Использование приёмов сказкотерапии в работе учителя-логопеда детского сада
статья на тему

В статье рассматриваются аспекты применения приёмов и методов сказкотерапии в практической деятельности логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аникина О.В.

учитель-логопед филиала МАДОУ «Детский сад 70» - «Детский сад 41»

ГО Первоуральск

Использование приёмов сказкотерапии в работе учителя-логопеда детского сада

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышенным вниманием к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования одним из приоритетных направлений развития ребёнка-дошкольника определяет социально-коммуникативное развитие, а речь ребёнка рассматривается как «средство общения и культуры». Проблема социализации и коммуникативного развития особенно актуальна для детей с речевыми проблемами.

 В последнее время значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, психологические процессы (внимание, восприятие, память, мышление), состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешают  детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Для специалистов встаёт проблема поиска новых методов и форм работы, интеграции в логопедию знаний смежных дисциплин.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми можно, если наряду с традиционными логопедическими приёмами включать в коррекционную работу нестандартные методы и приёмы, а также лучшие образцы  народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен,  затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность.

Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.

 Рано или поздно перед ребёнком встаёт проблема взаимодействия с окружающим миром, где ему придётся общаться не только со своими родными, но и вступать в контакт с незнакомыми людьми, налаживать доброжелательные, дружеские или деловые отношения. Важно, чтобы ребёнок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ общения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребёнка умению видеть и понимать другого человека, развить способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.

В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти)  и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева)  учеными.

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Сказкотерапия - это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Использование сказки в системе логопедических занятий помогает решать педагогу следующие задачи:

  • Формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях: устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять.
  • Совершенствовать лексико-грамматические средства языка.
  • Совершенствовать звуковую культуру речи в сфере произношения, восприятия, выразительности
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Сохранять и укреплять психологическое здоровье ребёнка через создание на занятии благоприятной психологической атмосферы.
  • Приобщать детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

В работе со сказкой часто используются  приёмы ТРИЗа, мнемотехники, логоритмики, психогимнастики  и применение компьютерной техники. Обучение  проходит более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют  этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.

В качестве примера хочу представить систему работы со сказкой Шарля Перро «Золушка». Работа со сказкой длится в течение месяца. Наряду с коррекционными играми и упражнениями, я ввожу в структуру логопедических занятий игровые приёмы по сказке. Для удобства работы нами была составлена книга с иллюстрированными заданиями, часть из которых вошла в таблицу:

Время

Задачи

Содержание

Участники

Атрибуты

Ноябрь

1 неделя

Развитие

зрительного восприятия цвета

Развитие мелкой моторики

Развитие связной речи

Подобрать цветовой пазл к фрагменту рисунка («Посмотрите внимательно на рисунок, найдите незакрашенные места. Помогите художнику подобрать цвета правильно. Назовите эти цвета.»)

Пальчиковая гимнастика «Пометём пол», «Вымоем посуду», «Вымоем пол»

Беседа по содержанию сказки

Учитель-логопед, дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп,

родители

Сюжетная картинка, на которой в разных местах имеются белые пятна и цветовой спектр в виде круга.

Предметные картинки

Ноябрь

2 неделя

Развитие речевого слуха и звукового анализа

Речевая игра «Собери букет для Золушки» («выбери те цветы, в названии которых слышится звук Л)

Упражнение «Найди схему слова ТУФЕЛЬКА»

Сюжетная картинка с изображением цветов, Принца и Золушки.

Несколько схем слов

Ноябрь

3 неделя

Развитие лексико-граммат. категорий

Речевые игры «Сосчитай», «Назови ласково», «Скажи наоборот»

Картотека игр с использованием лексчес. материала сказки

Ноябрь

4 неделя

Развитие связной речи

Развитие просодики

Составление повествовательного рассказа по сказке с опорой на сюжетные картинки

Умение интонационно правильно произнести фразу голосом мышонка, Принца, Мачехи.

Сюжетные картинки к сказке

Предметные картинки

Таким образом, специально разработанный цикл занятий помогает детям решить ряд проблем социально-коммуникативной направленности, а так же способствовать развитию речи,  умению выражать свои мысли и чувства в языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...

использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

что такое сказкотерапия?как она используется в работе учителя-логопеда?...

Перспективный годовой план учителя-логопеда в детском саду

Перспективный план работы на учебный год предназначен для учителей-логопедов, работающих в детском саду или в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения и осва...

Кабинет учителя-логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО

Кабинет учителя-логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Мнемотехники в работе учителя-логопеда в детском саду

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по использованию мнемотехник в коррекционной работе с детьми....