Дидактическое пособие «Комплексы физминуток на уроках письма в первом классе»
учебно-методический материал ( класс) на тему

Пермякова Надежда Константиновна

В плане модернизации российского образования предусмотрено использование в учебно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

В системе здоровьесберегающих мероприятий, проводимых в школе, большое значение имеют комплексы физминуток. Это несложные физические упражнения, направленные на уменьшения негативного влияния учебной нагрузки. Особенно важно выполнять комплексы физминуток с первоклассниками.

Физминутка – представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Она проводится на каждом уроке.

Учитывая психофизические возрастные особенности младших школьников, нами было разработано дидактическое пособие «Комплексы физминуток на уроках письма в первом классе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pocho.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дидактическому пособию 

«Комплексы физминуток на уроках письма в первом классе»

В плане модернизации российского образования предусмотрено использование в учебно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

В системе здоровьесберегающих мероприятий, проводимых в школе, большое значение имеют комплексы физминуток. Это несложные физические упражнения, направленные на уменьшения негативного влияния учебной нагрузки. Особенно важно выполнять комплексы физминуток с первоклассниками.

Физминутка – представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Она проводится на каждом уроке.

Учитывая психофизические возрастные особенности младших школьников, нами было разработано дидактическое пособие «Комплексы физминуток на уроках письма в первом классе».

Цель пособия: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Данная цель определяет следующие задачи:

  • сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ценность данного дидактического материала велика, т.к. решает проблему снижения утомления разных систем организма ребенка в процессе урока.

Содержание дидактического материала базируется на основных дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, индивидуализации и постепенности, принцип возрастных особенностей.

Использование дидактического материала в учебно-образовательном процессе позволяет добиться:

  • расширения и углубления знаний учащихся в направлении здоровьесбережения;
  • активизации биологических процессов;
  • повышения работоспособности организма в целом;
  • замедления процесса утомления.

Рекомендации по использованию дидактического материала:

  • Данное пособие предназначено для применения в работе учителям начальных классов, логопедам, педагогам дополнительного образования, родителям.
  • Все приведенные комплексы физминуток можно использовать во время урока письма, в приготовлении домашних заданий, на индивидуальных коррекционных занятиях.
  • Время проведения комплекса физминуток 2-3 минуты, которые состоят 3 упражнений: самомассаж кистей и пальцев рук, упражнения для снятия позостатического утомления, дыхательная или зрительная гимнастика.
  • Упражнения простые, динамичные и энергичные, не требующие сложной координации. Заменять примерно в 10-14 дней новыми упражнениями. Достаточно поменять 1-2 упражнения, и комплекс постепенно обновится.
  • Начинают выполнять упражнения плавно и в медленном темпе, постепенно ускоряя темп и увеличивая резкость и амплитуду движения. Дыхание должно быть свободным, произвольным, не сдержанным.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ПО ПИСЬМУ

2 комплекса в месяц

в год 17 – 18 комплексов

месяц

№ комплекса

неделя

Сентябрь

1 комплекс

1 – 2

2 комплекс

3 – 4

Октябрь

3 комплекс

1 – 2

4 комплекс

3 – 4

Ноябрь

5 комплекс

2

6 комплекс

3 – 4

Декабрь

7 комплекс

1 – 2

8 комплекс

3 – 4

Январь

9 комплекс

3 – 4

Февраль

10 комплекс

1 – 2

11 комплекс

3 – 4

Март

12 комплекс

1 – 2

13 комплекс

3

Апрель

14 комплекс

1 – 2

15 комплекс

3 – 4

Май

16 комплекс

1 – 2

17 комплекс

3

СЕНТЯБРЬ

1-2 неделя

1 комплекс

  1. Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторить 2-3 раза.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

1, 2, 3, 4, 5 –

Начинаем разгибать.

  1. Медвежьи покачивания. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки. Повторить 8-9 раз.

  1. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем в даль. Повторить 4-5 раз.

3-4 неделя

2 комплекс

  1. Упражнение выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы. Повторить 3-4 раза.

Пальцы – маленький отряд –

Бодро выстроились в ряд.

Все из нашего полка

Достают до потолка.

  1. Медвежьи покачивания. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки. Повторить 8-9 раз.

  1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек, за тем на 3-4 сек опустить глаза вниз. Повторить 4-5 раз.

ОКТЯБРЬ

1-2 неделя

3 комплекс

  1. Упражнения выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы. Повторить 3-4 раза.

Пальцы - маленький отряд –

Бодро выстроились в ряд.

Все из нашего полка

Достают до потолка.

  1. И.п. – основная стойка. 1-2 стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты. 3-4 основная стойка. Повторить 3-4 раза.

А сейчас мы с вами, дети,

улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом

руки вниз.

1, 2, 3, 4 – вот летит

ракета ввысь!

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

3-4 неделя

4 комплекс

  1. Дети сцепляют руки в *замок  и тянут в разные стороны. Повторить 4-5 раз.

*Я сильней наверняка! -

Молвит правая рука.

*Почему же? Вот и нет! –

Спорит левая в ответ.

  1. И.п. – ноги вместе, руки опущены вниз. На каждую строчку стихотворения выполняется упражнение: ходьба на месте, ходьба вперёд-назад, приседать, прыгать на месте. Повторить 2-3 раза.

Каждый день по утрам

делаем зарядку.

Весело шагаем,

приседаем и встаём.

Прыгаем  и скачем.

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

НОЯБРЬ

2 неделя

5 комплекс

  1. Дети сцепляют руки в *замок и тянут в разные стороны. Повторить 4-5 раз.

*Я сильней наверняка! –

Молвит правая рука.

*Почему же? Вот и нет! –

Спорит левая в ответ.

  1. И.п. - стоя ноги вместе, руки опущены вниз. На каждую строчку стихотворения выполняется упражнения: ходьба на месте, ходьба вперёд-назад, приседать, прыжки на месте. Повторить 2-3 раза.

Каждый день по утрам

делаем зарядку.

Весело шагаем,

приседаем и встаём.

Прыгаем и скачем.

  1. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4 (до усталости глаз не доводить). Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раза.

3-4 неделя

6 комплекс

  1. Дети хлопают тыльной стороной правой ладони по внутренней стороне левой. Затем меняют положение рук. Повторить 3-4 раза.

А теперь одну ладошку

Развернём на оборот

И похлопаем немножко –

Пусть другая отдохнёт.

  1. И.п. – руки за голову. Отвести правую ногу назад, вернуться в и.п. То же другой ногой. Повторить 6-7 раз.

  1. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4 (до усталости глаз не доводить). Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раза.

ДЕКАБРЬ

1-2 неделя

7 комплекс

  1. Дети хлопают тыльной стороной правой  ладони по внутренней стороне левой. Затем меняют положение рук. Повторить 3-4 раза.

А теперь одну ладошку.

Развернём наоборот

И похлопаем немножко –

Пусть другая отдохнёт.

  1. И.п. - основная стойка. Сделать полуприседание, достать руками до сиденья. Вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.

  1. Закрыть глаза, совершать медленные круговые движения глазами, в одном и в другом направлении. Повторить 5-6 раз.

3-4 неделя

8 комплекс

  1. Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать её. Затем положение рук меняется. Повторить 4 раза.

Мы ручку правильно берём,

Кладём на средний палец,

Теперь большим её прижмём,

А указательным ведём,

Чтобы она качалась.

  1. И.п. – основная стойка. Сделать полуприседание, достать руками до сиденья. Вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.

  1. Закрыть глаза, совершать медленные круговые движения глазами, в одном и в другом направлении. Повторить 5-6 раз.

ЯНВАРЬ

3-4 неделя

9 комплекс

  1. *Дружба. Пальцы рук ритмично соединяются в *замок. Ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук. Поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев. Руки вниз, встряхнуть кистями. Повторить 3-4 раза.

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5,

Начинай считать опять.

1, 2, 3, 4, 5.

Мы закончили считать.

  1. И.п. – руки за голову. Отвести правую ногу назад, вернуться в и.п. Отвести левую ногу назад – и.п. Повторить 6-7 раз.

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-2 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

ФЕВРАЛЬ

1-2 неделя

10 комплекс

  1. *Дружба. Пальцы рук соединяются ритмично в *замок. Ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук. Поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев. Руки вниз, встряхнуть кистями. Повторить 3-4 раза.

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5.

 Начинай считать опять.

1, 2, 3, 4, 5.  

Мы закончили считать.

  1. Движения выполнять по тексту стихотворения. Повторить 3-4 раза.

Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу.

Аист отвечает: *Топай правою ногой,

Топай левою ногой.  На носочки поднимись,

На ступню ты опустись. Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

  1. Крепко зажмурить глаза, считать до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, счёт до 5. Повторить 5-6 раз.

3-4 неделя

11 комплекс

  1. *Коготки. Сильное полусгибание и разгибание пальцев. Повторить 9-10 раз.

  1. И.п. – основная стойка около парты (спиной к сиденью). Сесть на сиденье, руки вперёд, вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза, счёт до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, счёт до 5. Повторить 5-6 раз.

МАРТ

1-2 неделя

12 комплекс

  1. *Коготки. Сильное полусгибание и разгибание пальцев. Повторить 8-9 раз.

  1. И.п. – стойка, ноги вместе руки на пояс. 1-2 - руки вверх правую ногу назад на носок, прогнуться. 3-4 – и.п. (нога каждый раз меняется). Повторить 5-6 раз.

  1. Следить глазами по контуру воображаемой фигуры круг, квадрат, треугольник и т.д. Повторить 5-6 раз.

3-4 неделя

13 комплекс

  1. Пальчики. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Повторить 5-6 раз.

1, 2, 3, 4, 5 –

Вышли пальчики гулять.

1, 2, 3, 4, 5 –

В домик спрятались опять.

  1. И.п. – ноги вместе, руки на пояс.  1-2 руки вверх правую ногу назад на носок, прогнуться (нога каждый раз меняется). Повторить 5-6 раз.

  1. Следить глазами по контуру воображаемой фигуры круг, квадрат, треугольник и т.д. Повторить 5-6 раз.

АПРЕЛЬ

1-2 неделя

14 комплекс

  1. Пальчики. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Повторить 5-6 раз.

1, 2, 3, 4, 5 –

Вышли пальчики гулять.

1, 2, 3, 4, 5 –

В домик спрятались опять.

  1. Топтание на месте, вперёд и назад. Повторить 10 раз.

  1. Частые моргания в течение 15-30 сек. Повторить 5-6 раз.

3-4 неделя

15 комплекс

  1. Кулачки. Руки лежат на коленях. Сжать сильно-сильно пальцы в кулачок (чтобы косточки побелели). Расслабили руки. Легко приподняли и уронили расслабленную кисть. Повторить 3-4 раза.

Руки на коленях, кулачки сжаты.

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем-

Отпускаем, разжимаем.

  1. И.п. – ходьба на месте. Два переставных шага влево, возвращение в и.п. Затем два переставных шага вправо, возвращение в и.п. Повторить 8-10 раз.

  1. Частые моргания в течение 15-30 сек. Повторить 5-6 раз.

МАЙ

1-2 неделя

16 комплекс

  1. Кулачки. Руки лежат на коленях. Сжимать сильно-сильно пальцы в кулачок (чтобы косточки побелели). Расслабили руки. Легко приподняли и уронили расслабленную кисть. Повторить 3-4 раза.

Руки на коленях, кулачки сжаты.

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем-

Отпускаем разжимаем.

  1. И.п. – ходьба на месте. Два переставных шага вправо, возвращение в и.п. Два переставных шага влево, возвращение в и.п. Повторить 8-10 раз.

  1. Указательный палец расположен на расстоянии 25-30 см от носа, один глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета на палец в течение 10-15 сек, то же повторить другим глазом. Повторить 3-4 раза.

3-4 неделя

17 комплекс

  1. Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторить 7-8 раз.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

  1. Топанье на месте вправо влево, вперёд назад. Повторить 10-12 раз.

  1. Указательный палец расположен на расстоянии 25-30 см от носа, один глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета на палец в течение 10-15 сек, то же самое повторить другим глазом. Повторить 3-4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)

Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание  словарных слов, который позволяет оценить знания...

Урок письма в 10 классе: "Чудесный мир письма".

Расширение сведений об эпистолярном жанре, знакомство с классификацией писем. Совершенствование навыка составления писем различной  стилевой и видовой принадлежности....

Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».

Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...

Урок письма в 7 классе коррекционной школы, тема "Деловое письмо. Телеграмма".

Урок письма в 7 классе коррекционной школы "Деловое письмо. Телеграмма", презентация к уроку, карточки с дифференцированным заданием для разных групп обучающихся....

Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....

Урок письма в 6 классе. «Секреты письма

Тема. Урок письма в 6 классе.   «Секреты письма».              Цели урока....