкой? Куда он попал и как вернулся к девочке?  Кто показал ему дорогу домой (а может быть, кто-то отнес его девочке или девочка сама его нашла). Вариантов здесь множество – сочиняйте самые разные сказки и истории, можно даже сделать сказку с тремя концами как у  Джанни Родари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

Календарно-тематическое планирование для детей с системным недоразвитием речи.

Предлагаемый материал может быть использован в работе учителями-логопедами в детских отделениях психиатрических стационаров и образовательных учреждениях для детей с интеллектуальным недоразвитием име...

Конспект занятия по теме: «Один и много» ( для детей с системным недоразвитием речи 1 уровень)

Цель: формировать понятия «один», «много». Развивать способность к словоизменению имен существительных.Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы множественного числа имен...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обуч...

Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи.

Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи.учитель-логопед первой квалификационной категории Шацкова Виктория Николаевна МБОУ «Центр образования № 26» г.Тула...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе группы для детей с системным недоразвитием речи

Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...