использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда
статья на тему

что такое сказкотерапия?как она используется в работе учителя-логопеда?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_skazkoterapii_v_rabote_uchitelya.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

для развития речи обучающихся.

         Сказкотерапия - один из видов здоровьесберегающих  технологий. В чем целебная сила сказки? Сказка помогает решить многие психологические, логопедические проблемы. В России традиционно сказки были одним из важнейших инструментов воспитания ребенка. Наши предки сами того не зная, руководствуясь лишь интуицией и любовью к детям, изобрели наиболее эффективный способ воспитания чувств. В наше время психологи присвоили этому методу название «сказкотерапия».

        В народных сказках собран богатейший опыт человечества, многие созданы на основе библейских сюжетов. С помощью сказок человек познает мир, получает представление о добре и зле, о многообразии человеческих отношений. Сказочные яркие образы учат, развивают  малыша и не навязывают  при этом скучных правил. Считается, что сказки, прослушанные в детстве, закладывают глубоко в подсознание человека мощный механизм психологической защиты – веру в чудеса и возможность найти выход в любой сложной ситуации.

        Проблема развития лексических возможностей у детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Для выражения своих мыслей  и доведения их до понимания слушающего, ребенок должен обладать достаточным запасом слов. Дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности, часто не находя подходящих слов для высказывания. Одна из главных задач – научить детей пользоваться речью как средством общения. Именно поэтому мной разработана программа «Сказки гуляют по свету».

        Лексическая система включает общеупотребительную и эмоционально-экспрессивную лексику. К общеупотребительной относятся слова, называющие основные понятия, предметы, явления. Эмоционально-экспрессивная лексика выражает личное, субъективное отношение к тому или иному предмету, личные чувства, эмоциональные переживания. В ее состав входят 3 группы слов:

Называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом (доброта, любовь, радость и др.).

Выражающие оценки, квалифицирующие вещи, предметы, явления с положительной или отрицательной стороной (заботливый, хороший, мерзкий, плохой и др.).

Передающие эмоциональные отношения с помощью морфологических преобразований, т.е. особыми суффиксами (цветочки, травушка, волосенки, домишко и др.).

        Дети с нарушениями в речи употребляют в основном общеизвестные наиболее распространенные слова и выражения, обозначающие конкретные предметы. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно, хотя именно она им наиболее близка, так как  позволяет осуществить  межличностное общение, наиболее ярко выражает  симпатии или антипатии. Они испытывают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а так же героев стихов, сказок, рассказов.

        Для формирования эмоциональной лексики детей я  использовала работу над сказкой, которая имеет огромное воспитательное  значение и вместе с тем является  одним из средств  развития речи.  Она дает образцы русского языка, обогащает словарный запас  новыми  словами, эмоциональной лексикой, образными выражениями. Легко воспринимается детьми. Для работы были взяты  лексические темы предложенные  Н.В.Нищевой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. К каждой лексической  теме  подобрала  народные и авторские  сказки, соответствующие  возрасту  и  речевому  развитию  детей данной категории. Для работы над  всеми группами слов, относящихся к данному лексическому пласту, были отобраны приемы и упражнения. Работа над формированием эмоциональной лексики должна включать в себя два  этапа:

1) подготовительный - знакомство со сказкой, осуществляется педагогом группы по присмотру и уходу за детьми  во время  чтения сказки и первичной  беседы о прочитанном;

2) основной - непосредственное формирование эмоциональной лексики на  основе  сказки, осуществляется  логопедом на специально организованных коррекционных занятиях.

        Основной этап состоит из трех направлений. В каждое входят три раздела:

-работа над словом;

-над словосочетанием;

-над предложением;

       Направления работы были выделены  в соответствии с группами слов, входящих в состав  эмоциональной лексики. По каждому направлению определены  задачи и приемы работы.

       Первое направление - формирование эмоциональной лексики из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.

Задачи:

1)обучать овладению синонимами на уровне слов  «Кто больше придумает слов», например, грусть (тоска, печаль, уныние);

2)обучать  овладению антонимами  на уровне  слов «Скажи наоборот», например, правда-ложь; «Найди два слова -«неприятеля», «Выбери из трех слов  два слова-неприятеля ( объясни -почему?)»;

3)обучать овладению синонимами на уровне словосочетаний, «Скажи по другому»,например,«медведь радовался (веселился, торжествовал, ликовал)»;

4)обучать составлению предложений с заданным словом, «Составь предложение со словом», например, «страх», «Мыши прятались  со  страху.»;

5)обучать овладению синонимами  на уровне предложений, «Я начну, а ты продолжи», «Невзлюбила  старуха свою падчерицу.» ;Невзлюбила…, «Замени слово в предложении» - «Мачеха  злилась  на  свою  падчерицу.(сердилась).»;

6)обучать овладению антонимами на уровне  предложений, «Доскажи  слово в предложении», «Аленушка плачет, а ведьма смеется над ней.».

            Второе направление – формирование  эмоциональной лексики, состоящей из слов–оценок, квалифицирующих вещи, предметы, явления лексически  с положительной  или отрицательной стороны.

Задачи:

1) «Кто больше придумает слов?». Обучение  добавлению слов в словосочетания:

 - умная собака (голова, девочка),

- добрая сказка (старушка, принцесса).

2) «Скажи по-другому». Обучение составлению словосочетаний со словами-синонимами:

 -хорошее настроение (прекрасное, замечательное).

3) «Скажи наоборот». Обучение составлению словосочетаний  со словами-антонимами?

  -веселый медвежонок (грустный).

4) Обучение составлению словосочетаний, используя имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени:

- песенка печальная, сказка еще печальнее, рассказ-самый печальный.

5) «Составь предложение  со словом». Обучение составлению  предложений с заданным  словом:

 -трудолюбивая (Трудолюбивая пчела собирала с цветов пыльцу).

6) «Замени слово в предложении». Обучение  распространению предложений с помощью  синонимов:

 -Иван был очень смелым (храбрым, отважным) богатырем.

7) «Закончи предложение». Обучение   дополнению предложений с помощью антонимов:

-  Принцесса добрая, а колдунья…(злая). Мышата были бездельниками, а петушок… (тружеником).

8) Обучение  составлению предложений, используя имена прилагательные  в сравнительной  и превосходной степени:

 - Старший брат был глупый, средний брат – еще глупее, а младший -самый  глупый.

         Третье направление - формирование эмоциональной лексики из слов, передающих  эмоциональное  отношение с помощью морфологических преобразований.

Задачи:

1) «Скажи ласково». Обучение  образованию слов  с ласкательным значением:

-сестра-сестричка; милый-миленький.
2) Обучение образованию слов со значением увеличительности:

-дом-домище, злой-злющий.

3) Обучение образованию превосходной  степени  имен  прилагательных:

-красивый-наикрасивейший.

4) Обучение  образованию имен прилагательных путем повтора:

- грустный  (грустный-грустный, грустный-прегрустный).

5)Обучение  добавлению главных слов к зависимому слову  в словосочетании:

-дом-домик (большой дом-маленький домик).

6) Обучение  добавлению  зависимых слов к главному в словосочетании:

-глупый-наиглупейший  (глупый хозяин - наиглупейший слуга).

7) «Составь предложение со словом». Обучение  составлению предложений с заданным словом:

 - Слово «грибок»  (Увидел муравей на поляне  маленький грибок).

8) «Закончи предложение». Обучение  дополнению и завершению предложений:

 - У зайчика  маленький …хвостик.

     Таким образом, разработанная система коррекционной работы поможет расширению детского лексикона, позволит изменить  уровень их лексического развития и речевого общения, положительно  отразится на  точности  выражения мыслей, повлияет на  адекватное  понимание  эмоциональных состояний, окажет благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом.

Литература:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.-СПб.,1998.

2.Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста/ Л.Д.Короткова.-М.,2004.

3.Стрелкова Л.П. Уроки сказки/ Л.П. Стрелкова.-М.1989.

Федоровская Марина Ивановна

Белгородская обл., Белгородский район, с. Беловское, ул. Центральная, д.34

89040846082


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда как способ оптимизации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование приёмов сказкотерапии в работе учителя-логопеда детского сада

В статье рассматриваются аспекты применения приёмов и методов сказкотерапии в практической деятельности логопеда....

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ( приложение к презентации)

Статья отражает основные направленя  использования ИКТ в работе  учителя-логопеда....