Здоровьесберегающие технологии обучения на логопедических занятиях с младшими школьниками
статья на тему
В статье представлены технологии здоровьесбережения, используемые на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии обучения
на логопедических занятиях для младших школьников
Состояние соматического, психоневрологического и психического здоровья детей является одной из проблем современного общества. Результат отклоняющегося здоровья – возрастающее количество школьников, имеющих трудности в обучении.
Дети с проблемами здоровья отличаются сниженной работоспособностью, плаксивостью, повышенной тревожностью, неуверенностью в своих силах, неспособностью самостоятельно справляться со школьными трудностями. Длительное пребывание в режиме психо-эмоционального перенапряжения приводит к увеличению соматических заболеваний, замедлению темпов психического развития, потере познавательного интереса и мотивации к учению.
В связи с этим возникла необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий в учебный процесс, в том числе и на логопедических занятиях для обучающихся, имеющих нарушения речи, препятствующие усвоению общеобразовательной программы.
Коррекционная работа строится с учетом следующих требований к сберегающим здоровье технологиям обучения, которые выдвигает современная педагогика и психология:
1. Обеспечение мотивации. Для этого необходимо создать эмоциональный комфорт, ситуацию успеха, учитывать особенности и темп развития каждого ученика. Также постараться оказывать помощь не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих на правильное решение. Логопедическое занятие должно содержать игровой момент, который увлекает детей, снимает напряжение и усталость, в то же время требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, речевой и мыслительной деятельности. Повышению мотивации и эмоционального вовлечения в учебный процесс способствует работа в парах, задания типа «Я – учитель», игры-соревнования. Таким образом, обеспечивается естественное повышение работоспособности, эффективности работы мозга, которое не идет в ущерб здоровью.
2. Построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций. В коррекционной работе для интериоризации формируемого навыка сложность заданий должна меняться по трем основным параметрам:
1) от совместных действий к самостоятельным;
2) от действия по внешней программе к действию по внутренней;
3) от развернутого поэлементного выполнения и контроля действий к их свернутым формам.
Примером такой работы может быть письмо предложений с предварительно составленным планом написания. На первых этапах дети чертят схему, в которой каждое слово показывается чертой, обозначаются орфограммы (заглавная буква, безударные гласные, мягкие знаки, орфограммы типа ЖИ-ШИ, точка и т.п.). Далее внешняя схема заменяется предварительным проговариванием орфограмм в каждом слове, и наконец, ученики могут писать предложения под диктовку самостоятельно.
3. Учет системного строения высших психических функций. Письмо и чтение являются функциональными системами, в которые входят многие компоненты: слуховое, зрительное, кинестетическое восприятие, память, внимание, зрительно-моторные координации, пространственные представления, зрелость серийной организации движений, программирования и контроля произвольных действий, возможности поддержания рабочего состояния. Чем больше нарушено компонентов, тем в большей степени страдает функциональная система. Поэтому для успешной коррекционной работы, для получения положительной динамики необходимо воздействовать на причину нарушений, а не устранять последствия. Так, если ребенок на письме допускает зеркальные ошибки, необходимо развивать пространственные представления; если в работах многочисленные пропуски букв, орфографические ошибки, следует воздействовать на процессы регуляции и контроля. Нарастание ошибок к концу работы говорит о слабости нейродинамических процессов. В данном случае необходимо не исправлять ошибки, а предлагать упражнения, направленные на поддержание работоспособного состояния.
4. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов энергозатратной активной работы и расслабления во время занятия необходимы во избежание переутомления детей. В начале занятия для того, чтобы обучающиеся могли настроиться на рабочий лад, можно провести упражнения на релаксацию, далее по теме занятия подбираются игры с мячом, физпаузы. Также эффективны для восстановления работоспособности, притока кислорода к головному мозгу различные виды массажа.
5. Осознание успешности обучения. В процессе занятий и особенно тогда, когда есть проблемы, каждому ребенку необходимы поддержка, одобрение, которые позволят понять, что он действует правильно, дадут уверенность в том, что неудача преодолима. Замечания, укоры, наказания могут создать иллюзию позитивного изменения ситуации, но у большинства детей вызывает обиду, тревогу, боязнь неудачи, что порождает новые проблемы. Поэтому рекомендуется чаще хвалить, вселять надежду, тем самым способствовать повышению мотивации.
Внедрение здоровье сберегающих технологий в коррекционную работу позволяет достичь положительной динамики в коррекции нарушений речи обучающихся, создать базу для успешного обучения в школе.
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М., 1998.
2. Безруких М. М. Обучение письму.- Екатеринбург, 2009.
3. Емельянова Е.Н. Школьная неуспеваемость. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-365960-1389633444.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения
Применение работе здоровьесберегающих технологий помогает организовать коррекционный процесс с учетом интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/06/picture-515691-1696580977.jpg)
Комплексное логопедическое занятие для младших школьников
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯВ игровой форме проверить знания учащихся, посещающих логопедические занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/31/picture-369965-1433078711.jpg)
Логопедическое занятие для младших школьников по теме "Гласные звуки первого ряда.Закрепление. Домашние животные"
Логопедическое занятие. 1 класс. НВОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-289870-1378273522.jpg)
Фольклор как средство расширения социокультурного опыта на логопедических занятиях с младшими школьниками
Приоритетной задачей учителя, особенно логопеда, является задача привить при помощи русского фольклора ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-добром...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-823916-1475411040.jpg)
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.
Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логоп...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-89262-1351439301.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-382138-1641556085.jpg)
«Формирование читательской грамотности на логопедических занятиях с младшими школьниками»
quot;Педагогическаяя мастерская" для учителей начальныхклассов....