«Формирование читательской грамотности на логопедических занятиях с младшими школьниками»
методическая разработка

Мусс Мария Александровна

"Педагогическаяя мастерская" для учителей начальныхклассов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности

на логопедических занятиях с младшими школьниками.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Сегодня над нами доминирует телевидение, компьютеры, телефоны, видеоигры, блогерство, дети теряют интерес к чтению. И встает противоречие – с одной стороны, мы живем в этом современном мире и должны соответствовать всем тенденциям развития, перерабатывать невероятный объём информации, с другой стороны, наши дети, да и мы сами, мало читают, не обладают читательской грамотностью. Речь становиться скудной, пустой, неоформленной, безграмотной. Следовательно, одна из главных задач начального обучения – научить детей чтению  - осознанному, выразительному, беглому.

 Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  

В свою очередь,  читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формированию грамотной устной и письменной речи у школьников с ОВЗ, а это является одним из составляющих развития читательской грамотности, препятствуют такие факторы:

  • Дефекты произношения;
  • Недостаточное развитие мелкой моторики, координации в пространстве, временной ориентировке;
  • Недостаточное развитие способности к переключению;
  • Неустойчивое внимание, снижение слуховой, зрительной памяти, слабо развито словесно-логическое мышление;
  • Понижена познавательная активность, слабо проявляются волевые усилия для преодоления трудностей в учебной деятельности  и другое.

Выше перечисленные  нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Следовательно, дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении. Нет понимания смысла текста, значит, ребенок не может взять нужную информацию по тексу (напр. – выделить проблему, главную мысль и т.д.), затруднения выливаются и в кратком пересказе самого текста. Не говоря о низкой скорости чтения.

В рамках логопедической работы формирование читательской грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности применять эти речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.

Особенности   формирования читательской грамотности:

  • Формирование навыка чтения:
  • умение правильно прочитывать слова;
  • понимать смысл текста;
  • выразительно читать;
  • Овладение техникой чтения.
  • Формирование читательских интересов.

Для формирования читательской грамотности, улучшения навыка чтения, стимуляции к познавательной, учебной активности  могут стать полезными и продуктивными в работе учителей и родителей с детьми, как в классе, так и индивидуально задания и упражнения, применяемые мной в логопедической практике(см. приложение).

Применяя  в работе данные приёмы и упражнения,  можно отметить  положительную динамику:

  • учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивает активное слушание;
  • повышается самооценка.

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности младших школьников.

Подготовила:

Учитель-логопед МБОУ «НОШ№7»

Мусс М.А.

Приложение

Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

 АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Прочитай слова без лишнего слога

пефонал      карерандаш       альцыбом          ручщока        портрыфель         косдятюм    

брюлаки     плавытье           футсыболка       юблика         сажипоги              туфдули

Прочитай слова без лишнего слога

брюлаки     плавытье           футсыболка       юблика         сажипоги              туфдули

тапчуки      ботинрыки        сандапели          метцыро        автомобус            трамрявай  

В каждой строчке найди 5 слов

ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

В каждой строчке найди 5 слов

ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц

итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео        лушкяга        змлнеякиа      

фрноаь       сзтекроа        пиодмор

сзакка        уебинчк         пдосонулх    

Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

кхнуя        склоьуса        сжнниека

птальо        иукгшри       бдлеуьзор    

пгоири       пкудоша       согеивнк

Прочитай слова, вернув буквы А на место.

слт          сткн        звтрк     крн        бнн          срфн      

квдрт      ткнь        бгж       тркн      крндш       крмн  

прд         брбн       мскрд     флг       хлт            мрт      

Прочитай слова, вернув буквы А на место.

пргрф      зкз       срй         клсс       крнвл       плн  

пнм        брн        шлш      згдк        пст           кнт      

стрт        срнч      тхт         плт        скзк         тлнт        

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T.

Один костёр  - весь мир согревает. ( Солнце)

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S.

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й.

С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)

Прочитай поговорку правильно:

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. 

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

Прочитай поговорку правильно:

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

Не руби лук, на котором сидишь.

мосКос

 кеРаты  таюлет  в  москос.  Я  чоху  теполеть  к  зёвдамз  и  назуть:  мат  дюли  лии  тен.

чаМет

ыМ  с  лоКей  милюб  троисть  букики  и  течмать: но – о  роме,  я  -  о  бене.  нО  дубет  корямом,  а  я  комлётчи.

Скворец.

В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.

Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял.

Кот Васька.

Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и  ==== с дерева.

Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул.

Чайки.

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и  Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

Вопросы  для контроля:                                                                  

  • Что умеют животные?                                                                          
  • Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку,     морякам сулит….»                                                                                      
  • Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?                

https://img-gorod.ru/26/995/2699572_4.jpg

 

Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов.

https://img-gorod.ru/26/995/2699572_4.jpg

НАЙДИ И ПРОЧИТАЙ 6 СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ С БУКВЫ А

 АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Прочитай слова, вернув буквы А на место.

пргрф      зкз       срй         клсс       крнвл       плн  

пнм        брн        шлш      згдк        пст           кнт      

стрт        срнч      тхт         плт        скзк         тлнт        

Прочитай слова без лишнего слога

пефонал        карерандаш         альцыбом          

ручщока        портрыфель        косдятюм    

брюлаки        плавытье             футсыболка      

юблика          сажипоги             туфдули

 

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T.

https://img-gorod.ru/26/995/2699572_4.jpg

НАЙДИ И ПРОЧИТАЙ 6 СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ С БУКВЫ А

 АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Прочитай слова, вернув буквы А на место.

пргрф      зкз       срй         клсс       крнвл       плн  

пнм        брн        шлш      згдк        пст           кнт      

стрт        срнч      тхт         плт        скзк         тлнт        

Прочитай слова без лишнего слога

пефонал        карерандаш         альцыбом          

ручщока        портрыфель        косдятюм    

брюлаки        плавытье             футсыболка      

юблика          сажипоги             туфдули

 

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T.

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

В каждой строчке найди 5 слов

ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл

Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

Оядлео                Лушкяга               Змлнеякиа

Фрноаь                Сзтекроа              Пиодмор

Сзакка                 Уебинчк               Пдосонулх

Прочитай поговорку правильно:

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Здоровому - грач не нужен.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Без пирога теста не испечёшь.

чаМет

ыМ  с  лоКей  милюб  троисть  букики  и  течмать: но – о  роме,  я  -  о  бене.  нО  дубет  корямом,  а  я  комлётчи.

Кот Васька.

Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и  ==== с дерева.

Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул.

Чайки.

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и  Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

Вопросы  для контроля:                                                                  

  • Что умеют животные?                                                                          
  • Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку,     морякам сулит….»                                                                                      
  • Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?  

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

В каждой строчке найди 5 слов

ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл

Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

Оядлео                Лушкяга               Змлнеякиа

Фрноаь                Сзтекроа              Пиодмор

Сзакка                 Уебинчк               Пдосонулх

Прочитай поговорку правильно:

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Здоровому - грач не нужен.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Без пирога теста не испечёшь.

чаМет

ыМ  с  лоКей  милюб  троисть  букики  и  течмать: но – о  роме,  я  -  о  бене.  нО  дубет  корямом,  а  я  комлётчи.

Кот Васька.

Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и  ==== с дерева.

Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул.

Чайки.

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и  Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

Вопросы  для контроля:                                                                  

  • Что умеют животные?                                                                          
  • Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку,     морякам сулит….»                                                                                      
  • Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное логопедическое занятие для младших школьников

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯВ игровой форме проверить знания учащихся, посещающих логопедические занятия....

Фольклор как средство расширения социокультурного опыта на логопедических занятиях с младшими школьниками

Приоритетной задачей учителя, особенно логопеда, является  задача привить при помощи русского фольклора  ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-добром...

Здоровьесберегающие технологии обучения на логопедических занятиях с младшими школьниками

В статье представлены технологии здоровьесбережения, используемые на коррекционных занятиях  с детьми с нарушениями речи....

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.

Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логоп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Приемы формирования читательской грамотности на внеклассных занятиях.

Приемы формирования читательской грамотности на внеклассных занятиях в 6 классе (на примере повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс")"...