Рабочая программа Живой мир 6 класс 2 полугодие
рабочая программа (6 класс) на тему

Терещенко Елена Валерьевна

Рабочая программа для 6 класс детей со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir.docx23.33 КБ
Файл zhivoy_mir.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ школа №2124 (СП-30) г.Москвы

РАССМОТРЕНО на заседании

МО учителей …………………...

протокол № ………

«____»______________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________ Л.Л.Рыжих

«____»______________20___г.

Рабочая программа

Название предмета: Живой мир.

Класс: 6 «Д»

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов: 32  , кол-во часов в неделю: 2.

Учитель Терещенко Елена Валерьевна

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_____________________

«____»__________20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников, следующие:

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

- использовать малые фольклорные формы для формирования представлений о простейших явлениях природы и социальной действительности.

- закрепление представлений о воде, её роли в жизни растений, животных, человека;

- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

 - формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Предполагаемые результаты обучения.

    Предполагается то, что учащиеся будут знать:

  1. Правила поведения на уроке.
  2. Начальный алгоритм урока.
  3. Времена года, месяца.
  4. Дикие и домашние животные.(Кошка, собака, свинья, лошадь, корова, коза; волк, лиса, медведь, заяц, белка, ежик; в зоопраке: тигр, зебра, слон)
  5. Городские и домашние птицы.( Курица, петух, утка; голубь, ворона, воробей, синица, снегири)
  6. Растения. (Деревья: береза, ель, дуб; кусты: смородина, малина; трава)
  7. Овощи-фрукты (Огурец, помидор, перец, капуста, баклажан; яблоко, банан, слива, груша)
  8. Цветы. (роза, фиалка, ромашка, тюльпан)
  9. Насекомые (комар, муха, стрекоза, оса)

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  1. Знать, различать и показывать диких и домашних животных.
  2. Знать, различать и показывать городских и домашних птиц.
  3. Знать, различать и показывать растения.
  4. Знать, различать и показывать насекомых.
  5. Знать и показывать времена года.

Методическое обеспечение программы

Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.)

Доски Сегена.

Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.

Игрушки со съемными деталями.

Игрушки музыкальные.

Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен..

Муляжи животных, овощей, фруктов, насекомых и т.д.

Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).

Наглядный материал: картинки с изображением растений, фруктов, овощей, времен года, насекомых и т.д.

Развивающие мультики про времена года, животных и т.д.

Учебное пособие.

В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.

Список литературы

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой)
  3. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта).
  4. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.  Москва,1983.
  5. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
  6. Кудрин С.В. Окружающий мир. Москва, Владос, 2012.
  7. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир,1 класс. Москва, «Просвещение» 2012.
  8. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 2 класс. Москва, «Просвещение» 2012.
  9. Речицкая Е.Г. Филоненко – Алексеева А.Л. Солнечный зайчик, ВЛАДОС, 2005

Живой мир (2 часа в неделю)

Тема

Цели

Виды работ

Оборудования

1

Растения.

Повторение пройденного материала.

Беседа о временах года. Узнавание времени года по картинке. Дифференциация.

Картинки с временами года.

2

Приспособления растений к сезонным изменениям в природе.

Повторение пройденного материала.

Дифференциация овощей и фруктов. Игры: «Собери урожай овощей», «Собери урожай фруктов».

Муляжи, картинки с изображениями овощей и фруктов. Корзинки.

3

Приспособление растений к разным условиям жизни.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

4

Различия растений.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

5

Семена.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

6

Плоды растений.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

7

Животные.

Повторение пройденного материала.

Кусты: смородина, крыжовник.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

8

Различия животных.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

9

Детеныши животных.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

10

Наблюдения за изменениями в природе.

Учить различать грибы.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

11

Дикие и домашние животные.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

12

Приспособления животных к временам года.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

13

Приспособление животных к различным условиям жизни.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

14

Человек.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Показ по картинке, работа с учебником

картинки с изображениями, учебник.

15

Части тела.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Показ по картинке, работа с учебником

картинки с изображениями, учебник.

16

Гигиенические навыки.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Показ по картинке, работа с учебником

 картинки с изображениями, учебник.



Предварительный просмотр:

ГКОУ школа №2124 (СП-30) г.Москвы

РАССМОТРЕНО на заседании

МО учителей …………………...

протокол № ………

«____»______________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________ Л.Л.Рыжих

«____»______________20___г.

Рабочая программа

Название предмета: Живой мир.

Класс: 6 «Д»

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов: 32  , кол-во часов в неделю: 2.

Учитель Терещенко Елена Валерьевна

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_____________________

«____»__________20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников, следующие:

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

- использовать малые фольклорные формы для формирования представлений о простейших явлениях природы и социальной действительности.

- закрепление представлений о воде, её роли в жизни растений, животных, человека;

- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

 - формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Предполагаемые результаты обучения.

    Предполагается то, что учащиеся будут знать:

  1. Правила поведения на уроке.
  2. Начальный алгоритм урока.
  3. Времена года, месяца.
  4. Дикие и домашние животные.(Кошка, собака, свинья, лошадь, корова, коза; волк, лиса, медведь, заяц, белка, ежик; в зоопраке: тигр, зебра, слон)
  5. Городские и домашние птицы.( Курица, петух, утка; голубь, ворона, воробей, синица, снегири)
  6. Растения. (Деревья: береза, ель, дуб; кусты: смородина, малина; трава)
  7. Овощи-фрукты (Огурец, помидор, перец, капуста, баклажан; яблоко, банан, слива, груша)
  8. Цветы. (роза, фиалка, ромашка, тюльпан)
  9. Насекомые (комар, муха, стрекоза, оса)

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  1. Знать, различать и показывать диких и домашних животных.
  2. Знать, различать и показывать городских и домашних птиц.
  3. Знать, различать и показывать растения.
  4. Знать, различать и показывать насекомых.
  5. Знать и показывать времена года.

Методическое обеспечение программы

Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.)

Доски Сегена.

Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.

Игрушки со съемными деталями.

Игрушки музыкальные.

Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен..

Муляжи животных, овощей, фруктов, насекомых и т.д.

Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).

Наглядный материал: картинки с изображением растений, фруктов, овощей, времен года, насекомых и т.д.

Развивающие мультики про времена года, животных и т.д.

Учебное пособие.

В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.

Список литературы

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой)
  3. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта).
  4. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.  Москва,1983.
  5. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
  6. Кудрин С.В. Окружающий мир. Москва, Владос, 2012.
  7. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир,1 класс. Москва, «Просвещение» 2012.
  8. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 2 класс. Москва, «Просвещение» 2012.
  9. Речицкая Е.Г. Филоненко – Алексеева А.Л. Солнечный зайчик, ВЛАДОС, 2005

Живой мир (2 часа в неделю)

Тема

Цели

Виды работ

Оборудования

1

Растения.

Повторение пройденного материала.

Беседа о временах года. Узнавание времени года по картинке. Дифференциация.

Картинки с временами года.

2

Приспособления растений к сезонным изменениям в природе.

Повторение пройденного материала.

Дифференциация овощей и фруктов. Игры: «Собери урожай овощей», «Собери урожай фруктов».

Муляжи, картинки с изображениями овощей и фруктов. Корзинки.

3

Приспособление растений к разным условиям жизни.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

4

Различия растений.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

5

Семена.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

6

Плоды растений.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

7

Животные.

Повторение пройденного материала.

Кусты: смородина, крыжовник.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

8

Различия животных.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

9

Детеныши животных.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

10

Наблюдения за изменениями в природе.

Учить различать грибы.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

11

Дикие и домашние животные.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

12

Приспособления животных к временам года.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

13

Приспособление животных к различным условиям жизни.

Повторение пройденного материала.

Показ по картинке, работа с муляжами, работа с учебником.

Муляжи, картинки с изображениями, учебник.

14

Человек.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Показ по картинке, работа с учебником

картинки с изображениями, учебник.

15

Части тела.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Показ по картинке, работа с учебником

картинки с изображениями, учебник.

16

Гигиенические навыки.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Показ по картинке, работа с учебником

 картинки с изображениями, учебник.