Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении
статья на тему

Жаркова Галина Викторовна

Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель ранней профилактики социально-опасного положения  и социального сиротства в образовательном учреждении

 Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В начале хочется сказать, что вся деятельность школы:

собственно учебная деятельность;

культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени);

 спортивно-оздоровительная деятельность,

игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);

трудовая деятельность;

туристско-краеведческая деятельность;

учебно-исследовательская деятельность

направлена не только на выявление и коррекцию социально-опасного положения  и социального сиротства, но, прежде всего на устранение  причин социально-опасного положения  и социального сиротства  и носит  превентивный характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени  направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику социально-опасного положения  и социального сиротства .

Но это о деятельности всей школы в целом.   далее - о роли социального педагога в   профилактике       социально-опасного положения  и социального сиротства и непосредственно  о модели Итак..                          

 

В Моделе ранней профилактики социально-опасного положения  и социального сиротства в образовательном учреждении

можно выделить три составляющие

Выявление детей и семей группы риска социально-опасного положения  и социального сиротства

Дифференциация по категориям

(группы с разной степенью выраженности СОП)

Координация и осуществление профилактической деятельности

В рамках данной модели прежде всего усилия направляются на раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной комплексной (социально-психолого-педагогической) помощи детям и семьям группы риска СОП.

Раннее выявление основывается на получении и обработке информации:

  • От классных руководителей и педагогов школы
  • От  школьного фельдшера
  • От родителей, родственников , соседей,  друзей
  • Методом наблюдения
  • При изучении документов учащихся
  • Документы психолого-медико-педагогического консилиума
  • Материалы психодиагностики
  • При анализе развития, успеваемости учащихся
  • Результаты рейдов (родительский патруль)
  • Посещение семей первоклассников
  • Жалобы и заявления граждан
  • Информация инспектора ОДН, материалы о правонарушениях
  • и из других источников...

 В образовательном учреждении в основном функция выявления лежит на классных руководителях , которые, непосредственно общаясь, воспитывая и наблюдая ребенка, замечают сложности и проблемы, существующие в его поведении и жизни. Классные руководители в начале каждого учебного года составляют социальный паспорт класса. Социальный педагог формирует социальный паспорт школы на основании данных, полученных от классных руководителей.

В социальном паспорте может быть очень много данных, но основными можно считать

На Совете поддержки семьи и ребенка данный паспорт рассматривается, формируются 3 группы учащихся:


   1. Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.

2.Дети группы риска СОП.

3. Дети группы СОП.

1 группа: Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.

Педагогической поддержки требуют дети

- не желающие учиться (неуспевающие), не готовые к обучению,

 - испытывающие ощущение заброшенности в семье  или наоборот - под гиперопекой,

- самоутверждющиеся противоправными формами - унижают, бьют, обижают одноклассников (лидеры)

- "изгои", отверженные сверстниками, испытывающие одиночество

- с повышенной конфликтностью со взрослыми

 - дети с агрессивным поведением

- имеющие единичные пропуски занятий без уважительной причины

- часто болеющие дети

 А также в группу риска могут попасть семьи:

1.  Семья однодетная. которая может сформировать и ребенка с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением по разным причинам: безработные, низкая зарплата, с неумение строить бюджет семьи. такая семья может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. В таких семьях дети могут привлекаться к зарабытыванию денег.

4. Семья неполная -  из-за недостатка материнского или (чаще) отцовского влияния может породить  феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семьи алкоголизированные, употребляющие ПАВ, наркотики…

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

Работу с  1 группой  организует и осуществляет классный руководитель

К этой группе можно отнести семьи, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке:

  • дети с ограниченными возможностями  (инвалиды) –
  • дети-опекаемые либо  проживающие в приемных семьях –
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, –
  • дети, обучающиеся на дому
  • дети мигрантов (без гражданства)-

2 группа: Дети группы риска СОП.

Признаки:

Низкая успеваемость, уклонение от учёбы

Бродяжничество, систематические пропуски занятий

Конфликты с учителями  и родителями

Хулиганство, драки

Аморальные формы поведения

Неуравновешенность психики, агрессивность

а также семьи:

1. Семья умышленно или неумышленно допускающае безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

2. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к детям, усталость и депрессия родителей. В таких случаях жестокость родителей может породить жестокость детей,  их неуживчивость со сверстниками и педагогами.

С учащимися и   семьями этой группы работа ведется на основании заключения директора школы о необходимости проведения ИПР. План утверждается на Совете поддержки семьи и ребенка. Контроль осуществляет социальный педагог. Субъекты профилактики: администрация, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, логопед и другие специалисты школы. результаты работы также рассматриваются на Совете поддержки семьи и ребенка, вносятся коррективы...

3. группа - Дети и семьи группы СОП. Состоящие на учете КДН и ОДН...

Реабилитационные мероприятия проводится по постановлению КДН, ОДН специалистами различных  служб  согласно утвержденного плана….

Основные формы и методы работы:

Классный руководитель

еженедельно контролирует успеваемость учащихся, принимает  своевременные  меры  по  предупреждению   и   преодолению  запущенности в  учебе, в ликвидации пробелов в знаниях;

ежедневно учитывает пропуски учащихся и незамедлительно реагирует – сообщая родителям.

 помогает ученику выстроить отношения с одноклассниками,

поощряет его активность во внеурочной деятельности,

помогает подростку в организации его занятости в системе дополнительного образования и в каникулярное время,

осуществляет правовое консультирование учащегося и его родителей,

способствует формированию здорового образа жизни.

Социальный педагог в основном работает с 2 и 3 группой. Главной задачей социального педагога является координация действий всех участников воспитательного процесса.  

Учителя-предметники помогают учащемуся определиться с его учебными и профессиональными интересами, выявляют его склонности и способности, поддерживают его учебную мотивацию и познавательный интерес.

Школьный психолог проводит диагностику, выявляет проблемы ребенка, дает рекомендации учителям предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося, консультирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы, необходимые для коррекции поведения несовершеннолетнего.

А также необходимо работать по следующим направлениям:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно,

2. Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить совместный контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».

Когда прогулы носят систематический характер, необходимо известить социального педагога, администрацию школы для принятие мер к родителям, не выполняющих своих обязанностей, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. Своевременное принятие мер  в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

3. Вовлечение детей и родителей в классную внеурочную деятельность (участие в мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе). Организация занятости в каникулярное время.

4. Вовлечение детей кружки и спортивные секции

5. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать юношеский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих обучающихся на реализацию этой программы.

6. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике . Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы». Следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать для проведения лекций правоведов, психологов и других специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

7. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.

8. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Педагогическому коллективу надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, родительской общественности, общественных организаций:

1. работа направленная на формирования у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу.

2. работа по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.

Таким образом, система ранней профилактики СОП и социального сиротства с четко обозначенным  содержанием деятельности, с участием всех субъектов профилактики способствует профилактике, дает эффективный результат.

Модель ранней профилактики социально-опасного положения  и социального сиротства в образовательном учреждении

Выявление семей группы риска социально-опасного положения  и социального сиротства

Дифференциация по категориям

 (группы с разной степенью выраженности СОП)

Координация и осуществление профилактической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении

Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

Организация работы  по профилактике правонарушений и безнадзорности    в образовательном учреждении...

Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях.

Содержание:Понятие суицид.Типы суицидального поведения .  Динамика развития суицидального поведения.Причины суицида.Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков...

Эссе о роли и месте социального педагога в социально-педагогической деятельности образовательного учреждения

А кто такой "социальный педагог"? Как этому научить?? А что он делает в школе? Эти вопросы я слышу регулярно.. от родителей и даже от некоторых коллег.. Хотя при возникновении каких-либо поведенческих...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Проблема социально-профессиональной компетентности руководителя рассмотрена в ряде исследователей Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, ...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...