Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
календарно-тематическое планирование ( класс) на тему

Обучающиеся 1 класса, посещающие   логопедические  занятия, испытывают значительные  трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести и недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В перспективном плане отражены основные направления работы по формированию навыков устной и письменной речи, развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_1klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план   логопедической работы с   группой обучающихся   1  класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости 

  Основные цели и задачи в период коррекционной работы:

1. Коррекция дефектов произношения.

2. Формирование представлений о звуковом составе  слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза

    слогозвукового состава слова, формирование прочных звукобуквенных связей.

3. Расширение словарного запаса, развитие навыков словоизменения и словообразования. Уточнение значения используемых

    синтаксических  конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями,

    связью слов в  предложении.  

4. Развитие слухового внимания, наблюдательности к языковым явлениям, зрительного восприятия, мышления, памяти, устойчивости внимания; выработка навыков самоконтроля и  взаимоконтроля; формирование учебных умений и развитие коммуникативной готовности к обучению.

                                                                                           Темы и содержание занятий

                                     

Формирование лексико-грамматического строя речи

      Работа над

предложением и связной речью

Формирование  учебной

деятельности

Развитие  неречевых

процессов

  1. Диагностический  этап

Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, речевой моторики. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексико-грамматического строя речи.

  1. Органы речи

Знакомство со строением артикуляционного аппарата.

  • Развитие слухового восприятия.

Различение звуков окружающей действительности, узнавание неречевых звуков.

  • Развитие речевого слуха.

Различение одинаковых слов, звуков по высоте, силе, тембру голоса.

3.  Слово

  • Усвоение понятия «слово».
  • Выделение заданного слова в

ряду других.

  • Различение слов, сходных по

звуковому составу: сон-сын, стол-стул, коса-коза и др.(Игра «Найди ошибку», «Буква ищет свой предмет»)

  • Выделение слова из простого

нераспространённого  предложения. Условно-графическое изображение слов.

4.  Предложение

  • Понятие «предложение».

Интонационные границы  предложения.

  • Развитие анализа предложений на

слова.

  • Дифференциация понятий

«предложение-слово».

  • Условно-графическая запись

предложений.

  • Анализ предложений из двух-трех

 слов.

  • Составление предложений  по

действиям и сюжетным картинкам.

5. Слоговой состав слова

  • Понятие «слог». Деление слов  на

слоги. Слова длинные и короткие.

  • Определение количества  слогов в

слове. Условно-графическое изображение слогов.

6. Звуки  речи

  • Способы образования гласных

и согласных звуков.

  • Дифференциация гласных и согласных звуков.
  • Выделение гласных и согласных

звуков из слов,  различение их в словах.

  • Условно-графическое обозначение

гласных и согласных звуков.

7. Гласные звуки

Уточнение артикуляции и звучания гласных

I ряда.

  • Соотнесение артикуляции

гласных звуков с их зрительными символами.

  • Выделение гласного звука:

а) в ряду других гласных;

б) в начале слова  (в ударной и безударной позиции);

в) в середине слов типа «мак», « кот».

  • Вычленение гласного звука:

а) из ряда гласных ;

б) из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (ул-ус-ук);

в) из слов в начальной позиции под ударением;

г) из слов, где гласный звук стоит в середине слова под ударением (Игра «Что в середине слова?»)

  • Звук и буква  «А»
  • Звук и буква  «У»
  • Звуки и буквы  «А», «У»

Дифференциация звуков и букв «А» - «У»

  • Звук и буква  «О»
  • Звуки и буквы  «А», «У», «О»

Дифференциация звуков и букв                       «А»- «У»-«О»

  • Звук и буква  «Ы»

8. Согласные звуки

Последовательная отработка правильной артикуляции звуков,

их характеристика (в соответствии с последовательностью их усвоения на уроках чтения)

  • Уточнение артикуляции и

звучания согласных звуков (м, с, х, п, ш, ф, т, л, н, р).

  • Узнавание согласного звука

(на слух) в конце, в начале, середине слова.

  • Вычленение  согласного звука

(на слух) из серии  слогов:  та – то – ту,            ас – ос – ис  (Игра «Повтори за мной»)

  • Вычленение  согласного звука

из слова (в начальной позиции)

  • Вычленение последнего

согласного в слове

  • Звуковой анализ обратных и

прямых слогов типа ом, ма  (Игры: «Подбери слог», «Слоговая азбука Морзе»)

  • Звуковой анализ слов ( мак, му – ха )

(Игра «Волшебное слово»)

  • Преобразование слов путем замены

одних звуков другими  ( сом-дом;  дом-дым ).

  • Преобразование слов путем

наращивания и отнимания звуков.

Игры: «Сосчитай, не ошибись»,  «Сосчитай и отложи», «Подними фигурку»,  «Разложи картинки», «Азбука Морзе»,  «Красный – синий», «Ищу свой домик»

9. Звук и буква «И»

Звукобуквенный анализ доступных слов, в которых «И» составляет отдельный слог. «И» как отдельное слово.

10.Звук и буква «Й»

Сказка  про букву «Й».

Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Й»

11. Дифференциация  И – Й

Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов с этими звуками и буквами.

12. Гласные II ряда

  • Звук и буква Е в начале слова

Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Е»

  • Звук и буква Я в начале слова

и в конце после гласной

Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Я»

  • Звук и буква  Ю в начале

слова и в конце после гласной

Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Ю»

  • Звук и буква Ё в начале слова

и в конце после гласной

 Звукобуквенный анализ слогов и доступных слов со звуком и буквой «Ё»

13. Твердые и мягкие согласные

  • Формирование умения

слышать и различать твёрдые и мягкие согласные.

  • Слухопроизносительная

дифференциация твёрдых и мягких согласных.

  • Дифференциация твёрдых и

мягких согласных в изолированной позиции, в слогах, словах.

  • Сравнительный звукобуквенный анализ доступных слов с твёрдыми и мягкими согласными.

(Игры: «Придумай предложение», «Самый догадливый»)

  • Итоговое занятие.   Проверочная

работа, речевые игры.

Тема: «Школа»

Словарь: спальня, умывальник.

-Односложные ответы на вопрос  что это?

-Понимание значения родственных слов (спать – спальня, умываться –умывальник).

-Отстукивание ритмического рисунка   слова

-Простое нераспространенное предложение.

(Кукла спит.  Пальто висит).

Тема: «Учебные вещи»

Словарь: учебник, портфель, ранец, ластик.

-Односложные ответы на вопрос  что  это?

-Понимание некоторых относительных прилагательных  (деревянный,  резиновый,   пластмассовый).

Тема: «Игрушки»

- Односложные ответы на вопросы  что это?  что ты делаешь?

Тема: «Семья»

-Знакомство с категорией одушевленности предметов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Словарь: брат, сестра, внучка, внук.

-Образование множественного числа имен существительных.

Тема: «Одежда»

-Односложные ответы на вопросы  что это? что ты делаешь? (надеваю, снимаю, вешаю).

Тема: «Обувь»

-Множественное число существительных  (-ы, -и).

-Существительные с уменьшительными суффиксами.

-Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными

-Коррекция слоговой структуры на вербальном материале на уровне гласных звуков.

Тема: «Овощи»

-Относительные прилагательные (вопросы: какой? какая?).

-Согласование прилагательных с существительными в роде (красная морковь, красный помидор).

Игра «Вкус и цвет»

Тема: «Фрукты»

-Относительные прилагательные.       Игра «Вкус и цвет»

Темы: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты»

-Составление простых предложений из 3-х слов с прямым дополнением.  (Маша катала куклу).

- Согласование глаголов 3 л., наст. вр. с существительными в числе (Стоит (ят), надевает(ют), снимает(ют)).

Тема: «Домашние животные»

-Употребление глаголов 3 л. наст. вр.

(Словарь: есть, грызть, лакать, доить).

Игры: «Вставь слово», «Домашние животные».

Тема: «Дикие животные»

-Существительные с уменьшительными суффиксами.

Тема: «Птицы»

-Употребление косвенного дополнения (Р.п принадлежности; Т.п. орудийности) и глаголов от звукоподражаний.

К.Чуковский «Путаница» (у кошки – котята; ушками, ножками; мяукать, хрюкать)

Тема: «Человек, части тела и уход за ними»

-Употребление уменьшительных суффиксов (носик, ротик, ручка, ножка);

- слов – действий (чистить, мыть, расчесывать, стричь);

-прямого дополнения ( Я чищу зубы. Вова моет уши.)

- Согласование глаголов прошедшего  времени с существительными в числе.

Темы:  «Животные и их детеныши»

-Употребление глаголов, образованных от  звукоподражания (мяукать, хрюкать, лаять)

-«Части тела человека» (мыть, чистить, стричь).

- Существительные с увеличительным суффиксом  –ищ-.

  • Усвоение модели

простого двусоставного предложения: существительное + глагол.

  • Интонация   в

предложении.

  • Усвоение модели

простого двусоставного предложения: существительное + глагол.

  • Главные слова  в

предложении:  Кто? Что делает?

  • Распространение

модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (Р.п.)

Их анализ - постановка     вопросов.

  • Установление связи

между словами.

  • Оформление

предложений на письме.

  • Распространение

модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (Д.п.)

  • Обучение

первоначальному навыку связного высказывания.

  • Распространение

модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам   ( П.п.)

  • Пересказ по

вопросам.

  • Рассказ  по

сюжетным картинкам, серии картинок.

  • Распространение

модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (Т.п.)

  • Рассказ  по

сюжетным картинкам, серии картинок.

  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке дефектных звуков

  • Укрепление    мышц

артикуляционного   аппарата, развитие навыков четкого артикулирования

  • Разучивание и выполнение

артикуляционных упражнений, логопедический массаж, постановка дыхания и голоса

  • Постановка звуков,  коррекция слоговой структуры слова

  • Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках,

стихах, текстах.

  • Введение звуков в самостоятельную речь

  • Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа пальцев. Разучивание и выполнение упражнений для кистей и пальцев рук, обводки, штриховки.

Игра «Мамины узоры»

  • Уточнение понятия о количестве: один – много, одинаковое количество, столько же, несколько. Сравнение групп предметов по количеству: больше – меньше – поровну

  • Уточнение понятия о величине: выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже

  • Уточнение и развитие зрительного восприятия

  • Выработка у обучающихся умения показывать и называть предметы в последовательном порядке: слева - направо,  в горизонтальном положении

  • Совершенствование пространственно-временных ориентировок:

- на себе, на листе бумаги;

- развитие способности к запоминанию и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений («кулак - ребро - ладонь»);

-рядоговорение (времена года, дни недели)

  • Уточнение

пространственных понятий.

Положение предмета в пространстве: правый – левый, слева – справа, между, вверху – внизу, верх – низ, верхний – нижний, над, под, на, в, за, перед

  • Понимание значения

пространственных предлогов

Выполнение инструкций, понимание пространственного отношения на картинках (стакан на столе, ананас в сумке…)

  • Уточнение порядка следования: первый – последний, перед, после, за  (сказка  «Репка»)

Игры: «Кто тянул репку?», «Пустое место», «Который и сколько?», «Что изменилось в ряду?»

  • Уточнение временных понятий: вчера – сегодня – завтра, утро – день – вечер – ночь

  • Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии  (необходимо узнать какую букву написали на спине, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь)

  • Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, реконструирования букв.

Игра «Собери  рисунок», «Буква сломалась»

  • Подготовка к усвоению ритмической структуры слов (развитие слухового внимания, работа над ритмом)

  • Развитие словесно-

логического мышления. Игры: «Подбери слово», «Времена года»

  • Развитие понятийного

мышления. Игры: «Закончи предложение», «Кто знает больше всех?», «Назови одним словом»

  • Развитие мыслительных

процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их. Игры: «Дополни до …», « Что это?».

  • Развитие логического

мышления. Игра «Закончи ряд»

  • Развитие мышления.

Операция обобщения.                            Игра « Семейка и ее гость»

  • Развитие   образного

мышления. Игра «Живые фигурки»

  • Развитие концентрации и

устойчивости внимания.

Игры: «Живые буквы», «Чего не хватает?», «Много и мало»

  • Развитие произвольного

внимания, фонематического слуха. Игра «Светофор»

  • Развитие слуховой памяти.

Игра «Потешки»

  • Развитие зрительной памяти.

Игры:   « Сделай так же»,   «На что похоже?»

  • Развитие дифференцированного восприятия (формы, цвета, величины).

Игры: «Посмотри и найди»,

«Всё красное», «Найди и посчитай»

  • Развитие линейной памяти

(линейное распознание предметных картинок в сюжетной последова-

тельности: дети – лес – ёжик)

  • Формирование   приёмов

самоконтроля. Упражнение «Сделай так же»

  • Развитие умения воспринимать инструкцию и действовать четко и последовательно в соответствии с её указаниями

  • Формирование умения вести

диалог с учителем (отвечать на вопросы полным предложением)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение. Педагогика оздоровления в системе логопедической коррекции обучающихся школы с системным недоразвитием речи.

В сообщении говорится о применении на занятиях по логопедии в коррекционной школе VIII вида системы методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, дающих рост положительной динамики и помогающих до...

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Коррекция  предложно-падежных  форм у  дошкольников  четырёхлетнего  возраста  с ОНР....

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

План индивидуальной логопедической работы с обучающимся 3 класса с системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости С-вым Данилой

План логопедической работы составлен для индивидуальных занятий  с учеником, имеющим системное недоразвитие  речи средней степени при умственной отсталости, полиморфное нарушение звукопроизн...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обуч...