Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции
статья на тему

Савина Валерия Константиновна

Искажение звукослогового состава входит в структуру общего недоразвития речи (ОНР). Интерес специалистов к нарушениям звукослоговой струкры слова у дошкольников с ОНР вызван большим разнообразием проявлений данной патологии, имеющих стойкий характер. Статья посвящена данной актуальной проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                    Савина В.К.

Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

Главной задачей современной коррекционной педагогики является психологическая и социальная адаптация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, среди которых особую группу составляют дети с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), общим недоразвитием речи (далее – ОНР).

В основе проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее – Стандарта) обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

- разработку содержания и технологий начального общего образования обучающихся с ТНР, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ТНР составляет цель и основной результат начального образования [9].

Решение этих задач  без коррекции речевых нарушений, в связи с тем, что речь по Л.С. Выготскому является важнейшим средством социального общения [1], не представляется возможным. По справедливому замечанию Н.И. Жинкина, речь невозможна, если нет способности слогообразования и слогоделения [4]. Искажение звукослогового состава слова входит в структуру общего недоразвития речи [8].

Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми подробно описан в работах, посвященных нормальному развитию речи. Ряд авторов [2 и др.] в своих работах говорят о необходимости выделять внутри фонетической стороны речи «особый процесс усвоения слоговой структуры слова» наряду с усвоением отдельных звуков слова [7].

Интерес специалистов к нарушениям звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР вызван большим разнообразием проявлений данной патологии, имеющих стойкий характер. Значительная роль правильного усвоения звукослогового состава слова также подтверждается данными из литературных источников о невозможности совершенствования словаря, семантизации лексики, формирования умения дифференцировать и самостоятельно употреблять различные грамматические формы и словообразовательные модели без овладения ребёнком навыком правильного звукослогового оформления слов [3]. Вышеперечисленные нарушения затрудняют нормальное развитие устной речи, овладение грамотой и в последствии могут вызывать трудности при овладении письменной речью.  

Поэтому, не смотря на то, что данные нарушения представляют достаточно узкую и частную проблему в логопедии, для логопедической теории и практики изучение нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР является актуальным.

В имеющейся литературе большое количество работ посвящено исследованию нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией [7]. Вместе с тем сравнительно недавно стал изучаться вопрос об особенностях овладения звукослоговой структурой детьми с различными формами дизартрии [6].

Ввиду неоднозначности проявлений, характер демонстрируемых ребенком искажений звукослогового состава слова является важным дифференциально-диагностическим критерием различных форм речевых патологий.

Для того чтобы определить пути устранения нарушений звукослоговой структуры слова, оптимизировать этот процесс ещё на ступени дошкольного обучения, тем самым, предупредив появление вторичных нарушений письменной речи, в нашем исследовании предпринята попытка сравнительного анализа особенностей звукослоговой структуры слова при алалии и дизартрии, а так же выявление возможных механизмов их возникновения.

Обобщение результатов проведённого нами исследования позволяет охарактеризовать специфические особенности овладения слоговой структурой слова детьми с ОНР различного генеза:

  1. при  алалии:

- наличие особых типов искажений звукослогового состава слова, а также комбинации разных типов искажений в рамках одного слова;

- преобладание искажений за счёт упрощения стечений согласных звуков;

- деформация структуры слова за счёт сокращения количества слогов;

- нарушение слогового оформления отмечается даже при правильном произношении всех звуков, входящих в состав слова;

- выраженная недостаточность процессов восприятия структурных и ритмических характеристик слова;

  1. при дизартрии:

- наличие как нарушений количества слогов, их последовательности, так и перестановки слогов;

- нарушения структуры одного слога за счёт упрощения стечений согласных звуков – наиболее распространённый вариант искажения;

- ошибки, затрагивающие звуковой состав слова при относительно верной передаче слогового контура;

 - нарушение не слоговой, а звуковой структуры слова

Вышеуказанный своеобразный характер ошибок свидетельствует о некоторых различиях в механизмах нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с речевой патологией различного генеза.

Механизм нарушения звукослоговой структуры слова при моторной алалии рассматривается нами как  результат дисфункции преимущественно фонологического глубинного уровня построения артикуляторной программы. В связи с этим нарушения слоговой структуры проявляются в перестановках, пропусках слогов, искажении структуры отдельного слога, контаминациях. Нарушение слогового оформления отмечается даже при правильном произнесении всех звуков, входящих в состав слова. Таким образом, формирование динамического артикуляционного стереотипа затрудняется по причине нарушения становления самой программы данных движений.

При дизартрии механизм нарушения иной. В его основе лежит дисфункция собственно артикуляторной программы, которая нарушается вследствие поражения ядер и проводящих путей. В отличие от моторной алалии динамический артикуляционный стереотип при дизартрии формируется неправильно по причине нарушения непосредственно самого акта артикуляционного движения как следствие парезов и параличей артикуляционной мускулатуры.

При моторной алалии отмечаются затруднения в выборе правильной артикуляции и последовательности артикуляционных движений, при дизартрии – невозможность осуществить правильную артикуляцию. Нарушения слоговой структуры при дизартрии связаны с упрощением артикуляции, координационными расстройствами, трудностями автоматизации вследствие паралича или пареза. Нечеткие артикуляционные образы не дают возможность формироваться слуховым дифференциальным признакам звуков речи или значительно замедляют их формирование. Таким образом, механизм нарушения звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией различны.

Полученные показатели при исследовании состояния акустического восприятия и неречевого ритма у дошкольников с ОНР позволили предположить о наличии определённых корреляционных связей между состоянием акустического (слухового) восприятия, динамического праксиса с одной стороны и состоянием звукослоговой структуры слова у детей с другой стороны. Эти данные свидетельствуют о сниженных возможностях восприятия и воспроизведения неречевых ритмических стимулов как нарушения функционального базиса временно-пространственной организации моторной и речевой деятельности.

Исходя из выше сказанного, коррекционно-логопедическое воздействие необходимо планировать с учётом механизма нарушения звукослоговой структуры слова.

Результаты проведённого экспериментального исследования позволили условно выделить два направления в работе по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией [5]: формирование слогового контура слова, усвоение звукослогового состава слов с опорой на сохранные звуки.

Коррекционно-логопедическое воздействие включает в себя ряд разделов,  направленных на формирование и развитие базисных систем, а именно: последовательности, пространственно-временных ориентировок, ритмической организации, динамического праксиса, а так же формирование правильных артикуляционных стереотипов путём развития фонематических процессов, развитие речеслуховой памяти, сенсорных возможностей.  

Ведущим в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи [8], оказывающие влияние на восприятие всей звуковой системы данного родного языка. В связи с этим в коррекционно-логопедическом воздействии по нарушению звукослоговой структуры слова у детей с данной речевой патологией особое внимание должно уделяться  развитию движений и координации органов артикуляции, пострадавших вследствие нарушения мышечного тонуса. Формированию правильного двигательного динамического стереотипа будет способствовать развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, развитие речеслуховой памяти.

Таким образом, механизм нарушения звукослоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией различны. Это необходимо учитывать при построении коррекционно-логопедического воздействия. Одновременно можно увидеть и сходные направления работы.

                                    Список литературы

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб: Союз,  2003. – 654 с.
  2. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М. – Л.: Изд-во АПН РСФСР 1948. – 60 с.
  3. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,  2010. – 175 с.
  4. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей// Советская педагогика, 1954, № 6, с. 68 – 75.
  5. Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат…. дисс. канд. пед. наук. СПб.: 2002. – 20 с.
  6. Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией. Дис. …док. канд.пед. наук. СПб.: 2005. – 463 с.
  7. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. В кн. Логопедия. Методологическое наследие. Системные нарушения речи. Кн. III: Алалия. Афазия, М.: 2007, с. 53-63.
  8. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126 c.
  9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Проект. (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/05_%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%A2%D0%9D%D0%A0_27.09.2014.pdf ).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.

Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же  проанализированы методические рекомендации  ведущих специалистов в об...

Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей си...

Нарушение звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речи.Значительная часть детей старшего дошкольного возраста,поступающих в речевые группы,и...

Презентация Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Обобщение опыта работы по теме самообразования Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Для выступления на педагогическом совете....