Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях.
статья по теме

Павлова Людмила Владимировна

В этой статье представлено обобщение опыта работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Раскрываются основные этапы работы по формированию сенсорных эталонов цвета, методика работы на каждом этапе.  В методичкской  статье перечислен также педагогический арсеналигрушек и пособий, помогающий детям усвоить эталоны цвета.  Также приводятся игры, помогающие детям усвоить основные цвета на каждом этапе работы. Автор приводит статистику усвоения эталонов цвета у разных групп детей. Результаты работы внушают педагогический оптпмизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Санкт- Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4».

Формирование сенсорных эталонов цвета

у детей с ОВЗ

на логопедических занятиях.

 Методическая разработка.

Логопед Павлова

Людмила Владимировна.


Формирование сенсорных эталонов цвета

у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

на логопедических занятиях.

   Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира. Сенсорное воспитание является основой для умственного развития ребенка.

   Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны), с помощью которых можно сравнивать предметы.

   Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

   Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький).

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплён словом, его можно вызвать в представлении ребёнка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово-название.

   Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатке впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", который приводит к задержкам общего развития.

   Сенсорная сфера (ощущения и восприятия) детей с ОВЗ значительно нарушена. Отстает развитие зрительного, слухового и других анализаторов.    Часто встречаются аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие дети не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем.

   Логопедическая работа по обогащению словарного запаса детей не может миновать формирования словаря, относящегося к сенсорным эталонам размера, формы, величины предметов и их цвета.  При этом основная задача логопеда – формирование коммуникативных навыков ребенка, развитие понимания речи и, если это представляется возможным, формирование собственной речи.

   Цвет - один из значимых свойств предмета. Но этот признак более абстрактный и не является определяющим при определении предмета. Этим руководствуются производители игрушек, выпуская игрушки, цвет которых не соответствует действительности. Будет ли зайчик желтым или малиновым, ребенок все равно опознает в нем зайчика.

   Поэтому работа с цветом является более трудной, чем различение формы, размера и величины предметов.  Цвет нельзя выделить практическими действиями, как форму или величину.

   К сенсорным эталонам в области восприятия цвета относят хроматические цвета (красный, оранжевый, жёлтый, синий, зелёный, голубой) и ахроматические (белый, чёрный, оттенки серого).

   Среди хроматических цветов красный, жёлтый, синий - чистые цвета,  все же остальные цвета получаются при смешивании двух красок ( например, зелёный цвет можно получить путём смешивания жёлтой и синей красок).

   Все дети, поступающие в ДДИ в возрасте 4-х лет, не соотносят цвета,  а тем более не знают названий цветов. При этом исследования подтверждают, что у детей с ОВЗ резко снижена цветовая чувствительность.

   Методика последовательности формирования сенсорных эталонов цвета общепринятая, та же, которая применяется для детей раннего возраста. Эта методика основывается на исследованиях психологов Д.Б. Эльконина,

Л.В. Запорожца, А.П. Усовой и Н.Н. Подъякова.

   Основные этапы работы при знакомстве с цветом:

1. Различение по принципу "такой - не такой".

2. Зрительное соотнесение и дифференциация цветов.

3. Закрепление представлений о цвете в слове.

Знакомство с цветом начинают с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего, зеленого.

   Когда дети научатся различать указанные цвета, то переходят к белому, чёрному, оранжевому и фиолетовому.

   Хочу подробнее остановиться на самом начале работы с ребенком, так как он представляется наиболее трудным.

   Работу по формированию сенсорных эталонов цвета начинаю уже в первый год работы с ребенком. Логопедическое заключение у большинства детей на данном этапе следующее: системное недоразвитие речи тяжелой степени.   Перед собой я ставлю следующие задачи:

  • установление с ребенком эмоционально - личностного контакта;
  • стимуляция ориентировочной активности, привлечение внимания ребенка  к предметам и явлениям;
  • совершенствование взгляда ребенка на объекте, формирование «прослеживающего» взгляда;
  • развитие способности узнавать предметы и игрушки;
  • развивать зрительное внимание и зрительную память;
  • различение цветов по принципу: «Такой – не такой».

   Сначала цвета изучаю по одному. Начинаю работу с красного цвета, так как он самый яркий. Затем перехожу к изучению синего цвета. Когда изучены два цвета, обязательно провожу их дифференциацию. Затем изучаю с детьми желтый цвет и провожу его дифференциацию с другими изученными цветами. Зеленый цвет я изучаю последним из основных цветов. Это связано с тем, что дети очень часто путают синий и зеленый цвет и дифференцировать их легче, когда дети уже имеют опыт дифференциации цветов.

  На занятиях максимально использую предметно – практическую деятельность, дидактическую и сюжетно – ролевую игру.

  Многие дети обнаруживают полное отсутствие всякого интереса к решению познавательных задач, равнодушны к занятиям. С целью установления доверительного отношения ребенка к логопеду  и формирования интереса к занятиям, каждое занятие начинаю с игрового или сюрпризного момента.

   Работа на первом этапе иногда представляет из себя, как я говорю,  «Театр одного актера», когда логопед сам задает вопросы и сам же на них отвечает. Ребенок при этом наблюдает, действует совместно с логопедом методом «рука в руке». Но отчаиваться не нужно. Мой опыт работы с детьми ОВЗ говорит о том, что нет такого ребенка, который бы не давал никакого продвижения. Постоянно побуждая ребенка к практическому примериванию, сличению предметов, мы развиваем его мыслительные процессы. Постепенно ребенок становится активнее, начинает действовать самостоятельно, проявляет больше интереса к занятиям.

   В работе на первом этапе я использую задания, основанные на зрительном сближении, то есть примеривании предметов по цвету.

    Для обучения детей с ОВЗ наглядности нужно гораздо больше, чем для нормально развивающихся детей раннего возраста.

 Формировать эталоны цвета на этом этапе мне помогает следующий педагогический арсенал пособий: разноцветные салфетки, коробочки, пирамидки, кубики, посуда, мозаика, разноцветные животные, машинки, мягкие вкладыши. Особенно дети любят дидактических кукол в одежде и обуви основных цветов.

 Помогает формировать сенсорные эталоны цвета также цветные таблички Монтессори, бельевые прищепки четырех основных цветов, цветные палочки.

Приведу примеры игр для изучения отдельных цветов.

   Игра «Прятки».

Перед ребенком лежит салфетка изучаемого цвета. Логопед кладет на нее предметы того же цвета, таким образом «пряча» их, так как предмет сливается с фоном салфетки. Все действия взрослого сопровождаются многократным повторением названия цвета.

   Игра «Построим забор».

Проводится с использованием счетных палочек четырех основных цветов. Ребенку предлагается построить забор из палочек красного цвета. Палочки выкладываются на столе, роль «земли» выполняет длинная деревянная линейка.

  Игра: Посадим красные цветочки».

Проводится с использованием мозаики. Логопед выбирает мозаику красного цвета и втыкает ее в игровое поле: «сажает цветок», побуждая ребенка к совместным действиям.

   Игра «Парные картинки».

 На столе произвольно разложены разноцветные картинки с одинаковым изображением. Предлагается инструкция: «Выбери все красные картинки».

         Игра «Разноцветная коробочка».

В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрослый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарики  и дает установку: «Ты достал не такой шарик», и вынимает из коробочки шарик нужного цвета.

   Игра «Дай кукле все красное».

Логопед предлагает подарить кукле все красные предметы. Совместно со взрослым ребенок выбирает ей подарки.

Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, и  я перехожу к их дифференциации.

 Дифференциация цветов дает мощный толчок формированию сенсорных эталонов цвета. При этом ребенок уже познакомился с основными цветами, иногда – научился выделять их по названию, но еще сам не называет цвета и может путать их названия.

 

Игры для дифференциации цветов.

Игра «Разноцветные домики».

Ребенку предлагается разложить мелкие игрушки в  домики: две коробочки, раскрашенные в основные цвета. Предлагаются следующие инструкции: «Найди такой же по цвету домик» или «В каком домике живет игрушка?»

   Игра « Цветное мороженое».

Логопед предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики такого же цвета) и угостить кукол. При этом ребенок побуждается к произнесению слова «на».

 Игра «Разноцветные салфетки».

 На столе перед ребенком разложены две салфетки различаемых цветов и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов (колечки от пирамидок, кубики, мягкие вкладыши). Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствующую по цвету салфетку.

  Игра «Разноцветные таблички Монтессори».

Логопед раздает детям таблички разного цвета. Дети прикладывают вторые таблички того же цвета.

  Игры с дидактическими куклами.

Игра: «Собери кукол на прогулку»

 Детям нужно подобрать куклам туфельки и шапочки того же цвета, что и платья.

Игра: «Напои кукол чаем».

  Нужно сервировать куклам чайный столик посудой того же цвета, что и одежда куклы.

Игра «Подбери кукле ленточки и бусы».

 Кукла собирается в гости и хочет быть нарядной. Нужно подобрать кукле бусы, браслеты и ленточки того цвета, который любит кукла.

 Игра «Какая кукла спряталась?»

   Логопед прячет одну из кукол под платок, предлагая детям отгадать: «Кукла в каком платье спряталась?».

   Заключительный этап формирования сенсорных эталонов цвета – это номинация, когда образы закрепляются в слове. Детям с ОВЗ требуется гораздо больше времени на то, чтобы запомнить названия цветов.  Нормально развивающимся детям помогает в данном случае соотнесение цветов с реальными объектами: желтое, как солнышко, зеленый,  как травка, синий как небо, красный, как флажок.

На этом этапе я обогащаю словарный запас детей названиями остальных цветов спектра и названиями оттенков цветов.

   Для закрепления названий цветов, при изучении любой лексической темы, я всегда обращаю внимание на цвета предметов, повторяя и закрепляя их. Это позволяют сделать такие лексические темы, как «Овощи», «Фрукты». «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Животные», «Деревья» и другие лексические темы.

Приведу примеры игр, использующихся на заключительном этапе формирования сенсорных эталонов цвета.

 Игра «Сортировка по цвету»,

Каждый ребенок выбирает себе цвет, который ему нравится. Логопед раздает картинки различных цветов. Дети берут себе только картинки определенного цвета.

Игра «Цветное лото».

 Ребенок выбирает большую карту определенного цвета с пустыми квадратиками. Логопед раздает маленькие квадратики с цветными картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет свои пустые квадратики.

   Игра «Геометрическое лото».

 В этой игре нужно разложить геометрические фигуры на карточки, исходя из формы и цвета фигуры. Я несколько модернизировала это лото для наших детей, разрезав большие карты на две, чтобы на полоске осталось всего 6 фигур.

   Игра: «Оттенки цветов» из материалов Монтессори.

Детям предлагается разложить цветовые таблички от светлого к темному оттенку.

   Игра: «Четвертый лишний».

Логопед выкладывает картинки предметов одного цвета, добавляя одну картинку другого цвета.

   В заключение хочу привести некоторую статистику.

Не сформированы сенсорные эталоны цвета у 29% детей, регулярно занимающихся у логопеда. Это дети, которые занимаются всего второй год.

Соотносят цвета  41%  учащихся, регулярно занимающиеся у логопеда. Это, в основном, дети, которые занимаются с логопедом более трех лет.

Самостоятельно называют цвета и их оттенки 25%  детей. Можно сказать, что сенсорные эталоны цвета у этих детей сформированы. Эти дети занимаются с логопедом более пяти лет. Все они имеют легкую умственную отсталость.

  Эти цифры говорят нам о том, что дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут овладеть сенсорными эталонами цвета,  что работа логопеда и воспитателей не проходит даром.

И это внушает педагогический оптимизм и приносит радость и удовлетворение от работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Формирование восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья

При обучении младших школьников  с ограниченными возможностями здоровья  в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов...

презентация: Формирование навыков делового письма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование навыков делового письма у детей с ограниченными возможностями здоровья...

Статья "Формирование гражданско-патриотического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Тема: Формирование социально - трудовой компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья через творческий час.

В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, си...

Классный час "Формирование толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ должно формироваться в учащихся как в рамках семейного воспитания, так и в рамках внеклассной работы....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...