Приемы формирования читательской грамотности
методическая разработка (8 класс)

Курносова Лариса Владимировна

Читательская грамотность – способность ученика понимать и использовать тексты, размышлять и заниматься чтением  для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста) и использование информации прочитанного. При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация и интеграция текста, оценка формы и содержания и использование информации из текста. Таким образом, именно работа с текстом является основным способом  формирования читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Приемы формирования читательской грамотности.

Слайд 1: Приемы формирования читательской грамотности.

Читательская грамотность – способность ученика понимать и использовать тексты, размышлять и заниматься чтением  для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста) и использование информации прочитанного. При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация и интеграция текста, оценка формы и содержания и использование информации из текста. Таким образом, именно работа с текстом является основным способом  формирования читательской грамотности.

Слайд 2: ТРКМ как основа формирования читательской грамотности.  Три этапа: вызов – осмысление содержания – рефлексия.

В основе работы над развитием читательской грамотности лежит технология развития критического мышления. Данная технология предполагает использование на уроках трех этапов (стадий): стадии  вызова,  смысловой стадии и стадии рефлексии.  На этом этапе идет активная самостоятельная работа. Наиболее популярным является прием «Инсерт».

Слайд 3.  I- (интерактивная). N – (познавательная). S – (система). E – (для эффективного)   R –( чтения и)   T – (размышления).

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. На всех школьных предметах  без исключения проводится работа с текстом, гуманитарного или технического цикла,  так как текст является основной учебно-методической единицей образования. Этот прием технологии критического мышления используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.  Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его.

Слайд 4:  Инсерт – технология эффективного чтения с пометками.

V - эта информация уже известна

 +  новые факты для меня

 - у меня было другое представление, я думал по-другому

?  в этом материале есть что-то непонятное, нужны объяснения, уточнения.

После прочтения заполняется таблица, где значки станут ее заголовками. Учащиеся распределяют информацию по категориям.  Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту. Что обеспечивает вдумчивое чтение. Условные помогают читать более внимательно, превращая чтение в увлекательное путешествие. Становятся помощниками при запоминании материала.  Необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Слайд 5.  Таблица.

Слайд 6.  Цель использования приема:

Прием «Инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старых знаний к новым; обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

Сейчас я проведу фрагмент урока с  использованием приема «Инсерт». Прошу вас поработать творчески, проявить активность, не стесняться высказывать свое мнение. Прочитайте  текст.   1 группа: Что общего у невесты и ведьмы?  2 группа: Взрыв мозга для иностранцев.

Для того чтобы нам применить прием «Инсерт», нужно создать систему маркировки текста. (Слайд № 4). Читаем текст и помечаем соответствующими знаками отдельные слова, предложения. Можете оставлять свои комментарии по ходу чтения.  

Работа с текстом. Заполнение таблицы.  ( Понятия и термины,  которые известны. Новое, что стало известно из текста. Отмечаются противоречия, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.  Перечисляются непонятные моменты, то, что требует уточнения, или возникшие вопросы по мере прочтения текста).

                        Русский язык – взрыв мозга для иностранцев.  (1 группа)

Ах, этот трудный язык, ставящий порой в тупик  иностранцев!  «И дико мне-иди ко мне; покалечилась – пока лечилась; мы женаты – мы же на  ты; несуразные вещи – несу  разные вещи; надо ждать – надо ж дать;  ему же надо будет – ему жена добудет…»

Русский алфавит странный сам по себе.  Некоторые  буквы в  нем точно  такие  же, как в латинском,  а вот другие выглядят так же, но звучат иначе.  А «ъ» и «ь» не имеют звуков, зачем они вообще нужны?

У русских существительных  есть «одушевленность».  Это значит, что некоторые одушевленные считаются более живыми, чем неодушевленные. Например, «мертвец» считается одушевленным в сравнении с той же реалией действительности, обозначенной словом «труп».

А как растолковать иностранцу, о чем идет речь: «За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой бабы с косой?»

Глагол «быть» не используется в настоящем времени, а в будущем и прошедшем  используется.  А как  же « я есть»?

Порядок слов считается свободным, но то не значит, что вы можете ставить слова как хотите.  «Ты мне очень нужен – очень ты мне нужен».

Ох, уж этот русский язык!

                                                 Что общего у невесты и ведьмы?  (2 группа)

Кто бы мог подумать, что такое романтическое нежное слово как  «невеста»  состоит в историческом родстве со словом «ведьма»?

Хотя история слова «невеста» не такая уж ясная, но все же многие словари полагают, что связано оно с глаголом  «ведать», то есть «знать».  В былые времена  невесту приводили в дом сваты. Родственники жениха раньше о ней ничего не знали, не ведали.  Неведомая незнакомка, невесть кто и невесть откуда – вот кто такая невеста.

А с ведьмой что общего? Оказывается,  ведьма  не всегда была злой и страшной представительницей темных сил. По мнению лингвистов, это слово одного корня с глаголом «ведать» - знать, а в древнерусском  языке было еще существительное «ведь» - «знание».

Поначалу ведьмами называли знахарок, ведуний, умеющих лечить. Значение «колдунья», «злая безобразная женщина» у слова появилось позднее.

Взять, к примеру, Бабу Ягу. Ведьма настоящая, а что-то милое в ней все же угадывается.  К тому же ведает многое, знает заговоры, язык птиц и зверей. Поговаривают, есть у нее жених из леса – Леший!

Выступление групп.

Вопросы по окончании обсуждения:

Какие виды деятельности необходимо применять ученику?

Какие мыслительные процессы нужно задействовать?

Какие воспитываются личностные качества?

Слайд 7.  Виды деятельности, мыслительные процессы приема «Инсерт».  (Рисунок)

Вывод:  Прием «Инсерт» способствует развитию мышления, обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Слайд 8.  Преимущества приема «Инсерт».

У школьников:

Развивается информационная грамотность. Повышается интерес к изучению материала. Запускается механизм самообразования и самоорганизации.

Дети учатся:

Ориентироваться самостоятельно  в источниках информации и критически ее оценивать. Распределять материал на главный и второстепенный. Делать выводы и обобщать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы формирования читательской грамотности Курносова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

ТРКМ как основа формирования читательской грамотности Три этапа: - Вызов - Осмысление содержания - Рефлексия

Слайд 3

Инсерт I – interactive (интерактивная) N – nothing ( познавательная) S – system for( система) E – effective ( для эффективного) R – reading and ( чтения и) T – thinking ( размышления)

Слайд 4

Инсерт – технология эффективного чтения с пометками: V - это мне уже известно; + - новые факты для меня; - - у меня было другое представление, я думал по – другому; ? - в этом материале есть что – то непонятное, нужны объяснения, уточнения.

Слайд 5

« V » – знал(а) «+» - новое «-» - вызывает сомнения «?» - толстые и тонкие вопросы

Слайд 6

Цель использования приема : прием « И нсерт » и таблица делают зримым процесс накопления информации, путь от старых знаний к новым, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

Слайд 7

ИНСЕРТ Мыслительная деятельность Психические процессы Творческая деятельность Оценка результата Практическая деятельность Личностные качества

Слайд 8

Преимущества приема « Инсерт ». У школьников: Развивается информационная грамотность; Запускается механизм самообразования и самоорганизации; Повышается интерес к изучаемому материалу; Дети учатся: Ориентироваться в источниках информации и критически её оценивать; Распределять материал на главный и второстепенный; Делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»

Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...

Приемы формирования читательской грамотности

масер-класс по развитию функциональной грамотности...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...