Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
календарно-тематическое планирование ( класс) на тему
Обучающиеся 1 класса, посещающие логопедические занятия, испытывают значительные трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести и недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В перспективном плане отражены основные направления работы по формированию навыков устной и письменной речи, развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_1klass.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
Основные цели и задачи в период коррекционной работы:
1. Коррекция дефектов произношения.
2. Формирование представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза
слогозвукового состава слова, формирование прочных звукобуквенных связей.
3. Расширение словарного запаса, развитие навыков словоизменения и словообразования. Уточнение значения используемых
синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями,
связью слов в предложении.
4. Развитие слухового внимания, наблюдательности к языковым явлениям, зрительного восприятия, мышления, памяти, устойчивости внимания; выработка навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование учебных умений и развитие коммуникативной готовности к обучению.
Темы и содержание занятий |
Формирование лексико-грамматического строя речи | Работа над предложением и связной речью | Формирование учебной деятельности Развитие неречевых процессов |
Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, речевой моторики. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексико-грамматического строя речи.
Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
Различение звуков окружающей действительности, узнавание неречевых звуков.
Различение одинаковых слов, звуков по высоте, силе, тембру голоса. 3. Слово
ряду других.
звуковому составу: сон-сын, стол-стул, коса-коза и др.(Игра «Найди ошибку», «Буква ищет свой предмет»)
нераспространённого предложения. Условно-графическое изображение слов. 4. Предложение
Интонационные границы предложения.
слова.
«предложение-слово».
предложений.
слов.
действиям и сюжетным картинкам. 5. Слоговой состав слова
слоги. Слова длинные и короткие.
слове. Условно-графическое изображение слогов. 6. Звуки речи
и согласных звуков.
звуков из слов, различение их в словах.
гласных и согласных звуков. 7. Гласные звуки Уточнение артикуляции и звучания гласных I ряда.
гласных звуков с их зрительными символами.
а) в ряду других гласных; б) в начале слова (в ударной и безударной позиции); в) в середине слов типа «мак», « кот».
а) из ряда гласных ; б) из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (ул-ус-ук); в) из слов в начальной позиции под ударением; г) из слов, где гласный звук стоит в середине слова под ударением (Игра «Что в середине слова?»)
Дифференциация звуков и букв «А» - «У»
Дифференциация звуков и букв «А»- «У»-«О»
8. Согласные звуки Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (в соответствии с последовательностью их усвоения на уроках чтения)
звучания согласных звуков (м, с, х, п, ш, ф, т, л, н, р).
(на слух) в конце, в начале, середине слова.
(на слух) из серии слогов: та – то – ту, ас – ос – ис (Игра «Повтори за мной»)
из слова (в начальной позиции)
согласного в слове
прямых слогов типа ом, ма (Игры: «Подбери слог», «Слоговая азбука Морзе»)
(Игра «Волшебное слово»)
одних звуков другими ( сом-дом; дом-дым ).
наращивания и отнимания звуков. Игры: «Сосчитай, не ошибись», «Сосчитай и отложи», «Подними фигурку», «Разложи картинки», «Азбука Морзе», «Красный – синий», «Ищу свой домик» 9. Звук и буква «И» Звукобуквенный анализ доступных слов, в которых «И» составляет отдельный слог. «И» как отдельное слово. 10.Звук и буква «Й» Сказка про букву «Й». Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Й» 11. Дифференциация И – Й Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов с этими звуками и буквами. 12. Гласные II ряда
Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Е»
и в конце после гласной Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Я»
слова и в конце после гласной Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Ю»
и в конце после гласной Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Ё» 13. Твердые и мягкие согласные
слышать и различать твёрдые и мягкие согласные.
дифференциация твёрдых и мягких согласных.
мягких согласных в изолированной позиции, в слогах, словах.
(Игры: «Придумай предложение», «Самый догадливый»)
работа, речевые игры. | Тема: «Школа» Словарь: спальня, умывальник. -Односложные ответы на вопрос что это? -Понимание значения родственных слов (спать – спальня, умываться –умывальник). -Отстукивание ритмического рисунка слова -Простое нераспространенное предложение. (Кукла спит. Пальто висит). Тема: «Учебные вещи» Словарь: учебник, портфель, ранец, ластик. -Односложные ответы на вопрос что это? -Понимание некоторых относительных прилагательных (деревянный, резиновый, пластмассовый). Тема: «Игрушки» - Односложные ответы на вопросы что это? что ты делаешь? Тема: «Семья» -Знакомство с категорией одушевленности предметов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Словарь: брат, сестра, внучка, внук. -Образование множественного числа имен существительных. Тема: «Одежда» -Односложные ответы на вопросы что это? что ты делаешь? (надеваю, снимаю, вешаю). Тема: «Обувь» -Множественное число существительных (-ы, -и). -Существительные с уменьшительными суффиксами. -Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными -Коррекция слоговой структуры на вербальном материале на уровне гласных звуков. Тема: «Овощи» -Относительные прилагательные (вопросы: какой? какая?). -Согласование прилагательных с существительными в роде (красная морковь, красный помидор). Игра «Вкус и цвет» Тема: «Фрукты» -Относительные прилагательные. Игра «Вкус и цвет» Темы: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты» -Составление простых предложений из 3-х слов с прямым дополнением. (Маша катала куклу). - Согласование глаголов 3 л., наст. вр. с существительными в числе (Стоит (ят), надевает(ют), снимает(ют)). Тема: «Домашние животные» -Употребление глаголов 3 л. наст. вр. (Словарь: есть, грызть, лакать, доить). Игры: «Вставь слово», «Домашние животные». Тема: «Дикие животные» -Существительные с уменьшительными суффиксами. Тема: «Птицы» -Употребление косвенного дополнения (Р.п принадлежности; Т.п. орудийности) и глаголов от звукоподражаний. К.Чуковский «Путаница» (у кошки – котята; ушками, ножками; мяукать, хрюкать) Тема: «Человек, части тела и уход за ними» -Употребление уменьшительных суффиксов (носик, ротик, ручка, ножка); - слов – действий (чистить, мыть, расчесывать, стричь); -прямого дополнения ( Я чищу зубы. Вова моет уши.) - Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в числе. Темы: «Животные и их детеныши» -Употребление глаголов, образованных от звукоподражания (мяукать, хрюкать, лаять) -«Части тела человека» (мыть, чистить, стричь). - Существительные с увеличительным суффиксом –ищ-. |
простого двусоставного предложения: существительное + глагол.
предложении.
простого двусоставного предложения: существительное + глагол.
предложении: Кто? Что делает?
модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (Р.п.) Их анализ - постановка вопросов.
между словами.
предложений на письме.
модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (Д.п.)
первоначальному навыку связного высказывания.
модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам ( П.п.)
вопросам.
сюжетным картинкам, серии картинок.
модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (Т.п.)
сюжетным картинкам, серии картинок. |
артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования
артикуляционных упражнений, логопедический массаж, постановка дыхания и голоса
стихах, текстах.
Игра «Мамины узоры»
- на себе, на листе бумаги; - развитие способности к запоминанию и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений («кулак - ребро - ладонь»); -рядоговорение (времена года, дни недели)
пространственных понятий. Положение предмета в пространстве: правый – левый, слева – справа, между, вверху – внизу, верх – низ, верхний – нижний, над, под, на, в, за, перед
пространственных предлогов Выполнение инструкций, понимание пространственного отношения на картинках (стакан на столе, ананас в сумке…)
Игры: «Кто тянул репку?», «Пустое место», «Который и сколько?», «Что изменилось в ряду?»
Игра «Собери рисунок», «Буква сломалась»
логического мышления. Игры: «Подбери слово», «Времена года»
мышления. Игры: «Закончи предложение», «Кто знает больше всех?», «Назови одним словом»
процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их. Игры: «Дополни до …», « Что это?».
мышления. Игра «Закончи ряд»
Операция обобщения. Игра « Семейка и ее гость»
мышления. Игра «Живые фигурки»
устойчивости внимания. Игры: «Живые буквы», «Чего не хватает?», «Много и мало»
внимания, фонематического слуха. Игра «Светофор»
Игра «Потешки»
Игры: « Сделай так же», «На что похоже?»
Игры: «Посмотри и найди», «Всё красное», «Найди и посчитай»
(линейное распознание предметных картинок в сюжетной последова- тельности: дети – лес – ёжик)
самоконтроля. Упражнение «Сделай так же»
диалог с учителем (отвечать на вопросы полным предложением) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение. Педагогика оздоровления в системе логопедической коррекции обучающихся школы с системным недоразвитием речи.
В сообщении говорится о применении на занятиях по логопедии в коррекционной школе VIII вида системы методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, дающих рост положительной динамики и помогающих до...
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Коррекция предложно-падежных форм у дошкольников четырёхлетнего возраста с ОНР....
Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени
Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...
План индивидуальной логопедической работы с обучающимся 3 класса с системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости С-вым Данилой
План логопедической работы составлен для индивидуальных занятий с учеником, имеющим системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости, полиморфное нарушение звукопроизн...
Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
Для отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом логопедом в конце учебного года проводится мониторинг деятельности обуч...
Перспективный план коррекционной работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ст.,подг. гр.)
Перспективный план корекционной работы...