Приемы формирования читательской грамотности на внеклассных занятиях.
методическая разработка по русскому языку

Кирякова Юлия Николаевна

Приемы формирования читательской грамотности на внеклассных занятиях в 6 классе (на примере повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс")"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_proekt_kiryakovoy_yu_n_gr_chg_1_20_pravka_ok.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Государственный социально-гуманитарный университет»

(ГОУ ВО МО «ГСГУ»)

Факультет повышения квалификации и профессиональной

переподготовки

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

по теме:

«Приемы формирования читательской грамотности

на внеклассных занятиях в 6 классе (на примере повести Памелы Трэверс «Мэри Поппинс»)»

 

 

                                              Выполнила: слушательница группы ЧГ 1

                                                                                           Кирякова Ю.Н.

                                                 Проверила: к.ф.н., доцент А.В. Лексина

Коломна 2020г.

                                     Пояснительная записка.

 В условиях современного быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Эти способы овладения знаниями – универсальные учебные действия. При этом УУД должны развиваться и усложняться, без этого процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов.

        Компетентность – способность личности действовать в различных жизненных контекстах. Федеральные государственные стандарты определяют читательскую компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.    При определении «читательской компетентности» видна динамика – от поиска информации к ее интерпретации и далее к творчеству, таким образом, можно определить модель читательской компетентности, характерной чертой которой является устремленность ввысь (как теперь говорят, «акме»).

Две первые ступени данной модели – поиск информации и ее интерпретация – носят преимущественно репродуктивный характер и являются лишь основой для высшей ступени – творчества, требующего ассоциативного, аналогового, эвристического мышления.

   Выделяют следующую структуру читательской компетентности, которая состоит из следующих компонентов:

-Познавательный – знания (степень их обобщения и полноты);

-Операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);

-Ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

   -Формирование читательской компетентности – одно из важнейших направлений в педагогической практике.

     В школе мы изучаем литературу как вид искусства, а ее назначение – воздействовать на душу человека, возвышать, давать нравственную опору, что весьма актуально в наше противоречивое и сложное время.

    Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.

     Восприятие читателем – учеником художественного произведения - сложный творческий процесс, обусловленный жизненным, эстетическим и эмоциональным опытом ученика. Читательские интересы и читательская активность в значительной мере определяют личность человека. 

    Работая в школе, сталкиваемся с целым рядом актуальных проблем:  

- отсутствие интереса к чтению;                                      

- восприятие литературы не как искусства слова, а как скучной учебной дисциплины;                                        

-ощущение негативного влияния мощного информационного потока книжного рынка со случайной низко художественной литературой, а также других средств массовой информации: телевидения, ресурсов сети Интернет.

     

.

     Без сомнения, способность ориентироваться в современной русской литературе, сформированные на высоком уровне читательские компетенции помогут учащимся уместно и логично привести аргументы во время написания сочинения  при сдаче экзамена по русскому языку.  

     Цель – оказание помощи в повышении читательской компетентности участников образовательного процесса, понимаемой как совокупность универсальных учебных действий, позволяющих школьнику отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Задачи:

  1. Выявить оптимальные методы и приёмы, способствующие формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией,
  2. Формировать навыки осознанного чтения через технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.
  3. Оказать помощь в формировании  потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности.

           Приёмы формирования читательской грамотности

Представление о читательской грамотности  как об одном из планируемых результатов  среднего образования  ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем, основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

В средних классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения 

   Технология критического мышления

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

  • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.        Прием – «Аудиовизуализация».

 Использование аудиовизуальных средств на уроках  обусловлено  целым рядом причин, главные из которых - разный уровень развития читательских способностей учащихся и особость такого вида деятельности, как чтение, через которое реализуются эти способности. психологическому механизму обрастания образов искусства личностными ассоциациями происходит включение читателя в мир художественного произведения. Кроме того, отсутствие конкретизации литературных образов у школьника создаёт опасность неполноты, неточности восприятия авторской позиции. Благодаря психологическому механизму обрастания образов искусства личностными ассоциациями происходит включение читателя в мир художественного произведения.  Идеи, чувства, образы чужой жизни проецируются в собственную судьбу, читатель начинает ощущать себя свидетелем и участником событий книги, оценка происходящего на её страницах становится личностной. Для воздействия искусства недостаточно понять отвлечённо логические значения слов-понятий. Эмоции и воображение питаются конкретными образами, оживающими в сознании читателя.

  • Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на

этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

        Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии  объяснения нового

материала, так и на стадии закрепления. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  • Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать работу  школьников,

помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

  • Приём «Уголки» можно использовать на уроках внеклассного чтения          при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

        Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                    

  • Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети

самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

  • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

  • Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся  различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

   Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:

Тип

противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

-  Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

-  «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

- Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

        Для  создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

   Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

   Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства  эмоционального и рационального в обучении.  Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок  игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся  хорошее настроение, облегчает процесс преодоления  трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и

творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

  • «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения,

класс отгадывает.

  • «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой

«нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.  

  • «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем

каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

  Информационно-коммуникационная технология

В рамках работы по формированию читательской грамотности  эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и  энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так  как большая доля информации для детей в этом  возрасте усваивается  с помощью зрительной  памяти,  и воздействие на неё  очень важно в  обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).

 

   Здоровьесберегающая  технология

Неотъемлемой частью работы учителя является применение  здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением  гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов  деятельности  на  уроке, позволяющие преодолеть  усталость,  уныние,  неудовлетворительность.

   Личностно-ориентированная технология

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

        Особенностями этой технологии являются:

  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику  проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход,  позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений (читательской грамотности).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

        В данном проекте представлена разработка уроков внеклассного чтения по повести Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». В работе приведены примеры второго и третьего урока из планируемого цикла занятий, когда обучающиеся уже ознакомлены с текстом произведения и биографией писательницы.  Ниже приведены одни из самых эффективных приёмов работы с текстом.

        Обучающимся 6 класса предлагается выполнить задания по отрывку из повести, а также по содержанию всего прочитанного текста (см.приложения).        Представленные приёмы также могут быть полезны при работе на уроках литературы и родной литературы.

         Перед анализом отрывка из повести ученикам   предлагается прослушать песню и создать в своем воображении образ идеальной няни Мэри Поппинс (прием аудиовизуализации).

                                         «Аудиовизуализация»          
Цель: создание эмоционального настроя, развитие воображения и творческого мышления обучающихся.
Пример.  Учитель просит обучающихся прослушать песню и создать в своем воображении образ Мэри Поппинс.

Формируемые умения. Данный приём позволяет ученикам создать в воображении конкретный образ.

«Работа со словарем»

Цель: актуализация и открытие знаний , имеющих отношение к изучаемой теме. На этом этапе работы с текстом идёт изучение новой  информации.

Пример. Учитель дает объяснение непонятных слов и выражений (банк лопнул, сити, флюгер, адмирал и др.)

Формируемые умения. Подобная работа позволяет обучающим получить новые знания и лучше понять смысл текста., развивает речь учащихся.

«Письмо с дырками»

Цель: Умение извлечь информацию из текста, понять текст.

Пример. Учитель предлагает ученикам поработать с перфорированным отрывком из текста и вставить нужные слова.

Формируемые умения. Такой приём позволяет читателю лучше усвоить информацию, понять смысл прочитанного.

«Верно или неверно»

Цель: актуализация читательского опыта.

Пример. Учитель предлагает ученикам заполнить таблицу, в которой даны утверждения из текста. Одни из этих утверждений соответствуют информации теста, другие не соответствуют. Нужно указать, какие утверждения согласно тексту верны или неверны. Нужно также объяснить, почему ученик отметил утверждение как неверное(на примере из текста).

Формируемые умения. Этот приём позволяет оценить читательские умения учащихся, проверить, насколько вдумчиво и внимательно ученик прочитал текст, а также способность понимания прочитанного.

 «Работа с текстом»
Цель: умение находить в тексте художественные средства языка.

Пример. Учитель предлагает найти в тексте олицетворения и эпитеты, объяснить их роль в произведении.

Формируемые умения. Данный приём позволяет закрепить знания по теории литературы, способствует развитию речи учащихся.

«Викторина»

Цель: закрепить пройденный материал, развивать речевую коммуникацию.

Пример. Учитель предлагает работу в группах. Ученики объединяются в группы и проводят дружеское соревнование.

Формируемые умения. Этот приём развивает речь учащихся, формирует коммуникативные умения, умения работать в группе

«Творческое задание»

Цель:  актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Пример. Учащимся предлагается написать сочинение «Один день с Мэри Поппинс».

Формируемые умения: Умение расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении.

Текст для работы на уроке.

Отрывок из повести «Мэри Поппинс»

Мэри Поппинс сняла пальто и повесила его на крючок у двери спальни. Затем она сняла шляпу и аккуратно поместила ее на спинку кровати. Дети наблюдали за этой знакомой процедурой. Все было точь-в-точь как всегда. Просто не верилось, что она куда-то пропадала. Вот Мэри Поппинс наклонилась и открыла ковровую сумку. Сумка была совершенно пуста, если не считать большого термометра.

  • Это для чего? – с любопытством спросила Джейн.
  • Для тебя! – сказала Мэри Поппинс.
  • Я уже не больна! – возмутилась Джейн. – У меня корь прошла давно.
  • Открывай! – сказала Мэри Поппинс таким голосом, что Джейн немедленно закрыла глаза и открыла рот. И градусник немедленно скользнул туда. – Я хочу знать, как ты вела себя в мое отсутствие, - строго сказала Мэри Поппинс.

Она вытащила градусник и поднесла его к свету.

  • Легкомысленная и неаккуратная, - прочитала она.

Джейн широко открыла глаза.

  • А я ничуть не удивлена! – сказала Мэри Поппинс и поставила градусник Майклу.
  • Большой шалун и озорник!
  • Неправда! – сказал Майкл сердито.

Мэри Поппинс вместо ответа сунула ему градусник под самый нос, и он прочел по складам:

  • Боль-шой ша
  • Видишь? – торжествующе поглядела на него Мэри Поппинс.

…Ребятам показалось, что не прошло и минуты, а они уже выпили молоко, съели по куску кокосового торта и выкупались. Как обычно, все, что делала Мэри Поппинс, совершалось со скоростью света. Крючки и петли разлетались сами, пуговицы торопились расстегнуться, мыло и губка носились молниеносно, полотенце вытирало в один взмах.

Мэри Поппинс прошлась между кроватями. Ее накрахмаленный белый передник похрустывал, от нее чудесно пахло поджаренными гренками.

Подойдя к кроватке Майкла, она наклонилась и пошарила под ней. Через минуту она осторожно вытащила оттуда свою раскладушку, на которой аккуратными стопками было сложено все имущество Мэри: кусок туалетного мыла, зубная щетка, пакетик шпилек, флакон одеколона, складной стул и коробочка пастилок от кашля. Затем последовали семь ночных рубашек, туфли, халаты, две купальные шапочки и альбом с открытками.

Джейн с Майклом подскочили в своих кроватях.

  • Откуда же все это взялось? – не утерпел Майкл. – Я, наверное, сто раз лазил под кровать, и я знаю, что там ничего не было!

Мэри Поппинс ничего не ответила. Она начала готовиться ко сну.

                                                 Заключение.

Курс «Читательская грамотность» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения обучающихся. Важно научить школьников учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

        Учащиеся должны освоить приёмы поиска  нужной информации, овладеть алгоритмами   основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

     1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к    чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
    2)
метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные  источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
    3)
предметные результаты -  уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

При использовании на уроках  указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Показатели уровня сформированности читательских умений

 школьников

Аналитические умения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.

При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

         

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. –  2007. – №4.

2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.

3. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.

4. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.

5. Селевко. Г.К.  Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4.

6. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Оспипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007

         

ПРИЛОЖЕНИЕ

Разработка урока внеклассного чтения.

Тема: П.Трэверс «Мэри Поппинс»

Цели:

- Познакомить учащихся с произведением П. Трэверс «Мэри Поппинс».

-  Развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;

- Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.

Подготовительная работа:

- прочтение повести, заполнение читательских дневников, знакомство с биографией писательницы.

Оборудование:

  • Текст повести
  • карточки
  • словари
  • Презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы встретим гостей – автора нового произведения и его героев. А гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Начинаем урок. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Чудеса в нашей жизни").

– О чем повествует прочитанное нами произведение? (Ответы обучающихся.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Мэри Поппинс”).

- Кто его автор? (Памела Трэверс).

  1. К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть и выполнили работу в читательчких дневниках.
  2. - Какие жизненные уроки в повести вы увидели и усвоили?

Ответы учащихся («Уроки» дети записали в тетрадь).

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. - Прочитайте имя автора,  с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

Памела Линдон Трэверс..

Сообщение учащегося. 

Памела Линдон Трэверс (наст.имя Хелен Линдон Гофф)
(09.08.1899 (по другим данным, она родилась в 1906г.) - 23.04.1996)

Знаменитая английская писательница, вошедшая в число классиков мировой литературы, благодаря серии детских книг о Мэри Поппинс. В своей жизни отличалась тем, что старалась не афишировать факты своей личной жизни, в том числе и своё австралийское происхождение. «Если вас интересуют факты моей биографии, — однажды сказала Трэверс, — то история моей жизни содержится в „Мэри Поппинс“ и других моих книгах». В 1977-м году ей было присуждено звание Офицера Ордена Британской империи.

Произведения: «Мэри Поппинс» (1934)

IV.    Работа над новым произведением.

  1. – Кто является главными действующими лицами повести? (ответы учащихся)

- Послушайте песню про Мэри Поппинс и создайте в своем воображении образ идеальной няни.

Звучит песня «Леди Совершенство»

- Работая над повестью, мы определим, можно ли считать обычные вещи, происходящие с героями, чудесными. Почему?

-  Посмотрите, как автор характеризует героев. Какие они?

 (Ответы обучающихся)

 - Сейчас мы вдумчиво прочитаем отрывок из текста, но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений из прочитанного произведения.

(работа с непонятными словами и выражениями из текста)

  1. - Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.

Чтение текста учащимися. ответы.

  1. – Для лучшего усвоения и понимания текста выполним работу «Письмо с дырками»

 (На столах обучающихся лежат подготовленные карточки для выполнения задания, учащиеся приступают к работе)  

  1. – А теперь я предлагаю вам поработать редакторами и определить, какая информация в тексте верна, а какая неверна.

(На столах лежат подготовленные карточки для работы с приемом «Верно или неверно»)

  1. – Какие художественные средства мы можем найти в нашем отрывке из текста? Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете? (ответы учащихся)

(работа с текстом)

  1. – Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.

Физминутка для глаз.

  1. - Ребята, что делает этот текст более интересным?   (ответы учащихся)

V.   Рефлексия. Подведение итогов.

  1. - Вернёмся к теме, над которой мы работаем. («Чудеса в нашей жизни»)

Высказывания учащихся.

- А возможны ли такие чудесные вещи в нашей с вами жизни? Почему? (Ответы обучающихся)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что чудеса могут происходить не только в сказках, но и в обычной жизни. Стоит только посмотреть на некоторые вещи по-другому.

  1. – Подводя итог нашему разговору, проведем викторину по повести. Работать будете в группах.

Ученики делятся на группы и участвуют в викторине.

VI.   Оценка работы класса.

Учитель оценивает работу класса, выделяя наиболее яркие и удачные моменты.

VII.   Домашнее задание.

- перечитать повесть и написать сочинение «Один день с Мэри Поппинс».

         

.

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»

Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...

Приемы формирования читательской грамотности

Читательская грамотность – способность ученика понимать и использовать тексты, размышлять и заниматься чтением  для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и ...

Приемы формирования читательской грамотности

масер-класс по развитию функциональной грамотности...

Приемы формирования читательской грамотности

Копилка приёмов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса Словосочетание «читательская     грамотность» появилось...