Социальное сиротство: жить в контакте с семьей.
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия детей - социальных сирот и их ближайших родственников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sotsialnoe_sirotstvo.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Социальное сиротство: жить в контакте с семьей.

Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания . В каком положении сегодня находятся российские дети и семьи с детьми? Как отразилась государственная политика последних лет на благополучии детей и семей с детьми? Эти и многие другие вопросы рассмотрены в докладе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Независимого института социальной политики "Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей".

  • По оценкам независимых экспертов в России в Российской Федерации сейчас проживает около 26 млн. детей, т.е. на 7,5 млн. меньше, чем в 2000 г. Из них,1,5  миллиона детей-инвалидов. 
  • Около 28% семей с детьми до 14 лет испытывают один из видов семейного неблагополучия.
  • Распространённость механизма лишения (а не ограничения) родительских прав создает риски социальной исключенности детей.
  • Число детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях, составляет более 140000, и за последние 10 лет оно практически не снижалось.
  • На протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней.
  • Инклюзивное образование, хотя и становится все более востребованным, по-прежнему остается малораспространенной практикой: всего 2% общеобразовательных школ сегодня приспособлены для обучения детей с инвалидностью.

За последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства. Детей-сирот в России сейчас даже больше, чем после окончания Первой и Второй мировых войн, унесших огромное число человеческих жизней. Так, в 1945 году число детей-сирот составило около 600 тыс., а на конец 2008 года более 700 тыс., из них девяносто процентов – социальные сироты. Основная масса социальных сирот родителей… имеет. 

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие группы. Первая – дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль со стороны органов опеки. Вторая группа – дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами.

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением  алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

Ситуация с социальным сиротством в современной России  определяется факторами, сформировавшимися еще в советский период. Коммунистическая идеология приоритетной формой воспитания считала общественное, семья рассматривалась как отживший свое институт, не имеющий существенного значения в формировании личности ребенка. Следствием такого подхода были, во-первых, преимущественное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатные учреждения и, во-вторых, отказ от активного социального вмешательства в неблагополучные семьи для вывода их из кризисного состояния.

Указанные причины фиксируют лишь последствия в сложном пути деградации человеческой личности, и как следствие этого процесса – невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.

На данный момент в России существует более 2 тысяч сиротских приютов, 1500 социальных учреждений и около 1400 специальных школ-интернатов, где воспитывают детей-сирот, а также детей без родительского попечения. 95% нынешнего поколения сирот имеют родителей, только те либо лишены родительских прав, либо сами отказались от собственных детей. Как свидетельствует статистика, в 60% на этот шаг родителей толкает тяжелая болезнь ребенка. Около 20% отказов – результат трудного материального положения семьи.

Среди семей групп риска по социальному сиротству большую группу составляют семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Отказ от ребенка-инвалида происходит в первую очередь потому, что семья просто не представляет, как с таким ребенком жить дальше. Даже семьи, мужественно воспитывающие ребенка-инвалида и заботящиеся о нем – имеют вынужденный низкий «социальный статус». Между тем, известно огромное количество семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, переживающих экономические и психологические кризисы и сумевших сохранить своих детей.

Появление в семье ребенка с проблемами развития является сильным стрессогенным фактором для всей семьи. Ребенок с ограниченными возможностями предъявляет специфические требования к матери, которая, осуществляя его связь с внешним миром, должна стать своеобразным «буфером» между ребенком и средой. Дискуссионным является вопрос о том, что является первичным: детская патология или нарушенное родительское, прежде всего материнское отношение?

В процессе работы с семьями, воспитанников с нарушениями интеллектуального развития, в ряде случаев мы наблюдаем слабую осведомленность или отсутствие знания и представления о целях, способах и формах взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не позволяющую родителям полностью реализовать себя в детях. Это вызывает у них чувство неудовлетворения собой как родителем, острое чувство несамореализованности, ощущение неполноты чувства материнства-отцовства, его незавершенности и бесконечности.

Другим «ответом» на появление ребенка с проблемами в развитии может стать материнская депривация («недостаточная привязанность матери к ребенку» или «недостаток эмоциональных, чувственных связей ребенка и матери», вызванная личностной незрелостью женщины и отсутствием должной поддержки со стороны близких. Причина материнской депривации заключается в том, что, родительские чувства, в частности, родительская любовь, не являются врожденным свойством человека. Дети с ограниченными возможностями здоровья из-за психофизиологических нарушений не могут адекватно реагировать на заботу родителей (появление улыбки или комплекса оживления при появлении родителей). Неуверенность родителей в привязанности и любви ребенка приводит к эмоциональному отвержению, к появлению чувства раздражения им.

Родители, которые не готовые принять ребенка с проблемами в развитии и испытывающие стыд за это, часто пользуются мотивацией отказа. В этом случае скрывается факт наличия в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ценность такого ребенка открыто или подсознательно отвергается.

В том случае, если родители принимают ребенка таким, какой он есть, в их сознании возникает мотивация на оказание помощи ребенку, на адаптацию окружающей среды к его возможностям.

Вместе с тем, в тех семьях, где оба родителя любят своего ребенка, создавая для ребенка лучшие условия для его развития, посвящая ему всю жизнь, родители забывают о себе и своих личных интересах. Ребенок отчетливо чувствует это и начинает манипулировать своей болезнью, развивается эгоизм. В основном все усилия родителей направлены на проблемы обслуживания; обучению и формированию навыков поведения уделяется значительно меньше внимания. Они излишне опекают детей, стремятся устранить даже мельчайшие трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. Вынужденное постоянное пребывание в кругу близких родственников, приведут к внутренней напряженности, зависимость от их повседневного ухода.

Еще один процесс, проходящий в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, связан с установками и ожиданиями родителей в отношении своего ребенка.

Успешность овладения ребенком знаниями, рождает у родителей чувство самоуважения, гордости и удовлетворения. Но появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к смещению родительских установок и ожиданий. Дети с проблемами в развитии медленнее достигают определенных этапов жизни, а некоторые из таких детей могут вовсе не достичь их.

Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка – с другой, приводят к отвержению ребенка родителями

Способность справиться со стрессовым событием зависит от ценностных ориентаций семьи, ее отношения к стрессовой ситуации.  Семьи с активной ориентацией стараются решить многие проблемы, которые им под силу, и контролировать ситуацию, принимая лишь те обстоятельства, которые в данный момент изменить невозможно. Семьи с фаталистической ориентацией принимают все, что бы ни происходило, как должное. Для таких семей обычный способ поведения - это обвинение жертвы. Постоянные чувство вины, боязнь обвинений со стороны  окружающих приводят к пассивной изоляции, вызывают чувство беспомощности и безнадежности.  

Таким образом, родительское отношение проходит свой особый путь формирования и представляет собой результат различных психологических реакций родителей на патологию психической деятельности ребенка, таких, как эмоциональное принятие – неприятие больного ребенка, когнитивная оценка его возможностей, а также социальная оценка перспектив его развития. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями непосредственно сказываются на общении с ними родителей. У ребенка имеется множество реакций, независимых от органических нужд, - их функция заключается в осуществлении социального взаимодействия с родителями. Нередко в дальнейшем отмечается снижение адаптационных возможностей ребенка. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с нарушением интеллекта с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта. Огромную роль в этом играет не только семья, но и общество в целом, поскольку, только оно может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения.

Для того чтобы  родительско-детские отношения стали более сбалансированными, прежде всего, нужно, чтобы  родители были достаточно грамотны в социальном плане, и каждый из них имел надежную связь с ребенком; воспринимал ребенка таким, какой он есть, демонстрируя ему свою любовь и замечая успехи и достижения, которые он делает, чтобы в семье к нему относились с теплотой и сердечностью. 

Не всегда удается создать благоприятные условия для развития ребенка. Тогда единственным оказывается решение о временном помещении ребенка в детское учреждение системы социальной защиты. Не так важно, сколько человек окружают ребенка - главное, чтобы кто-то из них неформально относился бы ребенку, выражал ему любовь и заботу, стимулировал его развитие.

В Детских доме – интернате № 1 в настоящее время воспитываются 310 воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Из них:

  • дети-сироты – 2,9%;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей – 22,2%;
  • имеют родителей или законных представителей – 74,6%;
  • опекаемые – 0,3%.

По нашим наблюдениям, достаточно часто родители самоустраняются от воспитания детей по личным мотивам, перепоручают воспитание замещающим лицам, не могут выполнять свои семейные обязанность из-за болезни, депрессии, ухода в асоциальные формы поведения. Ослабление семейных связей между детьми и родителями также вызывают сверхзанятость родителей, конфликтные ситуации, пьянство, случаи жестокого обращения с детьми, отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы, типичные ошибки родителей в воспитании детей.

Развитие отношений ребёнка с родителями и родственниками является важным направлением деятельности педагогов детского дома. Важно предусмотреть работу, как с ребёнком, так и с его родителями, родственниками.

Педагоги не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей  к участию в воспитании детей, изменить взгляд родителей на своего ребёнка, помочь ребёнку почувствовать  место и роль семьи в его жизни. Всё это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребёнка. При решении этой проблемы целесообразно исходить из интересов и потребностей ребёнка в наличии родных и близких людей, в ощущении принадлежности к определённому роду как части человеческой общности. 

Целью работы с родителями является оптимизация внутрисемейных взаимоотношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку, обучение родителей педагогическим навыкам налаживания контакта с ребенком. Данная цель конкретизировалась рядом задач:

— формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— улучшение взаимоотношений в диаде родитель – ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

— изменение неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношении с социумом (скандальное поведение, агрессии, реакция протеста);

— формирование адекватного восприятия проблем, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— изменение неадекватной родительской позиции;

— формирование позитивных взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— педагогическое просвещение родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для поддержания связи с родителями, родственниками организуются Родительские дни, совместные праздники, родителям отправляется по почте информация об успехах ребёнка, о его событиях, фотографии.

Дети должны знать о своём прошлом, своей семье. Семьи некоторых воспитанников поддерживают и приучают детей к национальным традициям, блюдам национальной кухни, играм.  

Родители наших воспитанников  должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей. Им крайне необходимо иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать их своей тревогой. Для этого детям предоставляется возможность выезда  в отпуск вместе с родителями, отдых в оздоровительных лагерях.

Свои отношения с ребенком необходимо строить на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности; четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы; развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, мы предлагаем родителям сосредоточиться на позитивной стороне поступков и поощрении того, что умеет делать ребенок.

Особую сложность представляет контингент родителей, имеющий детей с глубокой умственной отсталостью. Таким детям сложно вступать в коммуникацию или они делают это особым способом.   Коммуникация - это вербальный и невербальный процесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мнений и идей между людьми. Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен научиться эффективно общаться с ним. Общение с  ребенком может быть на уровне прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Воспитание детей – непростая задача. В процессе беседы с родителями мы приходим к выводу о том, что нужно быть участвующими родителями. Это значит, что ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от его проблем.

Больной ребенок испытывает такие же потребности в дружбе и понимании, как и здоровый. Ему необходима любовь, а не избалованность; внимание, а не сострадание,  и, прежде всего, возможности для развития,  чтобы стать членом общества и со временем суметь достичь в нем определенного положения.

Таким образом, семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки. Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой катастрофической инвалидности, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект– все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни. Помочь обрести психологическое благополучие и является задачей специалистов, занимающихся помощью детям с проблемами в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Современные проблемы семьи и связанное с ними социальное сиротство.

Сиротство при живых родителях или социальное сиротство-одна из печальных примет нашего времени. Оно свидетельствует о глубокой дестабилизации общества и негативных процессах, затрагивающих сердцевину ...

Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении

Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствую...