Приемы формирования читательской грамотности
презентация к уроку

Кипкеева Римма Энверовна

масер-класс по развитию функциональной грамотности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования читательской грамотности

Слайд 2

Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов. Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.

Слайд 3

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности . Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .

Слайд 4

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 5

Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Слайд 6

Синквейн Иван Васильевич Молодой, красивый Любит, восхищается, мечтает Сцена после бала поражает Разочарование

Слайд 7

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Рассказ Назови участников Опиши поступок главного героя... Что такое жизненные ценности ? Это ( способность, умение… ) Приведи примеры предложений , подтверждающие твою мысль 1. 2. 3. Сделай вывод: главная мысль заключается в том, что...

Слайд 8

Приём «Письмо с дырками (пробелами)» На мой взгляд, жизненные ценности - это (способность, умение человека)…. Что же в жизни по-настоящему важно?……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами. Обратимся к тексту Г.Скребицкого, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Главный герой (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ………………………………. Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о………………………………… Подводя итог к сказанному, можно отметить, что по-настоящему важно….

Слайд 9

Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.

Слайд 10

Приём «Лови ошибку» Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Слайд 11

Приём «Логическая цепочка» Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — "Старик Державин нас заметил…" — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.

Слайд 12

Приём «Кластер»

Слайд 13

Приём ««Тонкий» и «Толстый» вопрос» Тонкие вопросы • кто... • что... • когда... • может... • будет... • мог ли... • как звали... • было ли... • согласны ли вы... • верно... Толстые вопросы • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если. ..

Слайд 14

Приём «Словарики» Этот приём помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

Слайд 15

Видеть, слышать, чувствовать текст; Пополнять речевую память учащегося; Обогащать словарный запас; Продуктивно усваивать учебный материал; Прививать эстетический вкус; Формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»

Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...

Приемы формирования читательской грамотности

Читательская грамотность – способность ученика понимать и использовать тексты, размышлять и заниматься чтением  для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...