ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».
методическая разработка на тему

Сальникова Нина Алексеевна

Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».

Тип программы  программа дополнительного образования.

Статус программы: общеразвивающая программа коррекционно-образовательной направленности.

Назначение программы: программа  дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушением умственного развития в нестационарной форме в учреждениях социального обслуживания.

Категория обучающихся: дети-инвалиды  с нарушением умственного развития от 4 до 12 лет.

Объем учебного времени: Данная программа рассчитан на 20 часов без учета каникулярного времени.

Форма обучения: очная. 

Режим занятий: учебный материал на овладение компонентами программы рассчитан на два занятия в неделю, время  занятия составляет – 30 минут, САНПИН 2.4.4.3172-14.

Формы контроля: проверка уровня интеллектуального и физического развития – диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по прохождении 10 занятий  и итоговый контроль по завершению программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_defektologa_salnikovoy_n.a._2016_novaya.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Согласовано

Педагогическим советом СПБ ГБУ «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Протокол №_______от__________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУ «ЦСРИиДИ

Калининского района»

___________________Г.Н.Кукулиди

«_____»________________20______г.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
 «Рука в руке».

                                                                                                                  Составитель:

Учитель - дефектолог

Сальникова Н.А.

 

Санкт-Петербург

2016 год


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Паспорт программы ………………………………………………………………….3

Введение………………………………………………………………………………4

Пояснительная записка………………………………………………………………5

Цель, задачи, разделы программы………………………………………………......8

Примерное тематическое планирование…………………………………………..12

Приложение 1. Блоковая система коррекционно-развивающих  занятий……....16

Приложение 2. Содержание учебного материала для дошкольников…………...24

Содержание учебного материала для детей школьного возраста………………..27

Приложение 3. Диагностический материал……………………………………….44

Список литературы………………………………………………….......54


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».

Тип программы  программа дополнительного образования.

Статус программы: общеразвивающая программа коррекционно-образовательной направленности.

Назначение программы: программа  дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушением умственного развития в нестационарной форме в учреждениях социального обслуживания.

Категория обучающихся: дети-инвалиды  с нарушением умственного развития от 4 до 12 лет.

Объем учебного времени: Данная программа рассчитан на 20 часов без учета каникулярного времени.

Форма обучения: очная.  

Режим занятий: учебный материал на овладение компонентами программы рассчитан на два занятия в неделю, время  занятия составляет – 30 минут, САНПИН 2.4.4.3172-14.

Формы контроля: проверка уровня интеллектуального и физического развития – диагностический скрининг один раз перед началом обучения, текущий контроль по прохождении 10 занятий  и итоговый контроль по завершению программы.


ВВЕДЕНИЕ

        Формирование и коррекция познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальная адаптация – основные направления в деятельности  учителя - дефектолога, осуществляющего коррекционно-развивающую  работу с детьми имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности.

        Особенности развития детей с нарушением интеллектуального развития рассматривались в работах:  М. Е.  Хватцева,   Р. А.   Беловой-Давид,  Т.   В.  Филичевой,  психологов Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других.

Процесс формирования и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью   носит системный характер и распространяется на все основные сферы — коммуникативную, познавательную, физическую.

Известно, что развитие ребенка полностью зависит от влияния окружающей социальной среды. Нарушение правильного взаимодействия этих двух субстанций является дополнительным фактором риска для полноценного развития субъекта.

При посещении ЦСРИиДИ на занятиях с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, инструкторами АФК  ребенок  попадает в социально-педагогическую среду, в которой активизирует свой потенциал тем самым повышая возможности эффективной социальной адаптации. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной педагогике Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития, «зоне ближайшего развития», о соотношении обучения и развития, о значении продуктивной деятельности  в развитии ребенка.

Подпрограмма работы учителя-дефектолога ЦСРИиДИ  отделения социальной реабилитации составлена с опорой на основные и коррекционные программы воспитания и обучения, утвержденные Министерством образования Российской Федерации, в которых сформулированы общеразвивающие направления  обучения и коррекции нарушений развития у детей раннего,  дошкольного и школьного  возраста,  а также на основе курса коррекционной педагогики, преподаваемого на факультете коррекционной педагогике РГПУ  им. А. И. Герцена.

Пояснительная записка

        Предлагаемая программа «Рука в руке» является одним из направлений комплекса социально-реабилитационных услуг, оказываемых ЦСРИиДИ согласно ИПСУ норматив 40, 42, 43.

        Работа по программе осуществляется с детьми с сенсорными, опорно-двигательными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности. Программа ориентирована на оказание спектра социально-реабилитационных услуг, направленных на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации.

Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности следующих условий:

- состояние здоровья (биологический фактор развития),

-  благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности,

- активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).

При раннем органическом поражении ЦНС более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны носить «провоцирующий развитие» характер.

Исходя из общности основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, в программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Они выделены с учетом основных направлений общеразвивающей работы, сформулированных в программах: «Кроха», «Развитие», «Детство», «Истоки», «Радуга» и т.п. Предполагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования математических представлений.

Программа для детей с интеллектуальной недостаточностью построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях.

 К основным принципам относятся:

- деятельностный,

- онтогенетический,

- единства диагностики, коррекции и развития,

- общие дидактические принципы.

Помимо вышеперечисленных принципов она учитывает:

- характер ведущей деятельности,

- структуру и степени выраженности нарушения,

- ведущие мотивы и потребности ребенка в различные возрастные периоды.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с вышесказанным обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и дальнейшую социализацию ребенка.

В основе системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением интеллектуального развития в рамках ЦСРИ  лежит блоковая структура, включающая основные направления работы по коррекции основных нарушений у детей:

        - блок 1. Развитие речи и ознакомление с окружающим

        - блок 2. Развитие моторики

        - блок 3. Формирование математических представлений, временных представлений и конструктивного праксиса.

        - блок 4. Развитие познавательных процессов

        В содержании представлен комплекс коррекционных методов и приемов работы с детьми имеющих нарушения интеллектуального развития.

        Исходя из того, что дети, посещающие ЦСРИиДИ, различны по возрасту, по особенностям индивидуального развития специалистами выбирается необходимый для конкретного ребенка комплекс методов и приемов работы, который будет им использован на занятии в соответствии с выделенным содержанием коррекционной работы.

(Приложение 1)


ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ,  РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

Цель программы:

        Обучение детей с нарушением интеллектуальной сферы навыкам социально-средовой ориентации.

Задачи:

Образовательные: 

  • Дать знания о числовом ряде;
  • Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
  • Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
  • Дать знания об основных предметах окружающей действительности

Обучающие:

  • Уметь считать в пределах …;
  • Уметь графически изображать элементы букв и цифр;
  • Уметь составлять рассказ по опорным иллюстрациям, схеме, фотографии;
  • Уметь составлять загадки по опорным словам;
  • Уметь дифференцировать основные геометрические фигуры;
  • Уметь составлять и решать элементарные арифметические задачи;
  • Уметь конструировать из основных геометрических фигур.
  • Уметь применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
  • Уметь узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
  • Уметь совершать простейшие исследовательские действия;
  • Уметь соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
  • Уметь находить геометрические фигуры, цифры, буквы среди других предметов;
  • Уметь внимательно слушать и понимать задание;
  • Уметь грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
  • Уметь пользоваться элементарными сравнительными оборотами в речи;
  • Уметь элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
  • Уметь последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
  • Уметь доводить начатое до логического конца.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, мыслительные операции;
  • Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо деятельности;
  • Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
  • Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
  • Развивать основные коммуникативных функции;
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Развивать пространственные и временные представления;
  • Развивать когнитивную сферу

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей активной позиции в собственной познавательной деятельности;
  • Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
  • Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
  • Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
  • Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.

Адресат

Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения интеллектуальной сферы различной степени выраженности. В зависимости от степени нарушения, задания могут быть упрощены или усложнены.

        

Условия проведения занятий:

Формы занятий с учителем-дефектологом:

  • индивидуальная;
  • включение близкого окружения в непосредственный обучающий процесс;
  • подгрупповая форма.
  • комплексное занятие: учитель-дефектолог и специалист (афк, педагог-психолог, логопед)

Общее количество занятий за год -20. Частота проведения 1-2 раза в неделю. Численность детей на занятии от 1 до 3 человек в зависимости от тяжести нарушения. Занятия проводятся стационарно на базе социально-реабилитационного отделения.

Продолжительность активной части занятия с учетом возрастных норм САНПИН 2.4.4.3172-14:

4-5 лет – 15-20 мин.

5-6 лет – 20-25 мин.

6-7 лет – 25-30 мин.

7-12 лет- 30-35 мин.

Помимо возрастных норм на продолжительность занятий также влияет и тяжесть нарушения.

        Формы анализа результатов:

- бланк результатов диагностического обследования ребенка в зависимости от возрастной группы и тяжести нарушения (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, школьный возраст) с последующими рекомендациями,

- индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий с ребенком,

- план проведения комплексных занятий,

Предполагаемый результат:

1.Направленная мотивация к занятиям у детей и родителей.

2.Сформированность навыков грамотной коммуникации.

3. Сформированность мелкой моторики, координации рук и пальцев рук.

4. Сформированность математических представлений и конструктивного праксиса.

5. Сформированность зрительно-двигательной координации

6. Сформированность познавательной сферы.

7. Сформированность пространственно-временных представлений.

8. Готовность проходить обучение в образовательном учреждении.


Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план составлен с учетом вышеназванных коррекционных программ и педагогических технологий.

Для детей дошкольного возраста

№ Занятия

Тематика

Количество занятий

1.

Игрушки

2

2.

Одежда

2

3.

Обувь

2

4.

Мебель

2

5

Посуда

2

6

Времена года

2

7

Домашние птицы

2

8

Домашние животные

2

9

Дикие животные

2

10

Семья

2

Итого:

20


Для детей младшего школьного возраста.

№ Занятия

Тематика

Количество занятий

1 уровень

2 уровень

1.

Учимся писать

6

6

2.

Мир вокруг нас

6

6

3.

Я конструктор

3

3

4.

Учимся считать

5

5

Итого:

20

20


План работы с родителями

Содержание работы

Примерная тематика

1.

Знакомство.

Беседы: «Индивидуальные  особенности развития ребенка», «Индивидуальный подход к ребенку в семье», «Специфика взаимодействия родителя с ребенком с интеллектуальными нарушениями», «Рекомендации специалиста по использованию специального оборудования для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

2.

Участие родителя в процессе проведения занятия: привлечение родителя к совместной деятельности с ребенком и учителем-дефектологом, обучение различным видам деятельности, направленным на коррекцию нарушений, осознание родителем необходимости, в целях мотивации и стимулирования к последующей деятельности, видеть и давать положительную оценку достижениям ребенка.

3.

Беседы с родителями «часы обратной связи».

Индивидуальное консультирование родителей по привлечению их к совместной деятельности дома по рекомендациям учителя-дефектолога.

Примерная тематика бесед-консультаций учителя-дефектолога для родителей:

«Упражнение на развитие коммуникативных навыков»,

« Упражнения на развитие зрительно-двигательной координации»,

«Упражнения на развитие мелкой моторики»,

«Игры и игровые упражнения для развития когнитивной сферы»,

«Упражнения на развитие математических представлений»,

«Упражнения для развития графомоторных навыков»,

«Беседы дома по теме занятия» и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Блоковая система коррекционно-развивающих  занятий.

        

 


БЛОК I. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ.

Направления работы

Содержание

Развивать коммуникативную функцию речи

Обеспечение необходимой мотивации речи

Посредством активного общения со взрослыми и сверстниками

Создание проблемных речевых ситуаций

Формирование связной речи

С опорой  на картинку

По серии картинок

Ситуативные игры, создание условий близких к повседневной жизни

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира

Человек

Животные

Растения

Явления природы

Формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении

Учить устанавливать родственные отношения между людьми

« Я и взрослый», «Я в семье» (опора на фотографии).

Бабушка, дедушка, папа, мама, я.

Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица

взрослого

Карточки с эмоциями, с эмоциональными состояниями,

Работа перед зеркалом

Формировать представления о предметах быта, необходимых в жизни человека

Рассматривание картинок

Использование на занятии основных предметов (чашка, чайник, расческа, зубная щетка и т.п.)

Формировать представления о явлениях природы

Огонь, вода, земля, воздух

Явления природы зимой и летом,

Весной  и осенью

БЛОК  II. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА.

Направления работы

Содержание

Счет по порядку

Элементарные счетные операции, решение элементарных математических задач с опорой на наглядность и без опоры на наглядность (отвлеченные примеры и задачи)

Посчитай, сколько …соотнесение с количеством пальцев

Счет от заданного числа

Счетные операции на сложение в пределах 5-ти,10-ти и т.д на предметной основе.

Счетные операции на вычитание в пределах 5-ти, 10-ти и т.д на предметной основе.

Соотнесение дня недели с порядковым числительным

Сравнение множеств

Положи столько же …. (уравнивание множеств)

Выделение нужного количества из множества предметов.

Где больше…(сравнение множеств)

Решение элементарных примеров на наглядной основе.

Формирование временных представлений

Формирование представлений  о временах года (название, последовательность) с использованием наглядности.

Формирование представлений о частях суток (название, последовательность) с использованием наглядности.

Формирование представлений о днях недели (название, последовательность) с использованием наглядности.

Формирование представлений о месяцах года (название, последовательность) с использованием наглядности.

Формирование представлений о цвете, форме, величине

Формирование представлений об основных цветах.

Формирование представлений о цветовых оттенках ориентировочно старший дошкольный возраст, младший школьный возраст.

Формирование представлений об основных геометрических формах.

Формирование представлений о длине, величине предмета (младший школьный возраст).

Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями (младший школьный возраст).

Развитие конструктивного праксиса.

Формирование умения строить по подражанию.

Формирование умения строить по образцу

Формирование умения строить по схеме

Формирование умения строить самостоятельно на предложенную тему.

БЛОК III. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

Направления работы

Содержание

Развитие элементарной манипулятивной деятельности (для детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности)

Тренировка захвата предмета

Погладь игрушку

Погреми погремушкой и т.п.

Работа по развитию тактильного восприятия.

Перекладывание мелких предметов

«Чудесный мешочек»

Лепка из пластилина

Определение предмета на ощупь с закрытыми глазами.

Работа по развитию зрительно-двигательной координации.

Прослеживание за предметом

Попади мячиком в ворота

Провези машинку в гараж

Разложи предметы

Лабиринты

Мозаика

Пальчиковая гимнастика

Собирание картинки из кубиков

Повторение движений

Работа по развитию графомоторных навыков

Формирование умения пользоваться карандашом, ручкой.

Обводка знакомых фигурок

Штриховка в определенном направлении

Дорисовывание

Раскрашивание предметов.

Написание цифр, букв.


БЛОК IV. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Направления работы

Содержание

Развитие зрительного и слухового внимания

Парные картинки в соответствии с лексическими темами

Игра «Выполни поручение» (ориентация в пространстве)

Подбери по ….

«Угадай, что звучит» и т.п.

«Угадай, чей силуэт»

«Найди различия»

«Какие предметы спрятал художник»

Парные картинки

Узнай по словесному описанию

«4-ый лишний»

Отгадывание загадок

Составь слово, геометрическую фигуру,…

Выработка умения показывать, назвать предметы, их изображения в последовательном порядке с постепенным увеличением их числа.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей.

Зрительное восприятие одних предметов частично перекрытых другими («зашумленные» изображения)

Развитие памяти

«Чего не стало»

«Что изменилось»

«Назови, что ты знаешь»

«Назови цифры и повтори, как я» (3, 5,…)

«Запомни и назови наоборот»

«Назови соседей буквы, числа,…

 «Назови одним словом» (обобщающие понятия)

Узнавание и называние предметов, их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении.

Запоминание и называние ряда предметов, их изображений

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

№ Занятия

Тематика занятий

Методы работы с детьми и материалы к занятиям

Количество занятий

1

Игрушки

Развитие коммуникативных навыков:

Словоизменение: д/игра «Один - много» (кукла -куклы, машинка - машинки…);

обогащение словаря прилагательными «Кукла, она какая?», «Идём с куклой гулять», «День куклы», «Гараж», «Дорога».

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Парные картинки» (по теме «Игрушки»)

д/игра «Что изменилось?»;

игра «Узнай по голосу»:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились,

Ты загадку отгадай:

 Кто позвал тебя, узнай. (собачка, петушок, кукла,…)

1

2

ФЭМП, конструирование:

Порядковый счёт до 3, 5 с использованием магнитных цифр;

составление разрезной картинки из 2 – 3 частей; составление кубиков из 4 частей;

счет от заданного числа в пределах 3 с использованием магнитных цифр;

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

«Хлопни в ладоши, если услышишь машинка, если услышишь мишка то подними руки вверх»;

Раскрашивание круга карандашами основных цветов;

узнай по силуэту «Что это?» (машинка, мишка, кукла, собачка, кораблик).

1

3

Одежда

Развитие коммуникативных навыков:

Закрепить временные представления: последовательность времен года, характерные признаки времен года (одежда, которую одеваем). Понятия: верхняя и нижняя одежда (одеваем куклу).

Описание одежды, загадки.

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Заплатка»;

д/игра «Что изменилось?»;

игра «Что звучит?»: бубен, колокольчик, погремушка, бумага.

Развитие памяти.

 «Назови кто рядом»;

загадки по теме «Игрушки» с использованием иллюстраций.

1

4

ФЭМП, конструирование:

закрепление порядкового счета до 10;

счет от заданного числа в пределах 10; последовательность дней недели, называние дней недели по порядку от любого дня (например, среда, а дальше…), закрепить знание цифр от 0 до 9, закрепить состав этих чисел, умение определять цифру с закрытыми глазами на ощупь, выкладывать цифру из гороха, фасоли и т.п., составление и решение арифметических задач с опорой на наглядность;

положи столько предметов, сколько услышишь звуков, счет предметов на ощупь, закрепить знание дней недели, учить располагать геометрические фигуры в определенном порядке, учить ориентироваться на плоскости, составление числовой лесенки от 1 до 5.

Развитие моторики:

Застегивание и расстегивание пуговиц, одевание и раздевание куклы,…

1

5

Обувь

Развитие коммуникативных навыков:

Словоизменение: д/игра «Один - много»;

Обогащение словаря прилагательными  в игре «Одежда, она какая?»; сравнение двух пар обуви (чем похожи и чем отличаются);

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Парные картинки» (по теме «Обувь»);

д/игра «Что изменилось?»;

Развитие памяти.

«Назови соседей числа»,  «Одень куклу»

1

6

ФЭМП, конструирование:

закрепление порядкового счета до 5, 6;

счет от заданного числа в пределах 5, 6; последовательность дней недели и соотнесение дня недели с порядковым числительным, закрепить знание цифр от 0 до 5, 6, составление и решение элементарных арифметических задач с опорой на наглядность;

положи столько предметов, сколько услышишь звуков, счет предметов на ощупь, закрепить знание дней недели, д/и «Найди шарик» - закрепить порядковый счет, закрепить понятие, что итог счета не зависит от отдаленности предметов друг от друга (близко стоят ботинки или далеко друг от друга).

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

разрезные картинки по теме «Одежда, обувь»;

узнай по силуэту «Что это?» (тапочки, ботинки, сандалии, босоножки).

1

7

Мебель

Развитие коммуникативных навыков:

Пополнение словаря новыми существительными и прилагательными по теме «Мебель». Составление элементов описательного рассказа по картинке (о предмете мебели).

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Что забыл нарисовать художник?»;

игра «4 – лишний».

Развитие памяти.

«Назови соседей числа»;

игра «Назови одним словом» обобщающие понятия.

1

8

ФЭМП, конструирование:

счет от заданного числа в пределах 10; последовательность дней недели, называние дней недели по порядку от любого дня (например, среда, а дальше…); закрепить знание цифр от 0 до 5, 6, закрепить состав этих чисел на предметной основе. Составление и решение арифметических задач с опорой на наглядность, конструирование – рамки Никитина и кубики «Цифры»;

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

разрезные картинки  по теме « Мебель»;

вырезание овала, треугольника по контуру;

шнуровка, застежка;

мозаика – чередование трех цветов;

раскладывание цветных камушков в две кучки, работая одновременно двумя руками; волчок.

1

9

Посуда

Развитие коммуникативных навыков:

Пополнение словаря новыми существительными и прилагательными по данной тематике. Составление описательного рассказа по картинке (о сервированном столе). Игра с куклой «Ждём гостей».

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Что забыл нарисовать художник?»;

игра «4 – лишний».

Развитие памяти.

«Назови соседей числа»;

игра «Назови одним словом» обобщающие понятия.

1

10

ФЭМП, конструирование:

счет от заданного числа в пределах 6; последовательность дней недели, называние дней недели по порядку от любого дня (например, среда, а дальше…); закрепить знание цифр от 0 до 10.  Составление и решение арифметических задач с опорой на наглядность, конструирование – рамки Никитина и кубики «Цифры»;

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

разрезные картинки  по теме « Посуда»;

вырезание овала, треугольника по контуру (Аппликация «Чашка»);

шнуровка, застежка;

мозаика – чередование трех цветов.

1

11

Времена года

Развитие коммуникативных навыков:

Закрепить временные представления: последовательность времен года, характерные признаки времен года, одежда;

составление картин «Осень», «Зима», путем выкладывания изображений характерных признаков времен года;

рассматривать иллюстрации, изображающие времена года.

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Заплатка»;

игра «Что звучит?»: бубен, колокольчик, молоток.

Развитие памяти.

«Назови соседей числа»;

игра «Времена года».

1

12

ФЭМП, конструирование:

счет от заданного числа в пределах 7; последовательность дней недели, называние дней недели по порядку от любого дня (например, среда, а дальше…); закрепить знание цифр от 0 до 7. Выкладывать цифру из гороха, фасоли и т.п., составление и решение арифметических задач с опорой на наглядность, конструирование – рамки Никитина;

положи столько предметов, сколько услышишь звуков, закрепить знание дней недели, учить располагать геометрические фигуры в определенном порядке, учить ориентироваться на плоскости, составление числовой лесенки от 1 до 5.

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

разрезные картинки по теме « Времена года»;

вырезание овала, треугольника по контуру;

наматывание  шнура в п/игре «Кто быстрее?»;

мозаика – чередование 4-х цветов.

1

13

Домашние птицы

Развитие коммуникативных навыков:

составление небольшого рассказа о домашних птицах с опорой на картинки (выкладывание картинок в определённой последовательности);

д/ игра «Кто как говорит?», «Назови домашнюю птицу ласково»;

отгадывание и составление загадок о домашних птицах.

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Чей силуэт?»;

игра «Составь овал»;

д/ игра «Кто что ест?»; «Что звучит?».

Развитие памяти.

«Назови соседей числа»;

загадки по теме «Домашние птицы»;

«Чего не стало или что изменилось?» с 5-7 игрушками;

«Что забыл нарисовать художник?»

1

14

ФЭМП, конструирование: 

формирование умения пользоваться арифметическими знаками и писать их, учить составлять и решать арифметические задачи, конструирование из геометрических фигур по рисункам и самостоятельно придумывая свои изображения; закреплять знания о прямоугольнике и треугольнике, учить их сравнивать.

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

выложи картинку из геометрических фигур;

обводка квадрата, прямоугольника, треугольника, овала и штриховка фигур в определенном направлении;

обводка и штриховка домашней птицы;

закреплять умение работать в тетради в клетку – графический диктант;

классификация фигур по цвету и форме;

«Почтовый ящик»; матрешка.

1

15

Домашние животные

Развитие коммуникативных навыков:

д/игра «Назови ласково взрослого животного и его детеныша», «Согласование числительного с существительным», «Кошка ( или другое домашнее животное), она какая?», «Один – много»;

отгадывание загадок о домашних животных.

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Учимся различать цвета»;

игра «Составь квадрат»;

д/ игра «Чей хвост?», «Чья голова?»;

«Кто позвал тебя, узнай!».

Развитие памяти.

«Назови соседей числа»;

загадки по теме «Домашние животные»;

игра «Назови одним словом» обобщающие понятия;

«Чудесный мешочек» с цифрами.

1

16

ФЭМП, конструирование:

 закреплять знания о составе числа из двух меньших, называть дни недели по порядку от любого дня; Закреплять умение узнавать на рисунке геометрические фигуры.

Закреплять знания о частях суток с опорой на наглядность.

закреплять знания об овале, учить их сравнивать (большой – маленький),

закрепить знание дней недели, закрепить знания о цифрах 1 и 2. Упражнять в делении овала на две и четыре части.

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

кубики и разрезные картинки по теме «Домашние животные»;

обводка квадрата, прямоугольника, треугольника и штриховка фигур в определенном направлении;

мозаика – выкладывание по рисунку;

работа со шнуровками;

составление вкладышей (из 8-10 частей);

1

17

Дикие животные

Развитие коммуникативных навыков:

рассматривать иллюстрации, изображающие диких животных наших лесов;

отгадывание загадок о диких животных;

д/игра «Назови ласково», «Один-много», «Мама и детеныш»; 

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра «Учимся различать цвета»;

игра «4 – лишний»;

д/ игра «Чей хвост?», «Чья голова?»;

«Кто позвал тебя, узнай!».

Развитие памяти.

«Назови соседей числа»;

загадки по теме «Дикие животные»;

игра «Назови одним словом» обобщающие понятия;

пересказ сказки по серии сюжетных картин

1

18

ФЭМП, конструирование:

счет от заданного числа в пределах 10;

закрепить умение писать цифры по контуру, конструирование – квадраты Никитина и кубики «Цифры»;

закреплять знания о квадрате (4 угла, 4 равных стороны), закрепить знание дней недели, учить располагать геометрические фигуры в определенном порядке, конструирование из счетных палочек по образцу.

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

кубики и разрезные картинки по теме « Животные наших лесов»;

обводка квадрата и прямоугольника и штриховка фигур в определенном направлении;

мозаика – выкладывание по рисунку;

обводка и штриховка диких животных;

пирамида из 7 и 10 колец;

составление вкладышей (из 10 – 14 частей).

1

19

Семья

Развитие коммуникативных навыков: 

Закрепить знания детей о животных и людях, понимание, что у животного и человека есть семья, в которой есть мама, папа и дети, учить правильно называть всех членов семьи, например, мама – корова, папа – бык, дети - телята;

составление рассказа с опорой на фотографию о своей семье;

 д/ игра «Кто есть в семье?», «Четвертый - лишний»; 

Развитие познавательных процессов:

Развитие зрительного и слухового внимания.

д/игра из картотеки «Поиграй-ка»;

игра «Кубики Никитина»;

д/ игра «Какой картинки не стало?»;

«Запомни слова и назови их в обратном порядке».

Развитие памяти.

«Повторение цифр в обратном порядке»;

учить стихотворение о маме и бабушке;

рассказы со скрытым смыслом;

д/игра «Где спрятался звук?».

1

20

ФЭМП, конструирование:

закреплять знания о числе 11 и 12, учить считать в пределах 11 и 12, закреплять знания о составе числа из двух меньших, называть дни недели по порядку от любого дня; учить составлять и решать арифметические задачи, учить сравнивать смежные числа. Закрепить знания о числах - 11 и 12; Кубики Никитина. Закреплять знания о частях суток. Закрепить умение пользоваться линейкой.

Развитие моторики:

пальчиковая гимнастика;

разрезные картинки;

графический диктант в тетрадях в крупную клетку или «Нарисуй узор, как у меня»;

1

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        

№ Занятия

Тематика занятий

Методы работы с детьми и материалы к занятиям

Количество занятий

1.

Развитие зрительного и слухового восприятия

Развитие памяти

Работа по развитию графомоторных навыков

«Угадай, чей силуэт»

«Найди различия»

«Какие предметы спрятал художник»

«4-ый лишний»

Отгадывание загадок

Обводка знакомых фигурок

Штриховка в определенном направлении

Дорисовывание

Написание букв.

Элементы музыкотерапии.

2

2.

Формирование математических представлений и конструктивного праксиса.

Счетные операции на сложение в пределах …

Соотнесение дня недели с порядковым числительным

Состав числа

Выделение нужного количества

Построение по образцу.

«Занимательная математика»

2

3.

Ознакомление с окружающим

Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица

Карточки с эмоциями,

Кубики с эмоциональными состояниями,

Работа перед зеркалом

Д.И. «Путешествие в страну эмоций»

1

4.

Формирование временных представлений

Формирование представлений о цвете, форме, величине

Формирование представлений о частях суток (название, последовательность, «часы»)

Формирование представлений о днях недели (название, последовательность)

Круг –шар, квадрат – куб (геометрическое лото)

Д.И. «Путешествие в страну математика»

2

5.

Формирование математических представлений и конструктивного праксиса.

Собери узор из мозаики.

Составление примеров на сложение, вычитание на предметной основе.

Собери узор. (кубики)

«Строитель», «Железная дорога»

2

6.

Формирование представлений о длине, величине предмета.

Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями.

Работа с различными геометрическими формами отличающимися по длине, ширине, …(назови, в чём отличие)

Измерение и запись результата в тетрадь, сложение результатов измерения. Вычитание (на сколько длиннее, короче,…).

Составление примеров с использованием полученных результатов измерения.

2

7.

Развитие зрительного и слухового восприятия

Развитие памяти

Работа по развитию графомоторных навыков

«Чего не стало»

«Найди отличия»

Пазл «Собака»

Черчение квадрата по линейке и его штриховка.

1

8.

Формирование математических представлений и конструктивного праксиса.

Счетные операции на вычитание в пределах …

Состав числа

Выделение нужного количества из общего

Составление картинки  из кубиков «Собери узор»

«Занимательная математика»

1

9.

Формирование временных представлений

Формирование представлений о цвете, форме, величине

Закрепление знаний о частях суток, днях недели  (Календарь природы)

Цветовые оттенки ( Игра «Художник»)

Рамки Никитина.

Д.и. «Дорожки»

1

10.

Формирование математических представлений и конструктивного праксиса.

Собери узор из мозаики.

Составление примеров на сложение, вычитание на предметной основе.

Собери узор. (кубики)

Лабиринты

1

11.

Формирование представлений о длине, величине предмета.

Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями.

Работа с различными геометрическими формами отличающимися по длине, ширине, (назови, в чём отличие)

Измерение и запись результата в тетрадь, сложение результатов измерения. Вычитание (на сколько длиннее, короче,…).

Составление примеров с использованием полученных результатов измерения.

2

12, 13

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие памяти

Работа по развитию графомоторных навыков

Узнай по словесному описанию

«4-ый лишний»

Отгадывание загадок

Составление картинки из кубиков «Сказки Пушкина»

Составь слово, геометрическую фигуру.

Узнай предмет по его части

Дорисовывание

Раскрашивание предметов.

Написание букв, цифр.

«Найди отличия»

Элементы музыкотерапии.

2


дидактический материал

картонные картинки из 2 –х, 3 – х, 4 – х и более частей частей,

деревянные доски и рамки -  вкладыши, деревянные и бумажные пазлы,

мягкие, деревянные и пластмассовые конструкторы,

пирамидки разного размера,

шнуровки,

логические мозаики,

тряпичные куклы, одевающиеся на пальцы, на ладонь;

матрешки, машинки,

 детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, барабан, синтезатор и др.),

 рамки Никитина.

Предметные картинки, сюжетные картинки,

принадлежности для рисования (карандаши, краски (пальчиковые, акварельные), кисточки, пластилин

синтезатор

маракасы

кастаньеты

музыкальный центр

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Диагностический материал.


Педагогическая диагностика детей младшего и среднего дошкольного

возраста

Протокол обследования

Ф.И. ребёнка_______________________________________________________

Возраст____________________________________________________________

№ п.п.

Исследуемая функция

дата / Показатели

1

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков

2

Выявление знаний о микро- и макро социальном окружении:

2.1

Ф.И

2.2

Возраст

2.3

Семья

2.4

Город, профессии

3.

Особенности развития мелкой моторики

4.

Особенности развития общей моторики

5.

Особенности восприятия:

5.1

Величины (матрёшка, пирамидка)

5.2

Формы (почтовый ящик)

5.3

Цвета (5-7 цветов)

5.4

Пространства:

лица, тела

разрезные картинки

кубики

6

Особенности внимания:

6.1

Что к чему

6.2

Чей малыш

6.3

Что изменилось

7.

Особенности памяти:

Запомни предметные картинки

8.

Обобщение:

Назови одним словом

9.

Математические представления:

Понятия «один, много, ни одного»

Счётные навыки

10.

Игровая деятельность

Заключение

  1. Уровень сформированности знаний, умений, навыков:_______________

________________________________________________________________

  1. Познавательная активность: _____________________________________

________________________________________________________________

  1. Наличие интереса к заданию: ____________________________________

________________________________________________________________

  1. Характер деятельности: ________________________________________

________________________________________________________________

  1. Способы деятельности: _________________________________________

________________________________________________________________

  1. Вид помощи: _________________________________________________

________________________________________________________________

Рекомендации для родителей_________________________________________

__________________________________________________________________

Срезовая диагностика Заключение____________________________________

__________________________________________________________________

Дата «_____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

Итоговая диагностика Заключение____________________________________

__________________________________________________________________

Дата «_____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

Оценка результатов обследования:

1-3 баллов – низкий уровень сформированности исследуемой функции;

4-7 баллов – средний уровень сформированности исследуемой функции;

8-10 баллов – функция сформирована.


Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста

Протокол обследования

Ф.И. ребёнка_______________________________________________________

Возраст____________________________________________________________

№ п.п.

Исследуемая функция

дата / Показатели

1

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков

2

Выявление знаний о микро- и макро социальном окружении:

2.1

Ф.И

2.2

Город, домашний адрес, № дом. телефона

2.3

И.О. родителей

2.4

профессии

2.5

Праздники

3.

Соблюдение норм и правил поведения

4.

Особенности моторной сферы:

4.1

Особенности мелкой моторики

4.2

Особенности общей моторики

5.

Особенности восприятия:

5.1

цвет

5.2

Форма

5.3

Величина (длина, высота

6.

Мышление :

6.1

Что к чему подходит

6.2

Продолжи ряд

6.3

Кубики (6-9 частей)

6.4

«4 лишний»

6.5

Причинно-следственные связи по серии картинок

7.

Особенности речи:

7.1

Понимание небольшого рассказа

7.2

Составление рассказа по серии картинок

8.

Математические представления:

8.1

Счёт предметов

8.2

Соотнесение «предметы – пальцы»

8.3

Знание образа цифр до 10

8.4

Обратный счёт (с 6 лет)

8.5

Счётные операции (с 6 лет)

9.

Временные представления:

9.1

Части суток

9.2

Дни недели

9.3

Времена года

10.

Пространственные представления

11.

Конструирование:

11.1

По подражанию

11.2

По образцу

12.

Игровая деятельность

Заключение

  1.  Уровень сформированности знаний, умений, навыков:______________

________________________________________________________________

  1. Познавательная активность: _____________________________________

________________________________________________________________

  1. Наличие интереса к заданию: ____________________________________

________________________________________________________________

  1. Характер деятельности: ________________________________________

________________________________________________________________

  1. Способы деятельности: _________________________________________

________________________________________________________________

  1. Вид помощи: _________________________________________________

________________________________________________________________

Рекомендации для родителей_________________________________________

__________________________________________________________________

Срезовая диагностика Заключение_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «_____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

Итоговая диагностика Заключение_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «_____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

Оценка результатов обследования:

1-3 баллов – низкий уровень сформированности исследуемой функции;

4-7 баллов – средний уровень сформированности исследуемой функции;

8-10 баллов – функция сформирована


Педагогическая диагностика детей школьного возраста

Протокол обследования

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

№ п.п.

Исследуемая функция

дата / Показатели

1

Представления о микро- и макросоциальном окружении

2

Состояние общей моторики

3.

Состояние мелкой моторики

4.

Особенности восприятия:

4.1

Предмета(схемы)

4.2

Выделение существенных деталей, частей

4.3

Величины

4.4

Цвета

4.5

Формы

4.6

Пространства

4.7

Времени

5.

Особенности мышления:

5.1

Невербальная классификация

5.2

Способность  к обобщению

5.3

Классификация обобщений, понятий

5.4

Исключение лишнего

5.5

Понимание серии сюжетных картинок

5.6

Придумывание начала и конца рассказа

5.7

Объяснение смысла загадок

5.8

Установление причинно-следственных связей

6.

Состояние речи:

6.1

Составление рассказа по картинке

6.2

Пересказ короткого текста

7.

Математические представления:

7.1

Счёт прямой и обратный

7.2

Сравнение множеств

7.3

Счётные операции

7.4

Решение простых задач

8.

Конструктивная деятельность:

8.1

Умение строить по образцу

8.2

По графическому рисунку (схеме)

8.3

Самостоятельно

Заключение:

  1. Уровень сформированности знаний, умений, навыков:_______________

________________________________________________________________

  1. Познавательная активность: _____________________________________

________________________________________________________________

  1. Наличие интереса к заданию: ____________________________________

________________________________________________________________

  1. Характер деятельности: ________________________________________

________________________________________________________________

  1. Способы деятельности: _________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Вид помощи: _________________________________________________

________________________________________________________________

Рекомендации для родителей:_________________________________________

__________________________________________________________________

 Дата __________________

Дефектолог /_______________________/_____________

Срезовая диагностика Заключение_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «_____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

Итоговая диагностика Заключение_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «_____»______________

Дефектолог\________________________\______________________

Оценка результатов обследования:

1-3 баллов – низкий уровень сформированности исследуемой функции;

4-7 баллов – средний уровень сформированности исследуемой функции;

8-10 баллов – функция сформирована


Список литературы

1.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2.Семенова К.А., Н. М. Махмудова Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом.

3.Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М. А. Васильева/ Просвещение 1985 г.

4.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. В./  

5. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (Н.В. Нищева)

6. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис… докт. психол. наук. – М., 1989.

7. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002.

8. Алексина Л.И. Особенности понимания литературного текста детьми-олигофренами с речевыми нарушениями различной сложности // Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. – Минск, 1982.

9. Барышникова Д.И., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. – М.: Аркти, 2004.

10. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Союз, 2001.

11. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987.

12. Вавина Л.С. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на основе специально организованного практического опыта: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1968.

13. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

14. Воробьева Е.В., Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: Сфера, 2006.

15. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа-Пресс, 1994.

16. Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981.

17. Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1972.

18. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 1995.

19. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. – М.: Сфера, 2007.

20. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Радянська школа, 1978.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Музыкальный момент"

Программа разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.Программа рассчитана на детей разного возраста и разных стартовых способностей; направлен...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...