АДАПТИВНАЯ ФИЗТЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В АНТРОПНОМ ИЗМЕРЕНИИ
статья на тему

Лукин Роман Сергеевич

общее представление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИВНАЯ ФИЗТЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В АНТРОПНОМ ИЗМЕРЕНИИ

        В педагогике и психологии детей с отклонениями в развитии особое значение имеют исследования телесно-практического мышления – центрального процесса познавательно-преобразовательной деятельности индивида. Известно, что формирование механизмов такого мышления тесно связано не только с развитием речи, но и с развитием так называемого двигательного опыта человека. Так, например, психомоторные компоненты структуры проективно-двигательного опыта (связанного с “мышлением действиями, через действия и для действия ”) у глухих и слабослышащих детей в значительной мере определяются индивидуальными особенностями наглядно-действенного мышления и освоенными операциями мыслительной и практической деятельности.

        Двигательные действия, зрительно-двигательные образы, функциональные системы образно-двигательного мышления и “язык движений”- одни и те же у глухих и слышащих детей. Вместе с тем у глухих детей наблюдается более частое использование ”обрисовывающих движений” и жестов при выполнении наглядно-образно-действенных заданий. Можно полагать, что целенаправленное использование средств физического воспитания обеспечивает более полноценное развитие ”операционно-моторного интеллекта” детей, а в дальнейшем - получение соответствующего образования и профессиональной подготовки.

        Преподавателям и студентам факультетов адаптивной физической культуры и коррекционной педагогике весьма важно, на наш взгляд, учитывать в своей профессионально-педагогической деятельности новые идеи и профессиональные технологии, связанные с расширенным воспроизводством интеллектуально-практического опыта в сфере физического воспитания. В данной статье кратко освещаются некоторые объективные тенденции и перспективы развития системы физического воспитания, знание которых позволит более эффективно совершенствовать средства и методы обучения детей с отклонениями в развитии.

        Являясь одним из важных факторов образовательно-культурного процесса, физическое воспитание, как известно, выступает универсальным средством передачи и усвоения знаний, умений, навыков и тех или иных ценностей (в соответствии с общественно-канонизированным стандартом образования).

        Строго говоря, в образовательных технологиях “передаются” не прагматично сориентированные знания и умения, а лишь некоторый объем информации, которая является формой представления знаний, но не самим знанием. Данный тип информативности направлен на массовое воспроизводство стереотипов, на передачу духовно-культурного опыта от старшего поколения к младшему (в рамках культуронаследия), т.е. ориентирован, собственно говоря, на ”вчерашний день” мировой цивилизации.

        В настоящие время становится понятным, что усвоение и расширенное воспроизводство человеческом социально-духовного опыта является лишь условием и средством формирования его самосознания, стиля мышления и деятельности. По сути дела это - образовательная среда, “дрожжи” для очеловечивания внутреннего предметного мира и окультуривания профессиональной среды человека. Цель образовательных технологий в сфере адаптивной физической культуры - это изменение структуры и формы сознания человека, обращаются в результате способность мыслить, рефлектировать и действовать в профессиональной сфере. Подобный тип организации знаний, умений и навыков обладает непреходящей ценностью и по самой своей сути работает на будущее.

        Становится вполне очевидно, что при такой организации адаптивного физического воспитания осуществляется переход от позиции потребителя информации к позиции творца своих личностных знаний, способов оптимизации деятельности и средств реабилитации. При этом знания не передаются, а «извлекаются», «порождаются» и «осмысливаются», а умения «конструируются» в образовательной деятельности студентов.

        На наш взгляд, можно выделить следующие закономерные тенденции в развитии современной системы образования, в том числе в сфере адаптивной физической культуры: интеграцию образования с профессиональной деятельностью; диалог ментальностей, диалог культур в социальной сфере (социальная гигиена, психотерапия); гуманизацию предметного содержания стандартов образования и гуманитаризацию образовательных технологий; ориентацию на личностно-развивающие технологии; укрепление физического и духовного здоровья; педагогизацию всей сферы социальной жизни. Ограничимся кратким изложением лишь некоторых изменений духовно-культурных функций физического воспитания, которые необходимо учитывать в профессиональном образовании студентов - реабилитологов.

  1. Гуманизация образования. Отметим здесь три тенденции. Во-первых, усиление интегративных тенденций, способствующих установлению все более тесных связей между общественными, естественными и техническими науками. Во-вторых, рост воздействия на естествознание идей и методологии гуманитарных наук (проникновение ценностей, стандартов гуманитарного познания в структуру естественно - научной деятельности). Это- “гуманитарный архетип” культуры. В-третьих, увеличение целенаправленного воздействия образование на самосознание, саморегуляцию деятельности и духовно-творческий потенциал человека. Для того, чтобы образование реально выполняло роль социального регулятора, оно должно быть обращено к личности, формировать культуру человеческой телесности (где “здоровый дух” выступает духовным фундаментом телесного здоровья), систему ценностных ориентаций и нравственных принципов. Без поворота концепции физической культуры лицом к человеку не может идти и речи о подлинном движении вперед. Гуманизация образования, отвечая потребности расширения социокультурного  пространства личности, обращаясь к “миру человека” (мотивационно - ценностная сфера, психофизические, психосоматические и интеллектуальные способности), представляет собой инструмент, призванный обеспечить гармоническое единство трех “ипостасей”- информированности (усвоение необходимого объема знаний), физического потенциала (двигательные кондиции и психомоторные способности), интеллектуальных и духовных качеств.
  2. Расширение и централизация целей адаптационной физической культуры. Основной глобальной целью современного образования является усвоение студентом социального опыта (в котором знания, умения и навыки являются лишь условием и средством любой его деятельности). Личность не усваивает культуру общества в целом – она осваивает лишь то, что связано с ее непосредственной деятельностью. “Уметь проблемно мыслить”, решать задачи по реабилитации детей с отклонениями в развитии – значит ориентироваться в психодидактике и психотерапии. Необходимо поставить цель в соответствии с условиями и требованиями задачи (диагностика, коррекция, реабилитация, адаптация), выработать средства ее решения и, наконец, достигнуть цели личности (реализуют функции человека) и цели решаемой задачи (реализуют функции средства деятельности). Таким образом, формирование человека  “профессионально обработанного” по существу связано с расширением и субординацией его целей и смыслов деятельности, возрастанием творческих элементов этой деятельности, интеллектуальным и физическим развитием.
  3. Интеграция образования с профессиональной деятельностью. Известно, что студент становится личностью в меру овладения им содержанием социально-культурного опыта. Последний представляет собой совокупность методов, средств и способов профессиональной деятельности, созданных в процессе общественно-исторической практики для воспроизводства и развития общества и способных стать достоянием личности. Речь идет, в сущности, о полноценном освоении всей человеческой  практики на интеллектуальном, физическом и операционно - тнхнологическом уровнях. Таким образом, обнаруживается закономерная тенденция сращивания образования с профессиональной деятельностью. Указанная тенденция проявляет себя как в развитии содержания образования (расширение целей, средств и результатов освоения социального опыта), так и в обогащении содержания деятельности (расширение степени участия человека в общественной практике) – процесса глубоко взаимосвязанных, взаимодетермированных.
  4. Личностная ориентация в сфере образования. Личность является, как известно, не только продуктом культуры, но и источником и основным фактором развития общества и самой себя. В процессе физического воспитания человек не только “образовывается” ( приобретает крепкое здоровье, телосложение, физические качества), но и сам “образует мир” – изначально самоопределяется, создает свое понимание, видение мира, проектирует и строит собственную профессиональную деятельность. Личностное измерение – доминирующее в модернизации образования. Необходимо научить человека рефлексивно - творчески работать с собственным сознанием, выделять способы и технологию реабилитационных действий в особый предмет рефлексивно – системного анализа и синтеза, разрабатывать персональные психомоторные семиотики (языки движений, языки тела, средства и методы физической реабилитации).
  5. Расширение коммуникации в сфере адаптивной педагогики. Отмеченная тенденция осуществляется, во-первых, благодаря реабилитации способов материального воплощения социокультурной информации (вербального, пластического, аудиовизуального); во-вторых, на основе человеческих интеракций, способов приобщения личности к достижениям культуры (спортивный праздник, соревнование, игра); в-третьих, с помощью технических средств фиксации и передачи социальной информации (печатный станок, телевидение, кинематограф, компьютер). Для расширенного воспроизводства знаний в данной сфере существуют каналы как моментальной доставки тиражированной педагогической информации (это является условием массового приобщения к ценностям культуры в размерах социума), так и формы консервации информации, которые создают предпосылки для передачи «золотого фонда" адаптивной физической культуры от поколения к поколению (в рамках культуронаследия).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физическая культура.

Использование АФК в спец.коррекционных школах....

Конспект открытого урока по адаптивной физической культуре

Конспект урока для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по теме: паралимпийский вид спорта бочча...

"Адаптивная физическая культура в учебном процессе школьника с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"

В статье приведены формы организации адаптивной физической культуры в режиме учебного процесса школьников с умственной отсталостью. Определено место физкультминуток, физпауз, подвижной игры для снятия...

«Адаптивная физическая культура для детей школьного возраста с остеохондрозом позвоночника».

«Адаптивная физическая культура для  детей школьного возраста с остеохондрозом позвоночника»....

Адаптивная физическая культура в коррекционной школе VIII вида.

Предлагаю использовать составленное мною календарно-тематическое планирование (2011 г.) по адаптивной физ-ре, в качестве третьего часа уроков  физической культуры. Материал представлен для 5 клас...

Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура

1.Аннотация     В настоящее время все человечество испытывает огромную гиподинамию. Стал  привычным сидячий образ жизни. Появились новые  болезни у молодых людей. Стала п...