Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным"
    план-конспект урока (9 класс) на тему

    Малый Наталья Викторовна

    Данная методическая разработка представлена в форме дидактической игры по теме "Имя числительное" в 9 классе коррекционной школы VIII вида

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»

    (конспект открытого урока по русскому языку в форме дидактической игры по теме «Имя числительное» в 9 классе коррекционной школы VIII вида)

    Работу выполнила

    учитель русского языка

    ГБС (К) ОУ школы №21 VIII вида

    Краснодарского края

    Малый Наталья Викторовна

    2011 г.

    Цели урока:

    1. Закрепить знания учащихся об имени числительном, о его роли в речи.
    2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение; коррекция речемыслительной деятельности учащихся.
    3. Воспитание познавательного интереса учащихся к родному городу.

    1. Организационный момент

    Учитель: сегодня у нас необычный урок: нам предстоит совершить экскурсию. А вот куда – это необходимо определить вам.

    Задание: выполните математическое действие – умножение. По результатам определить место нашего путешествия (слайд 1):

    1. 3x3

    Р      7x2

    С      4x7

    Д       9x9

    К       4x4

    Н       5x4

    А       2x9

    16         14        18        28       20       9       81      18      14

    (Краснодар)

    - вписывание букв под таблицей с числами по мере решения примеров, ответы учащихся.

    Учитель: правильно. Нам предстоит совершить экскурсию по нашему родному городу, но не одним.

    (Слайд 2): чтение объявления учащимися:

    Объявление

    Во вторник, 15 апреля, состоится экскурсия по городу Краснодару. Автобус отходит в 11 часов 30 минут от школы № 21.

    ? Как вы считаете, прочитав объявление, наличие (присутствие) какой части речи в данном тексте является основной? (числительное)

    1. Введение в тему урока

    Учитель: правильно, путешествовать мы будем в сопровождении имени числительного.

    (слайд 3) на экран выводится тема урока «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным».

    Учитель: наша экскурсия будет обучающей. Мы поговорим о прошлом нашего города, «пройдём» по современным улицам. И ещё раз убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

    1. Работа по теме урока
    1. Словарная работа: экскурсия (слайд 4)

    -учащимся выдаются «Маршрутные листы» (см.приложение 1), запись словарного слова в «Маршрутный лист».

    - толкование слова (даёт учитель с выводом на экран слайда 5): экскурсия – это посещение какого-либо достопримечательного места, поездка с целью ознакомления с чем-либо.

    - звуко – буквенный анализ словарного слова;

    - работа со словосочетаниями (они записаны в «Маршрутных листах»): увлекательная …, … в музей, … по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база (вставить пропущенные слова и буквы);

    2. Работа с именами числительными по «Маршрутным листам».

    Учитель: давайте ещё раз посмотрим на наше объявление. С какой частью речи связано числительное? (с существительным)

    - заполнение «Маршрутного листа» 2 задание: выписать числительные с существительными, к которым они относятся, из объявления и распределить их по группам.

    3. Работа с текстом (учитель читает текст вслух «Маршрутным листам»)

    Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв.км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.

    Учитель: обратите внимание на большое количество числительных в тексте. Давайте распределим их по группам (работа по «Маршрутному листу»).

    1. Закрепление навыка правописания числительных.

    Учитель: поехали дальше! (читает текст). Сейчас мы с вами движемся медленно – 40-50 км/ч. Максимальная скорость в городе не должна превышать 60 км/ч. На трассе, за пределами города, автобус движется со скоростью 70 и даже 80 км/ч.

    - Какие особенности правописания данных числительных мы с вами можем отметить? (правописание ь знака)

    Задание по «Маршрутным листам» (задание 4): вставить пропущенные буквы (ь знак) в числительных пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

    1. Образование родительного падежа имен существительных и числительных.

    За последние годы в Краснодаре появилось много новых объектов – это целые микрорайоны жилых домов с магазинами, поликлиниками, детскими учреждениями.

    Учитель: сейчас мы сделаем остановку и зайдём в один из популярных среди жителей универмагов города – ЦУМ (слайд 4), где мы должны приобрести некоторые товары, необходимые в быту и хозяйстве (слайды 5-9). Задание: поставить существительное в данном сочетании в Р.п. мн.ч., а числительное записать словами (6 вёсел, 7 мётел, 20 простыней, 8 пар валенок, 12 черешен)

    Как правильно спросить продавца о каком-либо товаре? Ответы учащихся (не будете ли вы так любезны…, будьте добры…, подскажите, пожалуйста…).

    Какова характерная особенность правописания данной группы числительных? (ь знак на конце)

    Физкультминутка

    1. Остановка «Литературная».

    Учитель: теперь мы с вами остановимся и зайдём в один из самых крупных магазинов, который является гордостью нашего города. По своим размерам он превосходил до недавнего времени магазины в ряде столиц европейских государств. Речь идёт о Доме книги (слайд 10).

    Задание: по описанию вам нужно определить название произведения. Есть одно условие: в названии будет присутствовать число (отгадки появляются на слайдах):

    • Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? («Волк и семеро козлят»)
    • Героиня этого произведения стала жертвой своей мачехи, съев отравленное ею яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
    • Придя в жилище к семейству лесных хищников, героине удалось спастись благодаря своей ловкости («Три медведя»)
    • Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

    К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

    От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

    Сказка известна любому ребёнку и называется … («Три поросёнка»)

    • Герой этой восточной сказки узнал волшебные слова, которые были ключом к пещере с несметными богатствами («Али-Баба и 40 разбойников»)
    1. Продолжение экскурсии.

    Краснодар – город-сад. Старейший парк им.М.Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им.40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул.Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

    Задание: выписать из текста предложения с числительными, записать их словами.

    1. «А знаете ли вы, что…» (записать только числительные с ь знаком на конце)
    • Пешеход проходит за час 5 км.;
    • Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;
    • Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;
    • Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.
    1. Викторина (2 команды)
    • Приготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (первый блин комом)
    • Какое вещество в земных условиях существует в трёх состояниях? (вода)
    • Как зовут знаменитых трёх русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
    • Назовите четырёх бременских музыкантов (осёл, пёс, кот, петух)
    • Какой из четырёх океанов не оправдал своего названия? (Тихий)
    • Сколько рублей в трёх пятирублёвых монетах? (15)
    • Название какой птицы состоит из 40 букв? (сорока)
    • Сколько яблок на берёзе, если на ней 8 сучков, а на каждом сучке по 5 яблок? (ни одного)
    • Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
    • Сколько братьев у Царевны Лебеди? (33 богатыря)
    1. Итог урока.

    (выставление оценок)

    Учитель: вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Краснодару; надеюсь, что вы для себя узнали много полезной информации. Спасибо, с вами было приятно путешествовать.

                                                                                                Приложение 1

    Маршрутный лист

    1. Словарь: ________________________________________

    Увлекательная _____________________ , ________________ в музей, __________________ по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база.

    1. Количественные                                     Порядковые

    числительные                                        числительные

    ________________                               _________________

    ________________                               _________________

    ________________                               _________________

    ________________                               _________________

    ________________                               _________________  

    ________________                               _________________

    ________________                               _________________

    1. Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв.км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.
    2. Вставить пропущенные буквы:

    Пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

    1. 6 (весло) ________________________________________

    7 (метла) ________________________________________

    20 (простыня) ____________________________________

    8 пар (валенки) ___________________________________

    12 (черешня) _____________________________________

    1. Найти лишнее слово:

    Пять, пятёрка, пятерня, пятак (написать часть речи)

    1. Краснодар – город-сад. Старейший парк им.М.Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им.40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул.Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Пешеход проходит за час 5 км.;

    Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;

         Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;

    Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Список использованной литературы

    Сухин И.Г. «Новые занимательные материалы», М.: «Вако», 2007г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"

    Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода.  Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются...

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Порядковые числительные".

    Данный урок предназначен для учителей, работающих в 6 классе. Материал интересен тем, что привлекается краеведение, воспитывается чувство любви к своей малой Родине....

    План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

    План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

    Методическая разработка урока мужества на тему: «Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков»

    Методическая разработка урока мужества на тему:«Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков» для учащихся 5 «Б» класса...

    Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний об имени существительном.»

    Цели урока:1.     Закреплять знания об имени существительном, его постоянных  признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы;2.     развивать...

    Технологичекая карта урока русского языка в 6 классе "Нормы употребления имен числительных"

    Методическая разработка «Нормы употребления имен числительных в речи» предназначена для учителей русского языка и литературы. Это урок обобщения и систематизации изученного по теме «...