Использование приёмов сказкотерапии в работе учителя-логопеда детского сада
статья на тему
В статье рассматриваются аспекты применения приёмов и методов сказкотерапии в практической деятельности логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priyomov_skazkoterapii_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Аникина О.В.
учитель-логопед филиала МАДОУ «Детский сад 70» - «Детский сад 41»
ГО Первоуральск
Использование приёмов сказкотерапии в работе учителя-логопеда детского сада
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышенным вниманием к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из приоритетных направлений развития ребёнка-дошкольника определяет социально-коммуникативное развитие, а речь ребёнка рассматривается как «средство общения и культуры». Проблема социализации и коммуникативного развития особенно актуальна для детей с речевыми проблемами.
В последнее время значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, психологические процессы (внимание, восприятие, память, мышление), состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешают детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Для специалистов встаёт проблема поиска новых методов и форм работы, интеграции в логопедию знаний смежных дисциплин.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми можно, если наряду с традиционными логопедическими приёмами включать в коррекционную работу нестандартные методы и приёмы, а также лучшие образцы народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность.
Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.
Рано или поздно перед ребёнком встаёт проблема взаимодействия с окружающим миром, где ему придётся общаться не только со своими родными, но и вступать в контакт с незнакомыми людьми, налаживать доброжелательные, дружеские или деловые отношения. Важно, чтобы ребёнок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ общения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребёнка умению видеть и понимать другого человека, развить способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.
В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными.
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).
Сказкотерапия - это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Использование сказки в системе логопедических занятий помогает решать педагогу следующие задачи:
- Формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях: устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять.
- Совершенствовать лексико-грамматические средства языка.
- Совершенствовать звуковую культуру речи в сфере произношения, восприятия, выразительности
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Сохранять и укреплять психологическое здоровье ребёнка через создание на занятии благоприятной психологической атмосферы.
- Приобщать детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
В работе со сказкой часто используются приёмы ТРИЗа, мнемотехники, логоритмики, психогимнастики и применение компьютерной техники. Обучение проходит более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.
В качестве примера хочу представить систему работы со сказкой Шарля Перро «Золушка». Работа со сказкой длится в течение месяца. Наряду с коррекционными играми и упражнениями, я ввожу в структуру логопедических занятий игровые приёмы по сказке. Для удобства работы нами была составлена книга с иллюстрированными заданиями, часть из которых вошла в таблицу:
Время | Задачи | Содержание | Участники | Атрибуты |
Ноябрь 1 неделя | Развитие зрительного восприятия цвета Развитие мелкой моторики Развитие связной речи | Подобрать цветовой пазл к фрагменту рисунка («Посмотрите внимательно на рисунок, найдите незакрашенные места. Помогите художнику подобрать цвета правильно. Назовите эти цвета.») Пальчиковая гимнастика «Пометём пол», «Вымоем посуду», «Вымоем пол» Беседа по содержанию сказки | Учитель-логопед, дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп, родители | Сюжетная картинка, на которой в разных местах имеются белые пятна и цветовой спектр в виде круга. Предметные картинки |
Ноябрь 2 неделя | Развитие речевого слуха и звукового анализа | Речевая игра «Собери букет для Золушки» («выбери те цветы, в названии которых слышится звук Л) Упражнение «Найди схему слова ТУФЕЛЬКА» | Сюжетная картинка с изображением цветов, Принца и Золушки. Несколько схем слов | |
Ноябрь 3 неделя | Развитие лексико-граммат. категорий | Речевые игры «Сосчитай», «Назови ласково», «Скажи наоборот» | Картотека игр с использованием лексчес. материала сказки | |
Ноябрь 4 неделя | Развитие связной речи Развитие просодики | Составление повествовательного рассказа по сказке с опорой на сюжетные картинки Умение интонационно правильно произнести фразу голосом мышонка, Принца, Мачехи. | Сюжетные картинки к сказке |
Таким образом, специально разработанный цикл занятий помогает детям решить ряд проблем социально-коммуникативной направленности, а так же способствовать развитию речи, умению выражать свои мысли и чувства в языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.
Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...
использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда
что такое сказкотерапия?как она используется в работе учителя-логопеда?...
Перспективный годовой план учителя-логопеда в детском саду
Перспективный план работы на учебный год предназначен для учителей-логопедов, работающих в детском саду или в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения и осва...
Эссе на тему: «Что значит быть учителем-логопедом в детском саду?»
laquo;Моя педагогическая инициатива»...
Кабинет учителя-логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО
Кабинет учителя-логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Мнемотехники в работе учителя-логопеда в детском саду
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по использованию мнемотехник в коррекционной работе с детьми....